Пугающее натяжение одинокой струны

Внутри есть некоторое количество текста.

Всё написанное далее - буквальный поток сознания и байт на беседу. Тег для игнора - #zeronidea

Сейчас бы на полгодика в такой санаторий, а не вот это всё
Сейчас бы на полгодика в такой санаторий, а не вот это всё

Итак, кино-марафон продолжается. Если в прошлый раз мы обсуждали одиночество в космосе, то сегодня речь пойдёт о зимней тематике. Так вот - почему музыка в старых фильмах такая пугающе стрёмная?

Если конкретно - сегодня речь о «Нечто» (1982) и «Сиянии» (1980). В список можно было бы включить и, например, «Твин Пикс», главная тема которого, несмотря на свои умиротворяющие вайбы, тоже заставляет напрячься - но речь больше не о конкретных фильмах, а о том, как композиторы тех лет, будучи ограниченными инструментами, вообще создавали нечто подобное?

Забавный факт - в год выхода критики разгромили «Нечто» Джона Карпентера в целом, и работу композитора фильма, Эннио Морриконе, в частности. Претензии были из разряда «на протяжении всей картины он мучает одну несчастную струну» - и, по иронии, лишь позже люди распробовали подобный подход. Возможно, подобное сопровождение чем-то схоже с методами китайских пыток: ну, знаете, пытки каплей воды, когда человека сводило с ума само ожидание удара следующей капли.

Но ещё больше меня впечатлила главная тема...

«Сияния» Стэнли Кубрика

Про этот фильм, до просмотра, я знал лишь две вещи: он жутко не понравился Стивену Кингу, автору оригинала, и он считается культовой классикой, оммажи на которую можно встретить в десятках картин после.

Не привносили ясности и обрывки фильма - смотря на странную игру актёров и видя сцены, которых явно не было в книге, я думал, что Кубрик полностью перекроил оригинал под своё видение. И... боже мой, насколько же всё это заработало сейчас, когда я увидел фильм.

Возвращаясь к теме OST-ов, композиция выше играет с первых секунд картины, задавая и её скрытые темы, и само настроение фильма: мы смотрим на умиротворяющие виды горного курорта, но тяжёлое звучание уже вселяет в зрителя чувство тревоги, которого лишь разрастается с течением времени. Есть теория, что одной из скрытых тем фильма является сегрегация коренного населения Америки - про это почти не говорят напрямую, но «Сияние» пробрасывает и тему того, что отель «Оверлук» построен на индейском кладбище, и похищение ценностей индейцев для обустройства этого гнезда высшего знати. Не забывает об этом и главная композиция - вкрапления индейских песнопений сразу настраивают зрителя на нужный лад. Забавно, но при просмотре я этого и не заметил.

На удивление, персонаж-ребёнок даже не бесит. Представляю, как тяжело ему было работать с Кубриком
На удивление, персонаж-ребёнок даже не бесит. Представляю, как тяжело ему было работать с Кубриком

Так, о чём это я... ах да, Кубрик и его видение. Начать его обсуждение стоит с самого Кинга, потому что - ну, это как лонгодел на DTF, если бы он дорвался до написания книг. Я читал лишь самые знаковые книги Стивена, вроде «Сияния», «Оно» или «Тумана», но специфика очевидна: он очень любит заливать в свои произведения воды, в подробностях описывая не только события, но и быт героев, а также Америки того времени. Водичка, признаюсь, вкусная, описывает Кинг интересно - и именно от всех этих описаний Кубрик, самым жестоким образом, избавляется в своей экранизации.

Кто был главным антагонистом «Сияния»? Несомненно... сам отель. На протяжении всей книги, через выведенную в название механику мира Кинга, он истязает всех главных героев, внося разлад в их отношения и давя на самые больные темы каждого из героев, особенно Джека Торренса. Человек не самого малого ума, чью жизнь губят свои же вспыльчивость и гордыня - добрую треть романа Кинг тратит на то, чтобы раскрыть его прошлое и внутренних демонов, сформировать отношение читателя к герою через его действия.

Кубрик делает то же самое за первые 5 минут.

Кому ещё играть безумца, как не будущему лучшему Джокеру?
Кому ещё играть безумца, как не будущему лучшему Джокеру?

Джек Николсон... если не великий, то точно выдающийся актёр. Ведь ему хватает первой же сцены, чтобы показать то, на что Кинг тратил ту самую треть книги: обычного представителя среднего класса, который явно пытается сделать всё, чтобы нам понравиться, но вызывает неуловимое чувство тревоги. Своей мимикой, манерой говорить, мелкими деталями, раскрывающимися по мере диалогов с семьёй.

В книге Джек был такой же жертвой обстоятельств, как и все прочие. В фильме он, вне сомнения, главный антагонист, затмевающий собой даже сам «Оверлук». Кубрик делает интересный ход: затизерив нам будущие события через способность Дэнни (думаю, он оставил Сияние в фильме только ради этого), ровно половину фильма режиссёр не показывает никакой паранормальной силы, концентрируясь лишь на быте самой семьи. При этом, чувство тревоги не покидает зрителя - в отличии от романа, в экранизации события показываются кусками, постоянно делая «таймскипы», из-за чего можно довольно явно отследить изменения в поведении Джека и понять, что он, постепенно, сходит с ума. Из-за чего и события фильма воспринимаются не как проделки призраков отеля, а как историю, поданную ненадёжным рассказчиком.

Чему способствует и симметрия.

Ты осознаёшь весь её ужас, когда эта сцена вызывает что угодно, кроме возбуждения
Ты осознаёшь весь её ужас, когда эта сцена вызывает что угодно, кроме возбуждения

Знатоки на месте, кто-то до Кубрика использовал симметрию, как хоррор-приём? Сейчас это довольно излюбленный ход, хорошо работающий за счёт естественного страха - например, благодаря ограничению игрока в узких рамках одного коридора, неплохо работала P.T. Но Кубрик, возможно, был пионером подобного подхода - до «Сияния» он уже использовал симметрию окружения в своей «Космической Одиссее», где она отлично работала, в том числе, благодаря работе со звуком.

Несмотря на то, что «Оверлук» в фильме не подан, как полноценное живое существо, находиться в нём некомфортно - вроде бы в фильме нет ни одного скримера, но, как и с музыкой, работает принцип обмана ожиданий. Из-за чего, кстати, и к главной женской героине, после просмотра, я стал относиться получше.

До просмотра фильма мне не нравился образ Венди Торренс
До просмотра фильма мне не нравился образ Венди Торренс

Книжная Венди была простым, но симпатичным зрителю персонажем - тихая, но волевая женщина, она единственная не боялась дать бой фантомам, наполнившим «Оверлук» в финале романа.

С кино-Венди Кубрик решил поступить по другому: в отличии от своего прототипа, она куда более слабохарактерная и покорная, что также играет на обмане ожиданий. Даже та сцена в ванной (почему, кстати, Джонни, он же Джек? А, это вырезанная линия из книги...), в контексте остального фильма, работает хорошо - напуганная до смерти женщина вынуждена дать отпор безумцу, уже предвкушая собственную смерть. Актёрская игра, к этому моменту, уже воспринимается органично.

«Нечто», кстати, заебись. Во многом, по тем же причинам - в какой-то момент наличие монстра на арктической станции, отрезанной от мира, отходит на второй план, уступая полному недоверию всех главных героев друг к другу. Даже Макриди, ненадолго, вызывает сомнения. Курт Рассел прекрасен, хорошо, что он смог спасти свою карьеру от ярлыка ходячего «финансового провала» после этого фильма.

Пугающее натяжение одинокой струны

Смешно, что провалу этого фильма способствовал вышедший в то же время «Инопланетянин» - впрочем, я могу понять и принять критику персонажей... в первой половине фильма, когда всё ещё нормально.

Потому что их поведение в финале вполне естественно для людей, находящих в экстремальных условиях, без сна и отдыха, четыре дня к ряду - одни начинают паниковать, другие становятся агрессивными, третьи держатся до конца, но допускают странные просчёты.

Как по вашему, в финале Нечто выжило? Надо будет посмотреть, как-нибудь, вторую часть.

Практические эффекты всё ещё хороши, хотя бросается в глаза проблема старых кукольных фильмов - Нечто, вместо попыток напасть, часто стоит на месте и запугивает зрителя своими трансформациями
Практические эффекты всё ещё хороши, хотя бросается в глаза проблема старых кукольных фильмов - Нечто, вместо попыток напасть, часто стоит на месте и запугивает зрителя своими трансформациями
99
11
11
15 комментариев

А я вспомню довольно хороший оммаж на "Нечто": серия Секретных материалов s01e08 "Лёд"

4
1
Ответить

червяк в ухо - это было ахуй

1
Ответить

Я читал лишь самые знаковые книги Стивена, вроде «Сияния», «Оно» или «Тумана», но специфика очевидна: он очень любит заливать в свои произведения воды, в подробностях описывая не только события, но и быт героев, а также Америки того времени. Водичка, признаюсь, вкусная, описывает Кинг интересно - и именно от всех этих описаний Кубрик, самым жестоким образом, избавляется в своей экранизации.

Эта водичка - преимущество книг, только в этом формате можно (иногда нужно) заливать океанами быта, чтобы читателю было что представлять в своей голове. Кино и сериалы могут такое сразу показать уже в декорациях и невербальной экспозиции. В книге же невербальная экспозиция, кхм, проговаривается автором, что уже сюр, но необходимость. Я полагаю

1
Ответить

Тоже верно, но Кинг иногда уделяет несколько абзацев описанию пыва, которое пьют главные герои. Про вспотевшие груди жены главного героя вообще молчу. И далеко не всё упомянутое находит смысл в дальнейшем повествовании

2
Ответить

Ловец снов пизже

1
Ответить

Это где инопланетяне через анус пролезали в человека?

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить