Расскажи мне кино (2024)

Хороший, плохой, местами злой и всё это про новый фильм по роману одного из самых читаемых чилийских авторов.

Расскажи мне кино (2024)

Вместо предисловия

Фильмы про кино давно уже свой особый жанр в кинематографе. Кто и в каких формах только не признавался ему в любви: от альманахов, байопиков, пастишей до недавнего карнавального Вавилона Шазелла. Собственно, богатая плеяда фильмов, многие из которых сняты потрясающими режиссерами и синефилами так или иначе все равно устанавливают планку. Можно ли привести что-то новое и своё, чего еще не было до этого? Или в ущерб оригинальности брать зрелищностью и красочностью? RWW с 1 январе начинает показ нового фильма "Расскажи мне кино", снятого Лоне Шерфиг, поэтому давайте разбираться стоит ли оставлять в одиночестве семью, оливье и уютный дом ради похода в кино.

Собственно, о фильме

Расскажи мне кино (2024)

Оригинальное название: La contadora de películas

Режиссер: Лоне Шерфиг

Год: 2023 (2024 в России)

Страна: Испания, Чилли, Франция

В прокате с 28 ноября, традиционное спасибо Russian World Vision: расписание

Синопсис: 1960-е годы. Мария Маргарита, младший ребенок в семье, живет в небольшом городке в пустыне Чили. Самый долгожданный день недели — воскресенье, когда жители идут в кино, чтобы насладиться волшебными историями, переносящими их в другие миры. Родители вскоре понимают, что у их маленькой дочери есть совершенно особый дар — сверхъестественная способность рассказывать киноистории. Слава Марии распространяется по всему городу и меняет судьбу семьи.

Между предисловием и выводом

Удивительно, но фильм с названием "Расскажи мне кино" в основном рассказывает про кино, собственно как и главная героиня - Мария Маргарита. Она будет нашим проводником в фильме, и что не менее важно нашими глазами. Когда на дворе 1960 год, ты живешь в большой семье, где есть вечная нехватка денег и единственный источник дохода - это добыча селитры, а вокруг на километры простирается пустыня, то кинематограф становится больше чем эскапизмом. Зазеркальное пространство фильмов становится самой реальностью, life лишь грубо imitates art.

С взрослой ипостасью Марии Маргариты кстати блестяще справилась чилийская актриса Sara Becker, для которой это одна из первых крупных роллей (просто оцените видео с <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.imdb.com%2Fvideo%2Fvi1406125849%2F%3FplaylistId%3Dnm6295726%26amp%3Bref_%3Dext_shr_lnk&postId=3331948" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">демо-презентацией</a>).
С взрослой ипостасью Марии Маргариты кстати блестяще справилась чилийская актриса Sara Becker, для которой это одна из первых крупных роллей (просто оцените видео с демо-презентацией).

Собственное, за взрослением Марии Маргириты, ее знакомством с фильмами, поиском себя и ударами судьбы мы и будем следить. В этом одновременно сильная и слабая сторона фильма. Формально это семейный роман. Быт и отношения не второстепенны, поэтому не случайно что чем ближе к финалу, тем меньшую роль будет играть кинематограф. Но именно сама история на удивление хороша и безусловно чувствуется её литературная основа. Происходящие с героями события кажутся каждый раз одновременно чем-то неожиданным и неизбежным. Не хочется спойлерить, но автор оригинального произведения не боится делать героям больно. Чего собственно ожидать от странны, где уже через несколько лет установится диктатура Пиночета?

Расскажи мне кино (2024)

Личности персонажей менее карикатурные чем может показаться изначально. Из-за того, что они изначально описываются яркими мазками, под ними можно не заметить омут человеческих страстей. Отец семейства, Медардо, который заметно старше своей жены. Жена, Мария Магнолия, которая пожертвовала самореализацией и отдала всю себя детям. Красавец администратор на добыче селитры, который явно не ровно дышит к Марии. Не смотря на очевидно потенциально возможный любовный треугольник, в жизни как обычно все сложнее и дальнейшее развитие событий подобно настоящей истории Чили соткано из противоречий.

Из рубрики так неожиданно и приятно - администратора шахты играет Даниэль Брюль и он лихо говорит по-испански. Собственно здесь он отнюдь не Inglourious Basterd и не смотря на специфическую внешность подкупает своей мягкой актерской игрой
Из рубрики так неожиданно и приятно - администратора шахты играет Даниэль Брюль и он лихо говорит по-испански. Собственно здесь он отнюдь не Inglourious Basterd и не смотря на специфическую внешность подкупает своей мягкой актерской игрой

У других детей, чьи имена и характеры тянут на минутную эксцентричную шутку оказывается своя полноценная, и не менее драматичная арка. Интересно что режиссер приглушает интонации, он немного смещает акценты или чуть-чуть корректирует события по сравнению с книгой так, чтобы фильм не скатывался в очередную драму про тяжелую жизнь и оставляет небольшое окошко для света надежды.

Расскажи мне кино (2024)

Исходя из синопсиса уже становится понятно, что часть фильма будет посвящена другим фильмам. И вот тут сложно как-то похвалить Шерфиг (хотя это скорее наследство изначального произведения), потому что творческое решение простое - герои просто смотрят знаковые фильмы 20-го века и Мария Маргарита харизматично и ярко их пересказывает, чем собственно и помогает семье продержаться.

Как повод почувствовать себя Ди Каприо и каждый раз тыкать в экран пальцем при узнавании очередной сцены - это великолепно. Но одновременно с этим, вау-эффект узнавания достаточно быстро улетучивается и на контрасте хочется скорее вернуться к тем фильмам про которые идет речь. Все таки Шерфиг безусловно талантлива, но далеко не Кубрик или Леоне.

Разделяя свои эмоции с героиней легко вспомнить и заново прочувствовать свои впечатления при первом просмотре Троп Славы, Спартака, Квартиры и других фильмов, навсегда оставивших след в истории кинематографа
Разделяя свои эмоции с героиней легко вспомнить и заново прочувствовать свои впечатления при первом просмотре Троп Славы, Спартака, Квартиры и других фильмов, навсегда оставивших след в истории кинематографа

Только оказавшись в финале, понимаешь, что фильм на самом деле проворачивает один незаметный трюк. В фильме есть сквозной поэт и больше-чем-друг Марии Маргариты, чья жизнь идёт для нас по касательной. В семье и вокруг происходит много всего, но поэт где-то в стороне. Появляется как незримый и грустный наблюдать, но он и есть настоящий скрытый творец истории. Это умолчание о личном его выдает. Не трудно узнать в этом персонаже само альтер эго писателя Эрнана Ривера Летельера. Книга, как и фильм - любовное послание тем близким для него людям, и в особенности стране, которые прошли через травматичный опыт, но до последнего сами решали каким должен быть рассказ об их собственной жизни.

Вместо послесловия

Рациональная часть моего мозга говорит, что фильм в целом качественный, красивый, но конкурентом для очередной сотни must see фильмов вышедших в этом году (не говоря про бэклог из нескольких тысяч movies to see before you die!) он будет являться далеко не всегда. С каждым днем смерть всё ближе, а фильмов все больше.

По итогам первых двадцати минут я искренне думал, что это будет скорее негативный отзыв, но вся прелесть кинематографа в том, что он не сводится к логике или холодному рассудку. При всех очевидных недостатках (легкая вторичность, скомканность финала фильма, отсутствие какой-то изюминки) - эмоционально фильм цепляет, он остается интересным и увлекает до самого конца. Возможно у меня просто слабость на фильмы подобного типа, где личное плотно переплетено с жерновами истории. Отдельный экстра балл (который не все фавориты этого года могли бы получить) за то, что фильм пару раз буквально ходит по краю пошлости и банального пафоса, но не переступает черту откровенной идеологии.

Это тот самый случай, когда если не можешь выбрать фильм для просмотра из-за обилия навязчивых вариантов, то в отчаянии выбираешь нечто третье, неизведанную землю - и получаешь двойное удовольствие, от интересной истории и самого факта открытия. Пусть и радость эта будет недолговечной, чему нас учит история.

77
2 комментария

учитывая что Брюль родился в Барселоне и у него мать испанка было бы странно если бы он не говорил по испански

Справедливо, да