Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Как мы с вами помним из предыдущей статьи, кино зародилось не как элитарное искусство, а скорее наоборот: оно возникло как искусство балагана, ярмарок и представлений, рассчитанное по большей своей части, на самое массовое и самое непритязательное население. Отсюда и идёт понимание того, что киноплакат должен завлекать зрителя, по аналогии с кричащими цирковыми плакатами.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Некоторые киноплакаты эпоха зарождения кино, буквально просто копировали структуру плакатов цирка “«Только сегодня! Грандиозное представление! Женщина с бородой!»

Энни Джонс — американская бородатая женщина, гастролировавшая с шоуменом и антрепренёром Финеасом Барнумом в цирковом аттракционе.
Энни Джонс — американская бородатая женщина, гастролировавшая с шоуменом и антрепренёром Финеасом Барнумом в цирковом аттракционе.

Но так произошло не сразу, как мы знаем, большинство лент в российской империи были импортными, чаще всего именно Французскими и плакаты к ним соответственно были тоже на французском языке, в России на них лишь меняли текст на Русский. Первый плакат к первому русскому фильму появился лишь в 1907 году. Киностудия Дранкова выпустила картину “Понизовая вольница” (другое название — «Стенька Разин и княжна»). Правда плакат для фильма выполнил, опять француз, Поль Ассатур, однако это все же официально первый русский киноплакат.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Плакат был создан в технике хромолитографии. Хромолитография – это цветная печать, одна из разновидностей литографии, где для каждого оттенка подбиралась отдельная форма. В хромолитографии удаётся достигнуть большого разнообразия цветовых оттенков, что повышает художественный уровень произведения.

«Плакат "Стеньки Разина" прямо следует традиции русского циркового плаката с его красочностью и многокадровостью, раскрывающей содержание представления»

Историк искусства А.Ф. Шкляру

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Этот осторожный и неуверенный шаг, который сделал Ассатур, стал переломным моментом для киношников и рекламы фильмов, именно это дало начало долгого пути его становления к которому он сейчас пришел.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Если в своем начале пути, кино и соответственно киноафиша были маргинальным творчеством, за которое приличный художник в жизнь бы не взялся, то уже к 1910 годам он окреп, а к середине 1910х, киноафиша как жанр искусства, уже можно сказать, что был признан. Это можно косвенно подтвердить, что именно на этот период приходиться большинство из сохранившихся афиш. Большинство выставок и исторических кино книг, используют афишы именно с 1910 годов.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Также к 1910 году - российская кино школа встала на ноги начала наполнять внутренний рынок, отечественными картинами и вслед за этим породив немало художников афишистов. В 1910-х годах наиболее плодовитыми художниками русского киноплаката являлись П. Житков, М. Кальмансон. Известны несколько киноплакатов 1910-х годов, выполненные

А. Апситом, Д. Моором – художниками, которые позже стали основоположниками советского политического плаката.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Во Франции, одной из стран отцов кинематографа, этот процесс происходил куда более охотно и плодовито. В конце 19 века уже существовали целые студии по созданию кино плакатов, а многокракрасочная печать становится и вовсе стандартом. Оригинальный плакат с рекламой показа «Синематограф Люмьер» – первый в мире кинопостер Анри Бриспо, был уже цветным.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Это уникальная коллекционная афиша, созданная для первой

публичной , которая состоялась 28 декабря 1895 года в Гранд-Кафе, расположенного на бульваре Капуцинов в

Париже. Плакат для L’Arroseur arrosé стал первым плакатом,

предназначенным для рекламы отдельного фильма.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Плакат L’Arroseur, проиллюстрированный Марселленом Озолем, изображает смеющуюся

публику на переднем плане, когда фильм на заднем плане проецируется на

экран. Автор плаката изображает момент, когда садовник получает брызги

в лицо, таким образом, этот момент также является первым постером

фильма, изображающим реальную сцену из фильма, что было новаторским.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

В это время можно выделить два доминирующих подхода к рекламе фильмов с помощью плакатов, это двухцветная цинкография с использованием фотографий и красочная хромолитография с переработанным художником образом или кадром из фильма.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Двухцветная цинкография художественно беден и мало интересен с точки зрения графического искусства и искусства рекламы, зато с исторической точки и для понимания настроения и способов завлечения зрителей он наиболее важен. Связано это большим количеством различной информации о фильме: от привычного перечисления участников съемочной группы до цены и метража, а иногда и подробного описания сюжета.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Именно хромолитография киноафиши выросла в отдельный вид графического искусства. Одно только наличие киноафиши способствовало его популяризации и служило дополнительной рекламой. Чаще всего киноафиша использовала какой либо запоминающийся кадр из фильма, либо перерабатывала весь фильм и графически осмысляя и дополняя.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

С началом Первой мировой войны ушли иностранные фирмы из страны и прекратился их прокат . Это обстоятельство повлекло за собой резкий подъем российского кинопроизводства. Вместе с ним выросло качество и количество кинорекламы, что напрямую влияло на успешность развития отечественного кинематографа и всей индустрии. Именно этим можно объяснить, что собственно киноплакат второй половины 1910-х гг. преобладает во всех крупных коллекциях (РГБ, РНБ, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея).

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Киноафиши этого периода становятся более яркими и сочными, обретают свою окончательную форму, где главным становится название ленты и его изображение ( например кадр из картины или актерская звезда сыгравшая в нем).

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Часто на плакатах того времени можно встретить и названия частей фильма. Это связано со спецификой проката и технологий того времени: чтобы шла проекция, нужно было крутить ручку, смена частей происходила также вручную — останавливалась пленка и заряжалась следующая её часть. Все это требовало времени, и получались небольшие паузы-антракты, соответственно была и программа, как в театре. Кстати с этими ручками связан забавный случай цензуры в российском кино, о нем мы говорили позднее, прочитать можно вот тут. До этого фильмы состояли из нескольких короткометражек, со временем метраж увеличился, и уже фильм делился на несколько частей.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Художники того времени, в том числе и авторы плакатов активно пользуются экспрессивной каллиграфией, рукописными и рисованными шрифтами, графической и живописной иллюстрацией. Со временем экспрессия сменяется желанием сделать плакат простым и лаконичным. С развитием киноиндустрии, с появлением большого количества фильмов, ориентированных на массового зрителя, выработались шаблоны для плакатов к ним, в зависимости от жанра, таким образом в них пропала индивидуальность: одинаковые цвета, обязательные фотографии кинозвезд, схожие графические решения облегчают задачу дизайнерам и приводят к предсказуемому и чаще всего блеклому результату.

Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.

Художники современники, часто критиковали киноплакат за неграмотность или излишнюю броскость. Тем не менее по сохранившимся экземплярам можно утверждать, что киноплакат достиг определенных высот художественного выражения, обрел собственных мастеров ( например Алексеев, Житков, Кальмансон и другие), многие работы которых не были превзойдены, а их идеи и наработки использовались и через 70 лет.

Ниже будет небольшая подборка афиш времён российской империи.

<br />Ах, да пускай свет осуждает! Современная драма в 5-ти частях, 1916 год.

Ах, да пускай свет осуждает! Современная драма в 5-ти частях, 1916 год.
Белая роза. Художественная драма в 5-ти частях, 1916 год
Белая роза. Художественная драма в 5-ти частях, 1916 год
Море жертв своих не возвращает, 1916 год.
Море жертв своих не возвращает, 1916 год.
Так мало прожито, так много пережито!, 1917 год.
Так мало прожито, так много пережито!, 1917 год.
<span>Король шестой державы, 1915 год</span>
Король шестой державы, 1915 год
<span>Наперекор грозе сомнений, 1916 год</span>
Наперекор грозе сомнений, 1916 год
В азарте спекуляции, 1916 год
В азарте спекуляции, 1916 год
<span>Виктория, 1910-е гг.</span>
Виктория, 1910-е гг.
Хуторок, 1910-е гг.
Хуторок, 1910-е гг.
Под властью сатаны, 1916 год
Под властью сатаны, 1916 год
Разбит и поруган святой идеал, 1917 год
Разбит и поруган святой идеал, 1917 год
Власть чужой воли, 1916 год
Власть чужой воли, 1916 год
Былые радости, забытые печали, 1910-е гг.
Былые радости, забытые печали, 1910-е гг.
Отдай мне эту ночь!, 1916 год.
Отдай мне эту ночь!, 1916 год.
Шумный жизни пир, 1910-е гг.
Шумный жизни пир, 1910-е гг.
Поцелуй смерти, 1910-е гг.
Поцелуй смерти, 1910-е гг.
И раб дерзнул!, 1916 год
И раб дерзнул!, 1916 год
Кинжал, 1916 год.
Кинжал, 1916 год.
Под властью преступного брата, 1910-е гг.
Под властью преступного брата, 1910-е гг.
<span>Адские чары. Драма в 3-х частях, 1916 год.</span>
Адские чары. Драма в 3-х частях, 1916 год.
Час торжества настал!, 1917 год
Час торжества настал!, 1917 год
Ночь мести, 1916 год.
Ночь мести, 1916 год.
Загадка сфинкса, 1910-е гг.
Загадка сфинкса, 1910-е гг.
Роковая женщина, 1910-е гг.
Роковая женщина, 1910-е гг.
На крик сердца. Драма в 3-х частях 1910г.
На крик сердца. Драма в 3-х частях 1910г.
Песнь любви недопетая. Драма в 5-ти частях, 1910-е гг.
Песнь любви недопетая. Драма в 5-ти частях, 1910-е гг.
Дело помещика Бродова, 1910-е гг.
Дело помещика Бродова, 1910-е гг.
Меч милосердия. Драма в 6-ти частях, 1910-е гг.<br />Художник: А.П. Апсит.
Меч милосердия. Драма в 6-ти частях, 1910-е гг.
Художник: А.П. Апсит.
Чёрт. Драма в пяти частях, 1910-е гг.<br />Художник: А.П. Апсит.
Чёрт. Драма в пяти частях, 1910-е гг.
Художник: А.П. Апсит.
Мещанская трагедия. Участвуют В. Холодная, А. С. Миронов, И. Худолеев, 1918 год.<br />Художник: В. Воинов.
Мещанская трагедия. Участвуют В. Холодная, А. С. Миронов, И. Худолеев, 1918 год.
Художник: В. Воинов.
<br />Ванька Ключник (Быль про молодую княгиню и Ивана Ключника), 1916 год.

Ванька Ключник (Быль про молодую княгиню и Ивана Ключника), 1916 год.
На трапеции. Трагедия жизни. Драма в четырех частях, 1910-е гг.
На трапеции. Трагедия жизни. Драма в четырех частях, 1910-е гг.
Рабы труда. Драма в четырех актах, 1910-е гг.
Рабы труда. Драма в четырех актах, 1910-е гг.
В золотой паутине Петрограда. Сенсационная трагедия из великосветской столичной жизни.
В золотой паутине Петрограда. Сенсационная трагедия из великосветской столичной жизни.
Не шуми ты, рожь, спелым колосом, 1910-е гг.
Не шуми ты, рожь, спелым колосом, 1910-е гг.
Убийца, 1910-е гг.
Убийца, 1910-е гг.
Открытка с рекламой фильма "Антон Кречет", 1916 год.
Открытка с рекламой фильма "Антон Кречет", 1916 год.
Гибель нации. Трагедия народа. Драма в семи частях, 1917 год.
Гибель нации. Трагедия народа. Драма в семи частях, 1917 год.
Каторжник №121. Драма в 4-х частях с участием Эмилио Гионэ, 1910-е гг.
Каторжник №121. Драма в 4-х частях с участием Эмилио Гионэ, 1910-е гг.
Сатана тут правит бал, 1910-е гг.
Сатана тут правит бал, 1910-е гг.
Лучинушка. Бытовая драма в четырех частях по народной песне, 1910-е гг.
Лучинушка. Бытовая драма в четырех частях по народной песне, 1910-е гг.
Ради счастья. Драма в 5 частях по Пшебишевскому, 1917 год.
Ради счастья. Драма в 5 частях по Пшебишевскому, 1917 год.
Чёрный капитан. Драма в 5 частях, 1917 год.
Чёрный капитан. Драма в 5 частях, 1917 год.
Фавориты Екатерины Великой, 1917 год.
Фавориты Екатерины Великой, 1917 год.
Дьявольский прыжок, 1916 год.
Дьявольский прыжок, 1916 год.
Лицо судьбы, 1917 год.
Лицо судьбы, 1917 год.
Мир не скит, 1917 год.
Мир не скит, 1917 год.
Перстень зла. Оккультная драма, 1910-е гг.
Перстень зла. Оккультная драма, 1910-е гг.
Тобою казнённые. Интимная драма в 5-ти частях, 1917 год.
Тобою казнённые. Интимная драма в 5-ти частях, 1917 год.
Во власти греха. Драма с участием И. И. Мозжухина и Н. А. Лисенко, 1917 год.
Во власти греха. Драма с участием И. И. Мозжухина и Н. А. Лисенко, 1917 год.
Цветы неба и земли
Цветы неба и земли
Война родит героев, 1910-е гг.
Война родит героев, 1910-е гг.
Любовные похождения госпожи В., 1915 год.
Любовные похождения госпожи В., 1915 год.

Всем спасибо за любую активность под постом, ваши лайки и критику. Буду благодарен вам, если подпишитесь на меня тут на DTF и в кинориуме. Всех обнял, до скорых встреч!

4141
44
22
22
11
14 комментариев

Если честно, в детстве не любил рисованные плакаты, которые видел у старых кинотеатров. Видимо из-за ассоциации с тем, что всё устарело, поэтому и эмоции были негативные.
Но сейчас, смотря на современные типовые плакаты, даже к дорогим фильмам, хочется чтобы кто-то вернулся назад в прошлое и переняв опыт попытался вернуть в современные реалии.

1
Ответить

Интересно, автор молодец!

2
Ответить

Спасибо вам большое

Ответить

Выглядит угабуга (с)

1
Ответить

Согласен!

1
Ответить

Вместо заебавшей "чего-то там братвы", прокатчики лучше б плагиатили старые названия
"Меч милосердия" - круто же!

Ответить