Дракон, Грендель и мать его

Дракон, Грендель и мать его

В 2007 году Роберт Земекис представил публике свой второй анимационный проект. Теперь рождественский антураж сменился мрачным и ледяным скандинавским фольклором.

По правде говоря, точнее будет сказать, что авторство манускрипта принадлежит безымянному англосаксонскому поэту, хотя события этой героической саги развиваются на датских берегах.

До сих пор не существует единого мнения по поводу даты возникновения самого эпоса, доподлинно (в результате палеологической экспертизы) известна лишь дата создания рукописи — период между 975 и 1025 гг. нашей эры. Дело в том, что легенда могла существовать гораздо раньше и передаваться из уст в уста, но записали поэму о похождениях легендарного воина только на рубеже X-XI веков. Теоретически, могли законспектировать и раньше, но сохранилась только эта копия произведения, притом в единственном экземпляре.

Первая страница рукописи "Беовульф". Интересно, что манускрипт изначально не имел заголовка и получил его только в момент первой публикации в 1815 году.
Первая страница рукописи "Беовульф". Интересно, что манускрипт изначально не имел заголовка и получил его только в момент первой публикации в 1815 году.

Написана эта история была на древнеанглийском языке и являет собой поэму из 3182 строк, выполенную в форме аллитеративного стиха. Фикция здесь густо смешана с реальными событиями, равно как и вымышленные персонажи взаимодействуют с настоящими людьми, жившими в ту пору.

Главное действо разворачивается в дохристианской Дании в середине VI века. Конунг данов Хрогдар отстроил для себя и своих славных воинов известный на всю округу бражный зал Хеорот. Там они славно пируют, вспоминая былые битвы, и, предвкушая будущие победы.

Громкий шум ужасно раздражает Гренделя, троллеобразного монстра, отродье каиновой ветви, живущего в горах неподалеку. В конце концов он не выдерживает и обрушивает всю ярость своего гнева на спящих к тому времени обитателей чертога. Результатом его безжалостного нападения становятся несколько десятков растерзанных трупов.

Монстр Грендель, блистательно сыгранный Криспином Гловером
Монстр Грендель, блистательно сыгранный Криспином Гловером

Весть о страшных преступлениях, совершаемых обезображенным существом уже не первый год, достигает ушей молодого воина-гёта по имени Беовульф (Beoƿulf, буквально «пчелиный волк», то есть «медведь). Тогда, заручившись согласием своего короля, он в поисках вящей славы с четырнадцатью своими бойцами отправляется на помощь Хродгару.

По прибытии гёт просит конунга возобновить свернутые было по причине траура торжества. Звуки музыки и песен вновь призывают Гренделя, которого в этот раз уже намеренно поджидают. Выломав двери, монстр наталкивается на отпор совершенно обнаженного Беовульфа, заявившего ранее, что победить соперника можно лишь полностью освободившись от оружия и брони. Таким образом, ему действительно удается одержать победу над злодеем. С отрубленной рукой Грендель кое-как добирается до убежища, в котором обитал вместе с матерью, и впоследствии умирает на ее руках.

Следующей ночью, в отсутствии Беовульфа, разъяренная мать Гренделя учиняет в Хеороте кровавую резню, убив лучшего воина Хродгара. Бесстрашному герою ничего не остается кроме как настигнуть ведьму в ее жилище, подземном озере, чтобы схватиться с ней в смертном бою. С этого самого момента дороги легенды и экранизации начинают расходиться.

Дракон, Грендель и мать его

Как и первоисточник, фильм Земекиса в рамках хронометража разделен на две части. Притом, разделен хирургически поровну на отрезки "до" и "после" одного краеугольного события. И как раз именно этот четкий водораздел определяет дальнейшее поведение, не сказать, мировоззрение Беовульфа.

Сценаристами картины выступили известные в Голливуде и за его пределами Нил Гейман и Роджер Эвери. Ради привнесения в историю некоторого оживляющего элемента им пришлось видоизменить повествовательную ткань в угоду современной публики. Сделать это в данном случае было попросту необходимо, иначе мы бы сейчас просто наблюдали за тремя, пусть захватывающими и динамичными, битвами безо всякого под ними разъяснительного фундамента. Не добавь авторы немного сюжета, то "Беовульф" рисковал бы остаться бы самым заурядным скандинавским Геркулесом.

Более того, Гейман и Эвери добавили красок центральному персонажу. Герой Рэя Уинстона в первой половине кино выглядит поначалу нагловатым, бахвальствующим нарциссом, но в дальнейшем его ожидает трансформация в холодного, безразличного старика. Даже красивые женщины фактически перестали его интересовать. Нельзя, конечно, сказать, что переработанная история может похвастаться шекспировской глубиной, но разумная адаптация отнюдь не навредила общему впечатлению.

Однако некоторые нестыковки все-таки видны невооруженным глазом. Если тот тезис, что шумные пирушки постоянно призывали Гренделя (зачем вообще шумели?) следовало оставить в качестве завязки, то к чему сюда приплели Христианство, понятно не до конца. Во-первых, Дания официально крестилась лишь под самый исход первого тысячелетия, то есть спустя почти 500 лет после описываемых событий, а, во-вторых, никакой смысловой нагрузки эта добавка не несет.

Допустим, насчитывалось несколько сотен христиан под началом так и не крещенного Беовульфа. И какие новые возможности открывает этот странный ход — убери их, что изменится? Дескать, огнедыдащий дракон, третий соперник прославленного гёта, олицетворяет собой кару небесную? Вряд ли, так как он первым делом церковь вместе с христианами и уничтожил, а язычники спокойно уцелели.

Одной отсылки к Каину явно недостотачно, чтобы вкраплять сюда христианские мотивы. Не говоря уж о том, что в оригинальной истории места религии вообще могло не быть, поскольку существует версия о добавлении этого элемента позже монахами во время переписывания текста.

Дракон, Грендель и мать его

В любом случае, подобные оплошности не омрачают общую картину несмотря на тот факт, что многие критики ревностно выявляли эпические расхождения фильма с оригинальной поэмой. В первую очередь, ленту все-таки стоит рассматривать в качестве развлекательной фантазии, а не строгой, до буквы, экранизации произведения тысячелетней давности.

Ведь даже сегодня, более, чем десять лет спустя после релиза, нельзя сказать, что "Беовульф" выглядит безнадежно отсталым в техническом плане. Естественно, в глаза бросается некоторая "вощеная пластилиновость" в исполнении моделей отдельных персонажей, да и анимацию местами можно назвать "деревянной", но в целом картинка выглядит довольно приятно.

Например, в отдельных сценах герои Энтони Хопкинса и Анджелины Джоли выглядят практически неотличимо от своих подлинных прототипов. То есть, еще чуть-чуть и можно передавать привет Detroit: Become human. Протагонист тоже нарисован предельно реалистично, хоть и не похож на актера Рэя Уинстона, подарившего Беовульфу голос и вдохнув в него жизнь своей подвижностью. А вот мадам Клэр Андервуд получилась менее удачно, так же как и подручный Хродгара — Унферт, сыгранный Джоном Малковичем.

Теперь несколько слов о том, как проходили съемки. Большинство сцен отсняли в самой большой в мире на тот момент мо-кап студии, оборудованной 224 камерами. К актерам прикрепили по 250 маркеров, включая лицевые, а к лошадям — по 96. По сравнению со своей предыдущей анимационной работой, "Полярным экспрессом", Земекису путем внедрения передовой технологии удалось улучшить анимацию движения глаз персонажей. Над лентой работали одновременно 450 графических дизайнеров, создавших для нее специальный софт, предназначенный для всеобъемлющего захвата эмоций, отображаемых на лице человека.

Любопытно, что в почти часовом фильме о фильме нам не показывают работу Анджелины Джоли. Возможно, ее сцены снимались отдельно от других актеров. Также, быть может, это как-то связано с ее трехмесячной беременностью во время съемок.

Поэтому, несомненно, каждый доллар из 150-миллионного бюджета был потрачен на дело. Да и вообще производство осуществляли с размахом, денег особенно не жалея. Изначально сценарий фильма предполагал экранизацию бюджетом не дороже 20 миллионов, но когда за дело взялся Роберт Земекис, то литературную основу "Беовульфа" надлежало переделать. Так, из обычного диалога битва с драконом переросла в полномасштабное сражение с фейрверками и погружением под воду.

Здесь нет ничего, что стоило бы миллион за минуту экранного времени. Не стесняйтесь, веселитесь по полной!

Роберт Земекис, Режиссер

Как бы там ни было, картине стоимостью 150 миллионов долларов стать коммерчески успешной так и не удалось. Даже более того, она явилась одним из самых громких кассовых провалов 2007 года. Рейтинг фильма тоже заоблачных высот не достиг, немногим превысив шестибалльную отметку. В чем же здесь дело, почему скандинавский богатырь все же не смог покорить сердца зрителей? Как знать, вдруг ответ лежит в метафизической плоскости и над Беовульфом действительно нависло древнее проклятие...

В 1999 году уже появлялась одна из экранизаций этой легенды с Кристофером Ламбертом в роли Беовульфа. Тогда фильм также не понравился ни критикам, ни зрителям. Потом, в 2005 году, вышел "Беовульф и Грендель", где главную скрипку сыграл Джерард Батлер. Опять случился полный провал. И наконец в 2016 году на британском телевидении показали мини-сериал "Беовульф". Итог, увы, оказался тем же самым.

Кстати, работу Земекиса с точки зрения маркетинга решили поддержать релизом на всех доступных платформах одноименной игры. Результат — 55% на Metacritic. И здесь прорыва не получилось. Таким образом, все, что масс-маркет сделал, основываясь но этой легенде, в результате потерпело финансовый крах.

Дракон, Грендель и мать его

Главный вопрос, на который требуется ответить после просмотра "Беовульфа", звучит так: "Не зря ли я потратил свое время"? Совершенно точно могу сказать, что, по крайней мере, один раз фильм посмотреть все-таки стоит. Причем, желательно в режиссерской версии. Вы абсолютно ничего не потеряете, а, может быть, даже и приобретете, особенно, имея ввиду такой олимпийский каст.

Главное не забывать, что это в первую очередь миф, а не документальное расследование. Каждый из нас так или иначе борется с собственными монстрами, и то, как это получилось у Беовульфа за авторством Роберта Земекиса — далеко не самый худший вариант исхода вечной схватки.

P.S. Если вдруг вам понравилось это мнение, то приглашаю почитать предыдущий лонгрид. С наступающим, и пусть каждый попавшийся нам монстр в новом году будет безжалостно повержен!

5656
34 комментария

За 6 лет до Беовульфа вышла Последняя фантазия:духи внутри. И вот Бео со всеми этими наворотами, 450 камерами и всей технически богатой базой не смог подойти к тому кайфу, тому уровню атмосферы, то детальности работы анимации , которую сделали в финалке, даже не близко.

Обладая примерно одинаковыми бюджетами финалка просто закопала беовульфа. Напомню, финалка вышла в свет когда люди в игры играли на 3dfx voodoo и только переходили на GeForce 2. Беовульф вышел, когда полным ходом шла маркетинговая кампания GeForce GTX 8800 и Crysis от Цевата Йерли. Т.е технические возможности изначально разные, при этом у финалки все в порядке, а вот у беовульфа плохо было многое.

Я не хочу сказать, что бео плох, я хочу сказать, что похоже все деньги ушли на фан для дизайнеров и закладку нового софта на будущие проекты. Но какое может быть будущее, когда все так всрали.

15

Да, но там, вроде реальных актёров не перерисовывали. Ну и в "Беовульфе" хотя бы сюжет есть.

7

Одна фигня другую закопала. Достижение :)

2

Лично мне фильм очень понравился. И даже более скажу, периодически его пересматриваю. Да, в нем есть недостатки, но их перекрывают отличная атмосфера, музыка, эпик, и харизма главного героя. Напоминает мне 300 Спартанцев Снайдера. Там похожие недостаточки, но так же много крутых моментов.

19

В 300 спратанцев хотя бы нет ощущения, что его снимал идейный последователь Уве Болла.

6

И в этом фильме, и в "Christmas Carol" Земекис умудрился создать уникальный эффект "пустоты мира". При просмотре (и последующем обдумывании) меня не покидало ощущение, что во время показываемых сцен в "мире фильма" в данный момент вообще ничего нет. Какой-то кино-соллипсизм. Понятное дело, что в "мультиках", хоть 3D, хоть 2D действительно ничего, кроме картинки в момент времени не существует. Но Земекис создал какой-то уж совсем жесткий эффект "пустоты".

9

ТЫ ЛАМПОВЫЙ ГРЮНДЕЛЬ 11/10
@
СИДИШЬ НИКОГО НЕ ТРОГАЕШЬ, ЖРЕШЬ ДЕРЕВЬЯ, МЕДВЕДЕЙ И ПОПОБАВ
@
ПЕРЕОДИЧЕСКИ ТВОИ СОСЕДИ ЕРОХИ-ЛЮДИШКИ УСТРАИВАЮТ ВПИСКИ, НА КОТОРЫЕ ТЕБЯ НЕ ЗОВУТ, НО ШУМЯТ ТАК ЧТО У ОДИНА ГЛАЗ В ЖОПУ САМ ПРЯЧЕТСЯ
@
ТВОИ СЫЧЕВСКИЕ НЕРВЫ НЕ ВЫДЕРЖИВАЮТ И ТЫ РЕШАЕШЬ СПУСТИТЬСЯ И ОБЪЯСНИТЬ ПО КУЛЬТУРНОМУ, ПО ТРОЛЛЬИ
@
ВРОДЕ МУЖКИ АДЕКВАТНЫЕ И ПОНЯТЛИВЫЕ, ПОГОВОРИВ СКАНДИНАВСКИ, ПОПУТНО УБИВ ЧЕЛОВЕК 10-15, ПОЛЗЕШЬ В СЫЧЕВАЛЬНЮ, ДОВОЛЬНО УРЧА
@
НА СЛЕДУЮЩИЕ ВЫХОДНЫЕ ВСЕ ОПЯТЬ ВПИСКА С ГРОГОМ И ВАЛЬКИРИЯМИ И ОПИЗИЧЕСКИМ ШУМОМ
@
СНОВА ПИЗДУЕШЬ К СОСЕДЯМ ЖАЛОВАТЬСЯ НА ШУМ, НО ТЕБЯ ВСТРЕЧАЕТ КАКОЙ-ТО ГОЛЫЙ МУЖИК И С ПОРОГА ЗАПРЫГИВАЕТ НА ТЕБЯ
@
ОРЕТ ЧТО ГОЛЫМ ДРАТЬСЯ ЗОЕБИСЬ, ТАК ГРЕКИ ДЕЛАЮТ ОН ВИДЕЛ
@
МУЖИКИ РЯДОМ ПОНЯТЛИВО КИВАЮТ И КРИЧАТ ЧТОБ ПИЗДИЛ ТЕБЯ СИЛЬНЕЕ
@
ТЯН В МЕДОВОМ ЗАЛЕ ХИХИКАЮТ И ТЫЧУТ ПАЛЬЧЕМ
@
ОХУЕВАЯ ОТ ТАКОГО ПРИЕМА, ЖИДКО ПЕРНУВ, УБЕГАЕШЬ В ВАЛЬГААЛУ ПРИКРЫВАЯСЬ ОТ СТЫДА РУКАМИ

9