*Паяц: Юродивость на чету - современная классика

Посмотрев сиквел Джокера, я удивился, что фильм пинают все, кому не лень. Как будто бы сам сиквел повторяет сюжет своего фильма, где главного героя унижают весь хронометраж, а потом тоже самое происходит и в реальности. Мета? Шутка, которую сыграл Тодд Филлипс и Хоакин Феникс?

Джокер: Безумие на Двоих
Джокер: Безумие на Двоих

Данный материал содержит значительные сюжетные спойлеры.

Про Джокера 2019

Вы знаете о первом фильме, я не буду тут прогонять одно и то же, скажу лишь то, что действительно считаю важным: вышел он кассово успешным, прохладно принятым критиками, но тепло встречен зрителями. Ваше отношение к нему, как и к сиквелу может быть совершенно разнообразным, но все это не отменяет того, что фильм нишевый, экспериментальный и сделан не для всех.

Оригинал не был боевиком и уж тем более марвеловским мультиком. Это было сугубо авторское кино, снятое на авторитет Тодда Филлипса и его красивые сказки о том, какое художественное кино он хочет выпустить. Обычно такие картины уезжают куда нибудь на прокат (раньше - кассеты, сейчас - стриминг) и становятся там вполне популярными. Либо же, снимается для того, чтобы показать, на что способны режиссеры/актеры/композиторы, короче, ради искусства.

Субстанция (2024)
Субстанция (2024)

Такого искусства, которое они видят сами, по своему. Ваше мнение и видение может отличаться от видения авторов. Вам точно так же может и не зайти то, что они придумали. Гораздо меньше я уважаю картины, которые как раз не целят в аудиторию, а сняты "для всех". Ну вы знаете, те самые написанные нейронкой беззубые сюжеты с блеклыми персонажами и моралью уровня детского сада.

Джокер 2019 - кино, снятое для искусства. Не для того, чтобы поплеваться на величие Хита Леджера (с этим прекрасно справился и Джаред Лето) и даже не для того, чтобы сорвать огромную кассу в прокате. Этот фильм просто существует, примите этот факт. Тем более удивительным для всех было то, что фильм почему то сорвал гигантскую кассу и окупился чуть ли не в 20 раз.

Но ведь по сути именно такое кино и напрашивалось - достаточно социальное и злободневное, заставляющее обратить внимание на проблемы психически нездоровых людей, а так же вышедшее в эпоху заката супергеройского жанра фильмов, когда все от них устали уже как лет пять (если не больше, учитывая что экранизация Хранителей вышла в 2008).

Хранители (2008). Лучше еще не было
Хранители (2008). Лучше еще не было

Короче говоря, нам были необходимы истории про классических комиксовых злодеев - разбираться в их душах гораздо интереснее, чем в очередной раз наблюдать с зевком шарманку про ориджин сотого никому не нужного супергероя, который двигается по пути мономифа. Да там даже много думать не надо, чтобы понять, что все эти фильмы совершенно одинаковые, отличаются там только декорации, да актеры, играющие действующих лиц. Впрочем, вы и без меня это прекрасно знаете.

Тем не менее, выходят и фильмы про комиксных злодеев, собранные по лекалам супергеройских. И потому эти фильмы совершенно не работают - Морбиус, Веном, Хищные Птицы. Так как в них всем привычный злодей почему то превращается в героя, который спасает мир от очередного злодея. Ну да, иногда кушает головы бандитов. Вот это он антигерой, конечно, такой неоднозначный. Рейтинг PG 13 и ни капли крови, кстати, идут в подарок.

Веном (2018)
Веном (2018)

Спросите меня - культовый ли Джокер? Я отвечу вам - да, культовый. Вы покрутите пальцем у виска. Я скажу лишь, что Круэлла существует только потому, что в Диснее захотели сделать тоже самое со своим злодеем, только побоялись давать возрастной рейтинг и фильм не получился. Но я могу простить ему абсолютно всё только лишь за образы, в которых появляется Эмма Стоун.

Круэлла (2021)
Круэлла (2021)

И оригинальный Джокер 2019 года прекрасен - он рассказывает собственную историю, погружаясь в суть персонажа и создавая мир вокруг него. Помещает его в те условия, чтобы за ним было интересно следить, с предыханием ждать развития героя из одной личности в другую. И да, конечно, сюрпризов не будет, так как вы знаете название фильма, то конечно же знаете, что главный герой станет Джокером. Потому что знаете, кто такой Джокер. Это как смотреть любого Бэтмена и не знать, что семью Уэйнов убьют, а Брюс станет сиротой. Эти истории уже давно, лет как 50 ушли в народ.

Да, оригинальный Джокер довольно вторичен, так как существует Таксист Мартина Скорсезе, да и Король Комедии от него же, ну и конечно российский Юморист (который вышел на полгода раньше Джокера и мной считается полноправной русской его версией).

Таксист (1976)
Таксист (1976)

Однако, несмотря на то, что базируется фильм на уже старых триллерах из голливудской классики, я предлагаю смотреть не на форму, а на содержание. И содержание прекрасно в своем ужасе.

Вспоминаю свои ощущения и то, что осталось от оригинала по впечатлениям - он как будто снят на треть в туалете и питерской коммуналке, еще на треть в засраном гетто, а на остальную часть в студии телешоу. Только три этих ассоциации позволяют провести прямую параллель с русской хтонью и представить, что потенциально этот фильм мог бы легко снять и Балабанов. Или же нарисуйте грим Серебрякову в Левиафане и вот вам, Джокер Doomer Ver. 1

Левиафан (2014)
Левиафан (2014)

Немалую долю хтоничности фильму придает и саундтрек. Он смотрится просто идеально и даже по новому. Звучит она как медленный, ленивый скрежет игл по стеклу. Именно это и делает Хильдур Гуднадоуттир с вами при прослушивании. А с видеорядом так и вообще - коктейль для депрессии. И это настоящая находка! К сожалению, второму фильму не хватает оригинальных композиций, которые были бы такими же запоминающимися.

В целом, Джокер вышел вовремя и стал феноменом, получив свой статус культового не просто так. Большинство аспектов в нем было сделано удачно. Я бы даже сказал, что есть в нем некоторый ритм, который фильм прекрасно держит. Даже если вы мне скажете, что он очень тягучий и тяжеловесный, то я соглашусь, но тейка про ритм это никак не отменяет. В этом была задумка - Джокер разгоняется неспешно, как искра на подожженном фитиле, а вам остается только дождаться взрыва. Я уважаю и ценю эту картину.

*Паяц: Юродивость на чету - современная классика

Мюзикл как главная проблема фильма.

Джокер: Безумие на Двоих провалился в прокате скорее всего, в том числе, из за своей жанровой принадлежности. Все боятся мюзиклов, да? Ведь правда? Ла-Ла Ленд смотрит на вас из темного угла и собирается провести вампирский кусь.

Народ насторожился, когда обьявили жанровую принадлежность сиквела Джокера. Далее ситуацию добили критики и журналисты - фильм стало модным поносить, глумиться и кричать со всех сторон, какое это дерьмо. Даже мемы стали делать - ниже мой фаворит.

Манга Берсерк ver. Джокер 
Манга Берсерк ver. Джокер 

Примерно ту же ситуацию вы сейчас наблюдаете с Dragon Age: Veilguard - на том же ютубе выходят видеоролики на известных каналах, склепанные только для того, чтобы прогнать методичку для аудитории, которая погладит по голове. Хотя, играть я в это все равно не буду.

И никто, видимо, не захотел даже вглядываться в новую историю Артура Флека. Не сработала во второй раз даже социалочка про жестокое обращение с заключенными. А много фильмов про это выходит разве? И даже если и выходили, а насилие в тюрьмах прекратилось? К сожалению, нет. Для современного общества это важная проблема.

И да, я считаю, что такой человек, как Артур Флек не заслуживает насилия, даже учитывая, что он совершил. Он психически нездоров и ему необходимо подобающее лечение.

Плох ли мюзикл сам по себе как идея для этого фильма? А что, разве это должно быть чем то основополагающим, что делает его сразу плохим? Мюзикл - всего лишь художественный прием, применяемый в данном случае для того, чтобы показать переживания героев. Учитывая, что Артур Флек в принципе половину жизни в фантазиях проводит, этот прием с пением и выступлениями даже вполне логичный.

А одна из последних исполненных им песен, посвященная Ли - ощущается как скулеж разбитого жизнью, отчаянного человека, который загнан в угол и уже вот вот опустит руки. Что то это мне напоминает...

И это прямо находка! Сцена в фильме выглядит как отсылка на Гарри Дюбуа.

Харли Квинн - Тульпа.

Возвращаясь к фантазиям - как и сюжет первого фильма, второй вы можете воспринимать как сон собаки. Он ломается буквально на каждом шагу. Тут уже шапочку из фольги хочется надеть, но нет.

Вы можете воспринимать сиквел, как та шутка, которую Артур Флэк не стал рассказывать в конце первого фильма.

1. В сиквеле Артур мог придумать себе Ли. Как она попала в Аркхэм? Как она заселилась в его квартиру? По сути она ведь толком ни с кем в фильме и не взаимодействовала, кроме адвоката Артура и журналистов вокруг нее. Может адвокат пыталась выгнать Ли из головы Артура, когда просила его остановиться? (сейчас волосы выпадать начнут, а мы только начали)

*Паяц: Юродивость на чету - современная классика

2. С чего это Артура, хладнокровного, по мнению общественности, убийцу привели на хоровое пение в коллектив проходящих лечение в психиатрии мирных людей? Кто вообще решил, что это хорошая идея и что люди там не разбегутся?

*Паяц: Юродивость на чету - современная классика

3. Артур скорее всего сам же и поджег фортепиано в кинотеатре, развлекаясь со своей новой воображаемой подружкой.

*Паяц: Юродивость на чету - современная классика

4. Артур придумал секс. Себе.

Тут даже специально света на Ли нет, как будто она нереальная. Да и как ее могли вообще в камеру впустить?
Тут даже специально света на Ли нет, как будто она нереальная. Да и как ее могли вообще в камеру впустить?

5. Артур придумал взрыв, чтобы сбежать к любимой. Но она то в его голове же, так что физически то на самом деле ничего взрывать не надо, он к ней и в фантазиях дойдет.

*Паяц: Юродивость на чету - современная классика

Проще говоря, если вы посмотрели первый фильм и не поняли того, что посмотрели сон собаки, или же, если другими словами - фантазию больного человека, который является слишком ненадежным рассказчиком и что в этом и была вся фишка первого фильма, то вам не стоит смотреть сиквел.

Потому как он как раз и работает на том, что Артур придумывает себе хоть что то хорошее, чтобы не совсем не уныть в ситуации ожидания смертной казни. Разум любого, даже психически здорового человека нарисовал бы себе подобную красивую сказку про любовь. Так что второй фильм тоже вполне возможно происходит в голове главного героя.

Плохо ли это все? Да нет, конечно же. Но явно не для всех. Фильм станет культовым спустя время. Как говорили современные классики совсем недавно - позже этот захейченный фильм еще найдет свою аудиторию и фаната. На ютубе выйдет миллион разборов и теорий и все это уйдет в народ.

Уже моветон называть свой материал "Вы не поняли *вставить название*". Но ждите и готовьтесь, такой контент вас очень скоро и ждет.

Что то вроде этого

Провалился ли Джокер 2? Да, но как ему это мешает? Он и не был создан ради кассы. Первая часть все еще существует и прибыль принесла неплохую. Тодд Филлипс и актерский состав фильма заслужили право снять такой сиквел, какой хотели сами. Когда-нибудь и Хидео Кодзима выдаст такой лютый артхаус, что и его будут уничтожать в интернете.

Так и бывает с авторами, за которыми мало контроля. Но баланс найти тяжело - да и в целом, вообще то, произведение снять тяжело. Очень много звезд должно сойтись, чтобы это было действительно круто и качественно. И чтобы найти хороший фильм, надо еще перекопать дебри интернета. Тоже самое у нас и с игровой индустрией.

Главное, что хочу сказать - дайте фильму шанс. Но не смотрите, если не готовы к чему то новому и необычному.

*паяц - так почему то перевели в субтитрах слово clown, если смотреть в версии Red Head Sound. Я стебусь над этим, потому как это слово в последний раз встречал в глубоком детстве, в какой то книге для детей.

Подписывайтесь на телегу, там делаю грим (не джокера) и рассказываю про это!

88
44
22
11
30 комментариев

Паяц - устаревшее выражение Клоун
Юродивость - девиация, уродство, инвалидность, болезнь, проказа
Чета - пара, двойня, двойка

Мета? Шутка, которую сыграл Тодд Филлипс и Хоакин Феникс?Нет. Просто фильм говно. Смирись

3

Порвался? Жаль

Тодду Филлипсу со своим "is so meta" нужно было пойти глубже и просто два часа в кинотеатрах крутить пердящую жопу а в финале её бы проткнули бы.😉😉😉

2
1

Паяц: Юродивость на четуна чету - это что??

2

Чета - пара, двойня, «двоих»

1

Once upon a midnight dreary, while I pondered, weak and weary,
Over many a quaint and curious volume of forgotten lore
посмотрел я на гагу

2