Астрал. Медиум (2024)

Астрал. Медиум (2024)

Заклятие, проклятие и звонки в отнюдь не тихом месте

Вместо предисловия

Хоррор всегда был одним из самых парадоксальных жанров. У него есть безумная народная любовь, которой нет наверное ни у одного из других жанров в виде настолько преданной, активной и главное стабильной фан-базы, готовой смотреть и голосовать рублем за все это безумное количество выходящих в год фильмов ужасов. Но одновременно с этим, если не брать в расчет состоявшуюся классику кинематографа, трудно найти хоррор с рейтингом выше 8 баллов. Хорроры могут быть как площадкой для серьезного разговора на глубоко болезненные личные или социальные темы, так и бессмысленной и беспощадной эксплуатацией примитивных страхов и сексуальных импульсов. Кинематограф обязан этому поверхностно "низкому жанру" небывалой креативностью, где Кабинет доктора Калигари, вышедший в 1920 году, и сейчас выглядит свежо, а снятые за копейки Ведьма из Блэр и Паранормальное явление не просто стали коммерческим успехом, но и породили тонну подражателей.

Если спуститься с жанровых высот до конкретики - фильмы с названием Астрал словно коробка шоколадных конфет. Никогда не знаешь что попадется. Только за этот год в локализации астрал был упомянут как минимум в 4 фильмах, и ни один из них не имеет никакого отношения к серии Джеймса Вана (собственного английское Insidious к астралу имеет такое же опосредованное отношение). Произошел своего рода рейдерский захват и сейчас гордо причисляют себя к линейке Астрала гораздо больше фильмов, чем те, что находятся в оригинальной франшизе. Пора смириться с тем, что заклятие, проклятие, тихое место и тому подобное стали уже просто тэгами для маркировки похожих фильмов, со схожей атмосферой, элементами или просто отдалённым намёком на родство. Астрал.Медиум (Oddity) один из таких фильмов - снятый в Ирландии камерный хоррор про жестокое убийство, медиума, расплату и прочий жанровый набор, прямо говоря не близкий родственник Insidious и ничего кроме наличия экстрасенса в сюжете его с ним не роднит. С другой же стороны, он скорее оправдывает свое оригинальное название и действительно является той диковинкой, которая вопреки тенденции скорее украшает тэг, чем пытается жить за его счёт.

Собственно, о фильме

Астрал. Медиум (2024)

Оригинальное название: Oddity

Год: 2024

Страна: Ирландия

В прокате с 28 ноября, традиционное спасибо Russian World Vision: расписание

Между предисловием и выводом

Астрал. Медиум (2024)

Oddity проворачивает со зрителем хитрый трюк. Пока слоубернеры срывают кассы и разделяют аудиторию на поклонников и хейтеров, Дэмиэн Маккарти делает шаг назад. Он не предлагает в фильме ничего нового формально, не пытается сделать его глубже чем он есть, но одновременно с этим и не сводит всё к банальной эксплуатации в попытке отработать дежурную программу и срубить небольшой куш перед уходом в закат. Дэмиэн совершает поистине алхимический опыт, когда берет классические элементы хоррора и пробует переплавить их в "золото".

Астрал. Медиум (2024)

Завязка сюжета и первые кадры выглядят до боли знакомыми, но у нас тут редкий случай, когда это не минус. Синопсис простой: семейная пара, Тэд и Дарси Тиммис (отлично кстати сыгранные Гвилим Ли и Кэролин Брэкен, у которой тут даже две роли) заселяются в дом посреди леса, и пока глава семьи, психиатр, отрабатывает смену в психбольнице - таинственный незнакомец посреди ночи объявляется на пороге дома и просит впустить его в дом, уверяя что Дарси грозит смертельная опасность. Можно ли довериться человеку, который явно является целевой аудиторией её мужа? Или он действительно хочет помочь и ей грозит неизвестная пока что опасность? Интересно, что фильм структурирован как детектив - от нас намеренно утаивают части информации, тем самым сгущая атмосферу и размывая источник ужаса. Oddity ставит вопросы не перед героиней (за исключением одного второстепенного героя, у всех остальных и так есть все ответы), но перед зрителем. Это фильм про призраков? Про маньяков? Этот жуткий голем живой? Или мы медленно сходим с ума?

Астрал. Медиум (2024)

Не скатиться в банальность помогает исполнение. Вопросы работают лишь потому, что нас не пичкают клише, нам скорее устраивают обзорную экскурсию по уже классическим тропам хорроров, но именно за счет "узнаваемости" ходов мы обманываемся и пытаемся определить источник ужаса. Дэмиэн Маккарти тут словно вступает в заочную дискуссию со своим более знаменитым однофамильцем и утверждает, что старикам тут место. Локации и элементы сеттинга словно отпечатаны на сетчатке у любого киномана, и парадоксально это тоже идёт в плюс фильму. Атмосфера создается скупыми мазками, мы знаем что МОЖЕТ случится, но не знаем какую именно карту в итоге разыграет Oddity. Вот вам психбольница напоминающая аутласт, вот вам мрачный дом посреди леса, вот вам криповые убийцы в масках. Может еще добавим призраков, что проявляются на фотографиях? А как насчет слепого близнеца героини, которая одновременно Медиум? Мало? Держите деревянного голема и инфернальный звуковой ряд, напоминающий про чёрные мессы в черном-черных доме (вайб страшилок, которые дети рассказывают другу другу под одеялом у фильма тоже есть).

Астрал. Медиум (2024)

В выборе инструментария Дэмиен соблюдает превосходный баланс. Фильм знает когда надавить на болевые точки и не гнушается скримерами, но не делает это единственным или даже основным приемом. Вот героиня прислушивается к скрипам в доме, который перестал быть пустым. Вот мы смотрим в темноту в попытках увидеть движение. Вот мы смотрим на фотографии помещения, которое с каждой секундой из убежища превращается в угрозу. Как и героиня (формально их несколько) мы готовы увидеть то, что не должны, но это появление все равно будет неожиданностью. Скримеры тут работают эффективно как раз счёт того, что они частый гость в таких фильмах и мы ждём их появления, а они к счастью или сожалению для моего сердца, не подводят и во время давят на болевые точки.

Астрал. Медиум (2024)

Ещё один забытый, но такой родной гость в современном хорроре - это прямолинейность сюжета. Дэмиен пытается повторить успех алхимиков и вторит им во всем - у него получается смешать элементы и своим тур де форсом зачаровать зрителей в процессе, но строго говоря философского камня у него тоже нет. Фильм обладает достоинством простой и понятной истории. На большинство (если не все) очевидных вопросов мы получим ответы, концовка однозначна и о всех сюжетных поворотах можно догадаться уже в начале. Не потому что фильм халтурно относится к своим обязанностям, но просто потому что фильм слишком бережно относится к элементам, которые инкорпорирует в себе. Это не постмодернистская Хижина в лесу или X с любовной насмешкой над устоявшимися тропами, но скорее оммаж где все развивается ровно так, как ожидается.

Вместо послесловия

Хорроры парадоксальны, и в этом плане Астрал.Медиум это образцовый пример всех противоречий. Это добротно и с любовью сделанный фильм, который с уважением напоминает нам про все, что мы любим в хоррорах, но который из-за этого теряет немного в другом - в духе невыразимого, неописуемого и главное неизведанного ужаса. В отличие от лучших и революционных хорроров Oddity сталкивается нас с уже известным, но это тоже своего рода подвиг - сделать по настоящему современным и одновременно классический оммаж, который нам напомнит то, за что мы когда-то полюбили этот жанр. И даже если не все ожидания все таки оправдались, фильму удается главное - доставить немного синефильского удовольствия и заинтересовать режиссером, его прошлым и будущим. Рекомендую обратить внимание вышедший до этого Предостережение. В котором уже чувствуется сформированный стиль режиссера (в Oddity в лучших традициях есть к нему отсылка). Надеюсь Дэмиен на этом не остановится и вдохновившись плеядой космохорроров снимет уже полностью своё и революционное Space Oddity - не пропадать же ещё одному продающему тегу, а талант у него явно есть.

66
8 комментариев

Жду Астрал. Астрал.

1

Боюсь тогда мультивселенная схлопнется

1

Заглавная картинка со звуком: "Вы кто такие? Я вас не звал".

1

На половине выключил, так и не досмотрел

Так много текста для этого ущербного фильма) это очень плохое кино с глупым сюжетом

Неплохой фильмец на раз. Локализаторы наши, как всегда...