"Феномен 89": подводный ужас. Часть 1.
Итак, как было упомянуто в предыдущем посте, в 1989 году вышло как минимум 6 фильмов о подводных чудовищах. Но, к счастью, не все из них заслуживают детального рассмотрения: парочка вышла настолько унылой, что их записи трудно добыть в смотрибельном качестве, не говоря уже о подробной истории съемок.
"Глубоководная звезда шесть" (DeepStar Six) стал первым из, иронично, шести фильмов о монстрах из глубины периода 1989-1990. Стоит заметит, что среди этих шестерых лишь один был оценен по достоинству и американским рублем, и критиками... И это не DeepStar Six.
Сюжет
Завязка истории совсем простенькая. Команда подводных тружеников на станции "Глубоководная звезда шесть" должна разместить на дне океана ядерные ракеты. Работяги устали от долгой смены, все хотят домой, некоторые откровенно перегружены работой, отчего срываются друг на друга и не всегда принимают адекватные решения.
Тут в команде начинаются первые разногласия: морской биолог, которую взяли на станцию "за компанию", и которой до недавних пор на необитаемо огромной глубине нечего было изучать, вцепляется в возможность осмотреть обнаруженную при георазведке систему пещер. Командир экспедиции, который переживает из-за давления со стороны военных и хочет отпустить команду домой как можно скорее, принимает решение пещеру взорвать, чтобы разместить ракеты на укрепленном дне.
После обрушения из пещеры выбирается НЕЧТО: разумеется, доселе неизвестное науке, быстрое, зубастое, крайне смертоносное и угрожающее всему экипажу станции. Большая часть фильма посвящена тому, как глубоководное НЕЧТО различными способами стращает работяг, портит казенное имущество и всячески препятствует выполнению задания. И где-то на фоне еще есть романтическая линия*.
*не с чудищем
Выглядит все это дешевенько, халтурненько, запоминается не очень хорошо. Визуальный ряд "Глубоководной звезды" наверняка сольется у вас в мельтешение кадров, которые, всплыви они в памяти, будет трудно отделить от других страшилок про монстров-мутантов из конца восьмидесятых-начала девяностых.
История создания
Гораздо интереснее нам поговорить не о фильме, а о том, что вокруг него. Начнем со съемочной команды. Из тех, что на виду, хочу упомянуть Мигеля Феррера, сыгравшего тут нервного техника Снайдера — чуть позже он запомнится любителям сериалов как агент ФБР Альберт Розенфилд из сериала "Твин Пикс".
За кадром тоже осталось немало интересных личностей. Тщательно изучив послужной список съемочной бригады, можно отследить связь "Глубоководной звезды" с франшизой "Пятница 13".
Координатором трюков на площадке работал Кейн Ходдер — актер, до "Глубоководной звезды" дважды сыгравший Джейсона Вурхиза в частях "Пятницы 13" "Новая кровь" (1988), "Джейсон штурмует Манхэттен" (1989), а после еще дважды возвращавшийся к этой роли в фильмах "Джейсон отправляется в ад" (1993) и "Джейсон Икс" (2001).
Что более важно, Шон Каннингем, режиссер и продюсер "Глубоководной звезды", в 1980 году был также режиссером и продюсером самой первой "Пятницы 13". Работу над "Глубоководной звездой", что следует из интервью, он задумывал еще в 1987, и при этом закладывал в планы снять целую серию фильмов о глубоководных чудищах (по аналогии с франшизой о маньяке в хоккейной маске).
Изначально студия Carolco Entertainment отдала сценарий фильма, написанный Льюисом Эбернатти, режиссеру Роберту Хармону, которому удалось тремя годами ранее выпустить успешный фильм "Попутчик". Однако Хармон покинул проект, и Шон Каннингем решил доснимать картину самостоятельно.
Бюджета у него было по меркам фантастического кино совсем немного: в официальной документации (где стоимость проекта почти всегда завышена) значится сумма в 8 млн долларов. Для сравнения, за 10 лет до "Глубоководной звезды" вышел "Чужой", официальный бюджет которого составил 11 млн. У "Звезды" не было эффектного дизайна от Гигера, так что вышло то, что вышло.
Льюис Эбернатти, сценарист "Звезды", кстати, был другом Джеймса Кэмерона, который в том же самом 1989 году работал над другим фильмом про глубоководных тварей (о нем мы поговорим в одной из следующих статей).
Кэмерон попросил Эбернатти не продавать сценарий "Звезды" Carolco Entertainment, чтобы избежать конкуренции с собственным фильмом. Эбернатти его просьбу проигнорировал, в результате чего они с Кэмероном рассорились на целых шесть лет и вновь воссоединились только в 1995 году на съемочной площадке "Титаника".
Итого у фильма был простой сценарий (недостаточно хороший для уровня Кэмерона), режиссер и продюсер постепенно вырождающейся франшизы слэшеров, недорогой постановщик трюков из седьмого сиквела той же франшизы, нулевой коэффициент узнаваемых актеров, а также примерно 6 млн долларов фактического бюджета на руках.
С такими входными данными "Глубоководная звезда шесть" была обречена на провал. Она и провалилась, со скрипом отработав чуть более 8 млн долларов в прокате — почти ровно столько же, сколько в нее было вложено.
Фильм встретили прохладно и без энтузиазма. Это был зимний ужастик, выпущенный в "мертвый сезон", когда кинотеатры только-только откатали рождественско-новогодние детские фильмы, хэллоуин остался далеко позади, а до летних блокбастеров было еще жить и жить. Однако "Глубоководной звезде", по совпадению (видимо, в связи с относительно быстрым производством), повезло открыть целую серию точно таких же фильмов про подводных чудовищ, и как минимум за счет этого она заслуживает остаться в истории.
В следующем посте речь пойдет уже о более внушительной попытке снять хоррор под водой, с гораздо более высоким бюджетом, актерами и уровнем подготовки.
Ждите, хвалите.
VVendigo.