Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Истории создания лучших и худших картин, судьбы авторов и ещё немного об Орсоне Уэллсе и Манкевиче

В декабре 2020 года на Netflix вышел фильм Дэвида Финчера «Манк». Картина посвящена важной части биографии сценариста Германа Манкевича, а именно истории написания «Гражданина Кейна».

Голливуд с завидной регулярностью экранизирует реальные биографии режиссёров и рассказывает о создании эпохальных фильмов. Поэтому мы собрали список интересных, а иногда и очень необычных картин, которые можно посмотреть, если вам понравился «Манк».

«Эд Вуд» (Ed Wood, 1994 год)

В «Манке» Финчер рассказал, как талантливейшие люди создавали гениальный фильм. А вот Тим Бёртон в 1994 году выпустил ровно противоположную историю. Картина с Джонни Деппом в главной роли посвящена худшему режиссёру всех времён. По крайней мере, так Эдварда Вуда-младшего окрестили братья-кинокритики Гарри и Майкл Медвед в своей знаменитой книге «Удостоенные „Золотой индюшки“».

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Вуд действительно был очень странным режисёром. Он искренне любил кино, но сам снимал его как попало, не обращая внимания, что декорации в кадре двигаются, а актёры забывают слова. Реквизит собирали из всего, что попадалось под руку. Поэтому его работы сейчас можно смотреть как безумные комедии.

Однако фильм Бёртона вовсе не высмеивает этого режиссёра. Наоборот, картина создаёт образ мечтательного неудачника, который всей душой предан своему творчеству. Позже Бёртона даже ругали за положительный рассказ об авторе столь ужасных картин. Но он считал, что Вуда уже достаточно высмеивали, и его стоит показать максимально позитивно.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Сюжет посвящён началу пути режиссёра, когда он задумал перенести на экраны историю первой трансгендерной женщины в Америке. Не сумев купить права, Вуд решает снять аналогичный вымышленный сюжет, а параллельно знакомится с вышедшим в тираж Белой Лугоши — звездой первых фильмов ужасов. Заодно захватывают и странности самого Вуда, который любил переодеваться в женщину.

А завершается всё созданием самого известного фильма режиссёра «План 9 из открытого космоса» — такого же ужасного, как и все остальные.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Бёртон стилизовал картинку под фильмы тех времён (только, конечно, поставил её качественнее). «Эд Вуд» снят чёрно-белым с соответствующим освещением, в нём регулярно воспроизводят сцены из картин автора, и даже саундтрек частично состоит из музыкального сопровождения его фильмов.

«Горе-творец» (The Disaster Artist, 2017 год)

И ещё один великолепный фильм о съёмках очень плохого фильма. «Комната» Томми Вайсо в представлениях не нуждается: получив титул худшего кино в мире, она превратилась в настоящий культ. При этом сама личность Томми Вайсо и его источники финансирования уже давно обросли легендами: от связей с мафией до безумной теории, что он — загадочно исчезнувший грабитель Д.Б.Купер.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Джеймс Франко решил отдать должное легенде и снял фильм, посвящённый созданию «Комнаты», и сам же сыграл главную роль. Причём он выбрал единственно верный способ перенести на экран все байки, которыми обросла картина, — превратил «Горе-творца» в безумную комедию и набор камео знаменитостей.

Для начала, сам Франко совершенно не похож на Вайсо. Но он поступил ещё круче: на роль друга и напарника режиссёра по «Комнате» Грега Сестеро режиссёр пригласил своего родного брата Дэйва. В результате двух совершенно разных героев играют очень похожие братья, разве что у старшего дурацкая причёска.

Во время экранных «съёмок» актёры с удовольствием целыми кусками разыгрывают сцены из «Комнаты», причём очень забавно наблюдать, как хороший актёр Франко копирует ужасного Вайсо. Для наглядности на титрах показывают сцены в сравнении.

А тем временем реальные Томми Вайсо и Грег Сестеро засветились в «Горе-творце» в небольших камео. И не только они. Поскольку оригинал уже стал легендой в мире кино, на площадке собралось множество актёров и режиссёров, чтобы мелькнуть хоть на пару секунд.

Дж. Дж. Абрамс, Боб Оденкёрк, Шэрон Стоун, Мелани Гриффит, Джадд Апатоу — поиск камео в фильме можно превратить в отдельное развлечение.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

«Горе-творец» получил номинации на множество премий, Джеймс Франко как актёр даже забрал «Золотой глобус». И теперь этот фильм можно считать отличным дополнением к «Комнате», вполне соответствующим духу оригинала.

«Проект 281» (RKO 281, 1999 год)

Дэвид Финчер — не первый, кто решил рассказать о создании «Гражданина Кейна» и противостоянии авторов с миллионером Уильямом Хёрстом. Ещё в 1999 году на BBC и HBO вышел телефильм британского режиссёра Бенжамина Росса, посвящённый этой же истории.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

«Проект 281» больше фокусируется на Орсоне Уэллсе (Лив Шрайбер), делая его основным автором идеи и сценария фильма. Картина начинается с документальных и псевдодокументальных кадров, посвящённых началу пути режиссёра-вундеркинда.

А далее Герман Манкевич (Джон Малкович) знакомит Уэллса с Хёрстом, и режиссёр решает создать фильм, посвящённый миллионеру. В противовес «Манку», где именно сценарист через свои переживания создавал смелую историю, в «Проекте 281» он пытается отговорить режиссёра от провокации. В начале сюжета немало времени уделено именно спорам Манкевича и Уэллса о самой природе кино, и о том, что зрители хотят видеть на экране.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Фильм бегло охватывает все стадии работы над «Гражданином Кейном»: от создания сценария до выпуска в прокат, которому снова противился Хёрст. Поэтому, конечно, подробно рассказать о персонажах авторы не успевают, лишь знакомят с основными этапами.

Учитывая, что «Проект 281» создавался в конце девяностых для телеэкранов, визуальный ряд у фильма максимально простой, ничего подобного стилизации «Манка» здесь нет. Радуют лишь отдельные сцены со съёмок «Гражданина Кейна».

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Но зато в диалогах отлично раскрываются актёры, среди которых немало звёзд. Помимо Шрайбера и Малковича в фильме снялись Джеймс Кромвелл, Мелани Гриффит, Рой Шайдер и многие другие.

«Проект 281» станет отличный дополнением к «Гражданину Кейну» и «Манку», чтобы ещё лучше разобраться в истории.

«Чаплин» (Chaplin, 1992 год)

Мастер биографического кино Ричард Аттенборо, до этого снявший «Молодого Уинстона» и «Ганди», в 1992 году выпустил фильм о великом режиссёре, комике и актёре. Главную роль отдали восходящей звезде Роберту Дауни-младшему.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Сюжет подан как воспоминания самого постаревшего Чарли Чаплина, который доживает последние годы в Швейцарии. Он рассказывает о своём детстве, начале творческого пути, первых режиссёрских работах и личной жизни.

Помимо юных лет, где Чаплина сыграли соответствующие по возрасту актёры, героя во всех возрастах играет Дауни, каждый раз загримированный под соответствующее время. Конечно, старика выдают молодые глаза, но всё остаётся в рамках художественного произведения.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Далеко не все факты, показанные в картине, совпадают с реальной биографией Чарльза Чаплина, но Аттенборо скорее хотел познакомить зрителей с миром великого актёра и режиссёра, нежели пересказать его жизнь.

Поэтому многие легендарные моменты из картин Чаплина у героя рождаются спонтанно. Например, танец булочек он придумывает от скуки в ресторане, да и образ бродяги зарождается будто сам собой.

Фильм ругали за нестройность повествования и слишком «глянцевую» подачу. Но все отмечали, что работа Дауни безупречна. За эту роль актёр получил премию BAFTA и номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Увы, как раз в это время у Роберта Дауни-младшего начались проблемы с законом, и карьера пошла на спад. К счастью, временно.

«Хичкок» (Hitchcock, 2012 год)

Тут случай, когда легенда играет легенду. Энтони Хопкинс исполнил главную роль в биографическом фильме о режиссёре, которого называют отцом триллеров и саспенса. Хотя на самом деле картина получилась неоднозначной и вызвала противоречивые отзывы.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Фильм основан на книге Стивена Ребелло «Альфред Хичкок и создание „Психо“». Именно эту небольшую, но значимую часть биографии режиссёра и перенесли на экран. Однако в оригинале автор много внимания уделял прообразу Нормана Бейтса — маньяку Эду Гину. В фильме решили сместить акцент на отношения Альфреда Хичкока с его женой, а также внутренние переживания режиссёра.

В первую очередь привлекает внимание грим Хопкинса: его сделали очень похожим на прообраз, сильно изменив черты лица актёра. Это отчасти повлияло на мимику, но зато даже вступительная сцена очень напоминает знаменитые монологи режиссёра в его сериале «Альфред Хичкок представляет...».

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Хорош и остальной актёрский состав: жену режиссёра сыграла Хелен Миррен, а звезду «Психо» Джанет Ли — Скарлетт Йоханссон. Отдельного упоминания заслуживает Джеймс Д’Арси, который буквально перевоплотился в Энтони Перкинса, скопировав его мимику.

Из недостатков фильма часто отмечают неопределённость картины по тону. В фильме много времени уделено проблемам с психикой самого Альфреда Хичкока: ему снятся кошмары, а на съёмках он срывается и сильно пугает Джанет Ли (Йоханссон великолепно копирует сцену из «Психо»). Однако периодически атмосфера уходит чуть ли не в комедию.

Но всё же «Хичкока» стоит посмотреть хотя бы ради великолепных образов актёров и грима, который отметили номинациями на «Оскар» и BAFTA.

«Спасти мистера Бэнкса» (Saving Mr. Banks, 2013 год)

Книги о волшебной няне Мэри Поппинс английской писательницы Памелы Трэверс любят дети и взрослые во многих странах мира. Не меньше фанатов и у экранизации 1964 года от студии Disney. Фильм прославил начинающую актрису Джули Эндрюс и комика Дика Ван Дайка, а музыкальные номера вошли в историю.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Однако Уолт Дисней с огромным трудом добился разрешения автора на экранизацию. Этим сложным переговорам и посвящён фильм Джона Ли Хэнкока.

Дисней (Том Хэнкс) здесь предстаёт максимально положительным персонажем, который пообещал своим дочерям снять кино по их любимой книге. Памела Трэверс (Эмма Томпсон) целых 20 лет наотрез отказывается давать права американской студии. И уже в шестидесятых Уолт Дисней приглашает писательницу на две недели в Лос-Анджелес, пытаясь привлечь её саму к работе над картиной.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Параллельно рассказывают о детстве самой Трэверс, для которой образ мистера Бэнкса в книгах стал отражением воспоминаний об отце.

В первую очередь фильм держится на исполнителях главных ролей. Хэнкс не слишком похож на Уолта Диснея, но этот актёр уже сам по себе залог качества. А Эмма Томпсон буквально воплощает собой британскую сдержанность. Их споры и прочие эмоциональные моменты заставляют поверить в реальность происходящего.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Не менее трогательно выглядит и линия братьев Шерман, написавших саундтрек к «Мэри Поппинс». Вариации на некоторые мелодии из него украшают и «Спасти мистера Бэнкса». Да и в целом эта картина скорее экскурс в жизнь студии Уолта Диснея и вообще американского кинопроизводства шестидесятых годов. С необходимой долей юмора и яркими, хоть иногда и слишком уж положительными, персонажами.

«Меня зовут Долемайт» (Dolemite Is My Name? 2019 год)

Имя Руди Рэя Мура может быть не слишком известно широкой публике, особенно вне США. Но для чернокожих американцев это настоящая икона: этого стендап-комика и актёра называют отцом современного рэпа. Кроме того, Мур придумал безумную комедию «Долемайт» в жанре «блэксплотейшн» и сам же сыграл в ней главную роль.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Сюжет биографического фильма рассказывает о становлении артиста. Неудачливый музыкант Руди Рэй Мур (Эдди Мёрфи) пытается раскрутиться в жанре стендап-комика. И для этого он придумывает себе новый образ: грубого сутенёра Долемайта, говорящего речитативом.

Пройдя непростой путь до звёздного статуса, Мур решает, что ему нужен и собственный фильм. Однако ни одна студия не хочет спонсировать рискованный проект.

Эдди Мёрфи планировал снять фильм про Долемайта ещё в начале двухтысячных вместе со сценаристами «Эда Вуда» Скоттом Александером и Ларри Карезюски. Актёр даже познакомился со своим кумиром. Тот одобрил его кандидатуру и рассказал дополнительные подробности из биографии.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Но в итоге картине пришлось пройти практически тот же путь, что и реальному рэперу. Продюсеры считали, что зрителям не слишком интересна история персонажа, известного только в узких кругах.

К работе вернулись лишь в 2016-м, когда сам Мур уже скончался, а карьера Мёрфи сильно потускнела. Зато Александер и Карезюски раскрутились достаточно, чтобы взяться за проект, интересный лично им. Но главное, что уже появился стриминговый гигант Netflix, который и спонсировал фильм.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

«Меня зовут Долемайт» назвали возвращением Эдди Мёрфи в большое кино. В фильме огромный простор для его таланта, в том числе и комического. Но картина радует не только его отличной игрой и воссозданными сценами из самого «Долемайта». Поскольку речь идёт о культовом для темнокожих рэперов и комиков персонаже, в картину заглянули Снуп Дог, T.I., Крис Рок, Уэсли Снайпс и многие другие звёзды, выросшие на творчестве Мура.

«Трамбо» (Trumbo, 2015 год)

И ещё одна реальная история сценариста, чья судьба в чём-то схожа с Манкевичем: он создавал сценарии к будущим легендам, но в титрах его часто не указывали. Правда на этот раз в деле была замешана политика.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Драма от комедийного режиссёра Джея Роуча посвящена Далтону Трамбо (Брайан Крэнстон) — отличному голливудскому сценаристу. Уже за второй свой фильм «Китти Фойл» он в 1941 году получил «Оскар». Но в дальнейшем у автора начались серьёзные проблемы из-за его членства в Коммунистической партии.

В 1947 году, когда началась массовая истерия на тему «красной угрозы», он и ещё девять человек предстали перед судом, после чего Трамбо почти на год отправили в тюрьму.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

В дальнейшем сценаристу приходилось работать анонимно, в частности над «Римскими каникулами». И лишь к 1960 году об этом авторе вновь заговорили открыто, благодаря фильмам «Спартак» и «Исход».

Хоть в фильме засветилось немало звёзд от Эль Фаннинг до Луиса Си Кея, «Трамбо» выглядит бенефисом Брайана Крэнстона. Учитывая, что сам он — сценарист и режиссёр, можно сказать, что во многих сценах актёр будто просто играет себя.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Вероятно, благодаря этому образ получился настолько лёгким и живым. За что Крэнстона отметили номинациями буквально на все крупные кинопремии. Правда, ни одной забрать не удалось — фильм вышел в 2015 году, когда все чествовали Леонардо ДиКаприо за «Выжившего».

«Тень вампира» (Shadow of the Vampire, 2000 год)

Более необычный пример, в основе, которого, однако, лежит история создания реального фильма. Разве что разбавленная странной легендой.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

В 1921 году немецкий режиссёр Фридрих Мурнау снял картину «Носферату, симфония ужаса» по книге Брэма Стокера «Дракула» и заложил основу для всех будущим фильмам про вампиров.

На главную роль графа Орлока (имя персонажа изменили относительно книги) автор пригласил актёра Макса Шрека с очень необычной внешностью. В кадре ему сделали пугающий грим, который позже повторяли в десятках картин. И тогда поползли слухи, что на самом деле Шрек и был кровопийцей, и именно поэтому так хорошо вжился в образ.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Эту байку и подхватил Эдмунд Элиас Меридж в фильме «Тень Вампира» 2000 года. В его версии Мурнау в исполнении Джона Малковича отправляется на съёмки «Носферату», скрывая от съёмочной группы исполнителя главной роли. Шрек, которого играет Уиллем Дефо, появляется на съёмочной площадке только в гриме и по ночам.

Постепенно становится ясно, что режиссёр действительно взял на главную роль вампира, который периодически пьёт кровь разных членов команды и всё мечтает покусать Грету Шрёдер (Кэтрин Маккормак).

Фильм с не слишком большим бюджетом выглядит очень необычно по жанру. При почти комедийной гротескности авторы пытаются держать его в рамках классического хоррора. Хотя приёмы больше напоминают работы восьмидесятых годов.

Но зато каждое появление Уиллема Дефо — настоящий праздник. В «Тени вампира» огромный простор для его невероятной мимики.

Кстати, иронично, что наследники Брэма Стокера после выхода «Носферату: Симфония ужаса» добивались уничтожения всех копий фильма, поскольку его снимали без разрешения, лишь немного изменив сюжет книги. А «Тень вампира» получила премию Брэма Стокера за сценарий.

«Адаптация» (Adaptation, 2002 год)

Ну и самый необычный пример. Фильм по сценарию Чарли Кауфмана рассказывает, как Чарли Кауфман пытается придумать сценарий фильма.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Картина о творческом кризисе зародилась из этого самого кризиса. В конце девяностых Кауфману поручили адаптировать для экрана книгу Сьюзан Орлеан «Вор орхидей». Промучавшись некоторое время, он решил, что лучше создаст историю о том, как пытался написать сценарий.

Но Чарли Кауфман не зря считается одним из самых странных сценаристов (он написал «Быть Джоном Малковичем», а позже и «Аномализу»). Сценарист привлёк к работе своего брата Дональда. А точнее, просто выдумал его, заставив прессу поверить в реальность родственника, и просто посвятил весь сюжет своим творческим мукам.

Что посмотреть после «Манка»: фильмы про фильмы, режиссёров и сценаристов

Так и получилась очень странная, но весёлая «Адаптация». Обоих Кауфманов (в фильме Дональд реален) сыграл Николас Кейдж. Для образа Дональда он носил накладки, чтобы казаться толще.

Фильм получился максимально странным: в нём почти нет действия, а финал высмеивает буквально все жанровые клише. Но зато это чуть ли не единственный случай, когда сценарист придумал сюжет о себе самом, и при этом не окунулся в пересказ биографии и самолюбование.

Конечно, в подавляющем большинстве биографических картин реальные судьбы героев изменены или приукрашены. Но всё же это не документалки, которые должны точно следовать фактам, а просто возможность чуть лучше познакомиться с интересными личностями. А потому создание правильной атмосферы и образа гораздо важнее деталей.

115115
25 комментариев

Комментарий недоступен

74
Ответить

орнул громче, чем следовало

9
Ответить

В любом случае, что у вас с интимной жизнью?

19
Ответить

я не ударил её,  это не правда, это бык говно, я не ударил её, я не. О, здравствуйте, Марк.

17
Ответить

ты рвешь меня на куски, лиза

10
Ответить

Комментарий недоступен

7
Ответить