"Феномен 89": подводный ужас. Часть 2.
Почему не получилось с "Глубоководной звездой шесть" примерно понятно. Скромный бюджет, слэшерные корни, недостаток глубины (хе) сюжета и прочие прелести категории Б.
Но что, если задаться целью снять очень похожий фильм, только за "многа деняк"? Получится "Левиафан" 1989 года.
История производства
У этого фильма тяжелая, но интересная судьба. Если вы слышали про "спагетти-вестерны", популярные примерно до конца семидесятых, то можете себе примерно представить, чем мог бы стать так и не сформировавшийся окончательно "спагетти-хоррор" (не путать с сугубо итальянским джалло).
Дело не только в том, что производство "Левиафана" частично происходило на итальянской студии. Я применяю термин "спагетти" еще и потому, что хоррор "Левиафана" деформирован примерно так же, как вестерн Серджио Леоне. Это гораздо более наивная и оптимистичная фантастика, чем многие строго американские фильмы того периода.
Производство "Левиафана" было частично перенесено на итальянскую студию в том числе из соображений экономии. Многие спагетти-вестерны производились по той же схеме: с американскими актерами, но на итальянских площадках, где аренда техники, павильонов и рабочей силы (а иногда и съемка на натуре) обходится в разы дешевле, чем в Голливуде. Подробнее о бюджете фильма мы еще поговорим, отмечу только, что конечные затраты на производство "Левиафана" оказались в три раза скромнее фильма Кэмерона в аналогичном сеттинге, вышедшего в том же году.
Тем не менее, на команду денег не жалели. Продюсеры собрали такой "дрим тим", что глядя на список работавших над фильмом фамилий может подуматься, что проект просто обречен на успех. Смотрите сами:
• Режиссер — Джордж Косматос, который до работы над этим проектом работал над второй частью "Рэмбо: Первая кровь", окупившейся почти в семь раз и принесшей продюсерам колоссальную прибыль.
• Сценаристы — Дэвид Пиплс, работавший над "Бегущим по лезвию" Ридли Скотта, и Джеб Стюарт, который писал сценарий к самому первому "Крепкому орешку".
• Оператор — Алекс Томпсон, обладатель "Оскара".
• Художник — Стэн Уинстон, четырежды получавший "Оскар" за визуальные эффекты.
• Композитор — Джерри Голдсмит, который работал над саундтреком для огромного множества выдающихся фильмов, среди которых "Китайский квартал" Полански, "Чужой" Ридли Скотта и "Основной инстинкт" Пола Верховена. Кстати, для саундтрека "Левиафана" Голдсмит не схалтурил: чтобы продолжить тему глубоководной атмосферы, он включил в записанные треки песни китов.
Но и это еще не все. Актеры тоже все как на подбор — выдающиеся исполнители в своей нише. Главную роль сыграл Питер Веллер, сам выглядящий как инопланетный ужас. В касте затесался Генри Элизондо — вы могли никогда не знать, как его зовут, но неприятного второпланового типа из фильмов девяностых вы вспомните сразу. Тут был даже Дэниэл Стерн, который через год после "Левиафана" отправится грабить Макалея Калкина.
Почему я пишу об этом так, будто это все не имело никакого смысла? Ну...
Провал "Левиафана"
За 10 лет до "Левиафана", в 1979 году, выходит уже упоминавшийся здесь "Чужой" Ридли Скотта. При бюджете в 11 млн долларов фильм собирает в мировом прокате по различным оценкам от 100 до 200 млн долларов, что даже при самых скромных подсчетах звучит очень внушительно для экспериментального сайфай хоррора с рейтингом R.
И эта колоссальная прибыль досталась студии 20th Century. Глядя на это, Metro Goldwyn Mayer (далее — MGM) тоже захотела свой сверхприбыльный ужастик. Но то ли не удавалось собрать всех лучших из лучших на одной площадке, то ли продюсеры не до конца верили в эту затею, но на ее реализацию потребовалось почти 10 лет.
На "Левиафан" студия выделила в два раза больше денег, чем "20 век" в свое время на "Чужого" — по разным источникам, от 20 до 25 млн долларов. Однако фильм не оправдал ожиданий, собрав в итало-американском бокс-офисе всего 19 млн.
Неизвестно, что стало тому виной. В период проката "Левиафана" выходило еще несколько неплохих хоррор-фильмов (не только про подводную братву), но обвинять их в жестокой конкуренции с героем сегодняшней статьи не приходится. В том же марте 1989 года на экраны американского проката выходит фильм "Чернокнижник". Через месяц после "Левиафана", в апреле, выйдет экранизация "Кладбища домашних животных" от Мэри Ламберт, но ничто из громких премьер не конкурирует непосредственно в тематике.
Одной из вероятных причин провала "Левиафана" может быть разочарование в "Глубоководной звезде шесть", которая вышла в прокат в январе того же года, и неприятие зрителем научно-фантастического хоррора в подводном антураже. А может, сказалось предубеждение американцев относительно итальянского производства фильмов. Так или иначе, "Левиафан" не сумел отбить даже стоимости собственного производства.
Пока зрители голосовали американским рублем, критики писали один за другим негативные отзывы. Их реакция была странным образом единодушна: многие рецензии из газет тех лет сходятся во мнении о том, что "Левиафан" пытается плохо скопировать отдельные элементы из хоррорных хитов прошлых лет — "Чужого", "Нечто", а также малоизвестного у нас сайфай триллера "Чужбина" 1981 года.
Что же, в таком случае, им не понравилось, если MGM сделали солянку из лучших представителей жанра? Вторичность. И критики, и зрители сходятся в показаниях: "Левиафан" мог бы стать очень сильной кинематографической работой, если бы не скатывался в избитые клише, неизобретательные однотипные убийства и чрезвычайно предсказуемый финал, в котором "выживают красивые". Уже в далеком 1989 году зритель был по горло сыт этими безопасными и предсказуемыми кадрами, и хотел хотя бы краденого из добротных ужастиков прошлых лет напряженного финала.
Так о чем же все-таки фильм?
Главный герой, Стивен Бек, сыгранный Питером Уэллером, — геолог, которого корпорация нанимает для руководства добычей серебра в команду работяг на глубоководной станции. Трехмесячный контракт команды вот-вот подойдет к концу и смена готовится к скорой отправке на поверхность (...звучит знакомо?), но случается оказия — во время очередной вылазки один из шахтеров по кличке Сикспак проваливается в разлом, где обнаруживает советский корабль "Левиафан".
Команда поднимает на станцию сейф, а сам Сикспак втайне забирает себе флягу с водкой, которую позже приговаривает с коллегой Бриджет Боуман. В это время Док (женщина-врач? врачиха? врачиня? медичка?) и Бек смотрят видеокассету из сейфа, на которой капитан "Левиафана" рассказывает о странной болезни, распространившейся среди экипажа. Выясняется также, что корабль был затоплен умышленно.
На следующее утро Сикспак чувствует себя неважно, и несколько часов спустя умирает по неизвестной причине. Чтобы избежать паники, Бек и Док решают умолчать об этом событии. При этом распившая трофейной водки Боуман остается без осмотра. Герои запрашивают у главы корпорации срочную эвакуацию, однако им оказывают в связи с надвигающимся штормом. В это время Боуман находит труп Сикспака, который начинает странным образом мутировать, и замечает у себя те же признаки болезни.
Далее следует череда смертей членов экипажа, поиск зараженных, растущее недоверие между членами команды и борьба с неизвестными чудищами, в которые превратились погибшие работяги. Параллельно шахтеры узнают две удручающие новости: первое — это то, что появление монстра являлось результатом действия простого советского копеечного мутагена, и второе — то, что корпорация не собирается их спасать и заранее объявила весь экипаж погибшим.
Стоит сказать, что эффекты деформации тел выглядят действительно неплохо, но это не слишком помогает делу. В том же "Нечто" 1982 года бодихоррор реализован гораздо бодрее, а поиск зараженных — напряженнее. Отдельные же кадры с чудовищем не вызывают ничего, кроме недоумения: местный мутант состарился гораздо хуже гигеровского фаллоподобного ксеноморфа, и шансов стать настолько же культовым героем кошмаров у него не было с самого начала.
Финал, как и говорилось в рецензиях критиков, выглядит разочаровывающе предсказуемым. Парочка главных героев спасается и добирается до поверхности, злая корпоратка получает по лицу от геолога, чудище гибнет. Относительный хэппи энд, после которого облегченно вздыхают не только персонажи, но и зритель.
Несмотря на то, что у фильма "энд" вышел довольно "хэппи", проект стоит считать скорее мертвым, чем живым. Он не отбился в прокате на момент выхода, не породил детищ в виде хоть какого-то сиквела, не стал "скрытым сокровищем" спустя время, да и, в общем, мало кто о нем помнит и говорит кроме больных ублюдков типа меня, но я-то из любви к искусству...
Правда, было у "Левиафана" одно последствие. Но о нем мы будем говорить уже в следующей статье.
Ну а сейчас можем и сегодняшнего пациента обсудить.
VVendigo.
*изображения для статьи позаимствованы с сайта IMDb.