А теперь ты смотри «А теперь не смотри»

Я уже посмотрела. Теперь исправляю упущение, почему-то на дтф ещё никто не написал про этот фильм Николаса Роуга — «А теперь не смотри» (1973). Который включен BFI в десятку лучших британских фильмов и входит в многие топы хорроров и триллеров.

По сюжету фильма Джон Бэкстер (Дональд Сазерленд) и его жена Лаура (Джули Кристи) пытаются справиться с горем от потери маленькой дочери. Джон работает художником-реставратором и они с женой едут в Венецию, где он занимается восстановлением одной из церквей, в попытке отвлечься. Но в этом городе с ними начинают происходить странные и тревожащие события.

Фильм снят по одной из самых поздних новелл Дафны дю Морье, классика триллеров и готики, которую экранизировал в том числе Хичкок (Птицы, Ребекка). Сама писательница признавала экранизацию Роуга очень удачной.

Этот фильм известен, в первую очередь, своей откровенной и продолжительной эротической сценой. В этом году после смерти Сазерленда опять возникли разговоры о ней, а именно был ли у актеров секс на самом деле на съёмочной площадке или нет.

Но, конечно, фильм стоит смотреть не из-за этого (по крайней мере, не только из-за этого). Он очень хорош с точки зрения визуала (Николас Роуг начинал как оператор), монтажа и атмосферы. А еще его финальную сцену многие считают очень сильной и страшной.

Непарадная, тревожная, разрушающаяся, опускающаяся под воду, мрачная Венеция иллюстрирует внутреннее состояние героев.

Постоянные решетки и ограничивающие персонажей рамки в кадре показывают невозможность Джона и Лауры выбраться из тупика их горя от потери ребенка.

Отражения в зеркалах и воде указывают на зыбкость, ненадежность и двойственность их впечатлений и чувств.

Красный цвет, который символизирует их погибшую дочь, постоянно появляется в кадре, тревожа и предсказывая что-то ужасное.

Роуг использует ручную съемку и странные ракурсы, когда хочет добавить ощущения тревожности или загнанности. И его отличительной чертой является «каскад ассоциативного монтажа», как выразился один из кинокритиков: когда в сцене быстро мелькают разрозненные кадры, связанные схожестью впечатлений.

Финал фильма многие называют очень пугающим и тревожным, сравнивая его со знаменитой сценой у мусорных баков из Малхолланд Драйв. Я прочитала новеллу до просмотра (зря, не делайте так!), поэтому не смогла оценить его по достоинству. Но, конечно, это фильм 73-го года с присущей ему наивностью, поэтому, мне кажется, что его стоит в первую очередь ценить за умело созданную атмосферу и киноязык, наполненный символизмом и поэзией, а не за эффекты или остроту ошущений.

Этот фильм мы обсуждали в киноклубе и не всем участникам он зашёл так же, как и мне, но меньше 7 баллов ему никто не поставил.

А теперь ты смотри «А теперь не смотри»

Кто смотрел этот фильм или другие фильмы Роуга, отпишитесь, как вам?

Если вам понравился пост, буду рада вашей подписке на мой тг-канал, на этой неделе там будет разбор фильмов «Бонни и Клайд» Пенна и «Головокружение» Хичкока 🖤

3434
33
11
11
11
41 комментарий

Относительно давно смотрел. Очень понравился. Он запомнился мне тем(по крайней мере, я так его воспринимаю по памяти), что, по сути, весь фильм — это один растянутый скример. То есть где-то на пятой минуте начинают нагнетать атмосферу, и через два часа скример наконец срабатывает(а всё остальное — подготовка к этому единственному событию).

3
Ответить

Да, согласна) Весь фильм — это нагнетание саспенса и погружение в атмосферу. Мне даже, честно говоря, финал показался недостаточно катарсичным учитывая эту мощность нагнетания. Но это может потому, что я знала концовку заранее

2
Ответить

Слишком долго нагнетают, не смогли найти золотую середину. Я утомился, до финального твиста :)

1
Ответить

Да ладно, не такой уж это прям hidden gem. Ну, то есть, прям совсем подпивасные нормисы о нём вряд ли знают, но киноманы точно должны любить этот шедевр.

2
Ответить

Да может и не такой, но я че-то на дтф не нашла о нем постов, кроме упоминаний в каких-то списках

Ответить

Приобщился в этом году. Скучнейшее произведение. Весь фильм наблюдаем за унылой повседневной жизнью потерявшей ребенка пары, чтобы в финале "насладиться" двухсекундным скримером в духе Линча. Голый Сазерленд тоже то еще зрелище. Где там страх и ужас - решительно не ясно. Может быть, во времена выхода фильма подобные чувства и возникали, но в 21 веке это уже даже не смешно. Как по мне, представляет интерес только для ценителей операторской работы и историков кино. Потраченного времени жаль.

2
Ответить

Почему-то на дтф ещё никто не написал про этот фильм Николаса Роуга — «А теперь не смотри» (1973)

самая смешная шутка 2024 года

1
Ответить