"Солярис" 1968 года. Грезы о будущем на заре космонавтики

"Солярис" 1968 года. Грезы о будущем на заре космонавтики

Посмотрел тут на днях и захотелось привлечь внимание дтферов к этому фильму. Уверен, многие его не смотрели. А оно стоит того. Получилось чуть длинно и наверняка избыточно, но читать необязательно! Обязательно пойти и посмотреть, благо он даже на ютубе есть в свободном доступе.

Станислав Герман Лем написал роман "Солярис" в конце 60-х годов 20 века. В Советском Союзе произведение печаталось в разного рода сокращенных вариантах, пока наконец в 1976 году не вышел полный перевод. Тут очень важен исторический контекст. Роман вышел в период бурного развития космонавтики. 4 октября 1957 года СССР запускает первый в мире искусственный спутник Земли, 12 апреля 1961 года происходит первый в истории полет человека в космос. Космические станции, отправка зондов на Венеру и Марс - мир кипел, вдохновленный идеей освоения космоса. Конечно, это не могло не отразиться на предпочтениях людей в литературе. Научная фантастика переживает всплеск интереса, особенно та ее часть, которая касается космической тематики.

И конечно, Лем тоже не увернулся от всего этого. В эссе "Моя Жизнь" он вспоминает:

В те годы я был особенно хорошо информирован о новейших научных течениях. Дело в том, что краковский кружок был чем-то вроде коллектора научной литературы, поступавшей во все польские университеты из США и Канады. Распаковывая эти ящики с книгами, я мог «позаимствовать» заинтересовавшие меня труды, в частности «Кибернетику и общество» Норберта Винера. Всё это я проглатывал по ночам, чтобы книги пришли к их истинным адресатам как можно быстрее. Набравшись так ума-разума, я в течение нескольких лет написал романы, за которые мне и теперь не стыдно, — «Солярис», «Эдем», «Непобедимый» и так далее.

Станислав Лем "Моя Жизнь"

Короче говоря, "Солярис" упал на благодатную почву и мгновенно стал популярным. В 1965 году Лем написал в одном своем письме:

Вообще вокруг «Солярис» [в СССР] аж горело всё; видимо, я утолял голод метафизики, так это выглядело

Письма Станислава Лема Славомиру Мрожеку

Экранизация столь громкой книжки была вопросом одного только времени. И вскоре оно настало. В 1966 году в СССР было создано Творческое объединение приключений и фантастики (ПиФ), руководителем которого стал Борис Эдуардович Ниренбург — известный в то время телевизионный режиссер и одна из причин, по которой вы вообще читаете эту статью. Он хотел, чтобы в основе сценариев их произведений лежала хорошая, серьезная литература и именно он предложил сделать телеспектакль по Солярису.

Что такое телеспектакль? Возьмите театральный спектакль, снимите его на камеру прямо во время постановки и получите по сути репортаж спектакля - первую из существующих форм телеспектакля. Сделайте тоже самое, но убрав из зала зрителей и получите вторую форму, которая уже приобретает некоторые черты студийности.

Спектакль сохраняет свой образ, свою театральную условность, но исполнение актеров обогащается теми нюансами, которые невозможны при звуковом посыле, рассчитанном на театральный зал.

И.Г. КАЦЕВ "О ЛИТЕРАТУРНО - ДРАМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕДАЧАХ НА ТВ"

И наконец третья форма: полностью студийная запись, снятая специально для показа на ТВ и никогда не ставившаяся в театрах. Именно в этой форме снят Солярис Бориса Ниренбурга.

Грань между традиционным фильмом и подобным телеспектаклем размыта и трудноуловима. Иногда принадлежность к тому или иному виду определялась в СССР вообще просто по студии-производителю. . Но впрочем хватит рассуждать о терминах. Давайте лучше о самом фильме.

Здесь у нас всего четыре основных актера. Лично мне очень хочется выделить Владимира Этуша. На тот момент он уже снялся в Кавказской пленнице (кстати, именно здесь, сопоставляя Солярис и Пленницу можно зримо почувствовать разницу между телеспектаклем и кино), уже получил звание заслуженного артиста РСФСР. Его уже любят зрители, и в Солярисе он полностью оправдывает эту любовь.

доктор Снаут в исполнении Владимира Этуша
доктор Снаут в исполнении Владимира Этуша

Особенно мне запомнилась первая встреча его с Крисом в самом начале фильма и великолепный отыгрыш почти сошедшего с ума человека, который настолько потерялся в собственном разуме, что забыл и о Земле, и о Крисе Кельвине, да и себя уже почти не помнит. Кажется, он принимает Кельвина за "гостя", считает, что это еще одна аномалия, созданная Океаном, но не узнает его, что вызывает ужас - ведь Океан материализует только кусочки нашего сознания.

"Не знааю.... Не знаю, не знаю тебя... Ааа, заботливый... Будешь заботиться? Но зачем?! Я ведь не знаю тебя!" (c)
"Не знааю.... Не знаю, не знаю тебя... Ааа, заботливый... Будешь заботиться? Но зачем?! Я ведь не знаю тебя!" (c)

Василий Лановой, играет здесь Криса Кельвина. Вот, что он говорил в интервью о своей манере игры на телевидении:

Не надо бояться, что в реальность твоего героя не поверят, если он говорит громко, внятно и страстно, если его манеры необычны и непривычны, если ты “пишешь” образ широким театральным мазком. Лицедействуй! Образ создай! И если у тебя есть талант, зритель поверит в твоего героя, и сам ты сможешь выразить через образ свое отношение к жизни.

Василий Лановой
Василий Лановой в роли Криса Кельвина
Василий Лановой в роли Криса Кельвина

Для меня... Я не скажу, что он сыграл плохо - язык не повернется сказать так. И не мне разбирать игру самого Василия Ланового. Но мне очень понравился Этуш и для меня Лановой теряется на его фоне. Хотя, когда Хари первый раз приходит к Кельвину, а он в какой-то момент осознает, что это не сон и его аж отбрасывает от ужаса - прям до мурашек:

Крис понимает, что он в телеспектакле. Ладно, извините))
Крис понимает, что он в телеспектакле. Ладно, извините))

На роль Хари взяли тогда еще студентку Щукинского училища Антонину Пилюс. Очень нравились ее глаза в напряженные моменты фильма: бегающие, всматривающиеся в Криса. Отличная игра для начинающей актрисы с моей профанской точки зрения. Очень странно, что после Соляриса у нее считай не было значимых ролей...

"Солярис" 1968 года. Грезы о будущем на заре космонавтики

Фильм отлично нагнетает интригу и держит внимание зрителя. Крис прибывает на станцию, а она... пуста? Найденный им доктор Снаут сначала не узнает его и словно бы даже пугается, потом приходит в себя, но и тогда не перестает вести себя странно: постоянно озирается по сторонам, словно бы опасается чьего-то прихода. От него мы узнаем, что капитан станции Гибарян... мертв. А затем Снаут предупреждает нас о том, что мы можем встретить на станции кого-то еще помимо членов экипажа, но отказывается уточнять кого именно... Доктор Сарториус заперся в своей каюте и никого туда не пускает, хотя мы явственно слышим оттуда женский голос. Откуда на корабле женщина?! Согласитесь, интересно! И это именно интрига, фильм не пытается нас пугать - это не триллер, хотя он вполне мог бы им быть.

Фильм очень скупой на визуальные эффекты на мой взгляд даже для 1968 года. Все же сказывается его театральность. Интерьер кают корабля не сильно отличается от наших земных комнат. Корабль за пределами кают напоминает этими своими металлическими лестницами вдоль стен или пустующий завод или кинопавильон. Океан Соляриса, равно как и планету в целом нам вообще не покажут, а космическое оборудование сводится к серебристым коробкам с экранчиком осциллографа. Наверное включая фильм 1968 года, не ждешь от него визуальных красот уровня Мстителей, но мы все же в 2024 году,

Говорят, это единственная экранизация Соляриса, о которой не знал ее создатель. Это косвенно подтверждается тем фактом, что Лем ни в одном интервью о ней не говорит. Соответственно и его мнение о картине мы не знаем, а жаль. Говорят так же, что это самая точная экранизация, что возможно правда, зная как Лем высказывался о версиях Содерберга и Тарковского. Но даже самая точная экранизация сместила акцент с Контакта с чем-то непостижимым на любовную линию Криса и Хари. Думаю, что Лем такое не одобрил бы.

Закончу этот отзыв цитатой самого Станислава Лема, взятой из интервью 2004 года:

«Солярис» — это в определённом смысле речной бассейн, Содерберг выбрал только один из его притоков. Проблема в том, что даже такая, трагически-романтичная, экранизация должна быть слишком сложной для массового потребителя, которого кормят голливудской кашей. Если бы кто-нибудь когда-нибудь решился точно и целиком перенести мою книгу на экран, опасаюсь, что результаты были бы понятны для узкой группы зрителей.

Смотрите хорошее кино и читайте хорошие книги.

14
11 комментариев

"Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать космос. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров, нам нужно зеркало. Мы бьемся над контактом и никогда не найдем его. Мы в глупом положении человека, рвущегося к цели, которой он боится, которая ему не нужна. Человеку нужен человек!"

4

Странно что никто так и не пытался экранизировать Непобедимый. Для кино мне кажется он больше подходит чем Солярис..

3

Надо бы почитать, а то я как лох)

Да там ещё и мини-сериал можно забацать по приключениям пилота Ийона Тихого.

Интересно, что бы Лем сказал об игре)

Средний телеспектакль. Как и фильмы Тарковского и Содерберга, он тоже далёк от исчерпывающей экранизации. Я остался скорее разочарован картиной.

В моём видении "Солярис" - это смесь хоррора и философской фантастики. И хоть Лем и был доволен фильмом 68-го, конечно, на фоне "2001" и "Планеты обезьян" получился детский лепет. А жаль.

Btw, актриса в роли Хари переигрывает. Лучше посмотреть режиссёрку Тарковского с зеркальной комнатой.

1

Для меня версия Тарковского наоборот переоцененной кажется. При всем уважении к режиссеру.

Насчет Лема - спорно. В интернете я нашел только одну статью, где автор пишет (без указания источника) что Станислав работал над сценарием. Больше нигде этого нет. Другой автор предполагает, что Лем кажется вообще не знал об этой картине и это кажется более вероятным.

1