А вы боитесь космоса?

Внутри есть некоторое количество текста.

Всё написанное далее - буквальный поток сознания и байт на беседу. Тег для игнора - #zeronidea

Пекло (2007)
Пекло (2007)

Внесу немного контекста - Silent Hill. В этом году, наконец, я прошёл всю основную серию игр, и захотелось посмотреть, на что же её авторы опирались в своём вдохновении: комиксы, фильмы, книги.

А посмотреть там есть на что, список включает под сотню позиций. Можно обсудить и «Лестницу Иакова» - идеальное, на мой взгляд, киновоплощение Сайлент Хилла, и «Видеодром» - что же, теперь я знаю, за что люди людят Кроненберга. Было приятно ещё раз взглянуть на «Семь» и посмотреть на «Зодиак» - последний, сам по себе, не относится к серии SH, но история этого маньяка сыграла немалую роль в становлении маньяков, как медиа-явления.

Но обсудить я, сегодня, хотел бы не это, а «космический ужас». В частности, два фильма в этом направлении, показавшиеся мне довольно примечательными: «Сквозь Горизонт» (1997) и «Пекло» (2007). Последний, опять же, с Silent Hill никак не связан - просто решил его наверстать. И не зря, потому что он в очередной раз напомнил мне, что...

Космос, вообще-то, страшный
Космос, вообще-то, страшный

Не знаю как вас, а меня пугают эти фотографии с непроглядной тьмой космоса. Потому что, стоит тебе на секунду задуматься, что эта тьма находится... хм, в полусотне километров над нашими головами, и ты осознаёшь всю незначительность человечества в сравнении с миром.

Тему отчуждённости, одиночества человека в подобных условиях, мы видели уже не раз: чего стоит та же SOMA, которая заигрывала с этим тропом в первых своих тизерах, пока игрокам не раскрыли истину. Но упомянутые выше фильмы... одновременно и похожи друг на друга, и дают диаметрально противоположный взгляд.

Наверное, надо дать общую канву сюжета, благо в обоих фильмах он, отчасти, схож: команда астронавтов отправляется за рубежи изученного человечеством космоса, чтобы выполнить возложенную на них важную миссию:

  • в «Пекло» группа учёных пытается, буквально, перезапустить Солнце при помощи огромного заряда взрывчатки, так как оно угасает, и человечеству грозит скорая гибель от холода;
  • в «Сквозь Горизонт» группа военных отправляется в дальний сектор космоса, чтобы проверить сигнал бедствия корабля, считавшегося утраченным долгих семь лет.

Разумеется, в обоих случаях, что-то идёт не так, и группе приходится, будучи отрезанной от остального мира, бороться за успех своей миссии.

Декорации "Сквозь Горизонт". Пол Андерсон, режиссёр картины, проектировал дизайн одноимённого корабля так, чтобы каждая его часть была важна для функционирования судна - в итоге всё это разрослось в огромную, реально отстроенную декорацию
Декорации "Сквозь Горизонт". Пол Андерсон, режиссёр картины, проектировал дизайн одноимённого корабля так, чтобы каждая его часть была важна для функционирования судна - в итоге всё это разрослось в огромную, реально отстроенную декорацию

Если это описание напомнило вам «Чужого» - что же, вы не первые: «Сквозь Горизонт» сравнивали с этой картиной ещё в год выхода. И... честно говоря, я не уверен, как относиться к этому фильму - давно я не смотрел кино, настолько мне не понравившееся. И речь даже не про тему «жуткого космоса» - здесь она настолько же условна, сколь и в «Армагеддоне» Майкла Бэя, где место действия было декорацией, а не важной деталью. На протяжении всего фильма мне было тяжело свыкнуться с самой его идеей.

Забавно, конечно, что сейчас «Сквозь Горизонт» многие считают идеальной экранизацией Вархаммера - спойлер, главным злодеем фильма оказывается космический крейсер, способный совершать прыжки сквозь пространство и сделавший это настолько успешно, что оказался в зоне абсолютного Хаоса, наделившего его собственной волей и потусторонними способностями. Помножьте это на дизайн самого судна, который, по необъяснимым причинам, представляет из себя летающий средневековый замок и...

Полундра, на борту Хаоситы!
Полундра, на борту Хаоситы!

К сожалению, крайне зрелищные, даже на сегодняшний день, декорации, не спасают картину от куцего сценария.

Возможно, я был бы более лоялен, посмотри его в годы выхода (в возрасте 3 лет, ага), но всё это я уже видел - чуть напрягая память, вспоминается тот же «Корабль-призрак» 2002 года, или «Пандорум», во многом заимствующий эти же идеи. Не помогла, в своё время, благому впечатлению и сама студия: смешно, но из картины пытались сделать кассовый хит, опасаясь краха выходившего следом... «Титаника» Джеймса Кемерона. Итог, думаю, очевиден - фильм даже не окупился, а материалы для режиссёрской, куда более кровавой и зрелищной версии, были благополучно утеряны, из-за чего режиссёрской версии никогда не будет. И это даже обидно, ведь дошедшего до зрителя материала хватило, чтобы вдохновить множество известных и любимых нами сегодня франшиз.

Сделай нас еди... ох, не тот фильм
Сделай нас еди... ох, не тот фильм

Вспоминая про тот же Silent Hill: гиперпространственный двигатель из «Горизонта» благополучно крутится на финальной арене четвёртой части, да и сама арена напоминает кадры из этого фильма. Конечно, в голову сразу приходит и Dead Space, который куда лучше понял и развил, на мой взгляд, идеи картины, как в отношении «мёртвого» космоса, так и воплощения корабля, как живого организма. Да и местный прокси-злодей имеет куда более прописанные причины перехода на сторону главного зла.

Хотя, тут «Сквозь Горизонт» даже хочется похвалить - по крайней мере, в нём был один герой, за которым было интересно следить, а именно капитан Миллер, в лице Лоренса Фишберна. Да, его персонаж не выдерживает никакой критики, если пытаться анализировать его, но у него есть вменяемая и прописанная мотивация, проработанный характер и принципы, из-за которых герою хочется переживать. Грустно смотреть, как мир героя «рушится» под весом обстоятельств, и как на это влияет его прошлое.

А знаете, где ещё были хорошо прописанные протагонисты?

В одном из самых красивых фильмов про космос
В одном из самых красивых фильмов про космос

К «Пеклу» у меня... неоднозначное отношение, во многом из-за того, что вся картина разваливается, в моём восприятии, на три части, каждая из которых немного портит впечатление от предыдущей.

Дэнни Бойл, которому мы можем быть благодарны за «28 дней спустя», пытался поймать в своём фильме ту тему, о которой я говорил в самом начале: одиночество и отрезанность группы людей в далёком космосе, где они могут полагаться лишь друг на друга. Для этого и актёров заставляли жить вместе, чтобы они правдоподобно отыграли людей, находящихся на одному судне 16 долгих месяцев, и фантастику пытались объяснить элементами, действительно возможными в состоянии невесомости. Чего стоит хотя бы «стон» корабля, что возникает из-за резкого изменения температуры его обшивки - вроде герои и проговаривают, что это такое, но, на фоне общей попытки показать космос «мистическим», это всё равно навевает жути.

Конечно, «Пекло» сложно назвать «научной» фантастикой. Несмотря на привлечение нескольких консультантов, при минимальных знаниях о космических полётах в глаза бросаются и огромные пустые зоны на корабле, и странности некоторых решений. Но, что очень радует на фоне многих фильмов этого жанра - картина пытается показать героев профессионалами, осознающими важность своей миссии и цену за её провал.

А ещё у каждого из учёных тут есть определённый бзик, лучше раскрывающий его личность по мере фильма
А ещё у каждого из учёных тут есть определённый бзик, лучше раскрывающий его личность по мере фильма

Они люди? Да. Каждый из них остро реагирует на неудачи, но остаётся верен поставленной цели, будучи готовым отдать свою жизнь и чётко понимая свою ценность для миссии - либо не понимая и труся, как и подобает человеку на пределе своих возможностей.

На этом фоне очень приятно наблюдать за персонажем Криса Эванса - впервые представ перед зрителем, как неуравновешенный и грубый тип, ближе к концу картины, за счёт его выдержки и умения принимать сложные решения, Мейс становится одним из любимых героев, раскрываясь как личность. Наверное, на этом фоне тем обиднее наблюдать, как персонажи, во благо сюжета... стремительно тупеют.

Если первая треть фильма является мистическо-научным опытом, отлично работающим в отрыве от остального фильма, то вторая нужна... чтобы сюжет случился, не знаю. Из-за ряда неудачных решений, корабль героев получает значительные повреждения, ставя под удар выполнение их миссии, из-за чего команда решает навестить другой корабль, свой предшественник, миссия которого считалась проваленной многие годы назад.

Многие вспоминают этот фильм за странное монтажное решение на данном отрезке - когда в камеру светит фонарь, 25 кадром проскакивают фотографии пропавшего экипажа. Идея бы работала, не контрастируй они так с тёмной картинкой остального фильма
Многие вспоминают этот фильм за странное монтажное решение на данном отрезке - когда в камеру светит фонарь, 25 кадром проскакивают фотографии пропавшего экипажа. Идея бы работала, не контрастируй они так с тёмной картинкой остального фильма

Плох ли этот отрезок сам по себе? Не сказал бы - эпизод посещения заброшенного годы назад корабля, судьба экипажа которого покрыта мраком тайны, получился довольно зрелищным: до раскрытия интриги зрителю остаётся гадать, почему помещения судна густо засыпаны пеплом, что стало причиной ситуации, приведшей к аварии, почему астронавты решили добровольно принести себя в жертву, видимо в приступе массовой истерии.

Проблема в том, что сам по себе эпизод не ведёт никуда: он был призван, чтобы разрешить ситуацию, возникшую раньше по сюжету, но сама ситуация была итогом принижения интеллекта астронавтов, чтобы полёт случился. Тем более, что заканчивается этот отрезок буквально ничем - несмотря на разрешение ситуации, по факту она откатывается до исходного состояния без участия героев.

Но хуже всего, что посещение «Икара I» ведёт к финальной секвенции фильма...

Кинопоиск мне подсказывает, что сгоревшие трупы были созданы под впечатлением от останков из Помпеи. Красиво
Кинопоиск мне подсказывает, что сгоревшие трупы были созданы под впечатлением от останков из Помпеи. Красиво

Вспоминая финал «Пекла» я задаюсь вопросом - а нужен ли этому фильму финальный антагонист, завершающий историю? Контекст: в финале оказывается, что причиной провала первой миссии был капитан корабля, который, в порыве религиозного экстаза перед Солнцем, решил прикончить остальной экипаж, чтобы остаться наедине с обожаемым «богом» и дать человечеству обратиться в звёздную пыль.

При посещении «Икара I» он проник на судно главных героев, чтобы саботировать и эту миссию - а последняя секвенция, в свою очередь, посвящена противостоянию оставшихся героев безумному маньяку.

И... для начала - я не люблю истории про безумных религиозных фанатиков. По крайней мере те, где такому тропу нет особого места - если это экранизация Silent Hill, где религия не только есть, но и проходит через определённую критику, то пожалуйста. Но Пинбейкер, за исключением своего дизайна, получился довольно... блеклым? Да, он читает, нараспев, хвалы своему божеству, выступает неумолимой силой, как классические злодеи слешеров, успевающие везде и сразу. Но у этого персонажа даже нет какой-то финальной сатисфакции: после того, как героям удаётся сбежать от него в финале, он просто пропадает из повествования, даже не пытаясь помешать им.

Как противопоставление главной теме фильма, трепету перед Солнцем, как мистическим символом - персонаж бы сработал. Но ему не хватает экранного времени, чтобы раскрыть эту тему - как и места в истории, начинавшейся как неплохая научная фантастика.

1919
11
29 комментариев

Обожаю космос и игры, фильмы и прочее на космическую тематику! Страшно, но завораживающе.

Если и существуют космохорроры, то пекло был бы на первом месте для меня, а затем чужой и игра дед спейс

9

Играл в Observation? Мне кажется, ты проникнешься, судя по твоему комменту

3

Сквозь горизонт

1

БУ! ИСПУГАЛСЯ? НЕ БОЙСЯ, Я ДРУГ, Я ТЕБЯ НЕ ОБИЖУ.

3
1

Кто понял, тот поймет

3

Слыш, положи валыну

1

Вообще то сквозь горизонт подходит как спин офф dead space, а с Вархаммер его роднит только варп пространство

Ещё есть фильм пандорум, для меня он тоже в списке любимых на тему космохорора, рекомендую тем, кто не смотрел

3