Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела

Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела

Выражаясь сленгом добропорядочного дтфера, я тут пробегал кабанчиком и решил между делом поделиться своим мнением о феномене "Ужасающего". В кой-то веки добил просмотр третьего фильма, пока рисую картину по номерам. Это расслабляет, рекомендую. Весь дофамин сливается на гринд-дрочильни на подобии Path of Exile 2, так что фильмы не доставляют. Не делайте так, пацаны, вы матерям еще нужны.

Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела

Terrifier (2016) года мгновенно приобрёл культовый статус. О чём сам фильм? Маньяк клоун арт вырезает всех попавшихся на улице и в общественных заведениях людей. Конечно есть ещё сюжет про демонические переселения в финале третьего фильма. Есть героиня с супермечом от бати художника, которой предначертано судьбой противостоять мерзкому клоуну. Вообще сюжет нарочито блеклый, местами даже невнятный. Будто специально, чтобы не оттенять другие, более сочные стороны картины. И всё же у трилогии есть два основных момента, которые сделали "Ужасающему" лицо и кассовые сборы. Поэтому разделю заголовками.

Антагонист

Возможно я покажусь извращенцем, но я не видел более стильного и запоминающегося образа маньяка с кинофраншиз уже очень давно. А еще клоун-арта зафорсили, добавив его скин в новую call of duty, we live in society.

Он немного отвратительный. Немного пугающий. И самую малость даже забавный. Но большую часть времени, не считая моих восхвалений антагониста - я просто не понимаю, зачем я это смотрю. Но понимаю, почему произведения Демьена Леоне нашли свою аудиторию. Об этом далее, начнём прям с заголовка.

Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела

Умирающий от клише и кризиса идей жанр, ностальгия и эксплуатационное кино

Расцвет эксплуатационного кино пришёлся на 60е и 70е годы. С ослаблением цензурных ограничений в киноиндустрии в 1960-е и 1970-е годы наблюдался значительный рост производства и коммерческой жизнеспособности различных поджанров фильмов категории B.

Такое кино — это не жанр в киноведческом смысле, а способ производства. Такое кино снимают быстро и за небольшие деньги, качество здесь не в приоритете. Картины окупаются за счет интереса зрителей к провокационным темам и шокирующему содержанию. Ультранасилие и откровенность на грани с безвкусицей.

Немного классики

Если вы хотите глубже понять, что из себя представляли эксплуатационные фильмы 70х, но не хотите забредать слишком глубоко - посмотрите "Грайндхаус" Тарантино и Родригеса. "Доказательство смерти" и "Планета страха". Естественно, здесь вы получите всё лучшее от жанра, ведь Тарантино гений и человек из мира кино, у которого реально есть вкус. Поэтому вопроса "что я бл чичас включил" у вас не возникнет.

Но мы увлеклись. Сиськи, мясо, матюки, убийство! Опять же в би-муви были и свои сильные работы, навсегда впечатавшие себя в аналы синематографа. Но сейчас мы используем термин скорее как нарицательное, и всегда подразумеваем фильмы типа "Пир" и "Бомж с дробовиком" Hobo with a Shotgun (2011). Мачете в ту же копилку.

Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела

Взлёт от 35 тысяч бюджета до 2 000 000

По моему скромному мнению вторым после яркого образа антагониста клоун арта значимым фактором в успехе всей трилогии является выбор жанра. Синтвейв музыка и цветкор навевают ностальгию по замечательным ужастикам 80х. А треш-направление и чрезмерная откровенность сплеттера навевают ностальгию по 60м и 70м, когда было меньше цензуры. Когда не снимали по 30 фильмов со словом заклятие или аннабэль. Время, когда жанр еще не расцвёл, но и до кризиса идей ещё далеко. Другими словами - ностальгия. Мысли о прекрасном прошлом. И даже если мы там не жили, это ложная ностальгия, что тогда и там всё было бы хорошо.

Гениальность "Ужасающего" в том, что он буквально отправляет тебя в прошлое. Настолько бескомпромиссно и гладко он стилизован под другую эпоху. И через призму сплеттера, граничащего с пошлостью, местами даже прорываются теплые чувства и ностальгия. Это интересный опыт.

Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела

Спорный момент всей серии

Я хвалю образ клоун арта. Я хвалю цветкор, работу со спецэффектами и бутафорией. Местами хвалю саундтрек и чёрный юмор. И всё равно ставлю фильмам то 6, то 7 баллов. Здесь действительно есть сюжет, это не просто убийства ради убийств. Сюжет здесь прописали, в третьем фильме всё объясняют. Только для меня, как и для многих зрителей все три фильма продолжают на бессознательном уровне восприниматься, как расчленёнка ради расчлененки.

Я за свою жизнь смотрел столько откровенного дерьма, авторских ужастиков, снятых за 3 бутылки виски. Псевдоснафф. Настоящие карды из медвежьего фарша, от которых меня физически тошнило. Так что от неумеренного сплеттера при просмотре меня не тошнило, он меня не смущал. Я лишь думал - зачем я это смотрю? Другими словами мне скучно. На всех трёх фильмах.

Проблема "Ужасающего" - нарочито гипертрофированный уклон в сплеттер и треш. Когда с увеличением бюджета можно было делать другое, не менее самобытное, но так же снятое с любовью к жанру кино. Но видимо здесь никто не захотел рисковать, чтобы не растерять аудиторию.

Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела

Таким образом это двойственные ощущения уважения к фильму и создателю, при том, что это эксплуатационное кино и трешак с неуёмным, я бы даже сказал буйным сплеттером - не для меня.

Я был бы очень рад, если бы франшиза отошла от дани уважения b-movie и превратилась в серьёзный хоррор с более крепким актерским составом и более продуманным сценарием. На мой взгляд франшизе пойдёт на пользу, если психологизма в сценарии станет больше, а сплеттера и расчленёнки меньше. Но если это продаётся, а не чини то, что не сломано - всегда есть риск потерять аудиторию. Здесь же уклон в практические спецэффекты и нарочитую отсылку к свойственному данному кино гиперболе. А это прям на любителя.

И да, новогодний вайб в третьем фильме прям на уровне :) Возможно этому способствует тёплый желтоватый цветкор, который прям убаюкивает своим уютом. Тем страннее наблюдать всё это буйство сплеттера, прикрытое листочком посредственного сценария.

И всё "Ужасающий" - это не попытка создать успешную франшизу. Это не попытка создать лучший фильм ужасов. Похождения клоун-арта - это скорее дань уважению временам эксплуатационному кино и плевок в лицо студиям, выжимающим последние соки из всех умерших кинофраншиз по хоррорам. Привет Астралы и паранормальные явления. Доим, доим, не передоим.

Это весьма смелая попытка рассмеяться в лицо кризису идей.

Ещё бы, ведь в этих двух фильмах не стесняясь расчленяют детишек. Это было не просто смело. Это было пиздец как смело.

И поворот в сторону фортуны. А сборы, растущие от фильма к фильму, это лишь подтверждают.

Немного мыслей об "Ужасающем" (Terrifier) — Почему трилогия нашла свою аудиторию и взлетела
5
14 комментариев