Blue Velvet (Синий Бархат) - 1986 г.
Американский нео-нуарный триллер 1986 года, написанный и снятый Дэвидом Линчем.
Фильм назван в честь одноименной песни Бобби Винтона 1951 года, которая является заглавной песней кинокартины.
Фильм рассказывает о молодом студенте колледжа Джеффри Бомоне, который, вернувшись домой, чтобы навестить больного отца, натыкается в поле на отрезанное человеческое ухо. Это ухо приводит его к раскрытию преступного заговора и романтическим отношениям с проблемной лаунж-певицей.
Считается одним из лучших фильмов 80-х. Эта картина оказала сильное влияние на дальнейшее творчество режиссёра, в частности на сериал «Твин Пикс». Фильм оказал влияние и на массовую культуру, в том числе на игру Silent Hill 2. Сцена с подглядывающим главным героем в шкафу взята из этого фильма.
В фильме Линч осуждает рейгановскую Америку. В прологе фильма нам показывают типичный "рейгановский рай" 80-ых. Милые дома, лужайки, улыбчивые люди, но заканчивается пролог крупным планом роющихся в земле насекомых, что отражает внутреннюю грязь общества. В этом Линч видит суть Америки 80-ых, и красной нитью эта мысль проходит через весь фильм.
Саундтрек
Саундтрек к фильму "Синий бархат" создавался под руководством Анджело Бадаламенти (он появляется в эпизодической роли пианиста в клубе "Слоу", где выступает Дороти). В саундтреке широко используются старые поп-песни, такие как "Blue Velvet" Бобби Винтона и "In Dreams" Роя Орбисона, в сочетании с оркестровой партитурой, вдохновленной Шостаковичем. Во время съемок Линч установил на съемочной площадке и на улицах колонки и включил Шостаковича, чтобы создать нужное настроение. Партитура отсылает к 15-й симфонии Шостаковича, которую Линч регулярно слушал во время написания сценария. Первоначально Линч хотел использовать "Song to the Siren" группы This Mortal Coil в сцене танца Сэнди и Джеффри, но в то время он не смог получить права на эту песню. Впоследствии, одиннадцать лет спустя, он использовал эту песню в фильме "Lost Highway" (1997).
Призрачный саундтрек сопровождает заглавные титры, а затем вплетается в повествование, подчеркивая нуарное настроение фильма
В этом фильме Линч впервые работал с композитором Анджело Бадаламенти и попросил его написать партитуру, которая должна быть "как Шостакович, очень русской, но при этом самой красивой, но темной и немного пугающей". Успех "Синего бархата" заставил Бадаламенти принять участие во всех последующих полнометражных фильмах Линча, вплоть до "Inland Empire" (2006), а также в культовом сериале "Твин Пикс". Также в команду звукорежиссеров вошел Алан Сплет, давний сотрудник Линча, звукорежиссер и дизайнер, получивший "Оскар" за работу над фильмом "The Black Stallion" (1979) и номинированный за "Never Cry Wolf" (1983).
Каст
Кайл Маклахлен — Джеффри (Джефф) Бомон
Изабелла Росселлини — Дороти Валленс
Лора Дерн — Сэнди Уильямс
Деннис Хоппер — Фрэнк Бут
Джордж Дикерсон — детектив Джон Уильямс
Хоуп Лэнг — миссис Уильямс
Дин Стоквелл — Бен
Присцилла Пойнтер — миссис Бомон
Фрэнсис Бэй — тетя Барбара
Джек Харви — Том Бомон, отец Джеффа
Брэд Дуриф — Рэймонд
Джек Нэнс — Пол
Фред Пиклер — Желтый человек
Фильм "Синий бархат" пережил время лучше, чем любой другой номинант на премию "Оскар" того года, и, возможно, лучше, чем любой другой голливудский фильм своего десятилетия. Шок от нового исчезает по определению, но если в случае с "Синим бархатом" этого почти не произошло, то, возможно, потому, что его тон остается вечно неуловимым.