«Ублюдок» — культовый инди-хоррор снятый за 500 долларов командой из двух человек

«Ублюдок» — культовый инди-хоррор снятый за 500 долларов командой из двух человек

В преддверии выхода сериала о новых похождениях серийного убийцы Джозефа вспоминаем, как Марк Дюпласс в паре с Патриком Брайсом создали один из самых впечатляющих и высоко оценённых хорроров в поджанре «найденной плёнки».

В фильмы ужасов можно включить множество интересных элементов, чтобы привлечь внимание зрителей: зловещие локации, неожиданные пугающие моменты, несколько страшных смертей, впечатляющие спецэффекты и несколько комичных сцен для снятия напряжения. Кроме того, существует множество хорроров, где паранормальные явления напрочь отсуствуют, а количество визуальных эффектов сокращено до минимума. Для того чтобы напугать зрителя, зачастую достаточно всего лишь двух действующих персонажей, простой, но захватывающей завязки и медленно нарастающего напряжения, которое в конечном итоге приводит к эффектному финалу. Именно так можно кратко описать фильм ужасов «Ублюдок».

Марк Дюпласс в роли Джозефа в фильме «Ублюдок»
Марк Дюпласс в роли Джозефа в фильме «Ублюдок»

Актер и режиссер Марк Дюпласс прошел долгий путь со времен своего mumblecore, когда он снимался в скромных малобюджетных фильмах, часто сотрудничая со своим братом Джеем. Теперь он состоявшийся актёр, но несмотря на это он по-прежнему тяготеет к минималистичному кино. «Ублюдок», снятый совместно с Патриком Брайсом, как раз отлично вписывается в эту категорию.

Брайс также играет главную роль Аарона, тихого наёмного режиссёра, которого Джозеф (Дюпласс) пригласил в деревенскую хижину для личного проекта. Внутри Джозеф объясняет, почему он нанял Аарона, и эта история настолько душераздирающая, что Аарон на мгновение отмахивается от странности, которая только что произошла на улице с топором, воткнутым в пень. У Джозефа опухоль мозга, и ему осталось жить всего пару месяцев. Его жена Анджела скоро родит их первого ребенка по прозвищу Бадди, с которым он никогда не встретится. Поэтому Джозеф просит Аарона снять, своему ребёнку на память, видео о его повседневной жизни. Джозеф явно ссылается на фильм Майкла Китона 1993 года «Моя жизнь», от которого «Ублюдок» изначально является своего рода извращённой вариацией. Еще больше развеяв все опасения, Джозеф дает Аарону деньги авансом — так что, по крайней мере, это не мошенничество. Постепенно Аарон начинает осознавать тревожные привычки Джозефа (его склонность к чрезмерной откровенности), странные вещи (маска с волчьей головой, топор) и его многочисленные потребности (возможно, даже в убийстве).

«Ублюдок» — культовый инди-хоррор снятый за 500 долларов командой из двух человек

Приём «найденной плёнки» достигает здесь своего апогея: два актёра иногда передают камеру друг другу, вживаясь в свои роли. Хитрости, конечно, заключаются в пугающих кадрах, снятых на ручную камеру, и в монтаже. Большая часть напряжения держится на игре Дюпласса, которая мастерски балансирует на грани между угрозой и серьезностью, поддерживая иллюзию того, что Джозеф может быть просто чудаком. У Дюпласса такое подлинное присутствие на экране, что вы верите его истории, или, по крайней мере, понимаете, почему Аарон мог бы остаться, потому что актер играет Джозефа так, как будто он сам верит своей лжи в этот момент.

В некоторых моментах фильм скорее напоминает комедию, чем ужасы. Одной из самых смешных сцен является эпизод, когда Аарон вводит Джозефу наркотики, чтобы сбежать, и в отключке тот начинает бормотать «Peachfuzz» и трогать себя под штанами. Создатели фильма придумывают одну за другой невыносимые сцены поведения Джозефа, служащие забавным, хотя и жутким предупреждающим знаком грядущих событий — от того, как он записывает Аарона без его ведома, до провокационного вопроса в лесу: «Когда ты увидел этот топор... была ли хоть маленькая часть тебя, которая думала, что я могу убить тебя им?» Позже фильм превращается в сложную историю преследования, где Аарон выживает на своей работе, но Джозеф начинает издеваться над ним, отправляя ему домой видео и посылки.

«Ублюдок» — культовый инди-хоррор снятый за 500 долларов командой из двух человек

Брайс и Дюпласс поднимают важные вопросы о наших соседях, людях, которых мы встречаем в интернете, и тех, кто готов вступить с ними в контакт. «Ублюдок» не требует сверхъестественных элементов или безжалостного убийцы, как во многих слэшерах. Обычный человек — или те, кто маскируется под нормальных — оказывается достаточно пугающим. Поэтому хитроумный персонаж Дюпласса быстро становится культовым, окруженным тайной, которая заставляет зрителей задаваться вопросами о Джозефе и его историях. Содержат ли они хоть каплю правды или он полностью выдумал их?

Можно провести прекрасное сравнение «Ублюдка» с творчеством Дэвида Линча. Линч, особенно в своих ранних фильмах, таких как «Голова-ластик» (1977), был мастером, умевшим заставить вас задуматься о том, что что-то «не так». «Ублюдку» удаётся мастерски передать это чувство, благодаря чему первые два акта этого фильма становятся одними из самых тревожных, эффективных и пугающих фильмов за последнее время, в которых вы знаете, что есть угроза, но не совсем понимаете, откуда она исходит.

Нас интересовал психологический профиль этого очень, очень странного человека. Мы очень интересовались тем, как вы встречаетесь с людьми и не совсем понимаете, что происходит, но вы начинаете получать тревожные знаки. Для нас это был интенсивный зрительный контакт, отсутствие личного пространства, чрезмерное разделение, может быть, слишком много любви здесь и там. Но, по-моему, с обоими этими парнями что-то не так. Для меня было пугающе легко быть этим парнем. Это звучит хуже, чем следовало бы признать, но в Джозефе есть элемент моей личности.

Марк Дюпласс о творческом процессе создания своего персонажа, Джозефа
«Ублюдок» — культовый инди-хоррор снятый за 500 долларов командой из двух человек

Дюпласс отмечал, что история фильма была вдохновлена драмами с участием двух актёров: «Мой ужин с Андре» (1981), «Мизери» (1990) и «Роковое влечение» (1987), а также историей о том, как он принял предложение на Craigslist помочь парню собрать мебель IKEA, что в результате превратилось в многочасовую терапию. Когда Брайс и Дюпласс только начали работу над фильмом, его рабочее название звучало как Peachfuzz («Персиковый пух»), но позже они изменили его на Creep («Ублюдок»), так как новое название стало более актуальным, и они не хотели, чтобы зрители «провели первые полчаса, пытаясь выяснить, почему фильм называется Peachfuzz, и не заметили важные детали». Фильм был построен на серии бесед между персонажами, большая часть которых была импровизацией. Было отснято много материала, который показывали друзьям и знакомым кинематографистам. Затем по их советам ребята возвращались, чтобы исправить или переснять сцены, которые не воспроизводились так, как предполагалось. Если некоторым зрителям становилось некомфортно, а другие в то же время смеялись, Брайс и Дюпласс знали, что они достигли чего-то, что прошло по грани между ужасом и комедией, заняв неоднозначную золотую середину. В результате, то, что изначально задумывалось как чёрная комедия, превратилось в фильм ужасов. В конечном итоге у фильма оказалось несколько альтернативных сценариев, и Дюпласс заявил, что в нём было «от 10 до 12 вариантов каждой сцены».

Съёмки «Ублюдка» проходили в очень расслабленной атмосфере. Дюпласс говорил, что «это был эксперимент» и если бы в итоге фильм получился плохим, то они с Брайсом просто никому бы его не показали и забыли.

Во время мировой премьеры фильма на кинофестивале South by Southwest 8 марта 2014 года, лента получила восторженные отзывы от критиков и зрителей. На сайте Rotten Tomatoes у фильма рейтинг одобрения 90% на основе 31 отзыва со средней оценкой 7,30 из 10. Критики сходятся во мнении, что «Ублюдок» — это умный, необычный взгляд на найденные плёнки в жанре хоррора. Он достаточно умён и хорошо сыгран, чтобы держать зрителей в напряжении». На Metacritic у фильма 74 балла из 100 на основе 6 рецензий, что означает «в целом положительные отзывы».

«Ублюдок» — культовый инди-хоррор снятый за 500 долларов командой из двух человек

После премьеры «Ублюдка» на South by Southwest Дюпласс объявил о планах снять продолжение и создать трилогию. В августе 2014 года он с Брайссом сообщили о намерении начать съемки второй части в конце года, однако в феврале 2015 года Дюпласс отметил, что из-за проблем с расписанием, съёмки временно откладываются. В мае 2016 года они возобновили обсуждение сиквела, а в августе Дюпласс начал примерять костюмы для фильма. В сентябре 2016 года было подтверждено начало производства, Дюпласс вернулся к своей роли, а Брайс стал режиссёром. Премьера «Ублюдка 2» состоялась на кинофестивале в Сиджесе 6 октября 2017 года, а 24 октября фильм вышел на цифровых платформах. На Rotten Tomatoes у него рейтинг одобрения 100 % на основе 23 отзывов со средним баллом 7,55/10.

На этот раз зритель гадает, действительно ли Джозеф угодил в ловушку кризиса среднего возраста и ему необходима помощь, или же всё это очередное представление, которое он разыгрывает перед ничего не подозревающей жертвой.

Марк Дюпласс в роли Джозефа в фильме «Ублюдок 2»
Марк Дюпласс в роли Джозефа в фильме «Ублюдок 2»

Брайс и Дюпласс объявили о планах снять третий фильм. Однако в марте 2020 года они заявили, что им трудно придумать концепцию, так как они хотели, чтобы третий фильм был «супервдохновляющим».

На сегодняшний день триквел так и не увидел свет, зато 4 июня 2024 года Дюпласс анонсировал The Creep Tapes («Ублюдские хроники»), получасовой мини-сериал, действие которого происходит во вселенной франшизы. Каждый эпизод будет посвящён отдельной жертве серийного убийцы. Премьера сериала состоится на Shudder и AMC+ 15 ноября 2024 года.

Трейлер мини-сериала The Creep Tapes

В этом году оригинальному фильму исполнилось 10 лет. В узких кругах жанра первая часть, как и её продолжение, давно приобрела культовый статус. Помимо статусности, это отличное доказательство того, что для создания крутого фильма ужасов не нужно много денег, блеска или крови. Всё, что вам нужно — это хорошая идея, интересная подача и горстка талантливых друзей.

1919
22
18 комментариев

Офигенный фильм, всем смотреть

1

Единственный нормальный фильм Брайса. Ну ещё Комната 104 неплохой сериал

1

Марк Дюпласс — интересный актёр.
Видел несколько фильмов с ним (пришлось освежить память, глянув фильмографию), а больше всего запомнился в Blue Jay / «Кафе "Голубая сойка"» (2016).

Такая печально-умиротворяющая повседневность и очень приятная пара в кадре.
Сара Полсон в главной женской роли.
Нравятся мне в последнее время такие простые грустные истории. :-(

1

За 500 долларов. Сириасли. Вот эти парни точно были хороши, а может и сейчас я не в курсе. Их бы да в нынешний голливуд эх. Извините нас предшественники мы все пустили по одному месту. Но где-то в глубине души у меня еще теплится надежда на то что все будет хорошо.

1

Ублюдок, да не тот...

У тебя не тот.

1