Ностальгия за 30: краткая ретроспектива «Человек-Паук 2» и ворчание деда
В этом году своё двадцатилетие отпраздновал "Человек-Паук 2" Сэма Рэйми — идеальный сиквел и лучший фильм в паучьей франшизе до сих пор. С прекрасной постановкой, отличной историей, замечательными актёрами и чарующей музыкой Дэнни Эльфмана.
Наиболее ценная черта второго фильма Рэйми в том, что среди всех экранизаций Паука только здесь раскрывается главный лейтмотив персонажа — самоотверженность. Невероятное чувство долга Питера, его сила духа, его умение принести в жертву самого себя были и будут ключевой чертой героя. Сэм взял эту тему и выжал её на все 200%. "Человек-Паук 2" — не только о том, как хороший победил плохого. Он ещё и о том, как, стиснув зубы, сделать то, что должен.
Блокбастер по-прежнему впечатляет целым рядом удачных находок. Побег Осьминога из больницы, снятый в стилистке хоррора. Диалог Питера с погибшим дядей, происходящий как бы на том свете. Тётя Мэй, которая догадалась о второй жизни племянника, но сказала об этом завуалированно.
И, конечно, сиквелу Сэма Рэйми принадлежит самая культовая сцена с Пауком в 21-ом веке — спасение поезда. Её цитировали в других картинах, в мультфильмах, в видеоиграх. Тот случай, когда сошлось всё: крутая идея, великолепная режиссура и шикарная игра актёра.
В 2005-ом году "Человек-Паук 2" справедливо стал обладателем Оскара за лучшую графику — спустя 20 лет его CGI не потерял вау-эффекта. Достаточно вспомнить полёт героя над городом, который оказывается отражением в очках Октавиуса. Или первое падение Паука, когда у него "прекратила выделяться паутина". Технически безупречное кино.
У второго Паука был ровно один недостаток — он собрал в прокате меньше первой части. Голливуд всегда говорил и мыслил на языке денег, поэтому "слабая" касса всполошила осиное гнездо. Это привело к "Человеку-Пауку 3" и его известным проблемам.
Но тогда дети нулевых о подобном не задумывались. Тогда казалось, экранизации комиксов будут восхитительными всегда. Как "Люди-Икс" Брайана Сингера. Как "Человек-Паук 2" Сэма Рэйми. Как "Тёмный Рыцарь" Кристофера Нолана. Казалось, детство никогда не кончится, а солнце никогда не зайдёт. Но вышло немного иначе.
В то время как в современной супергероике, за редким исключением, сюжет, диалоги и юмор ориентированы на детей младшей дошкольной группы, кинокомиксы двухтысячных выглядят как никогда выигрышно. Их режиссёры не выполняли механическую работу по ТЗ. Даже провалы в духе "Сорвиголовы" с Беном Аффлеком или "Халка" Энга Ли снимались авторами со своим видением, со своей искрой.
А потом появился парень в бронированном костюме. Хотя, говоря словами классика, это уже совсем другая история, и она никак не отменяет величия "Человека-Паука 2". Да и всей трилогии Рэйми, пускай споры о триквеле сломали немало копий. Как известно, большое видится на расстоянии, так что по нынешним гостам "Враг в отражении" — шедевр. Драматические коллизии третьего фильма на несколько голов выше почти всего, что было в жанре за последнее десятилетие.
Просто Сэм снимал кино в первую очередь про общечеловеческие ценности. Про любовь, дружбу, работу. Его Питер отвечал отказом на долгожданное признание в чувствах, терял столь нужную подработку, опаздывал в театр, получал оплеуху от друга, пытался сделать предложение и случайно наносил удар своей девушке. Банальные, наивные, в чём-то сказочные ленты держали у экрана, местами пробивая до мурашек. Впрочем, они успешно делают это и сегодня.
Делитесь своими мыслями в комментариях. Как относитесь к трилогии Сэма Рэйми? Какой фильм про Человека-Паука считаете лучшим?