«Аркейн»: Неравная битва между формой и содержанием
Впечатление о втором сезоне.
Премьера «Аркейна» осенью 2021 года для меня стала ярким событием и впечатлением, которое частично помогло справиться со стрессом из-за перенесённого коронавируса и связанных с ним проблем в семье. Я даже заинтересовался вселенной Рунтерры, погрузившись в изучение её лора. Добрался и до самой League of Legends, но игру пришлось поспешно бросить из-за нелюбви к подобному жанру.
Вместе с остальными ценителями сериала я ждал премьеры следующего сезона. Продолжение состоялось, но ощущения от просмотренного оказались не такими однозначными. Хочу сразу отметить, что я из тех, кто считает сценарий стартового сезона хорошим. Он не деконструирует жанр, не поражает невиданными ранее глубинами драматургии, но работает в хорошей связке с видеорядом. И если первый сезон — это обстоятельная история с элементами музыкального видеоклипа, то во втором соотношение резко меняется, теперь это уже видеоклип с элементами истории.
На первый взгляд такой подход не кажется плохим, создатели приближаются ещё больше к тому принципу, что киноискусство в общем-то визуальное: если ты можешь донести до зрителя что-то метафорами и мелкими деталями, то в определённых случаях это ничуть не хуже длинных диалогов и растянутых сцен, а местами даже и лучше.
Было бы так с самого начала, я бы не имел никаких претензий и просто наслаждался приятной картиной. Но в первом сезоне была хорошо прописанная и неторопливая история, которая в продолжении из-за клиповой стилистики стала выглядеть очень дёрганой и порезанной. Основные события и ветви некоторых персонажей перестали ощущаться органично. Например, превращение горюющей и злющей Кейтлин в местного карманного диктатора и дальнейшее её возвращение к тому самому «кексику».
Я не то, чтобы против таких сюжетных поворотов, но сам факт перехода Кейтлин на другую сторону происходит очень быстро, а часть предполагаемых сцен, которые в теории должны были проложить аккуратный мостик из точки А в Б, отсутствуют. Им банально не нашлось места, хронометраж страдает от нехватки воздуха. По итогу зрителю приходится додумывать эпизоды в своей голове. Я уж молчу про линию примирения и прощения, её используют несколько раз с разными персонажами, будто это какая-то мыльная опера, где герои ссорятся и через некоторое время опять сходятся друг с другом.
Словно этих проблем недостаточно авторы сценария совершают другую более серьёзную ошибку, повышая градус эпичности и создавая глобальную угрозу всему привычному мироустройству. Они вводят мультивселенную, активно используют манипуляции со временем (Экко буквально спасает положение, как и Флэш из снайдеровской «Лиги справедливости»). Появляется стойкий привкус той самой штампованной супергероики. Если Riot хотели показать свою версию «Мстителей», то до полного набора им не хватило разве что фирменных шуточек и сцен после титров.
Справедливости ради, MCU постепенно вводило персонажей и поначалу рассказывало вполне себе локальные истории, которые позже перетекали в кроссовер, где разношёрстная команда боролась с мегаугрозой. В «Аркейне» же начали за здравие, а закончили за упокой, переключив локальную историю сразу в спасение мира. Что это — самонадеянность или нехватка времени из-за нарушения первоначальных планов на несколько сезонов? Остаётся только гадать. Даниэль Рихтман как-то проговорился, что Нетфликс настоял на том, чтобы сериал закончили уже в новом сезоне. В чём причина такого решения неизвестно, инсайдер пока не давал подробных комментариев.
Как можно было исправить ситуацию с рваным повествованием? В моём варианте продолжения нет чётко выраженного протагониста, «великой эволюции» Виктора и Чёрной Розы. В этой версии основной акцент сводился на противостоянии между Пилтовером и Зауном, вытекающем из концовки первого сезона. Мы бы видели разные стороны конфликта, у каждого имелись свои причины и мотивы. Из-за недопонимания и сложных обстоятельств персонажи воевали бы друг с другом, оставляя за собой шлейф из боли и разрушений. Как раз тут можно было бы уделить больше времени химбаронам, от которых поспешно избавились в первом акте.
В самом конце персонажи не могли просто взять и обратить время вспять или призвать своего мальчика-спасителя. Из этой битвы никто не вышел бы однозначным победителем. Выжившим героям приходилось жить дальше с последствиями своих поступков. От подобного варианта сюжета наступал бы необходимый катарсис, схожий с финальным эпизодом начального сезона. Развитие событий в примерно похожем духе мне кажется наиболее логичным и драматичным, но в реальности приоритет сместился в другую сторону.
Авторы «Аркейна» невольно стали узниками видеоигры-первоисточника, не дающей сюжету быть полностью независимым из-за условностей её жанра. Они пошли по пути наименьшего сопротивления, отдав предпочтение крутым нарезкам, битвам, фан-сервису и сценам, которые желали увидеть многие поклонники. И не сказать, что их творческие решения не нашли должный отклик — масса положительных отзывов, горячие обсуждения в соцсетях и высокие оценки на сайтах типа IMDb тому подтверждение. Жаль только в желании угодить своей фан-базе сериал потерял сбалансированный подход к истории, лишний раз доказав, что перед нами прежде всего коммерческий продукт, самая дорогая реклама к видеоигре из когда-либо выпущенных.
При всём моём разочаровании в сценарии, в музыкальном и общем визуальном наполнении финал не только не уступает в качестве, но местами даже превосходит своего предшественника. Если говорить об «Аркейне» в целом, то это наглядный пример превосходства формы. Дизайн персонажей, окружения, анимация, монтаж, задники и локации словно из ожившего концепт-арта — всё это по-прежнему приковывает к себе внимание и заслуживает неоднократного пересмотра и смакования отдельных сцен.
Несмотря на проблемы в сюжете, «Аркейн» вызвал у меня хоть и неоднозначные, но вполне сильные чувства, оставив отпечаток в душе. Конечно, если воспринимать его как один дорогой рекламный ролик игры, растянутый на 12 часов, то недостатки содержания уже не кажутся настолько критичными. Но я всё же склонен считать, что форма расцветает ещё больше от цельной и проработанной истории, особенно если вы хотите выдержать баланс между картинкой и текстом. К счастью, «Аркейн» не единственный проект во вселенной, и хотелось бы верить, что Riot Games не повторят этих ошибок в новых сюжетах про другие регионы Рунтерры.