Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Возвращение Годзиллы (1984)

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

После провала дилогии о Мехагодзилле студия Toho не раз пыталась реанимировать своего главного монстра. Но из-за череды перипетий и проволочек им это удалось только через 9 лет. Причиной к выпуску фильма послужил успех фильмов "Чужой" и "Нечто". В итоге в 1984 году, к 30-летию франшизы, продюсер Томоюки Танака решил выпустить частичный ремейк оригинального фильма 1954 года.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Сюжет в целом повторяет оригинальный фильм. В море начали массово пропадать корабли, и единственные уцелевшие утверждают, что в этом виноват некий монстр, именуемый Годзиллой. Однако японское правительство тщательно пытается закрыть глаза на это. Но после того, как потерпела крушение советская атомная подлодка и дело едва не оборачивается международным скандалом, только тогда правительство вынуждено признать, что за исчезновением кораблей стоит Годзилла. К слову, в фильме снимались и советские актёры, поэтому мне было приятно услышать чистую русскую речь в фильме про Годзиллу (хотя даже тут без клюквенного диалекта не обошлось).

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Фильм по сравнению с предшественниками стал гораздо мрачнее и серьёзнее. Да и сам Годзи заметно изменился: он стал более высоким (около 80 метров), мускулистым и суровым благодаря обновлённому костюму. В костюм были вшиты специальные электронные механизмы, позволяющие аниматроникам создать Годзилле более живую мимику: Годзилла теперь может двигать бровями, глазами и верхней губой, обнажая свои зубы, что делает Годзиллу более страшным.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Также часть стала первым фильмом серии, созданной с уклоном в жанр хоррора. Вдохновлённость "Чужим" и "Нечто" дала о себе знать, поэтому в повествование ввели нового монстра - блоху-мутанта Шокиласа, убивающего несчастных людей путём высасывания из них внутренностей, которыми блоха и питается. Из-за этого жертвы буквально превращаются в мумии. Смотреть фильм в присутствии особо впечатлительных людей точно не стоило.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Драматургия в фильме также поднялась на новый уровень. Годзилла рушит не абстрактные картонные здания, а жилые дома, и реакция убегающие в панике жителей передана крайне хорошо. В итоге стало понятно, что обычные методы против Годзиллы бессильны. Люди прибегли к применению сверхсекретного супероружия под кодовым названием "Супер-Икс". С одной стороны, это уже за гранью фантастики, а с другой, хотите сказать, что расхаживающий по Токио 80-метрой монстр - это в порядке вещей?

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Людям удаётся построить электромагнитную тарелку рядом с действующим вулканом, чтобы заманить туда Годзиллу, который и тонет в лаве. Однако тут нет места радости, ибо Годзилла - это живое существо, и его убийство является вынужденной мерой. Я и сам невольно всплакнул в финале, а на фоне играла песня, название которой дословно переводится как "Прощай, Годзилла!"

Также этот фильм стал последним, подвергшимся радикальному перемонтажу с участием американского актёра Реймонда Бэрра (игравшего в перемонтированной версии оригинального фильма 1954 года). Но представьте себе мой ужас, когда я узнал, что американцы хотели выпустить ещё одну версию фильма в виде комедии с Лесли Нильсеном, но их удалось отговорить от этой затеи, и слава Богу. "Годзилла" 1984 года хоть и не является идеальным фильмом, но стала отличной отдушиной после фильмов 70-х годов.

Годзилла против Биолланте (1989)

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Увы, первый фильм новой эры не стал таким успешным. Мир не оценил стокгольмского синдрома в отношении гигантского монстра, из-за чего следующей части пришлось ждать долгих 5 лет. Отчасти подобный сдвиг был связан и с выходом фильма "Кинг-Конг жив", который получил настолько негативные оценки, что Toho от греха подальше перенесли дату релиза на неопределённый срок.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

По итогу, фильм исправил некоторые ошибки предыдущего фильма и показал Годзиллу, не похожего ни на что другое. Действие картины разворачивается в Токио, после первого нападения Годзиллы в 1984 году. Учёные собирают образцы кожи кайдзю для анализа, но из-за череды перипетий погибает Эрика, дочь доктора Ширагами, сыгравшего не последнюю роль в истории.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Спустя пять лет из-за возросшей вулканической активности правительство всерьёз опасается возвращения Бога Разрушений, и даёт Ширагами контракт на разработку оружия против Годзиллы. В процессе разработки учёный скрестил клетки Годзиллы с клетками розы, из-за чего на свет появился, пожалуй, самый необычный монстр с именем Биолланте.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

На мой взгляд, главный плюс фильма заключается в том, как здесь показали Японию. Видно, что в этот раз люди основательно подготовились к возможному нападению гигантских чудовищ. Об этом говорит и модернизированная версия "Супер-Икса", и наличие в распоряжении военных тесла-танков. Сам же Годзилла тоже в стороне не стоял и стал более мускулистым и устрашающим (видимо, пребывание в вулкане сильно закалило Годзи).

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Биолланте же поначалу выглядит довольно нелепо, да к тому же неспособной дать отпор Годзилле. Но уже ближе к концу Биолланте начинает выглядеть как уважающий себя монстр: ростом под 120 метров (выше самого Годзиллы), с большой крокодильей пастью и зубастыми лозами, служащими ей конечностями. Монстру, правда, это не особо помогло, но Биолланте выиграла достаточно времени, чтобы сработало биологическое оружие против Годзиллы.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Ещё одной особенностью Биолланте является то, что незадолго до финала в неё вселилась душа Эрики, что сделало Биолланте не просто бездушным монстром, а по настоящему живым существом. Также порадовали и новые человеческие персонажи. Например, тут впервые появилась девушка-экстрасенс Мики Саэгуса в исполнении Мэгуми Одака (не путать с сэйю Мэгуми Огата), которая прочно пропишется не только во франшизе, но и в сердцах преданных фанатов. А фраза учёного "Годзилла и Биолланте не монстры! Монстры - учёные, что их создали" заставляет задуматься об истинной природе человека.

Годзилла против Кинга Гидоры (1991)

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

К сожалению, фильм также провалился в прокате. Хотя касса и была больше предшественника, но он явно не вышел в плюс. Поэтому руководство Toho приняло решение о возвращении некоторых классических противников Годзиллы. И это стало правильным шагом, ведь с этого момента фильмы стали более успешными, что позволило их выпускать стабильно каждый год.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

По сюжету, над Токио было замечено НЛО, но вместо инопланетян на нём прилетели люди из будущего, которые в порыве альтруизма предложили людям настоящего предотвратить облучение Годзиллы в 1954 году. И тут сценаристы отвечают на вопрос о происхождении монстра: Годзилла когда-то был обычным динозавром (под названием Годзиллазавр), каким-то чудом дожившим до наших дней на отдалённом острове и подвергшимся облучению из-за испытаний водородной бомбы. В общем, Годзиллазавра удалось убить, но по возвращению в настоящее наших героев ждал неприятный сюрприз: Японию начал терроризировать Кинг Гидора. Дело в том, что люди будущего выпустили в 1954 году на остров питомцев Доратов, которые под действием радиации мутировали и слились в Кинга Гидору. Мотивация американцев будущего крайне проста: в далёком будущем Япония станет крайне передовой державой, обогнавшей по уровню Россию, Китай и США вместе взятых. Вот только американцы зачем-то выстрелили себе в ногу, взяв с собой японку, которая явно не хочет уничтожения своей страны. Испуганные люди настоящего решили снова облучить динозавра, но как оказалось, он облучился ещё в 70-х от советской атомной подводной лодки, став ещё больше, сильнее и злее. Так что можно официально заявлять, что с этого момента Годзилла - это НАШ слоняра.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

В первой же схватке Годзилле удается к чертям собачьим оторвать Гидоре одну голову и одолеть таким образом своего противника. Гидора повержен, и всё бы ничего, но теперь Годзиллу некому остановить, ведь он уже вошёл в кураж и отправился в Токио кошмарить местное население. И тут на помощь приходит та самая японка из будущего, которая в своём времени смогла откопать останки Гидоры и на их основе создать киборга - Меха-Кинг Гидору. К слову, новый дизайн Меха-Гидоры пришёлся мне по душе: роботизированная голова на месте отсутствующей биологической и такие же роботизированные тело и крылья смотрятся очень солидно и внушительно. Этот дизайн во многом отсылается на Терминатора (которым создатели фильма, видимо, очень сильно вдохновлялись).

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Несмотря на полученные повреждения, Меха-Гидоре удаётся прицепить Годзиллу и вместе с собой благополучно утопить в океане (довольно странный способ победы над существом, который большую часть своей жизни проводит в воде). Японке из будущего удалось спастись и вернуться в своё время, и фильм заканчивается на позитивной ноте. Мне лично фильм понравился, но, как по мне, главной проблемой сюжета здесь стали путешествия во времени, которые добавляют нелогичности происходящему. Это довольно показательный момент, потому что мне не нравятся фильмы про путешествия во времени (кроме "Назад в будущее", "Гостьи из будущего" и "Ивана Васильевича...", потому что это база). Но с другой стороны, здесь отличные спецэффекты и потрясный саундтрек от мастера Акиры Ифукубэ, а бои монстров - моё почтение!

Годзилла против Мотры: Битва за Землю (1992)

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Возвращение классических противников сработало, и фильм стал кассовым хитом. Поэтому в следующей части Годзиллу решили столкнуть с Мотрой. Однако фильм снимался в сжатые сроки, поэтому в 1992 году, в год выхода аниме-хита "Сейлор Мун" и игры "Sonic the Hedgehog 2" японцы получили осовремененный ремейк фильма 1964 года (я всё это, правда, выдумал, но кидайте донатики, если хотите полную статью по Сонику или Муньке). Кстати, для меня стал сюрпризом тот факт, что фильм показывался и в России с качественной озвучкой, так что я смотрел его на крайне приятных для меня условиях.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Сюжет фильма не привнёс радикальных изменений. Разница теперь состоит в том, что гусеницы в этот раз неодинаковы: у нас теперь есть добрая и хорошая Мотра и её злобный брат-близнец Баттра (да, это существо мужского пола). Правда, злым Баттру назвать можно с натяжкой, так как он ведёт себя как трудный подросток, быкующий на всё вокруг, но тем не менее он объединяет усилия с Мотрой для совместной борьбы с вернувшимся Годзиллой.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Однако не следует забывать, что фильм снимался в сжатые сроки, поэтому и в сюжете присутствует много не связанных друг с другом моментов. Начинается фильм с падения огромного метеорита, который не только пробуждает к жизни сами знаете кого, но и прибивает к берегу гигантское яйцо. Далее у нас происходит приключение японского Индианы Джонса, который и находит яйцо. Собственно, именно так и можно охарактеризовать сюжет, но опять же, на фоне монстров эти сюжетные тропы где-то теряются.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Впрочем, несмотря на вышеописанные недочёты, я считаю "Битву за Землю" отличным фильмом. Хорошие декорации и спецэффекты, бои монстров - всё на высшем уровне. Также порадовал и отменный саундтрек, над которым всё так же работал мастер Акира Ифукубэ. Да и в целом смотреть на то, как Годзилла рушит здания японских мегакорпораций (вроде Mitsubishi, Toshiba или Nikon) довольно уморительно. Жаль, что Sega под раздачу не попала: возможно, это бы уберегло её от идиотских решений и провала Saturn и Dreamcast.

Годзилла против Мехагодзиллы II (1993)

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Фильм был крайне успешен в прокате, и продюсеры, почуяв запах прибыли, решили дальше использовать эту рабочую формулу. Правда, они в этот раз подошли умнее и не стали делать ремейк фильма 70-х годов. В этот раз сюжет строится вокруг того, что люди подняли со дна океана останки Меха-Гидоры и на их основе создали меха для борьбы с Годзиллой. Функционал Мехагодзиллы и впрямь поражает: всевозможные огневые пушки, огнемёты, пулемёты, ракеты, мазерные установки и всё, что душе угодно. Его дизайн, правда, мне нравится меньше угловатой банки из 70-х, но это уже дело вкуса. Также здесь Мехагодзилле лучше сопереживать, ведь это не очередная инопланетная игрушка, а создание людей. Особенно это работает в сторонней истории японского пилота, который медленно зарабатывает уважение сослуживцев на поле боя.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Тем временем на одном японском острове Родан присваивает себе яйцо Годзиллы, что самому Годзи, разумеется, не нравится. И пока они выясняли отношения, люди под шумок доставили яйцо в лабораторию, где из него вылупляется детёныш Годзиллы. Несмотря на то, что изначально в фильм планировали включить Миниллу для привлечения женской аудитории (хотя режиссёр Такао Окавара был против этой идеи и тоже ненавидел фильмы 70-х), местная версия малыша мне нравится больше Миниллы, да к тому же играет заметную роль в сюжете.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Ближе к финалу Мехагодзилла побеждает вначале Родана, который прилетел за Малышом, а потом и Годзиллу. Казалось бы, всё, Годзилле кранты, есть пробитие. Но Родан перед смертью сумел передать Годзилле свою энергию, благодаря чему Годзи многократно увеличил свою мощь и без труда разнёс Мехагодзиллу в щепки. К счастью, людей спасает то, что Годзилла пришёл не ради суеты, а чтобы забрать Малыша и уйти с ним в море.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Лично мне очень понравилась эта часть. Внешний вид кайдзю и спецэффекты от Коити Кавакита всё такие же потрясающие, а бои монстров - моё почтение!

Годзилла против КосмоГодзиллы (1994)

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Безусловно, фильмы с участием классических противников Годзиллы собирали отличные деньги и оценки зрителей. Однако на них одних далеко не уедешь, нужно что-то менять. Продюсеры это понимали, и потому в 1994 году решили отойти от отработанной формулы и дать Годзилле нового противника космического происхождения. Хорошо это или нет - вопрос спорный, но ясно одно: создатели по итогу не справились со своей задачей.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

На пост режиссёра заступил дебютант Кенсё Ямасита, и одно это уже вызвало тревожный звоночек. Даже мастер Акира Ифукубэ не писал к этому фильму музыку, и композитором стал Такаюки Хаттори, который отчаянно пытался копировать манеру Ифукубэ. Его музыка получилась неплохой, но до мастера Акира всё равно не дотягивает. Даже спецэффекты Кавакита не делают своё дело.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Сюжет описывает следующее: клетки Годзиллы попадают в космос (то ли с Мотрой, то ли с Биолланте), где в чёрной дыре сливаются в КосмоГодзиллу, который в форме кристалльного астероида прилетает на Землю и начинает кошмарить Японию. И первым берёт в заложники Малыша Годзиллу (ставшего более высоким, пухлым и кавайным), на глазах которого и побеждает отца.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Люди же выставляют против пришельца своего меха М.О.Г.У.Э.Р.А (кстати, впервые появившегося в фильме "Мистериане" 1956 года), который также ничего поделать не может. Тогда Годзилла решает прийти на помощь. И это, пожалуй, первый фильм серии, где Годзи и люди не просто объединились, а сражаются бок о бок с общим врагом.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

По итогу, фильм вышел неплохим, но колесо Сансары снова сделало оборот, делая Годзиллу более семейным. Он наглядно показывает, что не стоит настолько радикально менять концепцию в следующей части. И хотя японцы уже делали подобный ужас в дилогии с Мехагодзиллой 70-х, за 19 лет они, безусловно, прогрессировали. Тем не менее, фильм собрал гораздо меньше предшественников, и продюсеры решили: пора ставить точку.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

В 90-х выходило ещё два шоу с участием нашего любимого кайдзю: "Остров Годзиллы" - дешёвый stop-motion сериал с участием фигурок Годзиллы, транслировавшийся в 1997 году на TV Tokyo, и "Godzilland" (или "Gojira Hiragana") - миленькое аниме, где чиби-кайдзю учат детишек читать хирагану.

Годзилла против Разрушителя (1995)

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Видя кассовый провал предыдущей ленты, продюсеры решились на отчаянный шаг. Было принято решение, что в следующем фильме Годзилла должен умереть. Поэтому здесь уже пожилой Годзилла находится на грани смерти: из-за взрыва подводного вулкана и последующего распада урана в теле монстра сердце Годзиллы буквально превратилось в вышедший из-под контроля атомный реактор гигантской мощности, взрыв которого грозит уничтожением всего живого на планете.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

В это время людям удаётся воссоздать прототип кислорода-разрушителя - того самого оружия, с помощью которого доктору Сэридзаве удалось победить первого Годзиллу в 1954 году. Однако из-за неудачных испытаний на свет появляется кайдзю Разрушитель. На мой взгляд это, пожалуй, самый сильнейший противник Годзиллы, способный постоянно эволюционировать и оснащённый главной слабостью Годзиллы - микрокислородом.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Малыш Годзилла здесь успевает вымахать до Годзиллы Младшего, представляющего собой уменьшенную копию отца. Именно сын вначале вступает в бой с Разрушителем. но силы оказываются крайне неравны, и Разрушитель убивает Годзиллу Младшего прямо на глазах отца.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

До сего момента из всех противников только космическая пиявка Хэдора проявлял осознанную жестокость. Но Разрушитель - это настоящий ублюдок с маниакальными наклонностями, убивший Малыша по приколу. Честно, я ещё никогда так сильно не сопереживал Годзилле. Ослабленный на фоне полученных ран и проблем с сердцем, потеряв самое дорогое в своей жизни, он превозмогает душевную и физическую боль против естественного врага, нападающего вновь и вновь, будто бессмертный. С дизайном Разрушителя создатели, кстати, не прогадали, буквально сделав из него гигантского Диабло.

Марафон Годзиллы. Глава 2 - эра Хэйсей. Возвращение и смерть.

Наконец умирающий Годзилла на пике своей мощи побеждает Разрушителя, пусть и с небольшой помощью людей. Напоследок Годзи под звучание реквиема жертвует собой, передавая энергию сыну. И тут я прям чуть не разрыдался, потому что видеть смерть любимого персонажа под столь печальную музыку действительно берёт за душу.

Студия Toho планировала и дальше выпускать фильмы, но потом решила сделать ставку на голливудскую экранизацию, которая тогда вовсю разрабатывалась, и сделать "Годзиллу против Разрушителя" заключительным. И я этому искренне счастлив, потому что всё опять шло к дружелюбному соседу Годзилле. На мой взгляд, фильм стал пиковой отметкой, ведь создатели взяли всё самое лучшее из предыдущих фильмов и умножили это в разы. Бои кайдзю наравне с драматургией поднялись на недосягаемую ранее высоту. Настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм, особенно с озвучкой от студии AniDUB, выпущенной совсем недавно.

Промежуточные итоги эпохи Хэйсей

Подводя промежуточный итог, хочу сказать, что фильмы эпохи Хэйсей - это фильмы категории Б в хорошем смысле этого слова. От них я физической или моральной боли не испытал, и они стали необходимой отдушиной после вакханалии 70-х. Киношники всё так же использовали костюмы, но в этот раз хотя бы сделали нормальную систему вентиляции, чтобы актёры, игравшие монстров, не томились в собственном соку. Если вы прям совсем кайдзю-энтузиаст, то со спокойной душой можете оценить эти фильмы (но прошу, не смотрите фильмы 70-х). Однако в конце десятилетия вышел ещё один фильм под маркой франшизы. Но об этом обязательно в следующий раз.

Продолжение следует...

19
1
10 комментариев