Мне понравился Джокер 2
Потому что это хорошее кино.
После первых повально негативных отзывов о фильме, я не ожидал от сиквела Джокера ничего хорошего. И пошел в кинотеатр только чтобы закрыть гештальт.
Учитывая этот контекст, трудно описать, как приятно картина меня в итоге удивила.
На ДТФ зачастую не играют в игры и не смотрят фильмы, которые обсуждают. А в дискуссиях процветает детский тейк "плохие продажи = плохой продукт".
Я пишу эту заметку с целью дать альтернативное мнение мейнстримному "Джокер 2 провалился в прокате, потому что это плохой фильм".
Дисклеймер: текст рассчитан на посмотревших кино, обсуждать его я буду со всеми спойлерами. Фильм вышел в цифре, поэтому смотрите и формируйте собственное мнение.
Начнем разбирать критику Безумия на Двоих с того, что это мюзикл.
Вкусовщина, но мне лично понравилось. Шизоидный флёр Джокера как персонажа располагает к таким гипертрофированным приемам.
Артур Флек сидит в тюрьме, он лишен свободы выражать свои эмоции во внешний мир. Как артиста и падкого на славу человека, это не может не угнетать его. Мир фантазий - понятное пространство, куда можно сбежать и манифестировать свое творчество. Через призму песен и плясок у него в голове мы можем видеть динамику отношений с Харли, эмоциональные метаморфозы, и так далее.
Кроме того, музыкальные сцены добавляют движения и красок в общее размеренное повествование. А операторская работа в таких сценах часто выдает очень красивые кадры, которые можно смело нарезать на обои для рабочего стола.
Второй повод для критики - нудноватый формат повествования с длинными разговорными сценами и почти полным отсутствием экшена 'а-ля процедурал'.
У автора были все деньги мира, чтобы снять любое кино. Общая монотонность фильма - это намеренный творческий выбор.
И я уверен в том, что он идет фильму на пользу.
А все потому что...
Как и любая другая форма искусства, кино не обязано вас развлекать
Хорошее искусство вызывает эмоции и стимулирует вашу думалку. А вот развлекательная функция - полностью опциональна.
И если дорогой читатель пошел в комментарии строчить про снобизм или 'нитакусиковость', спешу его одернуть. Посыл у фильма простой и понять его может каждый, там нет двойного дна.
Предлагаю освежить в памяти основные моменты фильма, которые рисуют вполне однозначную картину:
• Тюремные надзиратели пытаются выдавить из Артура Флека шутки ради собственной забавы. Артур не в восторге от такого отношения, и позже на суде прямо признается, что ненавидит их.
• Адвокат искренне хочет помочь ему выиграть дело и представляет версию, что Джокер - его альтер-эго, которое в моменте вырывалось наружу из-за огромного стресса и прервавшегося лечения.
• Во время первого интервью, представитель прессы давит на образ Джокера. Флек в порыве гнева кричит: "Всем нужен только Джокер и никто не хочет слышать, как я изменился".
• Артур влюбляется в Харлин 'Ли' Квинзел, потому что она "такая же, как и я, она меня понимает".
• Один из тюремщиков просит Артура подписать книгу. Артур сначала относится к этому с энтузиазмом. Но когда узнает, что автограф нужен надзирателю на продажу, желает тюремщику заработать рак.
• Харли настраивает Артура против адвоката (возможно единственного человека, которому он был по-настоящему небезразличен) и подталкивает его принять образ Джокера.
• Судебный процесс вскрывает старые раны и показывает, что даже собственная мать была жестока с Артуром. Он не выдерживает, увольняет адвоката и решает плыть по течению, а не против. Когда понимает, что именно Джокер может выбраться из этого процесса, а не Артур.
• Как настоящий театрал, Артур чувствует себя хорошо в образе Джокера и высвобождает всю негативную энергию. Но почти сразу случается первая запинка: c карликом-коллегой, которого он не убил в первом фильме. Ведь тот "был единственным, кто хорошо ко мне относился". Когда Артур понимает, что карлик из-за его действий заработал ПТСР и не может продолжать нормальную жизнь, он тушуется и отказывается продолжать свою защиту по этому пункту.
• Сокамерники Артура получают эмоциональный подъем из-за хода дела. Особо впечатлительного (и явно слабоумного) зека в порыве ярости душит тюремщик. Флек лежит в ужасе, понимая, что из-за Джокера в очередной раз погибли люди.
• На финальном заседании Артур отвергает образа Джокера и сознается в своих преступлениях. Суд присяжных выносит обвинительный приговор.
• Толпа на улице все поняла по-своему и продолжает беспорядки. После теракта в здании суда и случайного освобождения, Артур в ужасе выбегает из машины своих 'спасителей'.
Развитие героя Артура Флека заключается в том, что он пытается остаться Артуром Флеком.
Признав вину и пожертвовав собой, чтобы разрушить образ Джокера и остановить маятник насилия, Артур возвысился.
Камера оператора смотрит на длинную лестницу снизу вверх. Cразу за верхней ступенькой метафорично начинается небо.
По этой самой лестнице, пританцовывая в костюме Джокера, Артур когда-то спускался вниз, на моральное дно. А сейчас бежит наверх, с надеждой начать новую жизнь c любимым человеком.
Но это не нужно Харли. Как и все остальные, она всего лишь использовала его в своих целях.
Режиссеру хочется пожать руку дважды: за сам фильм и за смелость его снять.
Сиквелу Джокера было суждено провалиться в прокате. Массовый зритель ждал экшен и развлекательное кино с 'he is literally me' злодеем. Который станет маскотом для всех обездоленных и обозленных и возглавит жосский беспредел на улицах Готэма.
Но Артур Флек оказался не Нолановским суперзлодеем, а заурядным психически больным человеком. Которому нужна помощь.
В финальной сцене фильма, умирающий от ножа фанатика Артур смотрит прямо в камеру на зрителя, долго и укоризненно: "Я умер из-за тебя. А мог бы жить".
Повальное возмущение только подтверждает то, что автор был прав. Толпа готова с радостью подхватить образ Джокера, но им плевать на реального человека с его реальными проблемами.
Эксперимент удался: глорификация насилия и психических расстройств в кино изящно подтверждена в нашей с вами будничной реальности.
Тодд Филлипс взял сверх-успешную франшизу и снял в ней авторское кино, окончательно раскрыв свои идеи во втором фильме.
Чтобы так красиво погулять на деньги Голливуда, нужен вкус и большие яйца. Потому что, если вы вдруг забыли...
It's not about the money. It's about sending a message.