Концепт из «Ксеногенезиса» Джеймса Кэмерона, повлиявший на дизайн Терминатора, Хищника и существ из киносерии «Аватар»
В тексте заметки присутствуют незначительные спойлеры фильмов «Аватар: Огонь и пепел» (2025) и «Аватар 4» (2029).
В 1977 году молодой Джеймс Кэмерон после просмотра «Звёздных войн» Джорджа Лукаса решил уволиться с работы водителем грузовика и попытать счастья в кинематографе. Совместно со своим другом и соавтором Рэнди Фрейксом Кэмерон приступил к разработке эпической космооперы под названием «Ксеногенезис» (Xenogenesis).
Используя свои ранние наработки, вроде недописанного романа Кэмерона Necropolis и одного из рассказов Фрейкса, друзья приступили к написанию сценария.
По сюжету «Ксеногенезиса» после гибели Земли на плечи главного героя Рассела Джордена ложится миссия по спасению человечества. Управляя снабжённым ИИ звездолётом, Джорден отправляется в шаровое звёздное скопление в поисках нового дома для людей. Он посещает множество различных планет, которые по тем или иным причинам оказываются непригодными для колонизации землянами. В процессе одной из вылазок Джорден лишается руки, которую разумный корабль заменяет ему на кибернетическую.
Непригодной оказывается и так называемая планета Mesa, которая по задумке авторов являет собой точку внутреннего перелома в сюжетной арке главного героя: в очередной раз оказавшись на неподходящей для людей планете, Рассел, отчаявшись выполнить миссию, сбрасывает с себя систему защитных щитов и садится на краю скалы. В этот момент он подвергается атаке местной летающей фауны.
Эту мизансцену, как и многие другие из «Ксеногенезиса», Кэмерон, будучи талантливым художником, проиллюстрировал концепт-артами.
Вообще многие художественные материалы, созданные Кэмероном для «Ксеногенезиса» в том или ином виде нашли отражение в его будущем творчестве. Например, стычка подруги главного героя внутри прото-погрузчика из «Чужих» (1986) и прото-Хантер-Киллера из «Терминатора» (1984) на так называемой Техно-планете:
Или разумный звездолёт Рассела Джордена Cosmos Kindred…
… эволюционировавший в Venture Star, на котором Джейк Салли прилетает на Пандору в «Аватаре» (2009):
Битва же на планете Mesa интересна тем, что содержит в себе как идеи, уже использованные режиссёром ранее, а также косвенно повлиявшие на франшизу «Хищник», так и те, что будут представлены в пока ещё не вышедших фильмах «Аватар: Огонь и пепел» (2025) и «Аватар 4» (2029).
Рука
Хромированная кибернетическая рука Рассела, дарованная ему разумным звездолётом, до боли напоминает эндоскелет «киборга-убийцы» из «Терминатора» (1984):
Максимально похожий на Джордена в этой сцене образ был воплощен в 1991 году в фильме «Терминатор 2: Судный день»:
Слушайте меня очень внимательно.
«Воздушная акула» (Air shark) или «ветроскат» (Wind Ray)
По словам Кэмерона зубастые скатообразные существа, атакующие Джордена, послужили идейной основой для баньши из «Аватара», на которых На’ви, аборигены Пандоры, летают верхом.
И хотя их дизайн постепенно эволюционировал и из летающих скатов они стали похожи на помесь птеродактиля с птицей, ключевая особенность сохранилась. Как видно на рисунке ниже, пасть летающей акулы в спокойном состоянии не похожа на неё же во время атаки. Эта деталь была позаимствована Кэмероном из животного мира.
И летающая акула [из «Ксеногенезиса»], и баньши [из «Аватара] …, подобно гремучей змее способны складывать зубы внутри рта. [Оба существа имеют схожее со змеиным строение челюсти,] позволяющее им выдвигать зубы вперёд, когда они готовы к атаке.
... Большая белая акула обладает очень похожей способностью выдвигать челюсть (вплоть до шести дюймов) перед укусом. Это поразительно. Биологи даже не представляли себе, что это происходит, пока документалисты не стали снимать акул на высокоскоростные камеры.
One, ugly…
Но дизайн летающей скатоакулы пригодился почти за два с половиной десятилетия до выхода «Аватара». Дело в том, что на съёмках «Хищника» производственная команда столкнулась с той же проблемой, что и их коллеги со съёмочной площадки «Чужого» (1979) Ридли Скотта — изначальный дизайн пришельца выглядел крайне неубедительно.
И если ксеноморфу жизнь подарило вмешательство творческого гения Ханса Руди Гигера, то обновлённым дизайном инопланетного охотника занимался Стэн Уинстон.
В 1986 году Уинстон и Кэмерон совершали совместный авиаперелёт до Лос-Анджелеса.* Джеймс обратил внимание, что Стэн над чем-то усердно работает в своём блокноте. Оказалось, что Уинстон бьётся над дизайном Хищника, на разработку которого ему было выделено очень мало времени. И если общий облик инопланетянина был вдохновлён изображением растафарианского воина с характерными дредами, то идею для его скрываемой маской «неотразимой» улыбки Стэну подкинул Кэмерон.
* [Прим. автора: по воспоминаниям Уинстона они летели в Японию для участия в мероприятии по продвижению «Чужих» (1986).]
Джим, имея в виду свой дизайн для «Ксеногенезиса», предложил сделать так, чтобы «лицо» пришельца разительно отличалась в зависимости от того открыта у него пасть или нет. Стэн взял идею на ��аметку и тут же набросал всем известную физиономию с мандибулами.
You’re one ugly motherf*cker!
«Воздушная медуза» (Aerocoelenterate)
Гигантское медузообразное существо, схватившее Джордена своими щупальцами, представляет собой двенадцатиметровый живой воздушный шар, естественным образом вырабатывающий внутри себя водород, позволяющий ему поддерживать полёт.
С «воздушной медузой» Рассел расправляется с помощью своей кибернетической руки — когда существо подтягивает его ко рту, чтобы поглотить, Джорден выхватывает нож, вспарывает монстра и поджигает исходящий из него газ, происходит взрыв и они падают обратно на скалу.
В декабре 2025 года, спустя почти пять десятилетий с момента создания, необычный концепт будет представлен широкой аудитории.
С апреля 2024 года по январь 2025-го в Париже проходила выставка «Tech Noir: Изобразительное искусство Джеймса Кэмерона». На ней были представлены оригиналы работ, лёгшие в основу вышедшей в конце 2021 года одноимённой книги.
Беседуя с журналистами на открытии выставки, режиссёр обратил их внимание на рисунок с планетой Mesa и сообщил:
Этот «парень» {показывает на медузу} и другие идеи [с этого арта] на самом деле появятся в «Аватаре 3» и «Аватаре 4». … Не скажу, что это спойлер, скорее так, небольшой тизер.
В августе 2024 года на выставке D23 были объявлены точная дата выхода и подзаголовок третьей части «Аватара», а также представлены первые промо-материалы в виде нескольких концепт-артов, среди которых был следующий:
В ноябре 2024 года на выставке D23 Brazil Кэмерон поделился деталями сюжета грядущего фильма, сообщив, что в нём появятся два новых племени На’ви: Ash People («Народ пепла») и Wind Traders («Ветряные торговцы»). Транспортные средства последних хорошо видны на представленных тогда же новых концепт-артах:
В «летучих голландцах» Wind Trader’ов без особого труда узнаётся «Воздушная медуза», атаковавшая Рассела Джордена на планете Mesa в «Ксеногенезисе». Она увеличилась в размерах, получила подобие парусов, транспортную гондолу и дополнение в виде тяглового существа, предположительно задающего направление движения и дополнительную скорость всей «конструкции».
Также «медуза» явно перестала быть враждебным существом, по крайней мере для своих хозяев, о которых, в интервью для мартовского выпуска журнала Empire за 2025 год, Кэмерон сообщает следующее:
Они торговцы-кочевники, эквивалент верблюжьих караванов, ходивших по Шёлковому пути в Средние века. … Как и все На’ви они живут в симбиозе со своими [летающими] существами. [Если вам не чужд дух морских приключений], то вы захотите оказаться на [их] корабле.
Знаете, у меня есть всего несколько идей. Я просто продолжаю их перерабатывать снова и снова.
Если вы хотите подробнее узнать о деталях сюжета «Ксеногенезиса», о том как снимался его широко растиражированный 12-минутный пилот, а также почему девушка на изображении выше — синяя, то можете почитать соответствующий материал:
Использованные материалы:
- Tech Noir: The Art of James Cameron (James Cameron, 2021)
- James Cameron's Story of Science Fiction (2018)
- Declaration of James Cameron in support of defendants Lightstorm Entartainment, Inc. and James Cameron's motion for Summery Judgment (2012)