Самый недооценённый режиссёр – Джонни То.
Создатель гонконгского Крёстного отца и одного из самых лучших экшенов 21 века.
Предисловие
Если спросить обычных зрителей об известных гонконгских кинодеятелях, то большинству сразу приходит на ум Джеки Чан со своими кунг-фу комедииями или Брюс Ли с более серьёзными. Более продвинутые назовут боевики Джона Ву с Чоу Юнь-Фатом или Джета Ли с Ип-маном. Эстеты и кинокритики же с придыханием расскажут о необычайно эстетичном и чувственном Вонг Кар-Вае. И увы, лишь единицы, вспомнят о Джонни То. Но почему так?
Увы, но проблема непопулярности Джонни То предельна проста – жанр и авторский стиль. Критики обычно относятся к жанровым фильмам, особенно к боевикам, с пренебрежением, считая их низким жанром, «развлекаловым» на разок. Массовому же зрителю его кино покажется нереалистичным, странным и даже артхаусным.
В чём же кроется особенность его режиссёрского стиля? Джонни То успешно совмещает дуэльные паузы, неспешность и пафосность Серджио Леоне с холодностью и крутостью Мельвиля. Что обычно в голливудских фильмах тщательно проговаривается зрителю в лицо, в фильмах Джонни То не нуждается в словесном представлении, а все показано с помощью визуальной составляющей или парой метко брошенных фраз. При этом режиссёр делает акценты не на рациональности, а на эмоциональности. Нескупый на эмоции снаружи, но глубоко чувственный внутри – так кратко можно сказать и о персонажах в его фильмах и о самих его фильмах. Более того, в некоторых фильмах режиссёра нет положительных героев, и нам предлагается наблюдать за деяниями антагонистов, и даже в этом случае То удаётся вызвать симпатию.
Некоторые его фильмы могут страдать сценарно, но про экшен-сцены такое сказать нельзя. Если в фильме То есть экшен – то он будет поставлен с невероятной изюминкой, изобретательно, красиво и изящно. Если попробовать одним словом описать фильмы режиссёра, то это слово – стиль.
Ещё одна небольшая деталь – актёрский состав. В своих фильмах Джонни то предпочитает использовать практически одни и тех же актёров. Во многих лентах у него снялись известные гонконгские актёры Саймон Ям, Энтони Вонг, Лау Чинг Ван, Френсис Нг, Энди Лау и т.д. Кроме того, в конкретно каждом из представленных фильмов в данной статье сыграл актёр – Лам Сует. Поэтому, порой когда начинаешь смотреть какой-нибудь фильм Джонни То, и видишь родные лица, появляется уютное ощущение будто смотришь кино друзей или знакомых.
Однако, кроме своего авторского кино, Джонни То также делал и чисто мейнстримные проекты, рассчитанные на массовую публику. Это касается практически всех фильмов, сделанных в жанре чистой мелодрамы и комедии. Их я обойду стороной (за исключением одной ленты).
Ради того, чтобы о его творчестве узнало как можно больше людей, я и решился написать эту маленькую статью. В ней не будет много фактов биографии, подробных разборов фильмов. Чукча не писатель, чукча читатель. Поэтому я попробую рассказать о тех фильмах Джонни То, которые я посмотрел и дать вам краткое впечатление.
P.S. Также извиняюсь за плохое качество некоторых изображений, ибо не все фильмы у меня есть в хорошем качестве, и за музыку, потому что звук прямиком из фильмов, отдельно выпущенной её нет, в особенности в ранних фильмах режиссёра.
Краткая биография
Краткую сводку всё же необходимо дать. Джонни То начал свою карьеру в начале 1980-ых как обычный ремесленник, снимая фильмы во всех популярных жанрах гонконгского кино того времени. Но вот, когда ближе ко второй половине 90-ых, все популярные и известные режиссёры Гонконга, от Джеки Чана до Джона Ву, уезжают в Голливуд пробовать свои силы, Джонни То остаётся и вместе со своим другом Вай Ка-Фаем создает студию Milkyway. Именно отсюда начинается точка отсчёта, когда второсортный ремесленник вдруг становится одним из главных авторов арт-экшена и начинает создавать свои собственные уникальные и неповторимые по стилю фильмы. В 2000-ые То достигает пика своей режиссёрской формы, снимая один шедевр за другим.
Но увы, данный период продлился недолго. С ужесточением китайской цензуры, продуктивность, как и качество фильмов Джонни То, начало стремительно падать. Хоть режиссёр и планировал снять ещё несколько фильмов (ремейк Красного круга Мельвиля, например), но очевидно, что его лучшее время уже прошло, и жанровых шедевров ждать не стоит. Поэтому, давайте перейдём к временам, когда трава была зеленее, ну и всё остальное.
Герои не умирают (A Hero Never Dies/Chan sam ying hung) 1998
Обычно, когда речь заходит о таком жанре как героическое кровопролитие, вершиной жанра и финальной точкой принято считать "Круто сваренных" Джона Ву. Если насчёт вершины я готов согласиться, но вот над финалом – нет. Так что к вашему вниманию фильм, который, как я считаю, действительно ставит жирную точку в данном жанре.
Коротко описать этот фильм можно одним словом – крутость. Причём она порой граничит с абсурдностью, и может невольно вызвать смешок. Но режиссёр умудряется балансировать буквально на краю, чтобы кино оставалось серьёзным, при этом слегка деконструируя жанровые тропы, но всё же оставаясь в рамках.
Джонни То выкручивает пафос на максимум, чтобы рассказать нам историю о взаимоотношениях двух крутых боевиков враждующих гонконгских группировок – Мартина (Леон Лай) и Джека (Лау Чинг Ван). Начиная практически с кровных врагов, постепенно, объединённые одним горем – предательством со стороны своих боссов, они встают на одну сторону, дабы совершить вендетту. И поверьте, эта месть вам запомнится. При этом, сценарий в данном случае я не могу назвать примитивным, однако видно, что режиссёра он волнует в меньшей степени. Именно соперничество двух сорвиголов – вот на чем концентрируется Джонни То. Не хочется спойлерить, но финальная перестрелка действительно отвал челюсти.
Что касается визуальной частью, я неиронично считаю, что это один из самых красивых фильмов 90-ых. Весь фильм насквозь пропитан запахом сигаретного дыма и неоновых огней. Во время перестрелок камера словно летает по сцене. А какая же здесь восхитительная музыка. Кавер-версия Sukiaki навсегда в моём сердечке. И очень печально, что данной музыки отдельно нет нигде.
Кроме этого, данное кино буквально пронизано какой-то галлюциногенной, пограничной атмосферой. Можно сказать, что это реквием по героическому кровопролитию. В фильме буквально всё на пределе, на максимальном пафосе – групповое мочеиспускание на пальмы, «игра в монетку», стрельба друг в друга без попыток хоть как-то уклониться. При этом, нельзя сказать, что данное кино совсем уж оторвано от реальности и превращено в супергероику. К тому же, что касается экшена, здесь Джонни То очень удачно совмещает старую школу ган-фу Джона Ву со своей, более холодной и отстранённой.
Лично для меня этот фильм – №2 во всех фильмографии Джонни То, и его лучший фильм 90-х.
Будь готов к неожиданностям (Expect the Unexpected/Fai seung dat yin) 1998
Хоть режиссёром и значится Патрик Яу, не обманывайтесь – это на 100% фильм Джонни То. В этот раз режиссёр решает спуститься с небес на землю, и снять более приземлённый фильм о нелёгких буднях гонконгской полиции.
Элитный полицейский отряд под руководством лейтенанта Кена – настоящие профессионалы . Но два дела, касающиеся ограбления ювелирного магазина тремя бандитами-новичками из материкового Китая, и обезвреживания четверки опаснейших маньяков, грабящих, насилующих и убивающих людей десятками, оказываются непростыми даже для таких асов, как они.
Ленте удаётся уверенно маневрировать между полицейским боевиком и мелодраматической комедией. В этом фильме отличный сценарий, великолепные актёрские работы – дуэт Лау Чинг Ван и Саймона Яма шикарен. Хороший OST также в наличии. А финал данной киноленты заставит вас вспомнить название фильма
Не знаю, что ещё можно тут написать – не фанат данной киноленты, но фильм определённо хорош и я настоятельно рекомендую его к просмотру.
Самая длинная ночь (The Longest Nite/Aam fa) 1998
Ещё один фильм, где в графе режиссёра написано Патрик Яу, но опять же – это фильм Джонни То. На этот раз, режиссёр скрестил героическое кровопролитие с запутанным неонуарным детективом, и получилось просто великолепно.
В этот раз в главной роли Тони Люн Чу-Вай, играющий продажного полицейского Сэма, пытающегося найти тех, кто хочет нарушить приближающее перемирие между двумя гонконгскими группировками. Сэм, занимается тем, что калечит всех новоприбывших в город, но пропускает таинственного незнакомца (Лау Чинг-Ван), который определенно что-то знает.
Меланхоличный и таинственный, но при этом кровавый и бодрый, фильм способен доставить нереальное удовольствие. В этот раз, То делает большую ставку на сценарий, но не стоит забывать, что больше всего любит режиссёр – великолепные перестрелки. И они здесь на высоте. Более того, в финале режиссёр и вовсе отсылается к такой нуарной классике, как Леди из Шанхая Орсона Уэллса. А какой же здесь саундтрек – мрачный и таинственный и при этом драйвовый. В общем, моя однозначная рекомендация.
Миссия (The Mission/Cheung foh) 1999
А вот про этот фильм, возможно, некоторые и слышали. Именно в данной киноленте режиссёр окончательно сформировал свой режиссёрский стиль.
Сюжет Миссии не блещет особой оригинальностью. На влиятельного босса мафии совершают покушения, и его сынок нанимает пятерых крутых гангстеров для защиты и для поиска того, кто причастен к покушению. При этом, нанятые товарищи пройдут путь от незнакомых и чуть ли не презирающих друг друга людей до братьев, готовых пожертвовать собой ради другого. В общем, всё стандартно. Но выполнено опять же на высшем уровне. На место яростным перестрелкам, вдохновлённым Джоном Ву, приходят мельвилевские – холодные и стоические. При этом Джонни То не забывает разбавить их своими юмористически-бытовыми сценами. И всё это под крутую музыку. Коротко говоря – классика жанра.
Совсем мало времени (Running Out of Time/Am zin) 1999
А теперь перейдём к мейнстримовскому проекту Джонни То. Чун (Энди Лау) умирает от рака — по словам врачей, ему осталось жить всего несколько недель. Вместо того чтобы проводить последние дни в постели, он затаривается мощными болеутоляющими и запускает в действие сложнейшую аферу, одним из главных действующих лиц в которой должен стать гениальный детектив Хо (Лау Чинг-Ван). Сказать мне особо нечего – это обычный мейнстрим с вот-это-поворотами, коих в Голливуде снимали немало. Но что подкупает - с какой лёгкостью и изяществом снята данная кинолента. А так же в очередной раз присутствует великолепный OST. Если вы не любите гангстерские фильмы, или хотите чего-то более простого и легкомысленного, данный фильм – идеальная точка для входа.
Полицейский спецназ (PTU) 2003
А вот этот уже настоящий фильм Джонни То. В этот раз режиссёр делает больше акцента на триллерную и детективную часть. В кафе жестоко убивают бандита, а в переулке на коррумпированного полицейского нападают, в результате чего он теряет свое оружие. И вот полицейский отряд во главе с Саймоном Ямом должен выяснить до утра, как эти дела связаны и помочь сослуживцу. При этом параллельно женщина-детектив из отдела внутренних расследований ведёт своё, собственное дело.
Грань между преступниками и законом практически стирается. Режиссёр неспешно отправляет нас по злачным местам инфернального ночного Гонконга, где непонятно, кого лучше встретить – головореза или копа, которому нужно срочно раскрыть дело. Герои спокойны и меланхоличны и общаются лишь обрывками фраз, словно ковбои из вестернов Серджио Леоне. Крепкое жанровое кино, которое я однозначно рекомендую к просмотру.
Горячие новости (Breaking news/Daai si gin) 2004
Во время перестрелки грабителей и полиции происходит неприятный инцидент: бандиты скрываются с места преступления, а репортерам удается заснять на видео полицейского, умоляющего его не убивать. Чтобы реабилитироваться в глазах общественности, руководство полиции решает провести пиар-акцию.
Фильм стал одним из первых популярных фильмов режиссера в мире. Более того, в России на него был снят ремейк. Что иронично, ведь данную ленту я не могу назвать одним из лучших фильмов Джонни То. Конечно, здесь есть отличные вещи, например, 7-минутная вступительная сцена, снятая без единой склейки, а также несколько хороших экшен-сцен.
Но режиссёр сделал слишком сильный акцент на сценарную часть, и как по мне, не смог полностью раскрыть её. Конфликт выглядит слишком надуманным и наивным, и даже для меня, любителя гангстерских фильмов всех сортов, романтизация преступников показалась чересчур неуместной. Но всё же, я рекомендую посмотреть данный фильм, ибо что касается режиссуры и операторской работы – это высший уровень.
Бросок вниз (Throw Down/Yau doh lung fu bong) 2004
Ещё один, можно сказать, популярный фильм Джонни То – именно данную киноленту перевыпустило Criterion. В этот раз режиссёр снял жизнеутверждающее и романтичное кино о дзюдо, а также о трёх людях, которые случайно встретились и которые изменят судьбы друг друга в кардинальную сторону. Сентиментальное и в какой-то степени наивное кино точно не оставит вас равнодушным. Но я не назову себя фанатом этого кино по одной простой причине – я не люблю спортивные драмы и дзюдо. Однако, кто такое любит, милости простим. Плюсиком, Джонни То посвятил данную ленту Акире Куросаве – а это уже заслуживает просмотра.
Выборы 1,2 (Election/Hak se wui) 2005-2006
А вот это уже авторский шедевр. Джонни То окончательно формируется не просто как автор арт-мейнстрима, но и просто автор драматический и ставит криминальную дилогию, которую не грех поставить в один ряд с Крёстным отцом и фильмами Мартина Скорсезе.
Сюжет обоих фильмов вертится вокруг выборов в гонконгской триаде. Есть два кандидата (Луис Ку и Саймон Ям) и обоим нужна власть, и они не готовы отдать её кому-то. Джонни То скрупулезно подходит к исследованию преступной деятельности, а ко второй части ещё более углубляет и расширяет тему. Если в первой части ещё можно найти остатки человечности, то второй только ужасы, на которые готов пойти человек, которому есть что терять.
Что касается режиссуры, не думаю, что надо что-то расписывать. Джонни То здесь на высоте. При этом, несмотря на серьёзность поднятых тем, фильм все же способен развлечь, а по темпу превосходит ленты Копполы и практически дотягивается до Скорсезе. В общем, шедевр гангстерских фильмов, который однозначно недооценён. Джонни То планировал снять Выборы 3, но вряд ли сейчас ему это удастся.
Отверженные (Exiled/Fong juk) 2006
Magnum Opus. Masterpiece. Шедевр. Ещё много лестных слов я могу написать о данной киноленте, но они не способны описать всю мощь данного произведения. Как-то я о ней уже отзывался в челлендже от Лебедя топ 10 лучших фильмов. Джонни То достигает абсолютного предела своего стиля. Всё, круче уже не может быть. Он по максимум миксует все жанровые фишки вышеупомянутых Серджио Леоне и Жан-Пьера Мельвиля и создаёт своё, уникальное произведение неовестерна-героического кровопролития. Серьёзно – это эталонный жанровый фильм. Например, если брать неовестерн братьев Коэнов: "Старикам тут не место", то всё же он немного отходит от жанровых канонов и является более авторским произведением.
В Отверженных сюжет предельно простой - двое гонконгских киллеров прибывают в Макао, чтобы по заданию босса расправиться с вышедшим из дела бывшим членом банды. Там они неожиданно встречают ещё двоих своих товарищей — те приехали, чтобы защитить друга любой ценой.
С какой лёгкостью, мастерством и изяществом снят данный фильм. Великолепно поставленные экшен-сцены, где режиссёр превращает хаотичную стрельбу чуть ли не в геометрическую поэзию, благодаря операторской работе. Каждый кадр в фильме хоть на стену вешай. А какой здесь классный саундтрек, очевидно отсылающий к величайшим работам Эннио Морриконе. Хоть сюжет и абсолютно читается, но при этом фильм способен удивлять, а финал – чистый всплеск эмоций.
В общем, я думаю уже понятно, что для меня этот фильм №1. Возможно, у кого-то я поднял планку ожиданий до небес, поэтому советую вам понизить её и приступить к просмотру, не ожидая ничего сверхъестественного. И тогда, возможно, вы полюбите фильм так же, как и я.
Воробей (Sparrow/Man jeuk) 2008
Джонни То успешно объединяет романтику, криминал и комедию в очередной хороший фильм. В данной киноленте рассказывается о четырех карманниках, которые внезапно оказываются в серьезном затруднительном положении после того, как женщина по имени Чун-Лэй (Келли Линь) просит их помочь ей освободиться от вынужденных отношений с главарем мафии. На место злачному и мрачному ночному Гонконгу из Полицейского отряда приходит светлый и радостный. Обаятельный Саймон Ям, шикарный саундтрек, великолепная режиссура (особенно финал под дождём) – всё это даст вам полтора часа чистого наслаждения и удовольствия.
Месть (Vengeance/Fuk sau) 2009
В этот раз Джонни То делает полный оммаж Мельвилю (в главной роли должен был сниматься Ален Делон, но он отказался, и фильм должен был быть продолжением Самурая), и снимает простую историю о мести. В главной роли – француз Костелло (Джонни Холлидей), у которого хладнокровно убивают семью, и он отправляется на поиски убийц. При этом, ему помогают трое наёмных гонконгских киллеров.
Так как круче Отверженных было снять просто невозможно, перед нами предстаёт стандартный фильм о мести, но как обычно, виртуозно снятый, с несколькими запоминающимися боевыми сценами. В принципе, все составляющие на месте, но я не люблю этот фильм по одной причине – сценарий. Главный герой страдает амнезией и данный факт, как по мне, совершенно неуместно обыгран. Хотя финал способен вызвать сильнейшие эмоции, но для меня он не работает. Но всё же я рекомендую его к просмотру, потому что фактически это последний стилистический шедевр Джонни То в лучшей форме, и следующая его работа уже будет выглядеть иначе.
Нарковойна (Drug War/Du zhan) 2011
Лебединая песня Джонни То. Не сумев вписаться в китайскую киноиндустрию, режиссёр всё же снимает один шедевр. Теперь никакой симпатии к бандитам – фильм не о гангстерском братстве и мести. Перед нами простой как две копейки полицейский триллер. Весь фильм буквально "в прямом эфире" – про одну операцию по поимке наркомафии. Здесь То больше времени уделяет триллеру и комедии, чем экшену. А сами экшен-сцены, хоть и выглядят немного инородно для стиля и жанра, в котором снята данная картина, всё же способны доставить наслаждение. Но самая соль, как по мне - концовка, невероятно сильная и жёсткая. Джонни То показал, что даже с цензурой способен снять жанровый шедевр.
Также, я ещё не упомянул о двух фильмах Джонни То - Безумный следователь (Mad Detective/San taam) 2007 – черной комедии, повествующий о детективе-шизофренике, сыгранным Лау Чинг-Ваном, умеющим буквально видеть «внутренние сущности» людей, и Слепой детектив (Blind Detective/Maang taam) 2013 – гибриде ромкома и детектива с Энди Лау, который играет (а вот сейчас приготовьтесь) СЛЕПОГО ДЕТЕКТИВА… Но на данный момент я не смотрел эти фильмы, но поклонники Джонни То положительно отзываются об обеих кинолентах.
Заключение
Как я уже упомянул в предисловии – Джонни То преступно недооценённый режиссёр, и возможно, сними он свои фильмы в наше время, стал бы более популярным. Но, увы.
Конечно, всё сказанное в статье сугубо субъективно, но я надеюсь, что своей статьёй я смог хоть кого-то заинтересовать творчеством данного режиссёра.