"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

Педро Альмодовар совмещает историческую драму и психологический детектив, где-то на фоне умирают и пропадают мужчины. Кубок "Вольпи" за лучшую женскую роль для Пенеллопы Крус.

"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

Немолодая Джанис - модный фотограф Мадрида. Она интересуется историей своей семьи и деревни. Джанис знакомится на работе с антропологом и будущим отцом своей дочери - Артуро. А через два года в родовом отделении подружится с Аной - несовершеннолетней матерью. Воспитывая дочь одна, Джанис начинает подозревать, что не она биологическая мать своей девочки. Поиски предков и потомков перемешиваются в жизни Джанис.

"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

Матерей здесь много. Бабушки, мамы, дочери. Те кто не родился и уже умер. Объединяет их отсутствие мужчин в их жизни и бремя воспитания детей. История одних уникальна, других идентична. Разница лишь во временных периодах 30-е XX века или наше время. Отношения матерей переплетаются и закольцовываются, становясь единой (во всех смыслах).

"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

Мужчины имеют в фильме важное (не по хронометражу) значение. Правда, они где-то за кадром (умирающий муж домработницы) или за историей (погибшие в результате рейдов фашистов), иногда подают голос (закадровый голос отца Аны из телефона), но лучше бы их не было (подростки-насильники). Роль здесь только антрополога - Артуро - глупого и, не по профессии, безответственный. Своим желанием быть ближе к дочери и помочь Джанис он всё же заслуживает прощения Альмодовра, но только как инструмент для восстановления памяти (читай победы добра над злом).

"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

Сценарные, смысловые блоки здесь существуют форматами блоков. Пять минут мы говорим ни с того, ни с сего про важность памяти предков, двадцать минут slice of life испанской матери, а ещё полчаса психологического триллера. Ход сознательный, но сомнительный. На любителя. Мой любимый блок - это триллер. В формате эстетичной мадридской квартиры ощущается он уютно и приятно. Мой нелюбимый - пафосно-драматичный испанский Бессмертный полк в конце. Уж очень забавно он выглядит. Навевает ощущение (неслучайно) будто сопливую семейную драму намотали на исторический кулак. Вот думайте теперь, это очередной сериал по "Россия-1" или обласканный в Венеции "шедевр".

"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

Визуал, ну, эстет испанский. Красные стены, жёлтые двери и зелёная плитка в 60 кадрах в секунду создают головокружительный, даже морфический опыт просмотра. В фильме нарушены мизансцены, цветовой круг не сходится, монтажные фразы не рифмуются, но сделано это так по-детски наивно и со всей любовью, не по правилам, но по внутреннему зову чувства прекрасного.

"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

Напоследок, пару слов о Пенелопе Крус, чей персонаж своей неестественностью раздражал и вызывал вопросы. Всё это беда невнимательного зрителя, да и самого Альмодовра и его стиля повествования. Крус своей игрой рассказывает историю и помогает сложить весь пазл. Поэтому, если жюри Венеции попросит одобрения, то я его им, безусловно, дам.

"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

Мне нравится Альмодовар как визуал, как режиссер, как эстет, но мне не нравится его текст. Именно текст. Не сценарий, потому что сценарий это больше чем текст, это сюжетные ходы и повороты, чувства и стремления героев и т.д. Текст, что персонажи говорят и как к этому подходят. Всё это как горькая вишенка на торте. Сам торт прекрасен и вкусен, но в конце ты съедаешь стухшую вишенку и тебе плевать уже на весь торт, который был до этого. Порой ты жалеешь, что его съел, потому что вот-вот он выйдет не самым лучшим образом наружу.

"Параллельные матери" - спутанные связи и смешанные поколения

"Параллельные матери" - очень интересно смотреть сейчас. Тут "клятое" слово либерал соседствует с важностью понятия "памяти предков, рода". Альмодовар мешает личное с публичным: связь поколений внутри одной семьи также важна как связь поколений в контексте истории страны.

22
11
Начать дискуссию