Братья (2024)

Братья - не те, кем кажутся или трогательный фильм-одиссея про взросление и невозможность возвращения в родные места, где нас на самом деле никогда уже и не будет

Братья (2024)

Вместо предисловия

Каждый переживает кризисы по своему. Кто-то покупают мотоцикл, меняет работу, заводит или бросают семью. Другой теряется в вихре гедонизма сиюминутных увлечений. Иной искатель сложных путей, возвращается в детство и фантазирует о том, каким могла бы быть его жизнь, будь он сверхчеловеком без страха и упрека, а после продюсирует лишние 7 частей Форсажа с собой в главной роли. Я вот, к 30 годам в силу нехватки времени и душевных ресурсов на фильмы, которые мне нравится и тоски по тем эмоциям, что когда-то дарил Dark Souls — вступил на путь боли и страданий и впервые в самого раннего детства решил посмотреть на похождения Торрето и компании.

Собственно вся эта подводка к чему — в погоне за дешевым дофамином, я достаточно быстро увез в тернистых банальностях. Когда дорогой голливудский фильм в историях про уголовников не забывает каждые 5 минут вбрасывать мудрости типа "семья - дело семейное" — даже будучи женатым человеком с ребенком ты поневоле озадачиваешься. Неужели мы как вид на столько обречены, что нам нужно тратить миллионы долларов на напоминалки в фильмах про гонки, что семья и друзья это хорошо, а их отсутствие не очень? Я понимаю такой уровень высказывания в Истории игрушек, но когда безответственные люди в попытке заработать деньги вбивают в моей сопротивляющийся мозг очевидные истины, поневоле начинаешь жалеть что вместо этого в очередной раз не готовишься к смерти от Арториаса — в этом случае, есть хотя бы надежда что все скоро кончится.

Братья (2024)

И именно на пике экзистенциального кризиса я наконец-то схватился за нить, которая могла бы помочь выйти из душных лабиринтов лысого минотавра - фильм Братья. Именно понимая степень моего душевного отчаянья, можно по настоящему оценить тот прыжок веры, с который я погрузился в другой фильм о семье и кризисе, про который я до этого ничего абсолютно не знал.

Собственно, о фильме

Оригинальное название: Frères
Режиссер: Оливье Касас
Год: 2024
Страна: Франция
Где смотреть: расписание
Синопсис с кинопоиска: 1948 год. Двое маленьких братьев 5 и 7 лет, брошенные своей матерью, убегают в лес. 7 долгих лет они проводят одни в дикой природе без помощи, рассчитывая только на собственные силы. Десятилетия спустя, когда один из братьев бесследно исчезает, только второй знает, где его искать.

Что понравилось

Братья (2024)

Братья — это фильм андердог, который в плане техники съемки в целом, и художественного высказывания в частности, приятно удивляет. Допускаю, что для большинства людей мало что скажет имя Оливье Касаса, лого Canal+ на фильме или достаточно ходовой дисклеймер "основано на реальной истории". Проблема подобных предупреждений в том, что даже то, что было в Симпсонах сейчас становится реальной историей. Даже после просмотра трейлера у вас скорее всего будут смутные представления о том, что вас ждет — семейная драма про травматичный опыт детства, история выживания, психологический триллер, фантастика?

Подобные фильмы "ноунеймы" это всегда рулетка, но именно сам азарт и дает эмоции первооткрывателя. С большими режиссерами или крупными новинками проката ты все равно примерно понимаешь на что идешь, но с андердогами ты можешь наткнуться как на скрытое сокровище, так и на травму на всю оставшуюся жизнь. Шансов на равнодушие меньше, потому что создатели таких фильмов чаще рискуют или используют нестандартные ходы.

Уточню — я не считаю Братьев инди фильмом, но даже на тесном мире фестивалей братья ведут себя достаточно скромно. Это не кино снятое за три копейки режиссером экстремалом, а вполне качественный коммерческий продукт, который хорошо чувствует себя в своей нише. Такие фильмы редко светятся на радарах артхауса или разрывают кассу кинотеатров, но скорее находятся где-то посередине и и именно поэтому их так приятно для себя открывать.

С Братьями как раз тот случай, где сам фильм говорит о себе лучше, чем его потенциальные регалии. Во время просмотра быстро становится понятно, что фильм куда интереснее, чем жанровая зарисовка.

Это - пронзительный и универсальный миф о семье, которая без лишних истерик говорит с нами как с взрослыми, про самое дорогое что у нас есть.

Братья (2024)

Ближайший референс — Brothers: A Tale of Two Sons.У нас также есть 2 брата, у которых цель в грубом приближении выглядит как выживание, но не ради самих себя. Герои фильма оказываются один на один с дикой природой и единственный их мотив двигаться — это чувство родства, близости. И естественно братьям придется пройти через ряд трудностей, лишений, сложного выбора и утраты, но фильм не о саспенсе или приключениях самих по себе. Как и мини шедевр от Starbreeze Studios — важен сам путь, но в отличие от игрового собрата ключевые события происходят скорее там, где пространство фильма замирает. За пределами пространства объектива, внутри героев.

Интрига не в том "как они выживут", а в поиске причины для чего они это делают. Знакомо, не правда ли?

Братья (2024)

Это не спойлер, и в принципе самоочевидно просто из описания — мы знаем что дети выживут. Более того, они не отрезаны от цивилизации, до людей рукой подать, они с ними взаимодействуют. Весь секрет не в том, что им нужно выжить любой ценой, а в том что до тех пор пока им есть для чего выживать — они просто это делают.

И вполне в духе Руссо или Торо, трудности не кончается с выходом из леса, к людям. Он только начинается. Нахождение в иллюзорной безопасности цивилизации, после "спасения" — лишь усиливает их чувство одиночества. Выживание не самоцель. Единство крови прочнее бетонных клеток, где они могли бы себя комфортно чувствовать.

Собственно кризис и запускают серию "актуальных событий в фильме". Матьё Кассовиц органичен в роли человека, который непроницаем в своем страдании. Он становится центром притяжения этого фильма, но все движение происходит по асимптоте. Как и номинально главный герой, которого сыграл Иван Атталь — мы надеемся если не спасти его, то хотя бы понять.

Братья (2024)

Разговоры про семью в фильмах обычно сводятся к клише, но Братья и не говорят — они показывают. Самые эмоциональные части фильма, это не моральные сентенции, а динамика отношений двух самых близких людей друг с другом и миром. Не смотря на рыхлую экспозицию и временные скачки, фильм часто филигранно удерживает равновесие и останавливается в миллиметре от падения в банальность. Там где современные фильмы вываливают бутафорские скелеты из шкафа — от нас их прячут, но имена эта герметичность жизни другого человека и право на тайну, дает необходимый надрыв фильму.

Путь братьев откровенно экстремальный, но чувство тоски по детству, в которое мы никогда не вернемся — универсально. Подобно мифическому мироощущению — все лучшее уже когда-то было, золотой век прошел. Даже если детство полно насилия, лишений, одиночества — наша память защищает нас своей избирательностью, иллюзиями о более простой и естественной жизни. И единство крови и опыта для героев важнее социального статуса, социального успеха и многословных клятв. Семья — это не то, что нужно проговаривать, семья — это безусловное разделение боли близкого человека.

Братья (2024)

Фильм обнажает достаточно простую мысль — потерянные, повзрослевшие дети творят ужасные вещи с миром, в котором находятся, в то время как другим детям приходится в этом жить. Но даже не смотря на это — это не мир забирает у нас что-то очень важное, мы сами его теряем. Попытки примириться героев с миром, со своим местом в нем являются сердцевинной фильма, который не зависит от даты на календаре или моды. Поэтому финал фильма трудно спойлерить, не из-за вычурности и неожиданных ходов, а из-за закономерности своего итога.

Что не понравилось

Братья (2024)

Поймите правильно, у меня нет проблем с тем, что фильм очень точно и расчетливо бьет по болевым точкам. После просмотра фильма мне захотелось без лишних слов обнять брата, ощутить что-то глубоко зарытое в подсознании, когда родная кровь — это не клише, а что-то настолько священное, что ощущается на генетическом уровне. Но вот проблема, у меня нет брата и никогда не было. И расчетливость в фильмах основанных на реальной истории я не очень люблю. Есть вот это слегка коробящее чувство, когда смотришь как актеры играют реальных людей и превращают жизнь, где столько горя и счастья скоплено — в кинематографическое сновидение, фантазию на тему. Как однажды хорошо заметил Фрейд: "Кто становится биографом, обязуется лгать, утаивать, лицемерить, приукрашивать и скрывать свое собственное недопонимание".

Мы в действительности никогда не узнаем, что происходило в том лесу, что уже говорить про происходящее внутри у двух мальчиков, которые намеренно выбрали путь изоляции. И даже то, что сценарий приближен к реальности (нам покажут реального участника событий, который и поделился с режиссером историей) — это не отменяет сути, что это ее интерпретация режиссером, который преследовал свои цели. И не смотря на то, что Касасу, в отличие от многих подобных режиссеров удается соблюсти баланс, неприятное послевкусие от финального титра с посвящением остается. Мне как отцу до боли жалко всех тех детей, которые лишились родителей и достойного детства после второй мировой войны, но мне их было бы жалко и без манипуляций с моими эмоциями. А они безусловно есть на уровне музыки, монтажа, отсылок к реальным событиям. Иногда лучше более честная отстраненность в духе Хайнеке, чем слегка искусственный мелодраматизм

Братья (2024)

Субъективно, но титр "основано на реальной истории" чаще портит, чем приукрашает фильм. Хорошему фильму самому по себе не нужно быть достоверным или документальным, чтобы напомнить про реальные проблемы. Еще Сокуров показал, что даже факты в документальном кино — это вопрос интонации, поэтому немного обидно за "Братьев". Фильм безусловно хороший, но как универсальная история. Попытка лишний раз сыграть на чувствах публики как мне кажется ему не нужна.

Вместо послесловия

Братья (2024)

Риск - дело благородное, и в случае с Братьями он оправдан. Безусловно, в фильме есть недочеты - слегка затянутая экспозиция, привычные для подобного рода фильмов замашки манипулятора. Но несмотря на это, фильм дает больше чего-то от него ожидаешь - он не замыкается в жанровых рамках, а пытается нащупать вневременной нерв. Очевидное: для кого-то это сработает, кого-то оставит равнодушным. Лично я получил от просмотра больше эмоций, чем от 10 вариаций на семейную тему Доминика Торрето и скорее запомню это трогательное несовершенство, чем попытки неуместных нравоучений.

88
6 комментариев

Блин мне через месяц 30, когда ты написал про жену и детей стало не по себе😄
Многие ровесники старше выглядят меня, максимум на 23-25 смотрюсь, пока страшновато заводить семью

1
Ответить

Мне одному кажется что на обложке Павел Воля?

1
Ответить

Легко и приятно топтатьтся на Доминике Торрето, но ставить эти два фильма рядом как-то странно. Если это вещи несравнимые, как феррари и запорожец, то зачем? А если одного порядка, то слишком много букв.

Ответить

Да, справедливо. Я скорее объединил их в целом тематически, на основе доминирующей темы семьи в двух этих фильмах. Но конечно подход к ней радикально отличается, там где Форсаж больше поверхностно говорит, Братья действительно оказываются на три головы впереди в плане проработки темы.

А в целом это просто крик души, но согласен что можно спокойно исключить ветку про форсаж текста.

Ответить

Матью шикарен в Доме Легенд
Европейский ответ Хоумленд

Ответить

Да и в целом очень фактурный актер

Ответить