Выживут только любовники, или кризис европейской культуры

Выживут только любовники, или кризис европейской культуры

Не претендую на первенство и, возможно, выскажу давно всем известную мысль (что то мне лень штудировать рецензии), но тем не менее выскажусь. "Выживут только любовники", всеми любимого Джима Джармуша, метафора кризиса европейской культуры (и даже возможно цивилизации). Тут надо подчеркнуть для особо придирчивых , что американская культура ветвь европейской культуры с точки зрения фильма, возможно для кого то это не самая бесспорная мысль, но она совершенно точно имеет все права на жизнь.

Будут спойлеры, если еще не смотрели фильм тут же закройте статью.

Халат атрибут культурного человека <br />
Халат атрибут культурного человека

И так разберемся по пунктам. Главные герои вампиры, коротающие не одну сотню лет на матушке Земле, возможно с начала веков, на что указывают имена, Адам и Ева. Они женаты. Оба имеют непосредственное отношение к культуре. Адам гениальный музыкант, Ева имеет некое отношение к литературе. Ее ближайший друг, так же вампир, Марло, английский поэт 16 века, которого некоторые товарищи прочили на роль тайного альтер-эго Шекспира. А Джармуш в фильм разрешает это проблему самым решительным образом, Марло и есть истинный Шекспир. Помимо того что вампиры и сами гениальные творцы, они можно сказать обильно пропитаны многовековой европейской культурой. Дом Адама переполнен различными культурными артефактами, львиную долю из них представляют музыкальные инструменты и музыкальная аппаратура, что и логично учитывая профессию Адама, но и прочего хватает, включая, что особо символично книги. Книги, как известно, наиболее яркий символ культуры. И книги составляют заметную деталь интерьера квартиры Евы. У Евы отдельная квартира в совсем другой стране, но почти в самом начале она приезжает к Адаму. И в комнате Марло без них не обходится. Так что Адам, Ева и Марло, можно сказать, амбассадоры европейской культуры.

И это малая часть того хлама, что скопил Адам<br />
И это малая часть того хлама, что скопил Адам

При этом культурная жизнь наших героев находится не в самом лучшем состоянии и Марло и Адам пишут в стол, пряча свои произведения от глаз людей. И их отношение к текущему культурному моменту не самое радужное. Адам помимо прочего увлечен наукой и ученными в частности. Его возмущает отношение человечества к своим лучшим представителям. Поскольку все перечисленные им ученные европейцы, это заставляет задуматься не речь ли о европейской цивилизации в целом? Да и жизнь вообще в принципе утомила. Адам заготовил одну единственную деревянную пулю. Наши герои не склоны весело проводить время в компаниях друзей. Они почти безвылазно сидят дома и поскольку они вампиры живут они исключительно ночью. Адам помимо прочего живет в Детройте и катается по улицам среди заброшенных автомобильных заводов. Что учитывая все выше сказанное дает нам яркую метафору кризиса европейской культуры (или даже цивилизации).

Первая отрицательная<br />
Первая отрицательная

Еще стоит отметить, что физическая кровь которой питаются наши герои, предстает тут в своем обычном метафорическом значении. Как некая витальная сила. Наши вампиры добывают кровь из медицинских лабораторий. То есть их жизненная сила приходит из стерильного, выхолощенного источника.

Эйва тоже кое что умеет<br />
Эйва тоже кое что умеет

Внезапно появляется сестра Евы, Эйва (или Ава, кто как перевел). Четвертый вампир и последний с которым мы встречаемся. Она самая молодая, самая активная, самая безбашенная, самая ненасытная. Она ломает весь распорядок дня наших супругов. Она тащит их в ночной клуб. Она устраивает погром в доме Адама ломает его гитару, что важно, и в довершении всех бед убивает подручного Адама Иэна прокусив ему шею. Это уже слишком и Адам вышвыривает Эйву из дома, а он читает стандартную отповедь обвиняя наших героев в снобизме, консерватизме во всем том в чем молодежь обвиняет старшее поколение. Эйва, как мне представляется, такими жирными яркими мазками изображает молодежный культурный бунт, то чем славились рокеры, панки и прочие нонконформисты или возможно его коммерциализированную имитацию. Она прекрасно дополняет метафору.

Обычное вампирское похмелье<br />
Обычное вампирское похмелье

Джармуш явно оценивает результаты этого культурного бунта, используя ту же метафору крови. Кровь Иэна не идет на пользу Эйве, ее мутит, ей нехорошо. Да и самому Иэну бунт не принес радости, он умер, какая тут радость. Но у него мог быть другой путь он мог обратится, стать вампиром. Укус Эйвы бесплоден. Эйва потребитель она паразитирует на старом багаже и не способна создать, что то новое. Место ее постоянного обитания Лос-Анжелес, оплот масскультуры. Нам дают понять, что европейская культура утратила собственные резервы и не способна найти пути выхода из кризиса на основе своих собственных внутренних ресурсов.

Марло не зарезали, он выпил какого то бомжа<br />
Марло не зарезали, он выпил какого то бомжа

Заметая следы Адам и Ева решают сбежать из Детройта, домой к Еве, Танжер, Марокко. Но и здесь они сталкиваются с огромными трудностями. Поставщик крови для Евы, Марло умирает, врач поставлявший ему кровь пропал, а он хлебнул плохой крови. И опять эта же отсылка. Марло самый старый из них не способен воспринять новый прилив сил, он мог существовать в своем замкнутом мирке медицинской лаборатории, не жить, а тлеть. Другими словами какие то элементы культуры не возможно вернуть к жизни, их место под стеклом в музее.

Спортсменка, комсомолка и певица<br />
Спортсменка, комсомолка и певица

Но возможно, не все так плохо для Адама и Евы. Оголодавшие, они находят выход бродя по пустынным улицам Танжера. Первый символ который они встречают это ливанская певица Ясмин. Услышав ее Адам воспрял духом, это лучшее что он слышал за долгие годы. А потом им попадется аппетитная парочка симпатичных любовников, очевидно марокканского происхождения. Ими то они и собираются отужинать.

Вкусняшка
Вкусняшка

Джармуш не дает нам ответ чем закончится эта трапеза, но он намечает возможные пути выхода из кризиса. Нужен прилив крови извне. А поскольку вампиры предполагают обратить любовников, сделать их вампирами, то вероятно речь идет о взаимовыгодном влиянии. Надо сказать Ясмин Хамдан, вполне реальная, та самая ливанская певица которая восхитила Адама, как раз и знаменита смешением арабского и европейского. Смешение культур не первый раз попадает в прицел Джармуша. Как минимум на ум приходит "Пес-призрак". Как не расставлять акценты, посыл Джармуша вполне ясен.

99
11
11
5 комментариев

Фильм пиздатый. Запомнился хорошо, хотя смотрел ХЗ когда. Редко такое бывает. Что там хотел сказать режиссёр, не вникал. Просто смотрел.

2
Ответить

Отличный способ. Фильм вполне способен доставить эстетическое удовольствие без всяких анализов.

Ответить

Мм, интересно! Спасибо за пост))

1
Ответить

История двух пресыщенных проклятием Каина сородичей.

Ответить

ребята, кто в Москве, 30 октября провожу кинопоказ этого замечательного вампирского фильма в Диктатуре Эстетике, подробности тут https://t.me/aprelsky_may/883

Ответить