Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела
Выражаясь сленгом добропорядочного дтфера, я тут пробегал кабанчиком и решил между делом поделиться своим мнением о феномене "Ужасающего". В кой-то веки добил просмотр третьего фильма, пока рисую картину по номерам. Это расслабляет, рекомендую. Весь дофамин сливается на гринд-дрочильни на подобии Path of Exile 2, так что фильмы не доставляют. Не делайте так, пацаны, вы матерям еще нужны.
Terrifier (2016) года мгновенно приобрёл культовый статус. О чём сам фильм? Маньяк клоун арт вырезает всех попавшихся на улице и в общественных заведениях людей. Конечно есть ещё сюжет про демонические переселения в финале третьего фильма. Есть героиня с супермечом от бати художника, которой предначертано судьбой противостоять мерзкому клоуну. Вообще сюжет нарочито блеклый, местами даже невнятный. Будто специально, чтобы не оттенять другие, более сочные стороны картины. И всё же у трилогии есть два основных момента, которые сделали "Ужасающему" лицо и кассовые сборы. Поэтому разделю заголовками.
Антагонист
Возможно я покажусь извращенцем, но я не видел более стильного и запоминающегося образа маньяка с кинофраншиз уже очень давно. А еще клоун-арта зафорсили, добавив его скин в новую call of duty, we live in society.
Он немного отвратительный. Немного пугающий. И самую малость даже забавный. Но большую часть времени, не считая моих восхвалений антагониста - я просто не понимаю, зачем я это смотрю. Но понимаю, почему произведения Демьена Леоне нашли свою аудиторию. Об этом далее, начнём прям с заголовка.
Умирающий от клише и кризиса идей жанр, ностальгия и эксплуатационное кино
Расцвет эксплуатационного кино пришёлся на 60е и 70е годы. С ослаблением цензурных ограничений в киноиндустрии в 1960-е и 1970-е годы наблюдался значительный рост производства и коммерческой жизнеспособности различных поджанров фильмов категории B.
Такое кино — это не жанр в киноведческом смысле, а способ производства. Такое кино снимают быстро и за небольшие деньги, качество здесь не в приоритете. Картины окупаются за счет интереса зрителей к провокационным темам и шокирующему содержанию. Ультранасилие и откровенность на грани с безвкусицей.
Если вы хотите глубже понять, что из себя представляли эксплуатационные фильмы 70х, но не хотите забредать слишком глубоко - посмотрите "Грайндхаус" Тарантино и Родригеса. "Доказательство смерти" и "Планета страха". Естественно, здесь вы получите всё лучшее от жанра, ведь Тарантино гений и человек из мира кино, у которого реально есть вкус. Поэтому вопроса "что я бл чичас включил" у вас не возникнет.
Но мы увлеклись. Сиськи, мясо, матюки, убийство! Опять же в би-муви были и свои сильные работы, навсегда впечатавшие себя в аналы синематографа. Но сейчас мы используем термин скорее как нарицательное, и всегда подразумеваем фильмы типа "Пир" и "Бомж с дробовиком" Hobo with a Shotgun (2011). Мачете в ту же копилку.
Взлёт от 35 тысяч бюджета до 2 000 000
По моему скромному мнению вторым после яркого образа антагониста клоун арта значимым фактором в успехе всей трилогии является выбор жанра. Синтвейв музыка и цветкор навевают ностальгию по замечательным ужастикам 80х. А треш-направление и чрезмерная откровенность сплеттера навевают ностальгию по 60м и 70м, когда было меньше цензуры. Когда не снимали по 30 фильмов со словом заклятие или аннабэль. Время, когда жанр еще не расцвёл, но и до кризиса идей ещё далеко. Другими словами - ностальгия. Мысли о прекрасном прошлом. И даже если мы там не жили, это ложная ностальгия, что тогда и там всё было бы хорошо.
Гениальность "Ужасающего" в том, что он буквально отправляет тебя в прошлое. Настолько бескомпромиссно и гладко он стилизован под другую эпоху. И через призму сплеттера, граничащего с пошлостью, местами даже прорываются теплые чувства и ностальгия. Это интересный опыт.
Спорный момент всей серии
Я хвалю образ клоун арта. Я хвалю цветкор, работу со спецэффектами и бутафорией. Местами хвалю саундтрек и чёрный юмор. И всё равно ставлю фильмам то 6, то 7 баллов. Здесь действительно есть сюжет, это не просто убийства ради убийств. Сюжет здесь прописали, в третьем фильме всё объясняют. Только для меня, как и для многих зрителей все три фильма продолжают на бессознательном уровне восприниматься, как расчленёнка ради расчлененки.
Я за свою жизнь смотрел столько откровенного дерьма, авторских ужастиков, снятых за 3 бутылки виски. Псевдоснафф. Настоящие карды из медвежьего фарша, от которых меня физически тошнило. Так что от неумеренного сплеттера при просмотре меня не тошнило, он меня не смущал. Я лишь думал - зачем я это смотрю? Другими словами мне скучно. На всех трёх фильмах.
Проблема "Ужасающего" - нарочито гипертрофированный уклон в сплеттер и треш. Когда с увеличением бюджета можно было делать другое, не менее самобытное, но так же снятое с любовью к жанру кино. Но видимо здесь никто не захотел рисковать, чтобы не растерять аудиторию.
Таким образом это двойственные ощущения уважения к фильму и создателю, при том, что это эксплуатационное кино и трешак с неуёмным, я бы даже сказал буйным сплеттером - не для меня.
Я был бы очень рад, если бы франшиза отошла от дани уважения b-movie и превратилась в серьёзный хоррор с более крепким актерским составом и более продуманным сценарием. На мой взгляд франшизе пойдёт на пользу, если психологизма в сценарии станет больше, а сплеттера и расчленёнки меньше. Но если это продаётся, а не чини то, что не сломано - всегда есть риск потерять аудиторию. Здесь же уклон в практические спецэффекты и нарочитую отсылку к свойственному данному кино гиперболе. А это прям на любителя.
И да, новогодний вайб в третьем фильме прям на уровне :) Возможно этому способствует тёплый желтоватый цветкор, который прям убаюкивает своим уютом. Тем страннее наблюдать всё это буйство сплеттера, прикрытое листочком посредственного сценария.
И всё "Ужасающий" - это не попытка создать успешную франшизу. Это не попытка создать лучший фильм ужасов. Похождения клоун-арта - это скорее дань уважению временам эксплуатационному кино и плевок в лицо студиям, выжимающим последние соки из всех умерших кинофраншиз по хоррорам. Привет Астралы и паранормальные явления. Доим, доим, не передоим.
Это весьма смелая попытка рассмеяться в лицо кризису идей.
Ещё бы, ведь в этих двух фильмах не стесняясь расчленяют детишек. Это было не просто смело. Это было пиздец как смело.
И поворот в сторону фортуны. А сборы, растущие от фильма к фильму, это лишь подтверждают.
Ахуеннейший клоун, лучший современный маньяк
Не то, чтобы была конкуренция особо
Для меня первый Terrifier это феномен, это символ искренней неподдельной любви к ужастикам.
Дэмиен Леоне за жалкие 35 тысяч долларов снял шикарный фильм. 35 тысяч это для съёмок фильма даже меньше, чем копейки.
При этом он сам собственными руками создал весь мясной реквизит. Сам наносил весь грим. Все эффекты в фильме практические, там нет компьютерной графики, всё создано руками одного человека. Нашёл крутых актёров, один Дэвид Говард Торнтон чего стоит. Одна сцена в пиццерии это лучшее, что снято в жанре за последние чёрт его знает сколько лет, это самое по-настоящему криповое, что я видел за эти годы в фильмах этого жанра. Арт — пожалуй, самый харизматичный убийца в принципе, выдавать столько эмоций и настолько проявлять личность, не произнося ни звука — это уровень.
Я честно не понимаю, как можно столько всего снять на жалкие 35 тысяч, сколько таланта и трудолюбия вложено в съёмки, в грим, в практические эффекты.
Для меня режиссёр это некто вроде Тарантино в том смысле, что он сам дико фанатеет от того, что делает, он пересмотрел, наверное, вообще все фильмы жанра, он дикий фанат таких фильмов, сам снимает что и как хочет, он воплощает проект своей мечты.
У второй части уже другие вайбы и даже немного другой жанр, но это всё ещё очень крутое кино, я его тоже очень сильно люблю.
Жаль только, что третья часть меня безумно разочаровала, смена жанра с крипового слешера (и фентезийного крипового слешера в случае второй части) на 100% чёрную комедию это просто кринжатина как по мне. Посмотрим, какой новый жанр будет в Т4, надеюсь, что что-то посолиднее.
Да чёрный юмор немного, но присутствовал во всех трёх фильмах)
как расчленёнка ради расчлененки.А так оно и есть. Леоне определенно талантливый режиссёр. Арт интересный образ, и загляденье как его играет Говард Торнтон. Но сами фильмы пусты. Ни увлекательной истории, ни переосмысления жанра, даже игры в жанр как такого нет. Оно конечно и не плохо, но лично мне нечего в нём смотреть.
Только первый и третий смотрел. Первый чуть интереснее и более сдержанный. Третий совсем в юмор перешел. Реально как-то скучно стало, переборщили че то, уже привыкание происходит
Второй мне совсем не понравился.
Насчет привыкания - да, не ощущаю я, что история двигается.
Хотя там трешака с демонами налили в финале третьего фильма. Возможно чтобы адаптировать сюжет.
Но хайп от провокационного сплеттера будет проходить со временем, да.
Если франшиза больше ни в чем не развивается