«Носферату»: скучающая женщина – горе в семье

Сразу скажу, что я не смотрел ни оригинальный «Носферату», ни его ремейк 1979 года. Я вообще особо не смотрю фильмы ужасов. Я достаточно пугливый, а в подобных жанрах порой сильно налегают на скримеры. Мне нравится, когда эффект напряженности и страха достигается общей атмосферой, как это происходит в Silent Hill и некоторых триллерах.

Кино для меня сейчас — вещь ситуативная. Зачастую мне неизвестно, что идет в прокате, о чем тот или иной фильм и так далее. Я изредка заглядываю в афишу, только если чувствую желание дойти до кинотеатра. Прошло то время, когда я следил за свежими релизами, смотрел трейлеры и ожидал чего-то.

У меня есть друг – страстный киноман. Время от времени он меня зовет в кино. Я с радостью соглашаюсь и стараюсь не смотреть и не читать никаких промо материалов, чтобы совсем ничего не знать о том, что меня ждет. Иногда, конечно, эта схема дает сбой, но чаще она работает.

«Носферату» же не был для меня загадочным. Я понимал, что это ужасы, основанные на оригинальной картине 1922 года. Еще я знал, что фильм снимали в Чехии, где я живу сейчас. Было интересно посмотреть, узнаю ли я какие-то места — не узнал, уж слишком все стилизованно.

Граф Дракула без прав

Сейчас история, рассказанная в «Носферату», уже кажется избитой, но предположу, что в 1922 году она смотрелась на экранах свежо. Молодая девушка, Елена, по тихой грусти вступает в контакт с упырем, получая неистовое наслаждение, после чего продолжает жить, как будто ничего не было. Со временем находит свою любовь и выходит замуж.

Томас – возлюбленный Елены – по работе отправляется в Трансильванию, чтобы заключить сделку по продаже недвижимости. По пути он встречает цыган, которые в ночи протыкают вампиров, церковных служителей, а также графа Орлока, живущего в большом замке. С этого момента начинают происходить всевозможные ужасы.

Причина тряски?

Событие из юношества периодически преследует Елену в видениях. Впоследствии ее состояние ухудшается, превращая ее в дрожащую, агрессивно настроенную сумасшедшую. Ее муж оказывается втянут в любовный треугольник, где третьим оказывается Носферату.

Вся эта завязка очень напоминает произведение Брэма Стокера. В кинозале ко мне пришло воспоминание из детства, когда я нашел на книжной полке книгу «Дракула». Я не смог ее тогда дочитать, но отчетливо помню ту атмосферу ужаса, которую она на меня напустила. Точно такие же ощущения у меня возникли от первой половины фильма.

Именно так я представлял себе вступление к «Дракуле»

Как оказалось, это не совпадение. Изначально фильм «Носферату, симфония ужаса» 1922 года был написан как экранизация книги «Дракула». Однако права получить не удалось, поэтому некоторые моменты были переписаны, чтобы избежать судебных исков. Так у нас появился граф Орлок и прочие незначительные изменения. Однако основа осталась прежней.

Дань уважения классики

Снят «Носферату» с заботой об оригинале. Многие сцены, ставшие культовыми, практически перенесены один в один. Игра света и тени также отсылает к произведению 1922 года. Тень вообще тут играет важную роль: мы видим тень Орлока до того, как он появляется в кадре; его же тень ложится на городок, жители которого обречены, – все это создает нужное напряжение.

Прикольная сцена

Видимо, режиссер Роберт Эггерс набил руку, работая над черно-белой картиной «Маяк». Этот опыт, как мне кажется, тут пришелся кстати. Картинка у «Носферату» блеклая, местами похожая на выцветшую или черно-белую, что тоже добавляет свой шарм. По совокупности решений даже у не знакомого с оригиналом зрителя складывается впечатление, что он понимает отсылки к первоисточнику. «Носферату» мастерски сочетает приёмы старого и нового кинематографа.

При этом, некая старомодность играет фильму и в минус. Несмотря на правильную атмосферу и ту жуть, которая иногда происходит на экране, «Носферату» не может напугать современного зрителя. Он может заставить себя чувствовать неловко, иногда вжиматься в кресло от напряжения и испытывать дискомфорт, но напугать он не в силах.

Красавец

Справедливости ради должен заметить, что сам граф Орлок выполнен впечатляюще. Поначалу кажется, что перед нами какой-то дряблый дед, с которым можно легко расправиться. Однако, как мне кажется, весь эпизод в замке служит исключительно для того, чтобы познакомить зрителя со способностями вампира. Практически все сцены в этом эпизоде поставлены настолько хорошо, что у меня появилось чувство беспомощности и осознание того, что противостоять Орлоку сложно.

Кстати, графа Орлока сыграл Билл Скарсгард — тот самый клоун из «Оно». При просмотре вряд ли кто-то сможет догадаться кто скрывается под обликом мерзкого вампира. Он и говорит загробным голосом, иногда переходя с древнего языка на английский, и выглядит совершенно неузнаваемо.

Так что же в итоге?

В итоге у меня противоречивые чувства от просмотра. Мне однозначно понравилась визуальная часть и игра актеров. Единственное, игра Уиллема Дефо вызывала у меня вопросы. То ли его стало слишком много в кино, то ли у него практически везде схожий типаж, но он тут очень похож на доктора из «Бедные-несчастные». Возможно поэтому у меня возникали иногда ассоциации с тем фильмом.

В любом случае, играет он хорошо

Ближе к концу мне уже стало скучновато. Сопереживать никому не хотелось, разве что было обидно за семью, приютившую Елену и Томаса. Исход читался после первой половины картины.

Как дань уважения классике — это отличный фильм, бережно относящийся к оригиналу. Как самостоятельная картина — довольно средний фильм, но с интересными визуальными решениями. Советовать не стал бы, да и сам, скорее всего, скоро забуду о фильме, изредка вспоминая отдельные сцены.

P.S. Возможно, я что-то упустил, так как смотрел фильм в оригинале с чешскими субтитрами, а персонажи иногда говорили на древнем языке. Чешский у меня достаточно плох, поэтому мог не все понять в диалогах. Сомневаюсь, что это сильно повлияло на моё общее восприятие.

20
3
2
59 комментариев

я не смотрел ни оригинальный «Носферату»Снят «Носферату» с заботой об оригинале. Многие сцены, ставшие культовыми, практически перенесены один в один.

🤔

35
3

Я думаю, что все видели эти сцены. Они эксплуатировались и в других произведениях, и в пародиях, и много где еще. Необязательно полностью смотреть оригинал, чтобы понимать откуда растут ноги.

3
1

Муж в Тверь - жена в дверь.

6
3

Грубо говоря зачин сюжета такой 😅

Удивительно что лучший фильм Роберт Эггерса это ремейк зеленого слоника для широких масс,каждый новый его фильм хуже предыдущего. Мужики угнетают и игнорируют женщин,сажают на вещества от истерии,заставляют ходить в корсете и накачивают эфиром, и по этому происходит всякая хтонить вокруг и притягиваются злые духи...как можно было снять повесточку после относительно базовых фильмов - сложно понять. Фильм снят для российского игрожура.

3
1
1

Мужики угнетают и игнорируют женщин,сажают на вещества от истерии,заставляют ходить в корсете и накачивают эфиром,Так это основа медицины в 19 веке

13