С бластерами наперевес: история «Охотников за привидениями»
Who you gonna call?
Когда мы вспоминаем о самых знаменитых фантастических фильмах 80-х, «Охотники за привидениями» приходят на ум чуть ли не в первую очередь. Комедия о приключениях бывших учёных, решивших охотиться за призраками давно вошла в золотой фонд кинематографа.
Рассказываем о непростом пути фильма на экраны и о том, как серия чувствует себя сегодня.
Привидения и комедии как стиль жизни
Фильм «Охотники за привидениями» неразрывно связан с американским комедийным шоу Saturday Night Live (или просто S.N.L.), которое впервые появилось в эфире в 1975 году.
По словам создателя и продюсера S.N.L Лорна Майклза, авторы хотели переизобрести жанр комедии. У шоу не было авторитетов: авторы скетчей часто передразнивали знаменитых политических деятелей, шутили над обществом и событиями в мире.
За пять лет передача стала одним из самых популярных телевизионных проектов в стране. А актёры, участвовавшие в постоянных съёмках, стали знамениты. Одним из таких счастливчиков был, например, Билл Мюррей.
Но главную роль в истории «Охотников за привидениями» сыграл Дэн Эйкройд — актёр и сценарист Saturday Night Live.
Можно сказать, что тяга ко всему потустороннему и паранормальному у Экройда — семейная черта. Его прадед работал медиумом, дедушка — телефонный инженер — изучал способы связываться с мёртвыми по телефону, а отец написал книгу об истории призраков.
В самом начале 80-х, во время чтения журнала по парапсихологии, Эйкройду пришла идея о поимке призраков с помощью специального оборудования. Он посчитал, что об этом можно снять фильм — в стиле старых лент о потусторонних явлениях вроде Spook Busters (1946) и мультфильма «Одинокие привидения» (1937) от Disney.
Первая версия сценария была написана очень быстро. Изначально главные роли в будущей картине предназначались для самого Эйкройда и его хорошего друга по S.N.L. Джона Белуши. Сюжет рассказывал об охотниках, которые путешествовали во времени и по параллельным вселенным, где ловили призраков гаджетами, напоминающими волшебные палочки.
Но этим планам не суждено было осуществиться. Джон Белуши умер в 1982 году от передозировки наркотиками. Эйкройду пришлось искать новых людей, с которыми он сможет воплотить свою идею в жизнь.
На пути к успеху
После смерти Белуши, Дэн Эйкройд показал свой наполовину готовый сценарий Биллу Мюррею и предложил тому сыграть главную роль. Мюррей согласился, несмотря на то, что фильм находился на очень ранней стадии производства.
Позже этот факт удивил почти всех участников съёмочной группы: актёр уже в те времена был известен своим крутым и непостоянным нравом. Мюррей мог внезапно присоединиться к съёмкам картины, но мог так же внезапно из них выбыть.
Айвен Райтман — режиссёр «Охотников за привидениями» — признавался, что во время работы с Мюрреем над фильмом «Фрикадельки» (1979), он не знал, сможет ли рассчитывать на участие актёра до самого начала съёмок. Чтобы описать стиль работы Билла, Райтман использует слово «Мюраган», сравнивая актёра с разрушительным, но запоминающимся природным явлением.
Сам же Райтман казался Дэну Эйкройду самым логичным выбором на пост постановщика картины. В Голливуде режиссёр был известен, — после успеха комедий «Фрикадельки» и «Добровольцы поневоле» — а с Эйкройдом он сотрудничал во время работы на ТВ.
Райтман сразу же настоял на полном изменении основного сценария. Фантастика о приключениях в параллельных вселенных требовала слишком много денег, которые бы никто в те времена не выделил.
Но самое главное, что изменилось — место действия. Новый сюжет рассказывал о событиях в современном Нью-Йорке, который подвергся нападению потусторонних сил.
Если мы с самого начала покажем реальный мир, то зрителям будет легче поверить в огромного зефирного человека.
В процессе изменения сценария у Райтмана появилась идея пригласить в проект и актёра Харольда Рэмиса, с которым он также работал во время съёмок «Фрикаделек».
Бегло ознакомившись с сюжетом и выслушав планы на будущую картину, Рэмис согласился. Он не только исполнил роль третьего охотника, но и приложил руку к доработке сценария.
Следующим шагом стали поиски студии, которая бы это всё профинансировала. Команда предложила идею фильма Фрэнку Прайсу — одному из председателей Columbia Pictures. На встрече с ним Райтман огласил и примерную стоимость проекта: 25 миллионов долларов.
Прайс дал фильму зелёный свет, чем вызвал недовольство своих начальников из Columbia. Те считали, что 25 миллионов — слишком большая сумма для комедии. Ставки для Прайса были очень высоки: в случае провала картины он вполне мог лишиться своего места в киностудии.
Премьера фильма была назначена на лето 1984 года. У команды было примерно 12 месяцев чтобы завершить сценарий, провести съёмки и постпродакшн. Сложная задача, учитывая, что никто из участников до этого с блокбастерами не работал.
Съёмочный процесс
Основная часть сценария была переработана за две недели. Эйкройд, Рэмис и Райтман работали круглыми сутками, прерываясь только на еду и общение с семьями. В книге Making Ghostbusters (1985 год) Рэмис вспоминал, что Эйкройду лучше удавалось придумывать забавные сюжетные ситуации и давать консультации по поводу привидений, а ему самому — писать шутки и диалоги.
Билл Мюррей почти не принимал участия в работе над сценарием, поскольку был занят на съёмках других фильмов. Персонаж Мюррея — Питер Венкман — приобрёл все свои основные черты благодаря Эйкройду и Рэмису.
У меня всегда хорошо получалось придумывать шутки для Билла, потому что я знал некоторые сумасшедшие черты его характера.
Многие идеи из первоначального варианта сценария пришлось убрать или переделать. Так, команда планировала устроить хранилище для призраков на автомобильной заправочной станции, расположенной в безлюдной местности. А в итоге местом хранения пойманных привидений стала штаб-квартира охотников.
Также авторы хотели показать образ жизни пойманных привидений внутри хранилища. Эту идею Райтман забраковал, чтобы не шокировать аудиторию — в сцене фигурировало много покойных знаменитостей.
Согласно первоначальному варианту сценария, автомобиль охотников мог летать и становиться невидимым, а его цвет был чёрным. От всех этих наработок позднее отказались. Саму машину решено было перекрасить в белый — так она лучше смотрелась в ночных сценах.
Во время переработки сценария возникла ещё одна проблема. Фильму требовалось очень много спецэффектов, но все крупные компании были заняты другими картинами, выходящими в прокат — «Индиана Джонс и Храм судьбы», а также «Звёздные войны: Возвращение джедая».
Выход нашелся: Райтман предложил создать собственную студию по производству спецэффектов. Он связался с Ричардом Эдландом, ранее получившим несколько «Оскаров» за спецэффекты для двух эпизодов «Звёздных войн», и предложил тому возглавить новую студию. Интересы сторон сошлись: Эдланд как раз хотел заняться собственным бизнесом.
Columbia Pictures и Metro-Goldwyn-Mayer, которой требовались эффекты для фильма «2010», согласились профинансировать новую компанию, получившую название Boss Film Studios. Впоследствии студия отметилась работой над многими знаменитыми картинами («Чужой 3», «Бэтмен возвращается»), но закрылась в 1997 году.
После решения вопроса со студией съёмочная бригада начала поиски дизайнеров и художников. По словам Райтмана, задача им предстояла сложная — «работать над внешним видом призраков, которых ещё не придумали».
В начале августа 1983 года работы над сценарием практически подошли к концу, настало время проводить кастинг. Все главные актёры (Мюррей, Эйкройд, Рэмис) уже были утверждены, поэтому оставалось найти лишь исполнителей второстепенных ролей.
Партия Даны Баррет — романтического интереса Питера Венкмана — привлекла внимание Сигурни Уивер. После роли Эллен Рипли в «Чужом» актриса захотела попробовать себя в комедии.
Во время проб Уивер решила произвести впечатление на Райтмана и сыграла собаку, в которую вселился демон. Актриса рычала, гавкала и прыгала по комнате. Этот перфоманс не только принёс ей роль, но повлиял на сценарий, в котором появился эпизод превращения Даны с огромного злого пса. Уивер также предложила сменить профессию Даны: из модели героиня превратилась в музыканта.
Роль четвёртого охотника по имени Уинстон досталась Эрни Хадсону. Актёр прошёл несколько прослушиваний и после них месяц ждал решения. Ходили слухи, что Эдди Мёрфи считался главным претендентом на роль Уинстона, но Райтман это отрицает.
Изначально персонаж Хадсона появлялся в самом начале истории. У него была детально расписанная биография подрывного эксперта ВВС. Однако накануне старта съёмок актёр получил новый сценарий, в котором партия его героя была сильно урезана. Уинстон появлялся лишь во второй половине фильма и за всю картину произносил несколько фраз. По словам Райтмана, студия решила дать больше экранного времени персонажу Билла Мюррея.
Для Хадсона это были очень грустные новости: он в одиночку воспитывал ребёнка и рассчитывал, что эта роль поможет его карьере. Актёр не держит никакой обиды на кого-либо из участников проекта, но сожалеет об упущенной возможности сыграть действительно значимого персонажа для команды.
Персонаж забавного гика Луиса Талли тоже не сразу нашёл своего исполнителя. Роль писалась специально под Джона Кэнди, но тот не согласился на участие в картине. После этого с Райтманом связался Рик Моранис, проходивший прослушивание, и сказал: «Слава Богу, Кэнди отказался участвовать! Это самый классный сценарий, который я когда-либо читал». Он блестяще перевоплотился в странного соседа Даны Баррет — сейчас уже сложно представить в этой роли кого-то ещё.
Съёмки «Охотников за привидениями» проходили с октября 1983 года по февраль 1984-го в Нью-Йорке. Неожиданных проблем на площадке, как правило, не возникало. Но один случай всё же стоит упомянуть.
Оказалось, что в середине 70-х на одном из американских каналов транслировалось детское субботнее шоу The Ghost Busters. Всё это грозило юридическими проблемами для авторов фильма. Съёмочная группа даже подумывала сменить название картины: среди вариантов были Ghoststoppers или Ghostbreakers. К счастью, юристы оперативно решили все проблемы.
На постпродакшн было выделено всего три месяца, а за восемь недель до премьеры режиссёр попросил добавить ещё около сотни кадров со спецэффектами. Специалисты занимались графикой буквально день и ночь, но все работы были завершены в срок.
Выход в прокат и продолжение
Отзывы сотрудников Columbia после тестовых показов были не самые лестные Никто в студии, кроме Фрэнка Прайса, не верил в успех комедийной фантастики о приключениях компании учёных.
Вопреки всему, фильм сходу установил несколько локальных рекордов Columbia по сборам: за первый уикэнд (13,5 миллиона) и за первую неделю (23 миллиона). На второй неделе всё было ещё лучше: сборы картины не уменьшились, как это обычно бывает, а увеличились примерно на десять процентов — фильм собрал 25 миллионов.
Итоговые показатели проката в США составили приблизительно 240 миллионов, а за рубежом фильм добрал ещё 50 миллионов — огромный результат для того времени. Тем более, что речь о комедии. В годовом зачёте фильм опередил даже «Индиану Джонса и Храм судьбы», хотя показывался на меньшем количестве экранов.
Дэн Эйкройд стал первым представителем своей семьи, превратившим увлечение призраками в многомиллионную франшизу.
Вопрос о съёмках сиквела был решён только в 1987 году, после успеха мультсериала The Real Ghostbusters. Все главные актёры вернулись к своим ролям. Сценарий для фильма Эйкройд и Рэмис писали больше года.
Однако, как это часто случается, второй части не удалось произвести тот же эффект, что и оригиналу. Сборы были скромнее: по всему миру сиквел заработал всего 215 миллионов долларов. Но вряд ли «Охотники за привидениями II» когда-либо забудутся. Как минимум, из-за злодея Виго — для многих зрителей он стал одним из главных страхов детства.
Значение для киноиндустрии
Авторы «Охотников за привидениями», сами того не ожидая, изобрели жанр «летнего блокбастера» — то есть фильма, в котором есть спецэффекты, юмор, яркие персонажи. Если сейчас этой формулой пользуются почти все блокбастеры (как минимум представители киновселенной Marvel), то для 80-х это был настоящий прорыв.
В «Охотниках за привидениями» можно выделить сразу несколько жанров: комедия, блокбастер, романтическая история, хоррор. Картина нравилась всем, потому что в ней был элемент для любого, даже самого привередливого, зрителя.
Райтман и компания будто говорят: «У нас чуть больше полутора часов, давайте покажем столько событий, сколько возможно». За первые 20 минут хронометража охотники успевают потерять работу, найти новую и впервые встретиться с призраками.
Зритель же быстро узнаёт всю необходимую предысторию персонажей, черты их характеров и начинает им сопереживать. А сопровождается всё это великолепным юмором, который за 33 года ничуть не устарел.
Ещё одно важное достижение фильма: благодаря ему актёры с телевидения наконец получили шанс попасть в Голливуд. Многие звёзды ТВ снимались в большом кино и до успеха «Охотников» (тот же Билл Мюррей), но ни разу не случалось такого, чтобы кто-то из них играл главную роль в блокбастере. И без того достаточно известные Мюррей, Эйкройд и Рэмис мгновенно стали кинозвёздами первого эшелона. Совсем как их персонажи в концовке фильма.
Стена между телевидением и большим кино окончательно исчезла лишь в XXI веке, но забывать про вклад «Охотников за привидениями» было бы неправильно.
Слухи о третьей части и перезапуск
Если задаться целью прочитать и задокументировать все слухи о третьей части «Охотников за привидениями», то можно написать целую книгу. Так что ограничимся небольшой хроникой.
Разговоры о том, что Дэн Эйкройд работает над сценарием нового фильма во вселенной, появились ещё в конце 90-х. В интернете можно найти предполагаемые названия триквела: Ghostbusters III: Hellbent или Ghostbusters go to Hell. Видимо, Эйкройд действительно хотел воплотить в жизнь свою давнюю мечту о фильме в параллельном мире.
В 2004 году стало известно, что Билл Мюррей — единственный из исполнителей главных ролей, который не хочет участвовать в съёмках триквела. На протяжении следующих пяти лет в прессе мелькали детали сюжета и имя исполнителя главной роли. По задумке Эйкройда и Рэмиса, Бен Стиллер должен был стать лидером новой команды охотников, которым помогала оригинальная команда. Но дальше разговоров дело не пошло.
О фильме вновь заговорили в 2010 году, после успеха одноимённой игры. Звучала и возможная дата начала съёмок — 2012 год. К сожалению, ничего подобного не случилось.
В феврале 2012-го Эйкройд рассказал, что сомневается в том, что фильм вообще когда-либо будет снят. Правда, в июле того же года заявил о работе над новой версией сценария, в котором не будет персонажа Мюррея. Режиссёром триквела все эти годы числился Айван Райтман.
Он очень хороший друг и я его уважаю, но Билл просто не хочет играть персонажа ещё один раз. Если он вдруг передумает, то в фильме всегда найдётся место для Питера Венкмана.
После смерти Харольда Рэмиса в феврале 2014 года стало ясно, что полноценного продолжения зрители не увидят, вероятно, никогда. Примерно в то же время Райтман отказался снимать третий фильм, поскольку не видел в нём смысла без участия Рэмиса. Однако он остался в должности продюсера будущей картины.
Летом 2014 года компания Sony, владеющая правами на «Охотников за привидениями» нашла режиссёра для фильма — им стал постановщик комедий Пол Фиг. Сразу же стало известно, что новая часть будет «женским ребутом» франшизы. На главные роли были назначены Мелисса МакКарти, Кристен Уиг, Кейт МакКинон и Лесли Джонс.
Билл Мюррей и Дэн Эйкройд с энтузиазмом отнеслись к идее женского переосмысления оригинала, а вот Эрни Хадсон прямо заявил: «Подобный фильм — не то, что хотят видеть фанаты».
Мнения критиков и зрителей о перезапуске разделились. Если профессиональная пресса давала фильму умеренные оценки (средний балл на Metacritic — 60), то фанаты остались разочарованными. Оценки аудитории по большей части отрицательные (средний балл на Metacritic — 2.9).
К сожалению, Пол Фиг и съёмочная группа не поняли юмор и гениальность первого фильма, а потому променяли остроумные диалоги между персонажами на дешёвые туалетные шутки. Всё остальное в картине также вызывало лишь отторжение: игра главных актрис, бесполезный персонаж Криса Хемсворта, а также неуместные отсылки на оригинальный фильм, включая камео Мюррея, Эйкройда и Хадсона.
Перезапуск провалился в прокате, так что его продолжение мы, скорее всего, не увидим. Однако Айван Райтман подтвердил, что в работе находится несколько проектов по франшизе «Охотников за привидениями». Один из них — анимационный мультфильм во вселенной, главными героями которого выступают призраки. Второй — мультсериал Ghostbusters: Ecto Force, анонсированный в 2016 году. Но о нём до сих пор нет почти никакой информации. Возможно, новостей стоит ждать в 2019 году, когда оригинальному фильму исполнится 35 лет.
Игры по франшизе
Самая первая игра на основе оригинального фильма — Ghostbusters 1984 года, выпущенная компанией Activision для Atari 2600, Sega Master System, а также NES. И она не слишком похожа на то, что ожидаешь от «Охотников за привидениями».
Игрок в Ghostbusters становится хозяином бизнеса по охоте на призраков, после чего получает личный банковский счёт. Главная задача — заработать десять тысяч долларов до того, как шкала активности призраков заполнится. Если это случится, то явится Зефирный Человек и уничтожит город.
Игрок указывает точку на карте, машина едет туда, персонажи ловят призраков и получают вознаграждение. В игре можно покупать более дорогое снаряжение для машины и самих охотников.
Если посмотреть ролики, можно заметить, как качественно в Ghostbusters обработана заглавная тема фильма, которая играет практически постоянно. В некоторых моментах также используется автоматически синтезированная компьютерная речь — новшество для тех времён.
В 1987 году на аркадных игровых автоматах вышла The Real Ghostbusters, основанная на одноимённом мультфильме. И хотя игра хорошо выглядела и была динамичной — у неё не было уникальности. The Real Ghostbusters похожа на десятки игр-боевиков тех времён.
В Японии The Real Ghostbusters вышла под названием Meikyū Hunter G — в ней не было ни слова про охотников. Несмотря на это, разницу между двумя вроде бы разными играми найти сложно.
У игры по второму фильму есть много версий, и все они ощутимо друг от друга отличаются. Одна выпущена только для компьютеров, другая — для консоли NES, третья продавалась только в Европе, а четвёртая — эксклюзивна для Atari 2600. Из всего списка выделяется New Ghostbusters 2, в которой можно сыграть за персонажа Луиса Талли.
В 1990 году вышла игровая версия «Охотников за привидениями» для Sega Mega Drive. Она не связана с предыдущими играми Activision. Жанр — платформер, в котором нужно постоянно стрелять. В игре много видов призраков и оружия для борьбы с ними. Ghostbusters рассказывает оригинальную историю, в которой встречаются отсылки на фильмы. Игрок может выбрать одного из трёх главных персонажей: Уинстона в игре нет.
В самом начале нулевых вышло три игры с заголовком Extreme Ghostbusters, отсылающим к мультсериалу 1997 года. Все они появились на разных платформах: от Game Boy Color до оригинальной PlayStation. Жанры игр тоже разнились.
Одна, например, напоминала тир от первого лица.
А другая была симпатичным платформером.
Игр по «Охотникам за привидениями» за 20 лет вышло много, но помнят о них лишь самые большие любители ретро-гейминга. Как минимум, этим все перечисленные адаптации отличаются от Ghostbusters 2009 года —единственной игры, которая после выхода привлекла внимание широкой аудитории.
Ghostbusters от студии Terminal Reality — пожалуй, самое близкое, что у нас есть к «третьей части фильма». В работе над игрой участвовали Эйкройд, Рэмис, Хадсон и даже Мюррей. Главные персонажи выглядят и говорят в точности как в фильме. Остальные игровые аспекты — локации, предметы, юмор, саундтрек — также навевают приятные воспоминания из детства.
В центре новой истории находится именно игрок, управляющий персонажем по прозвищу «новичок». Звучит избито, но игра позволяла главное: почувствовать, каково это — находиться рядом с теми самыми охотниками.
Ghostbusters 2009 года отлично работает как интерактивная экскурсия по местам из культовых фильмов. Геймплейно же в её основе лежит обычный TPS с автоматической регенерацией здоровья. Только вместо автоматов и дробовиков нужно стрелять из тех самых бластеров.
По сути, Ghostbusters 2009 года — игра для фанатов от таких же увлечённых людей, которым выпала возможность внести вклад в наследие любимого фильма детства. Если вам нравятся «Охотники за привидениями», то пропускать игру нет никаких причин. Ничего лучше с оригинальными героями уже, вероятно, не сделают.
После относительного успеха Ghostbusters (было продано более миллиона копий) заметных игр по франшизе не появлялось.
Можно вспомнить неудачную Ghostbusters: Sanctum of Slime 2011 года и мобильную Ghostbusters Pinball 2014 года. Персонажей и локации фильма также можно было увидеть в Lego Dimensions.
В октябре 2018-го вышла мобильная Ghostbusters World — вариация Pokemon Go с возможностью ловить призраков. Но про её релиз, кажется, никто так и не узнал.
Мультсериалы
«Настоящие охотники за привидениями» — первое ТВ-шоу по франшизе. Оно вышло в эфир канала ABC 13 сентября 1986 года и продержалось там до 1991-го. В его создании принимали участие Дэн Эйкройд и Харольд Рэмис. Всего вышло семь сезонов, состоящих из 140 эпизодов.
Слово «настоящие» в название было добавлено не просто так. Помните, как на съёмках первого фильма возникли юридические проблемы с названием Ghostbusters? Тогда вопрос решился выплатой студии Filmation (авторы детского шоу 1975 года) 500 тысяч долларов.
Проблема снова дала о себе знать во время работы над мультсериалом: Filmation также решила сделать мульт-адаптацию своего старого шоу. Чтобы избежать дальнейших проблем, Columbia расширила название до The Real Ghostbusters.
Главные герои мультика — всё те же охотники за привидениями из фильма, но со слегка изменившимися образами. В каждой серии они сталкивались с новыми призраками и ловили их.
К компании добавился пятый участник — знаменитый зелёный призрак по прозвищу Лизун. Персонаж стал настолько популярен, что, начиная с третьего сезона, сериал был переименован в «Лизун и Настоящие охотники за привидениями». Это повлияло на структуру шоу: после обычного эпизода начиналась отдельная серия про дружелюбное привидение.
В 1997 году на экраны вышло продолжение мультсериала п��д названием «Экстремальные охотники за привидениями», состоящее из 40 эпизодов.
Действие происходило спустя несколько лет после первого мультика. Отсутствие паранормальной активности в городе спровоцировало банкротство фирмы и распад команды охотников. В штаб-квартире живёт один Игон Спенглер — он следит за хранилищем призраков, заботится о Лизуне и преподаёт в колледже.
Когда привидения начинают появляться вновь, Игон собирает новую команду охотников. Ими становятся четыре студента: Эдуардо, Кайли, Гаррет и Роланд. Помогает им Лизун.
«Экстремальные охотники за привидениями» казались чуть более мрачными по сравнению с первым мультсериалом. Герои не всегда находили общий язык, а порой вступали в конфликты с политиками.
Авторы шоу пытались говорить со своей аудиторией на серьёзные темы. Один из участников новой команды — Гаррет — находился в инвалидном кресле. Но это не мешало ему получать удовольствие от жизни. Своим энтузиазмом по отношению к работе он напоминал Рэя из оригинального состава. Мультсериал продержался в эфире всего один сезон, после чего закрылся из-за низких рейтингов.
Комиксы
Самой первой комикс-серией по франшизе стал спин-офф мультсериала «Настоящие охотники за привидениями». Права на публикацию были поделены между издательствами NOW (Северная Америка) и Marvel (Европа).
Выпуск комиксов начался в марте 1988 года. В Европе новые комиксы выходили еженедельно, тогда как в Северной Америке — ежемесячно.
Комиксы от издательств были разными, но иногда компании перепечатывали истории друг друга. Серия от NOW включает в себя 32 номера основной линейки, а от Marvel — 193. Лизун также получил свою небольшую мини-серию.
Стиль рисунка обеих серий полностью копирует мультсериал. Образы персонажей, соответственно, также позаимствованы оттуда.
Публикация обеих параллельных серий завершилась в 1992 году, практически одновременно с окончанием шоу.
В 2004 году права на публикацию комиксов перешли к небольшой компании 88MPH Studios. Она выпустила лишь небольшую серию из четырёх выпусков под названием Ghostbusters: Legion. Выход полноценного онгоинга не состоялся по финансовым причинам.
Legion описывал события после завершения первого фильма, но действие было перенесено из 1984 в 2004 год. Образы героев совпадали с киноверсией. Сам же комикс выполнен в реалистичной манере и выглядит значительно мрачнее предыдущих серий.
В 2008 году комиксы по «Охотникам за привидениями» начало печатать издательство IDW. Компания выпускала как ваншоты, так и полноценные онгоинги. Можно сказать, что IDW создала целую мультивселенную «Охотников за привидениями»: на страницах их комиксов оригинальная команда встречалась не только со своими альтернативными версиями из мультсериалов, но и, например, с Черепашками-ниндзя.
В марте 2018 года издательство начало масштабный кроссовер, в котором приняли участие все когда-либо существовавшие команды охотников. Даже женская команда из перезапуска двухлетней давности.
После знакомства с историей франшизы становится немного грустно. Знаковый фильм 80-х получил плохой ремейк, потрепавший интерес массовой аудитории к франшизе и, возможно, поставивший на ней крест.
С другой стороны, «Охотники за привидениями» всё равно останутся для всех нас забавными и одновременно страшными фильмами из детства. И ребут с неудачными играми этого не испортят. Команда Питера Венкмана, Рэя Стэнца, Игона Спенглера и Уинстона Зеддмора всегда будет вне времени и пространства.