Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Китайский нео-нуар открывает целый мир, где ночь становится бесконечной, герои теряются в лабиринтах неоновых улиц, а сюжет уходит, уплывает на задний план, уступая место атмосфере. Как же получилось, что китайское кино превратилось в темный криминальный оазис, которому рукоплещут такие мастера, как Квентин Тарантино и Мишель Гондри?

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Азиатское кино на сегодняшний день вышло далеко за рамки географического определения. Это полноценный бренд, который когда-то воспринимался как нечто экзотичное, чуть ли не инопланетное, и оставался уделом немногих энтузиастов. Еще десять-пятнадцать лет назад признание любви к кино и другим культурным феноменам из Азии могло вызвать беспокойство у друзей и семьи, а незнакомцы, особенно если на них были подтяжки красного цвета, нередко проявляли агрессию.

Сегодня же мы с восторгом и дрожью в коленках смотрим «Игру в кальмара» — самый просматриваемый сериал на Netflix, смакуем каждый кадр «Паразитов», ставших первой картиной на неанглийском языке, получившей «Оскар» в категории «Лучший фильм», а также Золотую пальмовую ветвь, и, конечно, «Поезд в Пусан», который произвел настоящую революцию в мировом жанре хоррора. Однако все эти фильмы — южнокорейские. Что же такого особенного в китайском кино?

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Несмотря на то что китайское кино давно стало классикой европейских кинофестивалей, именно бурный рост числа лент, которые можно отнести к жанру китайский нео-нуар, в последние 10 лет дал новой жизни кинематографу этой страны.

Китайский нео-нуар привлекает внимание зрителей и критиков благодаря уникальной смеси традиционного нуара с характерными особенностями китайской культуры, социального контекста и поиском путей обхода государственной цензуры.

Осмелюсь утверждать, что китайский нео-нуар — это квинтэссенция всего кинематографического искусства этой страны с момента появления первых лент в конце 19-го века. Чтобы убедиться в этом, придется проследить всю историю китайского кино.

Статья получилась достаточно объемной, поэтому для удобства чтения воспользуйтесь оглавлением.

Историческая справка: от первого Золотого века до «ничего не происходило на площади Тяньаньмэнь»

Китайская киноиндустрия прошла несколько значимых этапов, которые современные историки часто называют «поколениями», опираясь на годы рождения самых заметных режиссеров.

Первый Золотой век (1896-1940)

Китай стал четвертой страной в мире, где братья Люмьер организовали показ первой киноленты, после Парижа, США и Великобритании. Появление кино в Шанхае вызвало бурный интерес, и вскоре китайские кинематографисты начали снимать собственные фильмы, вдохновленные европейскими технологиями. В 1905 году был снят первый китайский фильм «Битва при Динцзюньшане», основанный на пекинской опере.

В 1930-е годы китайский кинематограф переживал Золотой век, с Шанхаем в роли центра индустрии, где ежегодно выпускались сотни фильмов, включая работы на темы нищеты и классового неравенства. Однако с оккупацией Шанхая Японией в 1937 году большинство киностудий было закрыто, что, тем не менее, не остановило китайских кинематографистов от продолжения съемок даже в условиях войны.

Битва при Динцзюньшане (1905)
Битва при Динцзюньшане (1905)

Второй Золотой век (1944-1951)

Второй Золотой век китайского кино начался после окончания Второй мировой войны, когда киноиндустрия начала восстанавливаться. В то же время в стране продолжалась гражданская война между Гоминьданом и коммунистами. Кино становится политическим инструментом, показывая разочарование в правлении Гоминьдана и активно изображая классовую борьбу, в которой нищета используется только в негативном контексте.

После победы коммунистов в 1949 году и провозглашения Китайской Народной Республики кино становится патриотическим, а фильмы посвящаются социальной справедливости и строительству социалистического общества. Ленты, избегавшие политических тем, подвергались публичному осуждению и становились непопулярными. Это был первый случай цензуры в китайском кино. Однако, несмотря на запреты, пока еще не строгие, китайское кино приобрело международное признание за художественные достижения и стало важным инструментом просвещения, с увеличением числа кинотеатров и фильмов.

Весенние воды текут на восток (1947), Весна в городке (1948) и другие
Весенние воды текут на восток (1947), Весна в городке (1948) и другие

Эпоха коммунизма (1951-1964)

Шутки закончились. Период коммунизма в Китае с 1951 по 1964 год был временем значительных изменений в кинопроизводстве. Правительство активно использовало кино как инструмент пропаганды, продвигая идеи социалистического общества. Фильмы, не соответствующие политике партии, запрещались, включая американские, которые назывались «экранным опиумом» и подвергались жесткой критике.

Темами фильмов того времени были классовая борьба, коллективизация, индустриализация, революционная история и героизм, с акцентом на изображение рабочих и крестьян как героев нового общества. Правительство финансировало производство фильмов и поддерживало мобильные кинотеатры, которые позволяли сельскому населению увидеть кино. Несмотря на строгую цензуру, китайские фильмы участвовали в международных кинофестивалях, что способствовало росту популярности китайского кинематографа за рубежом.

Баскетболистка №5 (1957), Красный женский отряд (1961) и другие
Баскетболистка №5 (1957), Красный женский отряд (1961) и другие

Культурная революция (1967-1986)

Несмотря на поэтичное название, этот период характеризовался еще более жестким политическим контролем и цензурой. По инициативе Мао Цзэдуна многие фильмы до Культурной революции были запрещены или уничтожены, а кинематографисты подверглись репрессиям. Вместо художественных лент делался акцент на промышленные фильмы и революционные оперы, пропагандирующие идеи Мао.

Забавный факт: в 1972 году китайские чиновники пригласили Микеланджело Антониони снять фильм о Культурной революции. Он создал документальный фильм «Чжун Го, Китай», в котором показывал обычную жизнь, без политики. Партия восприняла его как антикитайский и запретила.

После смерти Мао Цзэдуна и прихода к власти Дэн Сяопина начался процесс либерализации. Репрессированные кинематографисты были реабилитированы, а запрещённые фильмы вернулись на экраны. Экономические реформы способствовали развитию киноиндустрии, и фильмы стали более разнообразными. Однако это привело к увеличению триллеров и депрессивных драм, что вынудило государство вернуть строгий контроль над производством уже через несколько лет.

Красный женский отряд (1970), Чжун Го, Китай (1972), Разрывая старые идеи (1975) и другие
Красный женский отряд (1970), Чжун Го, Китай (1972), Разрывая старые идеи (1975) и другие

Пятое поколение (1986-1990)

Новые запреты вдохновили пятое поколение китайских режиссёров, начавших работать в конце 1980-х. Их творчество отличалось экспериментами с формой и глубоким анализом социальных проблем. Эти фильмы производили фурор на зарубежных фестивалях, получая награды и номинации на престижных фестивалях. На самом материке особую популярность обрели мюзиклы, привлекавшие зрителей хитовой музыкой, усиливающей интерес к фильмам.

Тем не менее, режиссёрам приходилось балансировать между политическими ограничениями и личными идеями, часто создавая сложные, туманные сюжеты. Смелые высказывания иногда приводили к запретам и изгнанию авторов.

Учитывая, как работает китайский государственный аппарат, снятие премьер с показов угрожало даже самым ярким и успешным режиссёрам. Так, фильм Чжана Имоу «Одна секунда» о периоде Культурной революции был в последний момент снят с Берлинского кинофестиваля из-за «лишних» сцен. Зрители смогли увидеть ленту только после перемонтажа спустя год. На секундочку: Чжан Имоу был не только самым прибыльным режиссёром страны, но и постановщиком церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине, которые многие до сих пор считают лучшими в истории Игр.

Красный гаолян (1988), Подними красный фонарь (1991), Прощай, моя наложница (1993), Синий бумажный змей (1993), Жить (1994) и другие
Красный гаолян (1988), Подними красный фонарь (1991), Прощай, моя наложница (1993), Синий бумажный змей (1993), Жить (1994) и другие

Шестое поколение (1990-2010)

Как вы, наверное, знаете, на площади Тяньаньмэнь в 1989 году официально ничего не происходило. Эпоха после 1990 года привела к появлению молодых, дерзких самоучек, которые бросали вызов системе любыми доступными средствами, буквально балансируя между жизнью и смертью.

Из-за отсутствия государственного финансирования и поддержки эти фильмы создавались быстро и дешево, на 16-миллиметровую пленку и цифровое видео, часто с участием непрофессиональных актеров, что придавало им эффект документальности. В отличие от высокобюджетных картин пятого поколения, здесь преобладали длинные планы, ручная камера и естественный звук, записанный на натуре без постобработки. Эти фильмы проявляли интерес к маргинализированным и менее представленным слоям общества — панкам, карманникам, душевнобольным. На международных фестивалях такой кинематограф показывал западной критике обратную сторону китайской реальности, о которой они либо не знали, либо не хотели знать.

Практически все фильмы шестого поколения были запрещены в Китае, но при этом получили прокат за рубежом. Чтобы показать свои картины на родине, режиссёрам приходилось идти на ухищрения: вырезать множество сцен или добавлять титры, разъясняющие судьбы противоречивых персонажей — за кадром они должны были оказаться в тюрьме, покончить с собой или быть убитыми.

Этот тренд сохраняется до сих пор.

Пекинские ублюдки (1993), Почтальон (1995) и другие
Пекинские ублюдки (1993), Почтальон (1995) и другие

Настоящее время

Современное китайское кино выделяется за рамками шестого поколения, которое, как отмечают многие критики, трансформировалось в нечто большее, выходя за пределы привычных ярлыков. Высокобюджетное массовое кино здесь переплетается с артхаусными драмами и криминальными историями, образуя разнообразный и многослойный мир Китая. Однако в рамках этой статьи мы сосредоточимся только на жанре фильма, показанного на изображении ниже справа, — «Озеро диких гусей».

Несмотря на то, что большая часть фильма Ип-Ман снята в Гонконге, он рассказывает о китайском мастере боевых искусств, учителе Брюса Ли, и его события происходят в Китае
Несмотря на то, что большая часть фильма Ип-Ман снята в Гонконге, он рассказывает о китайском мастере боевых искусств, учителе Брюса Ли, и его события происходят в Китае

Нео-нуар является следующей ступенью развития классического фильма нуар — жанра, представленного, как правило, черно-белыми криминальными детективами. Эти фильмы часто включают элементы давящего напряжения, недоверия, предательства и обязательный образ femme fatale — яркой красавицы, которая никогда не будет полностью честной с главным героем.

В отличие от классики, нео-нуар уделяет больше внимания яркой эстетике, размыванию границ между добром и злом, между правильным и неправильным, а также сложным и противоречивым темам, таким как месть, паранойя и отчуждение. Некоторые критики шутливо отмечают, что нео-нуар обрел свою приставку благодаря обилию неоновых огней, которые заливают кадры ослепляющей и гипнотической атмосферой. Китайская версия этого жанра берет из него всё лучшее и усиливает вдвое.

По моему скромному мнению, именно в этой стране сумели по-настоящему переосмыслить этот жанр.

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Характеристики китайского нео-нуара

Чтобы как следует разобраться, считаю необходимым выделить основные особенности, которые встречаются практически в каждой ленте, на которую можно наложить этот громкий ярлык.

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Китайский нео-нуар активно использует городскую среду и её характерные черты — многоэтажные здания, переплетение улиц, яркие рекламные вывески и, конечно же, неоновые огни. Эти элементы создают особую атмосферу, погружающую нас в полуреальный, потусторонний мир, который скрывается от нас, пока мы спим.

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

В отличие от классического американского нуара и нео-нуара, китайский нео-нуар часто затрагивает социальные и политические проблемы, актуальные для современного китайского общества. Это может включать коррупцию, социальное неравенство, городскую изоляцию и, самое главное, непроглядную нищету. Практически все ленты этого жанра показывают нам бедность и последствия ужасных решений, на которые готовы пойти люди ради того, чтобы её преодолеть.

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Фильмы китайского нео-нуара часто извлекают напряжение и драматический заряд из внутренних конфликтов персонажей, их моральных выборов и внешних обстоятельств, создавая тем самым густую, липкую мешанину из пота, слёз и крови.

Нередко сюжет уходит на второй план, пытаясь рассказать не внятную историю с обилием важных сюжетных развилок и твистов, а скорее состояние, которое переживают главные герои. Главное — это не достижение цели, а путь, который они проходят ради этого. В результате, если абстрагироваться от понятия китайского нео-нуара и быть более конкретным, мы получаем скорее артхаусные боевики или трансцендентные детективы.

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Все без исключения фильмы выделяются ярким визуалом и экспериментами с операторской работой. Например, в одном из главных фильмов этого жанра, «Долгий день уходит в ночь», нам предлагается вместе с главными героями надеть 3D-очки в середине фильма, и вторая его половина буквально проходит в трёх измерениях.

Для любителей более «горячих» сцен в других лентах могут быть предложены отвратительные по своей сути, но необычно красивые по исполнению сцены, такие как использование зонта не по прямому назначению (Озеро диких гусей) или удушение пакетом в течение нескольких минут без единой монтажной склейки (Смертельный заложник).

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

В отличие от традиционного западного нео-нуара, где женщины всё еще часто изображаются классическими femme fatale, в китайских фильмах они всегда играют более активные и сложные роли. Нередко главная героиня выступает не только как объект расследования, но и как ключевая личность, способная влиять на ход событий. Это отражает изменение социальной роли женщин в китайском обществе и добавляет фильмам дополнительный слой интерпретации.

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Главные представители

Говоря о конкретных людях этого жанра, я бы выделил четыре ключевых фигуры. Каждый из них снял один или несколько определяющих или значимых фильмов в жанре китайского нео-нуара:

  • Би Гань снял уже упомянутый «Долгий день уходит в ночь» — фильм о сомнамбулистических поисках главного героя своей давно утерянной возлюбленной.
  • Цзя Чжанкэ снял монументальный фильм «Пепел — самый чистый белый», о тяжелой жертве женщины ради спасения своего возлюбленного преступника.
  • Совсем недавно вышел новый фильм Вэй Шуцзюня «Только течёт река», о молчаливом детективе, расследующем убийства в маленькой деревне. Критики уже называют его новым откровением в жанре китайского нео-нуара.

Ну и главный гвоздь сегодняшней статьи — Дяо Инань.

Почти все его фильмы совмещают в себе элементы китайского нео-нуара. Я очень долго думал, какой именно из их фильмов выделить, и остановился на его предпоследнем фильме «Чёрный уголь, тонкий лёд». Наверное, это самый доступный для зрителя фильм, совмещающий в себе всё лучшее от жанра, который при этом показывает нам Китай в очень редком амплуа — заплывшим снегом и грязью.

Сонная, трансгрессивная и будто постоянно скользящая по лыжне операторская работа оставит вам один из лучших киноопытов в вашей жизни, особенно понятный людям с крайних точек севера нашей страны. Практически полностью снятая в темное время суток, она время от времени взрывается яркими вспышками, будто фейерверк, и погрузит вас в сомнамбулическое состояние ума и духа. Практически весь саунддизайн фильма забит звуками скрепящих дверей, скользящих по льду коньков и томного зимнего ветра. А образ главного героя, исполненного чудесным китайским актером Ляо Фанем, нащупает в вас те же душевные ноты, на которые когда-то нажимал Райан Гослинг в фильме «Драйв».

Феномен китайского криминального жанра — красота и нищета сквозь века

Вместо заключения

Рядовой зритель, рассуждая об азиатском кино, чаще всего вспоминает южнокорейские или японские ленты, в то время как более искушённые киноманы могут нащупать гонконгские (я нарочно не упоминаю их в контексте китайского кинематографа, так как у них буквально совсем другая история) или даже тайваньские фильмы Цая Минляна, которые обожают российские критики.

Однако я считаю, что в этом списке несправедливо забывают про китайское кино, и хотелось бы, чтобы после этой статьи и последующего просмотра описанных выше лент в вашей голове всегда всплывал мерцающий неоновый титр КИТАЙСКИЙ НЕО-НУАР.

Этот жанр, порождённый из пепла и мучений, эволюционирующий из сладких мелодрам и патриотических лент о героических судьбах простых рабочих людей, сегодня балансирует между запретными темами и желанием показать Китай таким, какой он есть, и даже заглянуть за его пределы.

Необычная красота и поэтичность нищеты, которая метаморфировалась в своём изображении на экране через столетие китайского кинематографа, достигла своего апогея именно в жанре криминального кино. Он не только отражает реальность Китая, но и трансформирует её в нечто новое и загадочное, подталкивая нас к более глубокому осмыслению и восприятию того, что происходит за пределами привычных для нас триллеров, детективов и боевиков.

9292
1010
55
22
32 комментария

Зачем же вы в ночь такие тексты выкладываете 🥲

4
Ответить

Да это слишком специфическая тема для синего двача, увы. Но прочитал с интересом. Автору бы на кинопоиске писать.

3
Ответить

Отдельным бы списком на что обратить внимание, чтобы не искать

4
Ответить

Я очень долго думал, какой именно из фильмов выделить, и остановился на его предпоследней работе «Чёрный уголь, тонкий лёд». Наверное, это самый доступный для зрителя фильм почему долго думали?
фильмов в фильмографии то всего ничего.
да и "Чёрный уголь" очень неочевидный выбор и фильм стоит рекомендовать тем, кто в жанре уже искушён.
это буквально деконструкция нуара, где вместо крутого детектива пьянствующий неудачник близкий к образу Хабенского из "Географи" , вместо фем-фаталь - провинциальная торгашка, вместо закрученного расследования- шараханья по провинции и абсурдный финал.

Рекомендовать стоит именно "Озеро". Там есть и фирменный нуарный флёр а-ля " Самурай" Мельвиля, погони, саспенс и хайп трэйн, разогнанный Тарантино

1
Ответить

буквально деконструкция нуара, где вместо крутого детектива пьянствующий неудачниклитералли авераге нуар

1
Ответить
Автор

я решил не сомневаться в читателях и предложил именно "Чёрный уголь, тонкий лёд", мне кажется, после сцены в парикмахерской никто не останется равнодушным

Ответить

Долгий день уходит в ночь, просто пиршество для глаз. Впервые так кайфовал от колористики в фильме.

1
Ответить