Мини-рецензия на фильм "Турецкие наслаждения/Turks fruit" Пола Верховена, 1973г
Фильм, вызывающий неоднозначные чувства во время просмотра, но, при должном внимании, позволяющий ощутить переживания главного героя и вовлечь в настроение романтического сплина.
Я бы вряд ли посмотрел этот фильм, если бы не клип, который я увидел несколько месяцев назад.
Романтичный сюжет, Рутгер Хауэр, шикарный трек, перешедший в мой плейлист, и время от времени напоминающий об этом фильме, и вот, я, решаюсь посмотреть этот фильм в компании со своей девушкой. В целом, для неё я и написал этот отзыв, и сейчас решил поделиться им с вами.
Сложно писать рецензию без спойлеров, и если вы твердо решили посмотреть фильм, то советую вернуться сюда уже после просмотра.
Это эротический фильм с соответствующими (и не только) сценами. Это стоит знать.
Конечно, изначально ожидалось увидеть что-то похожее на клип, просмотренный ранее, тем не менее, без особых усилий клип и фильм воспринимаются отдельно.
Когда я ещё в первый раз несколько месяцев назад искал фильм по этому клипу, то в аннотации прочитал о том, что там есть высказывание про общественную реакцию на публичное проявление чувств влюбленных. Не думал, что вспомню об этом при просмотре спустя месяцы, но так и произошло.
Пол Верховен с самого начала закидывает зрителя странными, дикими даже для современности сценами. Это первый вопрос, на который мне захотелось найти ответ - зачем нужна сцена с зажатым в молнии ширинки членом, или довольно яркая сцена с фантазиями убийственной расплаты, в конце концов почему Эрик, персонаж Рутгера Хауэра, предлагает своей возлюбленной Ольге использовать его язык вместо туалетной бумаги после похода в туалет. И таких кадров достаточно много.
Множество таких сцен напоминают стереокартинку - нагромождение узоров, на первый взгляд не имеющих смысла, но стоит взглянуть немного по другому - и все может приобрести смысл. Или может не приобрести.
Для меня одним из самых ярких примеров был фильм Малхолланд Драйв, где, смотря на титры, я не мог свести непонятные мне сцены в один "узор". Позорно загуглив "объяснение" фильма, я наткнулся на всего лишь одно слово, и мою смысловую плотину прорвало. Меня очень впечатлил этот фильм, и идея Дэвида Линча, и я выучил урок - иногда даже самые странные сцены нужны. Иногда.
Эрик влюблен в Ольгу до беспамятства. Его больше никто не интересует. Он ставит зеркало над кроватью, чтобы в два раза больше смотреть на нее. Готов сторожить её дом, бодаться с её матерью и другими членами её семьи. Для него больше нет брезгливости, стыда, боязни осуждения. Все тело Ольги - обожаемо им, в любом состоянии. Достаточно один раз представить себя на его месте - и понимаешь, что для него это прыжок без парашюта в пустоту страсти. Он настолько ослеплен, что не видит, соразмерны ли его чувства чувствам Ольги, предполагая, что это абсолютная взаимность.
Я слышу голос режиссера, говорящий мне - "Мы собрались всей съемочной группой, и стали вспоминать самые постыдные истории нашей первой любви, самые глупые сказанные слова, безумные поступки, которые сейчас, спустя время, вызывают удивление тем, что они не только не отталкивали, но и сближали. Из этого мы сплели сюжет.".
Если задумка режиссера была в том, чтобы через все эти мини-истории позволили зрителю хоть на миг ощутить это чувство слепой страсти, то она удается.
И тогда второй акт, акт измены и расставания, особенно эмоционально резонирует с этими чувствами, симметрично отражая всю эту страсть в боль утраты, переходящую в безумие для Эрика. И даже в этот момент ему кажется, что Ольга принадлежит только ему, ведь он принадлежит только ей. Для него секс с ней, когда она спит и они уже в разлуке - не изнасилование. Но только для него.
Только со временем, через беспорядочные половые связи и обычный житейский быт, Эрик возвращается к стабильному состоянию. Когда Ольга с новым женихом приходит к нему в мастерскую за вещами - он уже практически может держать себя в руках, срываясь только в последний миг объятий.
Третий акт, встреча с Ольгой после Америки - это возвращение обновленного героя к началу, где слепой страсти уже нет. Он уже видит в ней изъяны, и, кажется, сам этому удивляется. Тем не менее, когда она предлагает ему уйти из кафе вместе - он соглашается, и, кажется, соглашается вообще на все.
Все обрывается опухолью в мозгу. Мне подумалось, что тут могло быть что-то более сюжетно тонкое, но, возможно, так бы и произошло в жизни Эрика и Ольги, если бы они были настоящими людьми. Как и в первую совместную ночь, он встречает рассвет возле её постели.
Мне понравился этот фильм, потому что он дал мне прожить жизнью главного героя, его эмоциями (хотя Ольга поведением, внешностью и голосом мне не симпатична). Для меня такие фильмы ценны.
Хотелось бы уделить внимание интеллектуальному монтажу, ракурсам и символическим кадрам. Возможно я не все заметил, но для меня снято талантливо. Это и сцены с червями в цветах, и постоянные символы детей в виде статуй, кукол, роддома (фраза Ольги в начале - "Только не в меня, я не хочу детей"), символы останавливающих обстоятельств (назойливые гости в брачную ночь, внезапный дождь, останавливающий Ольгу от ссоры), сработавшие брызговики в машине в параллели с оргазмом Эрика.
Почему это тут? Наверное, рассчитываю, что отзыв увидит человек, которому захочется посмотреть необычное кино, оставляющее отпечаток в душе даже на следующий день.
Рутгер Хауэр красавчик.
Великийактер
Да, хорош. В этом фильм его герой неоднозначен, но тем и круто - играет хорошо.
А, мой любимый режиссер Бетховен
Вот это шевелюра
нудесы там отличные, ведь это верховен
Еще в видеосалоне смотрел его, хороший фильм. На афише было написано "Турецкий фрукт" (эротика), поэтому ожидалось что-то вроде производственной мелодрамы о буднях султанского гарема, а не серьезное кино.