Реклама в кино, часть 4: "Назад в будущее" (1985). Сможет ли любимый фильм детства дотянуться до "НЕбриллиантовой руки"? [ЛОНГ]
Ровно год назад я развеселил ДТФ тремя постами про рекламу в кино: сначала про мой любимый новогодний фильм "Один дома", в котором оказалось НАМНОГО больше рекламы, чем я помнил, потом была ответочка про рекламу в российском кино "О чём говорят мужчины" и под конец новогодних праздников 2024 — шизопоиск рекламы в одном из лучших боевиков всех времен "Терминатор 2". Было весело, особенно в комментариях!
И вот подходят к концу очередные новогодние праздники 2025, очередное суточное дежурство на работе с кучей свободного времени, так почему бы не порадовать вас снова, дорогие пэдээферы?! Сегодня - "Назад в будущее"! В прошлом году меня ругали за большое количество ВОДЫ, так что в этот раз постараюсь быть лаконичнее.
TOYOTA
Буквально первые слова в фильме - реклама Тойоты по радио.
TOYOTA. YOU WON'T FIND A BETTER CAR
ТОЙОТА. ЛУЧШЕЙ МАШИНЫ НЕ ОТЫСКАТЬ
Тут еще кадр из конца фильма - тот самый салон по продаже Тойота, который устраивает распродажу.
Чуть позже Марти видит на улице новенький пикап Тойоты и обращается к своей девушке Дженнифер.
Смотри, какой внедорожник! Вот это мощь! Когда-нибудь, Дженнифер, когда-нибудь.... Вот бы поехать на озеро в этом джипе, постелить спальники в кузове и любоваться звездами всю ночь!
Нормальная такая 20-секундная реклама новенькой Тойоты?! Такую не грех и в перерыве Супербоула показать.
Угадайте, какая машина стоит в гараже в конце фильма? Чтобы зритель не упустил название, производитель добавил название марки на лобовое стекло.
PEPSI
Иногда складывается впечатление, что Пепси заказала этот фильм. Марти ПОСТОЯННО пьет Пепси, кажется, и 5 минут не проходит, чтобы в кадре не появилось знакомое сине-красное лого, причем как в "настоящем", так и в "прошлом".
Тут была шутка про Pepsi Free: Марти заказал Пепси без сахара (Sugar Free), но в 1955 году такую Пепси еще не изобрели и продавец подумал, что Марти попросил налить ему Пепси БЕСПЛАТНО (FREE).
— Give me a Pepsi Free.
— If you want a Pepsi, you're gonna pay for it.
Бутылки Пепси ВЕЗДЕСУЩИ. За обеденным столом, на АЗС, в кафе на стене, дважды (!) около будильника в начале и конце фильма, в машине музыкантов у заднего стекла среди какого-то барахла (!!), на сцене под усилком на танцевальном вечере (!!!), на усилке во время прослушивания (!!!!).
Пожалуй, сюда же можно добавить и Mountain Dew, которая принадлежит PepsiCo.
NIKE
Ну тут все ясно. Половину фильма Марти щеголяет именно в кроссовках Nike. Красный СВУШ на белых кроссовках постоянно бросается в глаза и сразу приковывает внимание.
JVС
Это самая первая торговая марка, которая попадает на экран, причем происходит это на первых секундах фильма. Это та самая видеокамера, которую Док просит Марти взять, чтобы снять первое в истории путешествие во времени. Поначалу кажется, что название видеокамеры случайно попадает то тут, то там в кадр.
Но потом Док в 1955 году прямым языком говорит: ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОТРЯСАЮЩЕ! ПЕРЕНОСНАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СТУДИЯ! И еще так держит камеру прямо в центре кадра. Найс.
JCPenney
Один из крупнейших универмагов в США, производитель одежды и обуви. Магазин находится в торговом центре Lone Pine Mall (в альтернативной версии вселенной - Twin Pines Mall). Во время испытания машины времени и погони от ливийцев название магазина постоянно попадает в кадр, несмотря на то, что герои постоянно поворачивают в разные стороны.
Забавно, что название торгового центра еще на несколько секунд появляется на экране телевизора в 1955 году.
CALVIN KLEIN
Марти попал под машину, когда спас своего отца, подсматривавшего за будущей женой с дерева. Когда он приходит в себя в доме своей матери, она называет его Кельвин Кляйн - потому что это имя написано на его трусах.
В другой сцене она прямым текстом говорит, что Кельвин Кляйн - МЕЧТА.
В 1985 году марка Кельвин Кляйн не была так распространена за пределами США, как сейчас, поэтому имя на трусах Марти заменили на Пьер Карден во Франции и Леви Страус в Испании.
DeLorean Motor Company
Машина практически главный герой фильма! Сам Док говорит, почему выбрал именно ее: Если ты делаешь машину времени из автомобиля, то почему бы ей не выглядеть стильной … нержавеющая сталь кузова благотворно сказывается на завихрениях потока времени!
Как ни странно, но это - ТОЧНО не реклама. Последняя машина вышла с конвейера в 1982 году, а фильм - в 1985. К тому времени DMC уже обанкротилась.
В октябре 1982 года Джон Делореан был арестован ФБР по сфабрикованному делу о продаже партии кокаина. Позже он был признан невиновным, но спасти DMC-12 уже не удалось — банки отказывали Делореану в кредитах, правительство прекратило финансирование. На момент закрытия фабрики в Северной Ирландии около 2000 штук DMC-12 оставались на складе непроданными, что составляло около 23 % от общего тиража. Эти машины были проданы спустя несколько лет — после того, как к DMC-12 пришла мировая известность.
BURGER KING
В начале фильма камера неспеша показывает дом Дока, в котором повсюду разбросаны стаканы и упаковки из Burger King, в том числе от знаменитого ВОППЕРА. Когда Марти выходит из дома Дока и цепляется за пикап, он проезжает мимо расположенного рядом ресторана.
MILLER
Хмельной напиток именитого бренда несколько раз попадает в кадр, причем как в прошлом, так и в настоящем. Оказывается, им можно зарядить даже машину времени, которой требуется 1.21 ГВт!! Так вот почему Габедан Прайз не вылезает с ДТФ (ба-дум-ТССССС).
TEXACO
Как уже говорил выше, это одна из известнейших в США сеть АЗС. В фильме показывают как в настоящем, так и в прошлом. Причем в прошлом к приехавшей на заправку машине подбегают сразу четыре сотрудника и начинают усердно работать: проверяют масло, протирают лобовое стекло, подкачивают шины и заправляют бензином. Вот это сервис, не чета нынешнему!
Western Auto Stores
Крупная сеть магазинов автозапчастей в США.
KAL KAN
Возможно, вы не знаете эту торговую марку корма для животных, которым Док кормит Эйнштейна. Но что, если я скажу вам, что в 1988 году KAL KAN поменяла название своего кошачьего корма на Whiskas, а собачьего - на Pedigree? Да, это одна из крупнейших фирм по производству корма для домашних животных, принадлежащая MARS. Забавная сцена с этим кормом занимает почти 40 секунд в фильме. Совпадение? Не думаю!
Робот Дока крутит банку и неспеша показывает зрителю ее со всех сторон.
VALTERRA SKATEBOARDS
Я в шутку хотел добавить этот бренд скейтборда, на котором Марти катается в начале фильма. Однако на своём сайте они прямо пишут, что появление скейтборда Valterra в фильме "Назад в будущее" познакомило всю страну с Valterra.
GOODYEAR
Марка автомобильных шин дважды появляется в кадре, причем один - очень эффектно крупным планом с наездом в кадр во время "полицейского" разворота. Ну и на Тойоте в конце фильма, конечно же. Хорошей машине - хорошие шины! (ба-дум-ТСССССС!)
Saturday Evening Post
Док пытается угадать мысли Марти, когда впервые встречает его в 1955 году: "Ты хочешь продать мне подписку на Saturday Evening Post!?" Это известнейший американский журнал, который издается аж с 1897 года. С 1920-х по 1960-е годы это был один из самых широко распространенных и влиятельных журналов для американского среднего класса. В настоящий момент публикуется 6 раз в год.
POPOV VODKA
Водка Попов - "дно" водочного мира в США и признак запущенного алкоголизма.
BUD LIGHT
Семейство МакФлай в начале фильма предпочитают пиво BUD, хотя в измененном настоящем, когда они разбогатели, выбирают Miller (см. выше, как Док находит банку Миллер в их мусорном баке).
AIWA
PANASONIC
YAMAHA
Ibanez
Bank of America
Большую часть фильма, за исключением нескольких сцен (погоня у молла Twin Pines, фасад школы, поездка Марти на скейте за фургоном в начале фильма, дом МакФлаев), снимали на студии Юниверсал. Получается, декорации этого банка построили только ради нескольких секунд в кадре: Марти смотрит на часы, когда возвращается в настоящее, у него осталось всего 11 минут, чтобы предупредить Дока о нападении ливийцев!
Wrigley's Spearmint
Kellogg's
Хлопья на завтрак, как ровно встали три коробки на заднем плане!
Sophie Mae
Арахис в карамели
Gibson
Adidas
Эти три полоски я узнаю даже в темноте!
Turtle Wax + BMW
Воск для полировки автомобиля
Forbes
Permacel
Производитель промышленной клейкой ленты.
Volkswagen
Converse
Revell
Модель для сборки
CITIZEN
SEIKO
Star Wars
Star Trek
Пожалуй, на этом пора заканчивать!
Напоследок хочу сказать несколько вещей.
1. Целевая аудитория - не ДТФеры с 6-дюймовыми смартфонами, а нормисы, которые ходили в кинотеатры с огромными экранами, так что все эти маленькие надписи отлично считывались зрителями.
2. Большая часть этой рекламы не бросается нам в глаза по той простой причине, что мы мало знакомы с этими брендами. Точно так же условный Джон из США или Пьер из Франции не обращал бы внимание на Яндекс, МТС, Сбер в каких-нибудь "Ёлках 20" или "О чем говорят мужчины 15" и не понимал бы, с чего это так пригорает у зрителя России.
Ну да, упаковка арахиса в карамели Sophie Mae в кадре стоит боком, а потом ее и вовсе переворачивают вверх тормашками, но если бы в нашем фильме условная коробка шоколадных конфет "Коркунов" или зефир в шоколаде "Шармэль" стояла бы на боку, вы бы правда не поняли, что это именно она, даже если не успели бы прочитать название? Если ты каждый день видишь эти бренды в обиходе, то и в кино сразу же их узнаешь.
3. Я согласен, что большая часть указанных мною брендов могла попасть на съемки случайно. Допустим, реквизитор нашел тот или иной продукт в соседнем со съемочным павильоном магазине, ок.
Но я ни на секунду не сомневаюсь, что как минимум Пепси, Найк, Тойота, Тексако, Кельвин Кляйн, JVC и Kal Kan (собачий корм) забашляли студии Юниверсал Пикчерс за рекламу, уж слишком складно и ярко их названия отображаются в фильме, особенно когда некоторые из них умело воссозданы в стиле 1955 года.
Под ОЧЕНЬ БОЛЬШИМ подозрением - Goodyear, JCPenney, Miller, Western Auto. Название магазина мозолит глаза всю погоню, шина нахально "наезжает" на зрителя, магазин запчастей буквально построили для 1955 года, а миллер фактически двигает сюжет, запуская героев в будущее.
Под сомнением - Sophie Mae, Bank of America, AIWA, Panasonic, Saturday Evening Post, Burger King.
Остальные - ну хз, вероятно, и правда случайно попали в кадр.
4. Любознательный факт о рекламе в кино. Пивная компания Heineken заплатила 45 миллионов долларов за то, чтобы Джеймс Бонд в фильме "Skyfall" пил именно это пиво вместо своего фирменного "мартини с водкой, взболтать, но не смешивать".
POST SCRIPTUM
Боюсь, на вторую и третью часть у меня сейчас нет сил, но беглый гуглинг подсказывает, что количество рекламы во второй части существенно выросло, как и степень ее навязчивости.
Nike, Pepsi, USA Today, AT&T, Texaco, Perrier, Apple, JVC, Black&Decker, PacMan, Nintendo (Марти обстрелял молодого Элайджу Вуда на игровом автомате Wild Gunman в кафе), Pizza Hut, Sauza, Beefeater.
Вот вам пара картинок из интернета:
С третей частью посложнее, все-таки почти все события происходят в 1885 году, но и тут продюсеры сумели изловчиться.
Frisbee, Wells Fargo, Tabasco, Western Union, 7-Eleven (сеть супермаркетов, где Марти, по его же словам, научился стрелять из пистолета).
Не обошлось и без вездесущих Пепси, Найки и Тойота.
POST POST SCRIPTUM
Ну и еще раз мои прошлогодние посты про рекламу, если вдруг пропустили. Самая мякотка, конечно же, в комментариях :)