Фильм 2017 года "Время Первых". Часть первая. Подготовка к полёту
В 2017 году на широких экранах нашей страны вышел этот "исторический фильм "снятый режиссёром Дмитрием Киселёвым. Главные роли сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. Космонавт Алексей Леонов, был консультантом фильма. Идея снять фильм принадлежала актеру Евгению Миронову, который так же стал и одним из продюсеров этого фильма. Первоначально на роль режиссера картины хотели пригласить Сергея Бодрова старшего, но затем режиссером картины назначили Юрия Быкова.
В 2015 году проект получил финансовую помощь «Фонда кино» на безвозвратной и возвратной основах, финансовую помощь также оказал Альфа-банк, вице президентом которого как раз и являлся Алексей Леонов. Съёмки фильма прошли в два этапа: с 1 июля снимали в павильонах и на летней натуре, в ноябре — съёмки космоса и приземление космонавтов в тайге. Первоначально режиссёром фильма был Юрий Быков, но когда фильм уже был готов на две трети, он был отстранён от проекта продюсерами Тимуром Рекламбетовым и Евгением Мироновым. По словам самого Быкова, продюсеры «увидели не такой фильм, который можно продать» и желали получить более зрелищное кино. После этого работу над фильмом продолжил Дмитрий Киселёв, который ранее до этого принимал участие в съёмках франшизы "Елки", от Тимура Рекламбетова, Он полностью переснял картину, оставив из материала Быкова только пару коротких эпизодов. Дмитрий Киселев в одном из своих интервью заявил:
«Я стал копаться в литературе, изучать детали того полета, которые были в свободном доступе, и предложил свое видение ритма космической части. Чтобы хорошо рассказать историю, нужно постоянно менять состояние: прежде чем удивить, притупить внимание зрителя, прежде чем напугать — рассмешить. И так далее. Кино держит, когда есть этот ритм, переход из одного состояния в другое»
Так что при разборе данного фильма и посмотрим как режиссер картины вместе с продюсерами и сценаристами в действительности изучали документы и свидетельства очевидцев, так же увидим как фильме по реальным событиям эти события в очередной раз исковеркали для повышения драматизма.
Фильм начинается с кадров как пилот Миронов находясь в прострации сидит в неисправном самолете у которого горит двигатель, а его с земли вызывают по рации. Миронов хочет применить систему пожаротушения, но ему это делать не разрешают, говорят что бы он снижался, отправлял самолет в поле и катапультировался. Миронов хочет катапультироваться, но у него это не получается, система катапультирования по вине напарника Миронова не работает, Лобанов при подготовке машины к полету не снял чеку с катапульты. Приходится летчику Леонову сажать горящий самолет в безнадежной ситуации при этом чудом.
В воспоминаниях Алексея Леонова, эпизод с аварийной посадкой встречается. Только вот аварийная ситуация, случилась из за того что при посадке не выпускалось шасси. Да Леонов действительно быстро сориентировался и посадил машину, только выглядело все не так драматично, да и двигатель не горел. По фильму, за тем как пилот Миронов сажает неисправный самолет в экстремальных условиях, наблюдает генерал Каманин, прибывший в воинскую часть со специальной комиссией. Генерал Каманин, курировавший отряд космонавтов, не мог присутствовать при этом эпизоде, поскольку поисками будущих космонавтов сам не занимался. Авиаполк, где служил Леонов, посетил Евгений Карпов — первый начальник Центра подготовки космонавтов. Да и в космическую программу летчик Леонов попал не из-за аварийной ситуации.
После посадки Миронов спасает незадачливого товарища и вытаскивает из системы катапультирования чеку, которую Лобанову и передает. На вопрос товарища а какое оправдание он найдет почему не прыгал когда поступил такой приказ, Миронов говорит что оправдается тем что спасал дорогую советскую технику.
Каманин же интересуется, что за представление тут устроили. На это, командир воинской части говорит, что машина уже не новая, поэтому двигатель сдох, почему машина оказалась неисправная разберутся, виновных накажут и расстреляют, ну а машину пилотировал сумасшедший лейтенант Леонов. Каманин же говорит, что летчика Леонова направляли к нему, так как именно такие сумасшедшие им и нужны.
Ну а я все время думал, что в отряд космонавтов люди попадали по совершенно другим критериям. А тут оказывается, что для полета в космос набирали только сумасшедших людей. Этот голливудский штамп, про то что они типа сумасшедшие, но при этом они лучшие прочно засел в головах отечественных сценаристов да так что они этот штамп уже пихают всюду куда только можно, при этом не удосуживаясь четко и логично прописать поступки персонажей. А киношный Леонов мне напомнил Топпера Харли из фильма "Горячие головы", где кстати высмеивался этот голливудский стереотип, сумасшедших но лучших из лучших.
Когда в СССР на полном серьезе стали обсуждать возможность полета человека на космическую орбиту, поднялся вопрос о том, откуда брать будущих космонавтов. Врачи предложили летчиков-истребителей, так как это наиболее приспособленные к различным нагрузкам люди. Эта идея понравилась главному конструктору Сергею Королеву, который заметил, что летчики помимо физической выносливости, еще и обладают обширными знаниями и навыками.
Были сформированы основные требования к кандидатам, идеальное физическое и психическое здоровье, высокий уровень стрессоустойчивости и выносливости организма, высокая летная успеваемость, вес тела — не больше 70 кг, рост — не выше 170 см, возраст — не старше 35 лет. Искать будущих космонавтов начали среди летчиков военной авиации, внимательно изучая их личные дела и состояние здоровья. Всего было отобрано 352 человека.
Затем было собеседование с кандидатами, в ходе которого оценивались знания летчика и его готовность к космическим полетам. После него началась дополнительная проверка, за время которой 53 человека сами отказались участвовать в рискованном и необычном на тот момент деле. Еще 74 кандидата были отклонены по состоянию здоровья. Претендентов осталось 225.
Всех, кто был допущен к дальнейшим проверкам, стали привозить в Москву, чтобы провести более детальный и тщательный отбор. Помимо стандартных медицинских осмотров, кандидатов подвергали таким испытаниям. Закрывали на 10 дней в сурдокамере, изолируя от остального мира — кстати, именно здесь лучше всех проявил себя Юрий Гагарин. Проверяли реакцию организма к перепадам высоких температур в термокамере. Укрепляли вестибулярный аппарат с помощью специальных приспособлений и упражнений. Смотрели устойчивость к недостатку кислорода. Также пилотам читали теоретические лекции, на которых знакомили их с действием невесомости и перегрузок, рассказывали технические моменты. А на практике кандидатов учили прыгать с парашютом, вести себя в состоянии кратковременной невесомости.
Пройти все испытания удалось 29 претендентам. Правда, потом оказалось, что в отряде не должно быть больше 20 человек, п��этому 9 кандидатов перевели в «резерв». Далее все люди попавшие в отряд космонавтов проходили различные тренировки в том числе на специальных тренажерах. В результате дальнейшего отбора в первый отряд космонавтов попало 6 человек
Далее наступает 1963 год, нас переносят в опытное конструкторское бюро, куда среди ночи на машине приезжает Королев. Их последующего разговора мы узнаем что полет космического корабля Восход-2, оказывается был запланирован на 1967 год, но из-за того, что американцы планируют совершить подобный полет уже в 1965 году, сроки старта советского корабля переносятся. Вот оно как, я то то думал что космическую программу в СССР создавали потому что она продвигала науку и технический прогресс, но нам говорят что все это делалось только для того что бы догнать и перегнать Америку. Хотя по сути, это американцам приходилось догонять Советский Союз в космической программе, так по многим показателям мы и так уже были первыми.
4 октября 1957 года Советский Союз запустил «Спутник-1», первый искусственный спутник Земли, и стал первой космической державой. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака по кличке Лайка, ставшая «первым живым космонавтом» Земли. 19 августа 1960 года в СССР был запущен «Спутник-5», на борту которого находились собаки Белка и Стрелка. После орбитального полёта собаки благополучно вернулись на Землю. Первый в мире орбитальный полёт животных с возвратом. Первым человеком в космосе и сразу на орбите был советский космонавт Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый орбитальный полёт на корабле «Восток-1» 6 августа 1961 года Герман Титов стал первым человеком в космосе, который провел на орбите более суток, сделав 17 витков вокруг Земли. 14 июня 1963 года Валерий Быковский находится на орбите Земли в течение почти пяти суток — самый долгий одиночный полет. Так что, как раз американцам приходилось догонять, при этом не всегда удачно. Так например 6 декабря 1957 года в торжественной обстановке при большом стечении народа на мысе Канаверал должен был состояться запуск первого американского спутника. Миллионы американцев прильнули к экранам телевизоров, старт ракеты должны были показать в прямом эфире. Ракета смогла подняться лишь на 1,2 м, после чего накренилась и взорвалась.
Тут же в фильме, Каманин говорит что мы не можем допустить, чтобы американцы нас опередили и поэтому старт корабля переносится на 1965 год. Королев же пытается Каманину возражать и говорит: "А допустить в космос неготовое изделие с буквами СССР на борту можно? Обораться перед всем миром можно? И получить два героических трупа, вместо двух живых живых героев космонавтов."
Нам опять вдалбливают в голову мысль про ужасную советскую систему которая с человеческими жертвами не считалась и готова была шагать к намеченной цели по человеческим труппам. Далее Королев говорит что надо в ускоренном темпе подготовить два корабля, при этом первый будет испытательный. Ну а так же нужно будет отработать нештатные ситуации которые могут случится а дальше надежда на людей и у них есть два отчаянных космонавта. Кстати, по воспоминаниям самого Леонова, будущий космический корабль на котором он и совершит полет в космос он увидел в 1962 году.
Королев при этом, во время разговора, показывает на фотографии Миронова и Хабенского в советской форме которые почему то висят тут же в конструкторском бюро. . Инициатором создания кораблей «Восход» на основе одноместных «Востоков» стал как раз Сергей Королёв. В июне 1964 года началась подготовка к полёту первого в мире трёхместного космического корабля «Восход». Была сформирована группа из семи кандидатов на этот полет. В нее вошли: от ЦПК — В. М. Комаров и Б. В. Волынов, от ОКБ-1 — инженер-проектант К. П. Феоктистов, от Академии наук СССР — старший научный сотрудник Института автоматики и телемеханики Г. П. Катыс, от Института авиационной и космической медицины ВВС — Б. Б. Егоров и В. Г. Лазарев. В группу также входил врач ЦПК А. В. Сорокин.
Кандидаты готовились к полёту в разных составах экипажей, так как руководители полета «Восхода» (генерал Н. П. Каманин, С. П. Королёв и М. В. Келдыш) долгое время никак не могли договориться, кого же из них отправить в космический полет. В итоге лишь за три дня до запуска, 9 октября 1964 года решением Госкомиссии в основной экипаж «Восхода» были назначены В. М. Комаров, К. П. Феоктистов и Б. Б. Егоров. Остальные четверо кандидатов были включены в дублирующий экипаж. Владимир Михайлович Комаров — командир корабля, Константин Петрович Феоктистов — научный сотрудник, Борис Борисович Егоров — врач. Дублёры экипажа: Борис Валентинович Волынов — командир корабля, Георгий Петрович Катыс — научный сотрудник, Алексей Васильевич Сорокин — врач, а так же Василий Григорьевич Лазарев. Корабль «Восход-2» был модифицирован по сравнению с кораблём «Восход-1». В корабле «Восход-2» было два места для космонавтов, а также была установлена надувная шлюзовая камера «Волга». Во время старта шлюзовая камера была в сложенном состоянии, в космосе — надувалась, а перед сходом с орбиты и приземлением — отстреливалась от корабля.
В июле 1964 года был назначен экипаж для выполнения полёта на корабле «Восход-2». Основной экипаж: Павел Беляев — командир и Алексей Леонов — пилот; дублирующий экипаж: Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Позже к подготовке к полёту был привлечён и Дмитрий Заикин. Кстати только 9 февраля 1965 года было окончательно решено что полет на корабле Восход -2, осуществят именно Леонов и Беляев. Это я к тому что у космонавтов были так же и дублеры, да и пробные запуски перед полетами проводились. Тут же в фильме в космической программе учувствуют всего двое человек, и вообще не видно Юрия Гагарина, который кстати принимал деятельное участие в программе подготовки Леонова и Беляева. И так для справки, космический корабль получил окончательно название Восход -2, только в 1965 году, до этого планировалось назвать корабль просто Выход.
Далее Миронов и Хабенский, сидят в самолете и готовятся совершать тренировочный прыжок с парашютом. При этом Леонов поправляет парашют у более старшего и опытного товарищи, и интересуется, сколько боевых вылетов Беляев за время войны выполнил. Пилот сообщает что очень низкий потолок, да и ветер усиливается, поэтому прыжок нужно отложить и возвращаться на базу. Беляев принимает решение возвращаться. Леонов же говорит что их выбрали для того чтобы они выполняли невыполнимые задачи, берет и прыгает из самолета, Хабенскому ничего не остается как прыгнуть за ним.
Во время спуска на парашюте, Леонов более опытному летчику чем он, дает советы как правильно спускаться на парашюте. Для полного понимания, когда в 1943 году Павлу Беляеву исполнилось 18, его отправили учиться в летное училище. Он блестяще окончил школу обучения летчиков, затем Ейское высшее военное училище и 9 мая 1945 года был направлен в одну из частей ВВС. Участвовал в войне с Японией, летал на истребителе, а после ее капитуляции продолжил службу в военной авиации, освоил десятки типов самолетов, налетал более 500 часов. В 1959 году Павел Иванович успешно окончил Военно-воздушную краснознаменную академию. В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов. Среди набранных лётчиков был самым старшим по возрасту, по званию (майор) и по должности (командир эскадрильи). Внутри группы был единственным, кого коллеги именовали по имени и отчеству. Проходил подготовку к полётам на кораблях типа «Восток» и «Восход».
Это я к тому что летчиком Беляев был опытным, а в фильме мало того что он сам ничего не умеет, так еще и ходит на поводу Леонова. Но так как этого сценаристам показалась мало, так они еще полностью исковеркали и характер Беляева, сделав из него какого то неуверенного в себе нюню. Однако советы Леонова не помогают и при приземлении Беляев ломает ногу.
Павел Беляев. Первые шаги.
Эпизод со сломанной ногой в воспоминаниях Беляева встречается, только произошел он в 1961 году, во время затяжного прыжка с парашютом, при этом Леонов вообще никак не упоминается. Ну а тут события перенесли на 1963 год, да к тому же значительно исказили дальнейшие события. Далее Миронов у дома офицеров дожидается Каманина и просит что бы его пустили к товарищу, дескать Хабенский распустил нюни, никого не хочет видеть и он хочет поддержать боевой дух товарища. За неоднократные нарушения дисциплины Мироновым, генерал Каманин удивляется а почему он ему еще пинка под зад еще не дал и говорит что дальнейшие тренировки продолжаются. Так же Каманин говорит что Беляев отстранен от полета и новым напарником Леонова является Хрунов. Леонов заступается за товарища и говорит что это он виноват в случившемся.
На это Каманин говорит, что Беляев пусть пока подлечится, но так как программу тормозить нельзя, то пусть Леонов готовится к полету с другим напарником. В следующей сцене, Леонов находится у себя в квартире и рисует натюрморт. Заходит его жена и говорит что получается похоже. Ну а Беляев лежит в палате на растяжке со сломанной ногой и очень сильно переживает. Кстати понять Беляева тут можно, перелом ноги, да еще последующее нахождение переломанной конечности само по себе очень неприятное, нечто похожее пришлось испытать на собственной шкуре. Тут открывается окно и палату забирается Миронов, пришедший товарища поддержать.
Миронов приносит с собой в рюкзаке различные железки и говорит что они сейчас начнут программу реабилитации физической формы Хабенского, так как жизнь типа у Леонова одна, напарник один и он ни с кем кроме Хабенского в космос лететь не намерен. Миронов навешивает на растяжку дополнительный груз и заставляет Хабенского делать физические упражнения. В время упражнения рвется растяжка и и нога бьется о кровать причиняя боль Хабенскому. Сцена того как герой Леонова лезет к товарищу в окно, уже до этого множество раз появлялась в разных как советских а так же в зарубежных фильмах.
По воспоминаниям Беляева что я привел выше, видно что сначала Беляеву хотели сделать операцию, потом предложили пассивный метод лечения, для естественного срастания конечности надо было лежать в течении длительного времени в гипсе и ждать. Когда же сняли гипс выяснилось что сросшаяся нога стала немного длиннее. Для того что бы привести ногу в норму, Беляеву ВРАЧИ порекомендовали физические упражнения, которые Беляев уже выполнял будучи уже дома. Разумеется Леонов опять же не упоминается. При этом делать упражнения по воспоминаниям Беляева, было адски больно и трудно, но оно того стоило, нога укоротилась до нормального размера. Физическое же состояние Беляева у врачей опасения не вызывало, было опаска что может проявится проблема психологического характера, боязнь прыжков с парашюта после травмы. Для того что бы опровергнуть такие опасения, первый прыжок с парашютом после выздоровления Беляев совершил с Юрием Гагариным, о котором в этом фильме вообще не упоминается.
После того как Хабенский выгнал из палаты Миронова, нам показывают как Миронов с новым напарникам совершают тренировочный полет с испытанием невесомости. Когда Правительством СССР было принято решение об отборе и подготовке космонавтов к первому космическому полёту, одной из многих неисследованных областей была проблема невесомости. Важнейшее значение для программы подготовки было исследование, как человек, а конкретно — космонавт, будет ощущать себя в условиях невесомости.
В 1961 году на опытном производстве ГК НИИ ВВС с помощью ОКБ Туполева была подготовлена первая специализированная летающая лаборатория Ту-104А (ССС1М2390). Выбранная машина должна была обеспечивать полёт в условиях различных перегрузок (в том числе отрицательных) так, чтобы бортовое оборудование оставалось работоспособным. Для создания эффекта невесомости самолёт должен иметь постоянное ускорение равное g, направленное вниз. Этим создаётся нулевой вес всего, что находится на борту. Длительно такой режим (до 40 секунд) можно создать, если выполнить специальную фигуру пилотажа «провал в воздухе». Для точного достижения нулевого значение веса (условие невесомости) в ЛИИ позднее был разработан и применён автомат управления, который обеспечивал требуемое тонкое управление.
Сцена, как Миронов кружится в невесомости внутри самолета, в целом смотрится неплохо и нарекания в целом не вызывает, но есть одно НО. По воспоминаниям Леонова вышедшим в 1980 году, тренировки в условиях невесомости он проходил вместе с Беляевым. При этом, отрабатывать упражнения по входу в шлюзовую камеру у него получалось, хоть и не с первого раза.
В фильме же, после тренировочного полета, Королев спрашивает у Миронова, почему за все эти сеансы невесомости не было ни одной удачной попытки захода в шлюз. На это Миронов отвечает, что хоть скафандр и называется Беркут, он очень неудобен и напоминает асбестовый гроб. В тех же воспоминаниях Леонова говорится ,что его скафандр был очень удачным и точно сшит по нему. При этом Леонов рассказывает, что на макете корабля, а так же в условиях невесомости, при тренировках отрабатывались разные аварийные ситуации, при этом вес самого скафандра в невесомости не очень ощущался.
Тут же в фильме, Миронов скафандром недоволен, и предлагает Королеву, на изучение скафандр который спроектировал лично он. Миронов достает из тубуса чертеж скафандра и говорит, что лучше бы в некоторых местах, для лучшего сгиба локтевых и кистевых суставов, поставить специальные шарниры. На это неизвестный нам инженер говорит: "Что бы такой скафандр появился на свет, нужно два, а то и два с половиной года." Но этого времени у них нет, дополняет инженера Королев.
"Высотные и космические скафандры" - книга авторов Алексеев С.М., Уманский С.П
Если бы сценаристы данного фильма хоть немного знакомились с разными источниками, то они бы знали, что высотные скафандры в Советском Союзе. начали разрабатывать еще в 1931 году В Скафандре Ч-2, в местах сгибов конечностей уже были применены специальные шарниры. Кстати для людей которые интересуется подобной тематикой рекомендую к прочтения книгу которая так и называется "Высотные и космические скафандры".
Тут же напарник Леонова предлагает идею, что лучше космонавту заходить в шлюз не вперед ногами, а головой. Королев предлагает Хрунову провести эксперимент, залезть в шлюз головой вперед, там в узком пространстве развернуться и закрыть люк шлюза. У Хрунова произвести все эти маневры в узком пространстве не получается, а Королев констатирует что из за этого экипаж погиб. На это Леонов говорит что они будут отрабатывать текущие задачи и готовы лететь в этих кандалах.
На это Королев говорит: "Да и мы и так народ который от рождения летает в кандалах. А представляете если их снять, что бы тогда было." До нас за двадцать минут фильма опять говорят про ужасную советскую систему, которая держала людей с рождения в кандалах. Ну так тридцать лет назад Советского Союза не стало, ну и как далеко мы улетели без этих кандалов?
Если судить по достижениям российской космонавтики то не очень далеко, так как наша космонавтика все еще держится на советских разработках, а нынешнее дела Роскосмоса под управлением журналиста Рогозина, вообще оптимизма не вызывают.
Вон не так давно, Роскосмос продемонстрировал нового робота. Если робот обтянут кожей и одет одежду и зачем то пристает к непонятному манекену, то ничего себе, им мое почтение у них получился первый в мире человекоподобный андроид. Если же робот это манекен, руками которого двигает человек, то так себе изобретение. Ну ладно, это так лирика, возвращаемся к просмотру фильма.
Чертежик Леонова, Королев всё-таки забирает себе. Следующая сцена происходит в больнице. К врачу забегает медицинская сестра и говорит что Беляеву плохо. Врач заходит в палату и видит как Хабенский, в качестве физических упражнений кровать поднимает. Врач выходкой Хабенского недоволен о чем ему и говорит. На это Хабенский врачу отвечает, что дескать врач сам ему посоветовал физические упражнения и на постепенные нагрузки у него нет времени.
Поздно вечером, Миронов идет домой и видит как Хабенский стоя под дождем делает физические упражнения со штангой. Миронов поздравляет Хабенского с возвращением. Ну в таких условиях Хабенского не возвращение в космическую программу бы ожидало, а скорее всего воспаление легких и больничная койка. Далее нам показывают короткую нарезку, как Хабенский и Миронов занимаются различными тренировками.
В Следующей сцене нас переносят в конструкторское бюро, за 120 дней до старта. Сотрудники бюро работают без отдыха в три смены, при жуткой нехватке времени и при этом испытывают на себе давление с верху, что бы подготовить корабль к намеченному сроку. Королев советует электрику отдохнуть и продолжить работу завтра, но тот продолжает работать. Инженеры обсуждают создавшееся положение, но тут происходит кроткое замыкание и электрика отбрасывает в строну. К электрику подбегают люди, проводят осмотр и выясняется что человек мертв.
А на этом моменте я пожалуй закончу, что будет дальше вы узнаете из следующей части Продолжение следует...