Подборка дореволюционных киноплакатов в Российской империи и их история.
Как мы с вами помним из предыдущей статьи, кино зародилось не как элитарное искусство, а скорее наоборот: оно возникло как искусство балагана, ярмарок и представлений, рассчитанное по большей своей части, на самое массовое и самое непритязательное население. Отсюда и идёт понимание того, что киноплакат должен завлекать зрителя, по аналогии с кричащими цирковыми плакатами.
Некоторые киноплакаты эпоха зарождения кино, буквально просто копировали структуру плакатов цирка “«Только сегодня! Грандиозное представление! Женщина с бородой!»
Но так произошло не сразу, как мы знаем, большинство лент в российской империи были импортными, чаще всего именно Французскими и плакаты к ним соответственно были тоже на французском языке, в России на них лишь меняли текст на Русский. Первый плакат к первому русскому фильму появился лишь в 1907 году. Киностудия Дранкова выпустила картину “Понизовая вольница” (другое название — «Стенька Разин и княжна»). Правда плакат для фильма выполнил, опять француз, Поль Ассатур, однако это все же официально первый русский киноплакат.
Плакат был создан в технике хромолитографии. Хромолитография – это цветная печать, одна из разновидностей литографии, где для каждого оттенка подбиралась отдельная форма. В хромолитографии удаётся достигнуть большого разнообразия цветовых оттенков, что повышает художественный уровень произведения.
«Плакат "Стеньки Разина" прямо следует традиции русского циркового плаката с его красочностью и многокадровостью, раскрывающей содержание представления»
Историк искусства А.Ф. Шкляру
Этот осторожный и неуверенный шаг, который сделал Ассатур, стал переломным моментом для киношников и рекламы фильмов, именно это дало начало долгого пути его становления к которому он сейчас пришел.
Если в своем начале пути, кино и соответственно киноафиша были маргинальным творчеством, за которое приличный художник в жизнь бы не взялся, то уже к 1910 годам он окреп, а к середине 1910х, киноафиша как жанр искусства, уже можно сказать, что был признан. Это можно косвенно подтвердить, что именно на этот период приходиться большинство из сохранившихся афиш. Большинство выставок и исторических кино книг, используют афишы именно с 1910 годов.
Также к 1910 году - российская кино школа встала на ноги начала наполнять внутренний рынок, отечественными картинами и вслед за этим породив немало художников афишистов. В 1910-х годах наиболее плодовитыми художниками русского киноплаката являлись П. Житков, М. Кальмансон. Известны несколько киноплакатов 1910-х годов, выполненные
А. Апситом, Д. Моором – художниками, которые позже стали основоположниками советского политического плаката.
Во Франции, одной из стран отцов кинематографа, этот процесс происходил куда более охотно и плодовито. В конце 19 века уже существовали целые студии по созданию кино плакатов, а многокракрасочная печать становится и вовсе стандартом. Оригинальный плакат с рекламой показа «Синематограф Люмьер» – первый в мире кинопостер Анри Бриспо, был уже цветным.
Это уникальная коллекционная афиша, созданная для первой
публичной , которая состоялась 28 декабря 1895 года в Гранд-Кафе, расположенного на бульваре Капуцинов в
Париже. Плакат для L’Arroseur arrosé стал первым плакатом,
предназначенным для рекламы отдельного фильма.
Плакат L’Arroseur, проиллюстрированный Марселленом Озолем, изображает смеющуюся
публику на переднем плане, когда фильм на заднем плане проецируется на
экран. Автор плаката изображает момент, когда садовник получает брызги
в лицо, таким образом, этот момент также является первым постером
фильма, изображающим реальную сцену из фильма, что было новаторским.
В это время можно выделить два доминирующих подхода к рекламе фильмов с помощью плакатов, это двухцветная цинкография с использованием фотографий и красочная хромолитография с переработанным художником образом или кадром из фильма.
Двухцветная цинкография художественно беден и мало интересен с точки зрения графического искусства и искусства рекламы, зато с исторической точки и для понимания настроения и способов завлечения зрителей он наиболее важен. Связано это большим количеством различной информации о фильме: от привычного перечисления участников съемочной группы до цены и метража, а иногда и подробного описания сюжета.
Именно хромолитография киноафиши выросла в отдельный вид графического искусства. Одно только наличие киноафиши способствовало его популяризации и служило дополнительной рекламой. Чаще всего киноафиша использовала какой либо запоминающийся кадр из фильма, либо перерабатывала весь фильм и графически осмысляя и дополняя.
С началом Первой мировой войны ушли иностранные фирмы из страны и прекратился их прокат . Это обстоятельство повлекло за собой резкий подъем российского кинопроизводства. Вместе с ним выросло качество и количество кинорекламы, что напрямую влияло на успешность развития отечественного кинематографа и всей индустрии. Именно этим можно объяснить, что собственно киноплакат второй половины 1910-х гг. преобладает во всех крупных коллекциях (РГБ, РНБ, Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея).
Киноафиши этого периода становятся более яркими и сочными, обретают свою окончательную форму, где главным становится название ленты и его изображение ( например кадр из картины или актерская звезда сыгравшая в нем).
Часто на плакатах того времени можно встретить и названия частей фильма. Это связано со спецификой проката и технологий того времени: чтобы шла проекция, нужно было крутить ручку, смена частей происходила также вручную — останавливалась пленка и заряжалась следующая её часть. Все это требовало времени, и получались небольшие паузы-антракты, соответственно была и программа, как в театре. Кстати с этими ручками связан забавный случай цензуры в российском кино, о нем мы говорили позднее, прочитать можно вот тут. До этого фильмы состояли из нескольких короткометражек, со временем метраж увеличился, и уже фильм делился на несколько частей.
Художники того времени, в том числе и авторы плакатов активно пользуются экспрессивной каллиграфией, рукописными и рисованными шрифтами, графической и живописной иллюстрацией. Со временем экспрессия сменяется желанием сделать плакат простым и лаконичным. С развитием киноиндустрии, с появлением большого количества фильмов, ориентированных на массового зрителя, выработались шаблоны для плакатов к ним, в зависимости от жанра, таким образом в них пропала индивидуальность: одинаковые цвета, обязательные фотографии кинозвезд, схожие графические решения облегчают задачу дизайнерам и приводят к предсказуемому и чаще всего блеклому результату.
Художники современники, часто критиковали киноплакат за неграмотность или излишнюю броскость. Тем не менее по сохранившимся экземплярам можно утверждать, что киноплакат достиг определенных высот художественного выражения, обрел собственных мастеров ( например Алексеев, Житков, Кальмансон и другие), многие работы которых не были превзойдены, а их идеи и наработки использовались и через 70 лет.
Ниже будет небольшая подборка афиш времён российской империи.
Ах, да пускай свет осуждает! Современная драма в 5-ти частях, 1916 год.
Художник: А.П. Апсит.
Художник: А.П. Апсит.
Художник: В. Воинов.
Ванька Ключник (Быль про молодую княгиню и Ивана Ключника), 1916 год.