КАК Я ПОСМОТРЕЛА 600 ФИЛЬМОВ И ЧЕМУ МЕНЯ ЭТО НАУЧИЛО

1 января 2023 года я решила привить себе новую привычку: смотреть 1 фильм или 3 серии сериала каждый день.

Сначала я планировала продержаться год, потом тысячу дней, теперь думаю эта привычка со мной навеки
Сначала я планировала продержаться год, потом тысячу дней, теперь думаю эта привычка со мной навеки

Как сценаристу мне очень важна насмотренность. Я планировала смотреть всякое кино: и то, что только вышло на экраны, то что хвалят, то что ругают, то что смотрят все и то что никто не смотрит. Ну и конечно мировую киноклассику.

Как человеку мне просто хотелось выработать наконец свой вкус. Не поклоняться Феллини и Альмодовару потому что это "прилично" и принято.

Не презирать Марвел, потому что это якобы кинематографическая жвачка (лишь отчасти).

Признаюсь, несколько раз вводила чит-код: откровенно невыносимые фильмы я не досматривала, суперхреновые сериалы бросала после первой серии, а некоторые средненькие смотрела на скорости 1,5. В иные дни, когда ну уж совсем не было времени, я смотрела короткометражки (некоторые фестивальные смотреть было так тяжело, что лучше бы я все эпизоды Звездных войн посмотрела).

С сериалами было сложнее: стоило мне кому-то сказать, что мне не понравился сериал, так мне тут же говорили: ты просто не досмотрела до четвертой серии, там так-о-о-ое (любителям "Олененка" - привет!)

Ребята, шутите? Мы живем в эпоху переизбытка кино. Мир наводнили фильмы и сериалы на любой вкус. Кино должно брать меня за грудки, подтаскивать к экрану, закрывать попутно вкладки и ставить авиарежим на моем телефоне - само!

Итак, каким образом изменилось мое киносмотрение за эти полтора года?

Ну прежде всего я стала абсолютно всеядной.

КАК Я ПОСМОТРЕЛА 600 ФИЛЬМОВ И ЧЕМУ МЕНЯ ЭТО НАУЧИЛО

Найти кино, которое мне покажется очень плохим - это надо я не знаю что сделать. Я смотрела фестивальное кино с полутемными планами. Я посмотрела гигатонны комедий, пугающе несмешных. Да что говорить, я посмотрела практически всего (!) Сарика Андреасяна (у него есть пара небезнадежных фильмов). Пожалуй, найти худший фильм так же сложно, как лучший. В моем сердце за аутсайдерское место борются «Мама будет против» (скетчи Уральских пельменей с Брекоткиным в парике) и сериал «Цирк» - кинематографический уродец, плод запретной любви братьев Запашных и старой КВН-овской гвардии сценаристов. Всю первую серию - (дальше я не осилила) - в моей голове звучал один единственный анекдот, который я знаю:

Приходит генерал в цирк. А там… медведи на велосипеде, тигры прыгают через кольца, клоуны с носами и дубинками.. Генерал краснеет, багровеет и как заорет: а ну-ка! Прекратить хуйню!!!

Вот мне так хотелось воскликнуть все время пока я смотрела сериал «Цирк».

КАК Я ПОСМОТРЕЛА 600 ФИЛЬМОВ И ЧЕМУ МЕНЯ ЭТО НАУЧИЛО

Хуже всего, что доля наивности с каждым просмотренным фильмом падает, и теперь даже очень неплохие фильмы я смотрю с "холодным носом", начинаю против своей воли искать там отсылки, рационализировать его, искать пасхалки...

Да, со временем кино превратилось в работу. Сами решайте хорошо это или плохо.

Но когда я смотрю плохое кино - мне как-то полегче, думаешь, ну ничего, я, конечно, плохой сценарист, но кто-то ведь заплатил за сценарий сериала «Цирк» (да, у меня травма).

А потом ты сморишь хорошее кино - и аж дурно становится. Думаешь: ну, это, наверное, режиссер придумал, не сценарист…

А может этот сценарий вообще 100 человек писало?

После хорошего фильма я словно больная брожу по квартире и пытаюсь понять как же появилась эта магия? И смогу ли я такое повторить?

Хорошие фильмы буквально меня заставляют рыдать.

Предпоследний раз я рыдала после «Лучше звоните Солу».

Последний раз я рыдала, когда посмотрела «Убить Билла-2» (да, я впервые посмотрела этот фильм месяц назад). Вот эта сцена в гробу…

Часть этой сцены снята в полной темноте, мы слышим только звуки паники Беатрикс Киддо
Часть этой сцены снята в полной темноте, мы слышим только звуки паники Беатрикс Киддо

А вот этот флешбек с обучением у Пэй Мэя….А какой персонаж Билл! А вот эта встреча Умы Турман и ее дочери…

пиф-паф, мама ты убита! - кричит ей дочка. 
пиф-паф, мама ты убита! - кричит ей дочка. 

Осталась одна надежда, что никто-никто больше в нашей киноиндустрии не смотрел этот фильм, чтобы не ориентироваться на этот уровень гениальности))))).

Ну и самое главное. Я поняла, что есть фильмы про чувства. А есть фильмы про мысли. Вот первая часть Убить Билла - это про мысли. И только вторая про чувства. Ну это и понятно, учитывая что это по сути один фильм, беспощадно разрубленный надвое.

Бывает такой забубенный артхаус - все такое сложное и умное, и интертекстуальное, и аллюзия на Библию… Мозгом ты это понимаешь, да. Есть забористые концепты: ну такие оригинальные, ну вот никогда такого не видел… А сердце - молчит.

А есть фильмы интуитивно прекрасные. Нерасчленяемые и непрепарируемые. Вот все фильма Дэвида Линча, ну смешно же их растаскивать на ставку героя, арку героя и проч. Сам Линч придумывает свое кино, начиная с образа, вытащенного куска бессознательного, необъяснимого ему самому. Именно поэтому мне смешны все конспирологические теория, пытающиеся объяснить Твин Пикс.

Камон, ребята, персонаж Боб там появился только потому, что художник-декоратор Фрэнк Силва случайно попал в кадр. И Линч решил его оставить.

Фрэнк Сильва до того как стал самым страшным персонажем из моего детства
Фрэнк Сильва до того как стал самым страшным персонажем из моего детства
... и после
... и после

Хорошее кино захватывает тебя целиком и не позволяет тебе расчленять его в анатомическом театре. Иногда оно требует продышаться, подумать. В хорошем кино неясно где экспозиция, цель героя и его мотивация.

Поэтому в заключение вот вам список фильмов, после просмотра которых я решила бросить писать сценарии:

Определенно лучший фильм 2023 года
Определенно лучший фильм 2023 года
Французы лучше других научились снимать арт-стрим
Французы лучше других научились снимать арт-стрим
Если после просмотра фильма вы задаетесь вопросом убила ли она мужа - это плохой знак
Если после просмотра фильма вы задаетесь вопросом убила ли она мужа - это плохой знак
Постер отстой, как и оценки на Кинопоиске, но пусть вас это не пугает
Постер отстой, как и оценки на Кинопоиске, но пусть вас это не пугает
Плотный скандинавский триллер про нас, белых воротничков
Плотный скандинавский триллер про нас, белых воротничков
Молочникова я не люблю, но это очень честное кино
Молочникова я не люблю, но это очень честное кино
Лучший фильм на свете
Лучший фильм на свете
Мощнейшее кино, пока лучшее, что я посмотрела в этом году
Мощнейшее кино, пока лучшее, что я посмотрела в этом году
Вас они еще не достали?)) Но хороши же!
Вас они еще не достали?)) Но хороши же!
Несмотря на игривое название - весьма мрачная артуха
Несмотря на игривое название - весьма мрачная артуха
Иранский "Груз 200"
Иранский "Груз 200"
Тошнит от себя - кино, которое, кажется, никто кроме меня не смотрел, исправьте это, пожалуйста)))
Тошнит от себя - кино, которое, кажется, никто кроме меня не смотрел, исправьте это, пожалуйста)))

На самом деле любимых фильмов гораздо больше, но я, как обычно, боюсь утомить вас своей скромной персоной.

Спасибо, что прочитали!

4747
22
22
22
44 комментария

Как сценаристу мне очень важна насмотренность.Сценаристу важна начитанность. Книги читай. Одна из бед вырождения и смерти современного кино - это то, что их авторы реально ничего не читают, и лишь перерабатывают такой же кино-фаршмак от предыдущих кинодеятелей, который тоже почти ничего не читали. И так, итерация за итерацией, мы идем к премьере фильма "Задница"
Мы живем в эпоху переизбытка кино. Мир наводнили фильмы и сериалы на любой вкус.В эпоху переизбытка нормисовского дерьма. А в реальности - целые жанры простаивают, целые ниши не заняты. Мы находимся на гик-сайте, где по сути у нас три жанровых столпа - фантастика, фэнтези, ужасы. И что из этого хорошо представлено в кино? Ничего. Сотни великих книжных произведений этих жанров не получили экранизаций. Где фильмовые аналоги или качественные экранизации Звездных королей, Гипериона, Звездного волка, Масс Эффекта в кино? Где эпичные экранизации фэнтэзи-столпов, коих десятки циклов в литературе, от которых идут мурашки при чтении? Где нормальные хорроры по мотивам Лавкрафта, Роберта Говарда, Кларка Эштона Смита, Ходжсона и десятка других культовых авторов?
Ничего этого нет. А если и выходит что-то из этого, то лучше бы не выходило, ибо современная школа киноделов просто не в состоянии родить кино того уровня, что было в 20 веке. Нормисы-хайпожоры дорвались до камер, повсеместная повесточка, и планочка зрителя уменьшалась с каждой итерацией, и вот мы здесь, прямо у смертного одра кинематографа.

15

Кстати, добавлю, что у меня просмотренных фильмов в районе 4000. Поэтому я знаю, о чем говорю.

2

Это база. Масс культура как раз и пережёвывает образы и мысли, придуманные в литературе. Это неплохо, но смотреть фильмы и не читать - это как пытаться научиться готовить с помощью поедания блюд. Как бы плюсы есть, но без изучения продуктов и процесса готовки ничего не выйдет.
Писатели, правда, в свое время говорили не начитанность развивать, а жизненный опыт получать вообще.

2

Масс Эффект в кино будет полной парашей, он работает только как игра

Не очень понимаю какой смысл такого неизберательного просмотра. Все фильмы не пересмотреть уже, синефилы видевшие все кино на свете закончились, говорят, в 70е. Поэтому ты либо выбираешь какой-то отвечающий твоим интересам, задачам, вкусам принцип: эпоха, жанр, тематика и т.д. - либо просто полагаешься на неведомый рандом. Любо разумный принцип будет лучше чем неведомый рандом.

А если ты смотришь для профессионального развития, то важно делать заметки, обсуждать, анализировать просмотренное. Иначе это мало эффективное занятие. И твой главный вывод кажется только это подтверждает:
Ну и самое главное. Я поняла, что есть фильмы про чувства. А есть фильмы про мысли.Настолько он очевиден и настолько он на поверхности, что никакого плотного изучения кино или искусства вообще не нужно чтобы к нему придти.

13

А если ты смотришь для профессионального развития, то важно делать заметки, обсуждать, анализировать просмотренноеФундамент.
Просто поглощение — ок, но его недостаточно, это лишь один из инструментов в цепочке саморазвития.

4