Немытый Дикий Запад: обзор фильма «Братья Систерс»

История лишних людей.

29 ноября в российском прокате выходит фильм Жака Одиара «Братья Систерс», который с восторгом приняли на Венецианском фестивале. Рассказываем, почему это важное событие и для самого жанра, и для любителей хорошего кино.

Немытый Дикий Запад: обзор фильма «Братья Систерс»

Долгие годы вестерны считались чуть ли не вымирающим жанром. Действительно, мало кто мог предложить что-то новое в классическом антураже Дикого Запада.

Однако в последние годы к ковбойской тематике обратились знаменитые режиссёры, вдохнув в жанр новую жизнь. Антуан Фукуа переснял «Великолепную семёрку», Квентин Тарантино показал, что его типичные герои могли жить и в середине 19 века, а братья Коэны представили целую антологию очень разных историй с Фронтира.

Но «Братья Систерс» даже среди свежих и нестандартных вестернов стоит особняком — картину снял француз Жак Одиар, когда-то покоривший Канны драмой «Дипан». Взявшись за «самый американский жанр», он смог добавить в него черты европейского кино — это когда всё построено не на действии, а на характерах героев и их эмоциях.

И первое, что нужно понимать перед просмотром «Братьев Систерс» — трейлер создаёт неправильные ожидания. Если ориентироваться только на ролик, может показаться, что зрителя ждёт остроумная история, полная перепалок и перестрелок. Но всё это, на самом деле, лишь верхний слой, под которым кроется красивое «роуд-муви» и личная трагедия потерянных людей, живущих не в своём времени.

Честный вестерн

Завязка сюжета вроде бы проста: профессиональные бандиты Элай и Чарли Систерс (Джон Си Райли и Хоакин Феникс), не имеющие никакого представления о морали, получают очередное задание — выследить и доставить боссу химика Уорма (Риз Ахмед), открывшего способ легко находить золото.

Немытый Дикий Запад: обзор фильма «Братья Систерс»

Изначально Уорма должен передать братьям сыщик Джон Моррис (Джейк Джилленхол). Однако химик успел подружиться с ним, так что героям предстоит искать их обоих, отбиваясь от местных разбойников, борясь с алкоголизмом и беспрестанно ругаясь друг с другом.

Закинув героев в классический сюжет вестерна, Одиар создал фильму привлекательный антураж. Но перестрелок здесь не так много, хоть и сняты они очень аккуратно (правда, самую интересную из них уже частично показали в трейлере), без излишнего тарантиновского гротеска и кровавости. Герои не красуются перед врагами, они просто стреляют на опережение.

Немытый Дикий Запад: обзор фильма «Братья Систерс»

В первую очередь режиссёр пытается показать реальность Дикого Запада. Чарли падает с лошади с похмелья, Элаю в рот заползает паук. Братья нещадно стреляют людей, но плачут на погибшей лошадью. А главным открытием для них становится зубная щётка. Вот оно, настоящее выживание, а не красивые дуэли один на один рядом с салуном.

«Роуд-муви» на лошадях

Основное действие скорее напоминает классическое «роуд-муви». Братья Систерс встретятся с Джоном и Уормом уже после после середины фильма, а поначалу все герои будут просто двигаться к своим целям и разговаривать. И здесь, через диалоги и ситуации, раскрываются их характеры.

Немытый Дикий Запад: обзор фильма «Братья Систерс»

Поначалу кажется, что агрессивный Чарли просто тащит за собой мягкотелого Элая, мечтающего о спокойной жизни. Но постепенно между ними проявляется взаимная забота и поддержка. Они могут сколько угодно ругаться и даже драться, но в конечном итоге рассчитывают лишь друг на друга. Героев связывают не только родственные узы, но и не самые приятные события из детства.

В то же время Уорм и Джон проходят путь от подозрений и преследования к настоящей дружбе. Химик раскрывает сыщику свои истинные планы, а Джон, склонный к романтизму, встаёт на его сторону. Он ведёт дневник, очень художественно описывая все происходящие с ним события.

Немытый Дикий Запад: обзор фильма «Братья Систерс»

Действие развивается неспешно, и камера подолгу задерживается на пейзажах или даже просто лицах говорящих. Но это не делает происходящее на экране скучным. Просто ещё раз напоминает, что Одиар снял своё кино не для того, чтобы развлечь зрителя аттракционом про Дикий Запад. Он хочет показать живых людей и их трагедию.

Лишние люди

Всех четверых героев объединяет ощущение ненужности в том мире, где они живут. Они все будто пришли из другого времени и не могут найти себе места. К реальности Дикого Запада полностью адаптировался разве что Чарли, да и он, несмотря на всю буйность и непредсказуемость — просто обиженный ребёнок, которому не хватило внимания.

Элай
Элай

Застенчивый Элай просит каждую встречную проститутку отдать ему шаль, чтобы хоть на секунду вспомнить о своей первой любви. Он может в одиночку положить целую банду, но променял бы всё это на небольшую лавку и жену. Уорм может стать богатейшим человеком, но хочет создать коммуну. А Джону бы просто следовать за ним и писать книги.

Пожалуй, именно в этой части лучше всего раскрывается идеально подобранный актёрский состав. Хоакин Феникс, как никто другой, при внешней агрессии может показывать взгляд человека, постоянно ищущего одобрения. У Риза Ахмеда действительно загораются глаза, когда его герой рассказывает о планах на жизнь, а улыбка Джилленхола выдаёт в Джоне искреннего романтика, живущего где-то в своих фантазиях.

Джон
Джон

Но всё же чувствуется, что не зря именно Джон Си Райли уговорил Одиара взяться за этот фильм (он же выступил и продюсером). Элай — самый трогательный и живой персонаж фильма. Человек, который научился отлично стрелять и выслеживать жертв — а вот как жить дальше так и не понял.

Встреча четверых героев в стандартном вестерне могла перерасти либо в начало грандиозной истории, либо в масштабную перестрелку. Но и здесь Одиар напоминает, что рассказывает о простых людях. И потому главным событием фильма остаётся короткая сцена, где все герои просто пытаются общаться между собой, находят что-то общее. Это ведь история не о героизме и гипертрофированной трагичности, а об обычной жизни — временами банальной и даже скучной.

Чарли
Чарли

«Братья Систерс» — очень многослойный фильм, скрывающий свою истинную суть под оболочкой вестерна и чёрной комедии. Если говорить о стандартах жанра, здесь и правда есть всё необходимое: отлично снятые перестрелки, текстовые шутки, начинающиеся с самой фамилии героев, несколько комичных ситуаций.

Основной сюжет скорее похож на «роуд-муви», где важнее разговоры, эмоции и противопоставление характеров. Неспешный темп, красивые съёмки, бесконечные и безукоризненно сыгранные диалоги. А за всем этим — история потерянных людей, которые родились не в своё время.

9595
26 комментариев

Этот год — раздолье для любителей вестернов. RDR 2, Баллада Бастера Скраггса, а теперь и Братья Систерс. Причем ни один из них не является проходняком.

Теперь хочу то же самое в отношении игр и фильмов про Вьетнамскую войну.

19
Ответить

Кстати, Аве Хромову! Всё жду не дождусь статьи про фильмы Тарковского.

4
Ответить

Лучше старого кино про Вьетнам уже не снимут, смотри старое.

Ответить

Дааа! Очень хочу игры про Вьетнам! Думаю они скоро вернутся!

Ответить

Я бы сюда еще добавил новость о том, что будет наконец-то снято продолжение Deadwood :)

Ответить
Комментарий удалён модератором

Нужен пруф

Ответить