Анора 2024. Ода расчётливым эскортницам или критика современной элиты?
В октябре 2024-го года на экраны вышла "Анора" - комедийно-драматический фильм режиссёра Шона Бейкера, известного своими картинами о низших и маргинализированных слоях общества. Картина попала в список претендентов 77-го Каннского кинофестиваля и получила "Золотую пальмовую ветвь".
Осторожно, возможны спойлеры.
Главная героиня - Анора (или Эни, как она сама себя предпочитает называть) работает в элитном нью-йоркском стрипклубе, который волей случая посещает сын русского миллиардера Ваня. Будучи единственной работницей, которая понимает по-русски, Анору отправляют к Ване, который мгновенно увлекается ею и предлагает провести с ним неделю. Неделя выдаётся весёлой - пьянки, гулянки, наркотики (осуждаем), перелёт на частном самолёте в Вегас и в конце концов предложение руки и сердца в последний день. Как оказалось, молодому богачу скоро пора возвращаться на Родину, чтобы вместе с отцом работать в его компании. Ване эта перспектива не улыбается и назло родителям он решает сделать предложение руки и сердца Аноре. Они наспех расписываются и вступают в свою семейную жизнь, которой не суждено продлиться долго. Спустя некоторое время до родителей доходят слухи о женитьбе сына и они, через армянского православного священника, отправляют своих исполнительных лиц (в виде дуэта Юрия Борисова и Ваче Товмасяна), чтобы убедиться в этом. А уж убедившись - добиться аннулирования брака.
Для начала хотелось бы отметить, что картина безупречно снята в техническом плане. Работа со светом, цветокоррекция, идеальный подбор саундтрека (хотя в картину так и просятся песни из "After Hours" The Weeknd) и операторская работа - всё выполнено на высшем уровне. Не менее впечатляет и игра актёров - как основного, так и второстепенного состава. Конечно особенно стоит выделить Майки Мэдисон, её безупречное исполнение явно добавило глубины персонажу. Марк Эйдельштейн отлично справляется с ролью молодого мажора, насколько можно судить по количеству раз, когда хотелось прописать ему поучительную оплеуху, а Юрий Борисов, ну знаете, просто чиловый парень.
После просмотра фильма, я как заведено полез в интернет за интересными фактами о создании картины, а наткнулся на десятки гневных отзывов. Якобы весь фильм - обычный день голд-диггерши, попытавшейся захомутать богатого и наивного мальчика. Кто-то говорит о пустоте сюжета, кто-то о навязывании ложных ценностей, в попытке оправдать секс-работниц. Не согласен ни с одним из этих утверждений, ибо (спойлер!) лично оцениваю картину на твёрдые 8 из 10.
Да, картина действительно описывает жизнь возможно не самой достойной женщины, что пляшет за "донаты" ночью, а утром возвращается на метро в квартиру, снятую на двоих, в убогом районе. Не от хорошей жизни женщины идут в секс-работники, а иначе не бросали бы эту работу при первом же удобном случае. Конечно же я имею в виду простых ударниц труда древнейшей профессии, а не перекачанных эскортниц, развлекающих богачей в Дубае. В конце концов "не те бляди, что хлеба ради", цитируя классика. Тем более примечательно, что несмотря на профессию, совсем не главная героиня вызывает чувство жалости и отвращения по мере развития событий. Эти чувства скорее можно отнести к тому самому Ванечке, избалованному подростку, не знающему цену деньгам, доставшимся ему по праву рождения. К его матери-хабалке в дорогущем костюме или к отцу, что в погоне за деньгами настолько потерял в себе всё людское, что любое проявление искренних человеческих чувств (даже если это злоба или презрение) может вызывать в нём лишь приступы смеха. Позором для них считается выставление их семьи посмешищем на публику, а не недостойное поведение сына. На лицо и сравнение двух взглядов на одну ситуацию - один взгляд беззаботный и сытый, а другой из тех, кого ноги кормят и нужно платить по счетам. Для кого-то та самая неделя была билетом на шоколадную фабрику, переворотом страницы, самым значимым событием в жизни, а для другого же всего лишь приятным отдыхом перед возвращением на Родину и взрослением.
Фильм "Анора" не о проститутках и их попытках урвать богатство. Он о социальном расслоении, о столкновении двух миров, у одного из которых есть всё, о чём второй может только мечтать. О том, как легко теряется человечность и сострадание у людей, сидящих в высоких башнях из слоновой кости . Как судьбы простых людей врезаются и разбиваются о непробиваемую бесчеловечность богачей, словно насекомые на лобовом стекле несущегося по трассе автомобиля.
В общем рекомендую к просмотру, при чём обязательно на языке оригинала. Не беспокойтесь, большая часть фильма и так на русском, но зато можно будет получить аудиальное удовольствие от множества акцентов и языков, и их переплетении по ходу фильма.
Пишите свои впечатления о фильме в комментариях, буду рад обсудить его с вами. Всем пока!