«Царство падальщиков» – «Это за гранью моего понимания». Номинант на «Эмми-2024»

Одна из лучших анимаций 2023 года

«Царство падальщиков» – «Это за гранью моего понимания». Номинант на «Эмми-2024»

В 19 веке еще можно было придумать латинское выражение, которое и не существовало до этого, и которое будет существовать столетия.14 августа 1872 года на заседании немецких естествоиспытателей и врачей физиолог Эмиль ДюБуа-Реймон закончил доклад «О пределах познания» словом «Ignorabimus» («не узнаем») (гуманитарный эквивалент – «правду мы никогда не узнаем»). Ее смысл: как бы человек не старался понять устройство мира, он сможет сделать это только до определенных границ, поэтому он должен осознать, что никогда не сможет найти ответы на все вопросы (даже касательно материального мира).

Этот тезис обсуждался и критиковался в научном сообществе. А через 8 лет ДюБуа-Реймон произнес речь на заседании Берлинской Академии Наук «Семь мировых загадок», разрешить которые человечество, по мнению ученого никогда не сможет. В ходе выступления прозвучала расширенная версия афоризма: «Ignoramus et ignorabimus» («не знаем и не узнаем»). Анимационный проект «Царство падальщиков» вольно или невольно экранизирует лекции Эмиля ДюБуа-Реймона и превращает короткое латинское выражение в научно-фантастический сериал.

В ТЕКСТЕ ЕСТЬ СПОЙЛЕРЫ. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ

Грузовой корабль «Деметра 227» терпит крушение в космосе, и часть экипажа с помощью спасательных капсул оказывается на неизведанной планете Веста. Они разделены на три группы, одной из которых удается удаленно посадить космический корабль. После чего все три выжившие группы, увидев примерное место падения корабля, начинают движение в его сторону. Так начинается исследовательское роуд-муви с тремя параллельными линиями:

  • путь капитана корабля Сэма и биолога Урсулы – отражает исследовательский контраст: желание спасти других и сохранить себя (именно Сэм конструирует прибор дистанционного управления «Деметрой», когда находит погибших людей чувствует свою ответственность, а когда «заражается» планетой делает все, чтобы не навредить Урсуле) – против желания узнать новое, даже рискнув собой (Урсула – самый любопытный герой сериала, тяга к познанию часто спасает ее);
  • путь техника Ази и робота Леваи, поглощаемого разумным растением – отражает динамику отношений человека и андроида и принципиальную разницу по отношению к незнакомой среде: цель Ази –пережить катастрофу и вернуться на родную планету (а затем уволиться, чтобы впредь не попадать в такую ситуацию), цель Леваи – ассимилироваться через обретение сознания и чувств (уйти от алгоритмов подчинения человеку к единству с природой, т.е. перестать быть часть команды и стать частью корабля);
  • путь Кэймена, из-за которого и произошла авария на корабле – на Весте он попадает под влияние гипнопанды, которая помогает Кэймену достичь цели – замаскировать боль утраты, причиной которой стали его же действия.

Базовая интрига «Царства падальщиков» – дойдут ли герои до корабля и выживут ли. Другая интрига связана с миром, в котором они оказались.

Веста – живая планета. Она главный герой и одновременно антагонист более понятных персонажей-людей, но в некоторых ситуациях их помощник. Законы и принципы функционирования планеты – главная загадка сериала. В экспозиции ничего не говорится об устройстве экосистемы Весты, да и дальше открываются лишь эмпирически и фрагментарно.

Из-за этой повествовательной особенности зрители «Царства падальщиков» находятся на одном уровне осведомленности с персонажами – и те, и те открывают незнакомый для себя мир. Правда у персонажей тут есть небольшая исследовательская фора – в первой серии понятно, что они уже не первый день здесь и изучили свойства некоторых местных растений и характеры животных. Но в дальнейшем этот опыт не сильно помогает им, ведь богатство и сложность мира Весты много больше.

Зрительской компенсацией знаний становятся немые сцены в духе Animal Planet или National Geographic, отражающие часть процессов местной экосистемы. Причем эти ситуации могут полноценно раскрывать взаимодействие организмов, которые в дальнейшем не встретятся на пути персонажей. В таких сценах планета живет как привыкла, без посторонних элементов в виде людей (большинство обитателей Весты не замечает человеческого присутствия). Это еще раз подчеркивает когнитивную направленность «Царства падальщиков», но и обнажает невозможность полноценного понимания всех природных процессов.

«Царство падальщиков» – «Это за гранью моего понимания». Номинант на «Эмми-2024»

«Царство падальщиков» не столько рассказывает, сколько показывает. Все выглядит, как совместная фантазия Хаяо Миядзаки и Дэвида Кроненберга, существующая в мире «Космической одиссеи», «Чужого» и «Аватара» одновременно.

Понятия флора и фауна на Весте условны. Здесь все так тонко переплетено, что под «животными» мы (зрители и персонажи с Земли) скорее понимаем более подвижные в сравнении с другими формы жизни. При этом подобие местных «птиц» в обычном состоянии – это часть некого «дерева», и отделяются от него эти организмы с крыльями лишь изредка ради удовлетворения каких-то своих потребностей (и да, «деревом» белые стволы-сваи можно назвать тоже только условно).

Для описания этого мира просто нет понятий – ни у зрителя, ни у персонажей. На протяжении всего сериала местные формы жизни никак не именуются (может быть, поэтому герой, который лучше всего изучил Весту – знахарка из другой экспедиции – немая). При этом все плюс-минус доступно через схожести с известными человеку объектами. Но почему они ведут себя именно таким образом – почти всегда загадка.

«Царство падальщиков» – «Это за гранью моего понимания». Номинант на «Эмми-2024»

Каждый раз персонажи сталкиваются с новыми незнакомыми организмами. Поэтому в любой момент здесь может произойти все, что угодно. Это одновременно вызывает и страх, и интерес. И если для зрителей-землян планета на первый взгляда кажется враждебной, то на деле, чужими здесь оказываются именно земляне (персонажи). Ведь у Весты очень тонкая настройка:

  • есть ядовитые растения и хищники, которые ими питаются;
  • есть животные, заражающие другие организмы чем-то похожим на споры растений и при этом рыбы, которые питаются этими заражениями, освобождая жертв от болезни;

Как и персонажей, зрителей «Царства падальщиков» забрасывают в незнакомую среду. И цель у этого тоже схожая – понять устройство мира. Только если для персонажей от этого зависит жизнь, то для зрителей удовольствие от просмотра – оно рождается в процессе разгадки планеты (удачной или нет – вопрос второстепенный). Один из таких примеров – наблюдение Урсулы за полным жизненным циклом длиной в несколько десятков секунд одного небольшого существа внутри живой стены.

«Царство падальщиков» – «Это за гранью моего понимания». Номинант на «Эмми-2024»

Сериал предлагает две стратегии поведения при попадании в незнакомую среду:

  • побег (не обязательно успешный) – стремление покинуть незнакомую среду и вернуться к изначальному состоянию;
  • ассимиляция (не обязательно отказ от себя, но обязательный учет особенностей среды) – изучение характеристик незнакомой среды и адаптация в этих условия или адаптация этих условий.

На уровне фабулы персонажи «Царства падальщиков» стремятся к побегу: они буквально весь сериал идут к своему кораблю, чтобы улететь с незнакомой планеты. Но на уровне сюжета приходят к ассимиляции: узнают с каждым днем планету все лучше, понимают гармоничность ее устройства, учатся жить в изначально враждебных условиях и в итоге делают свою культуру частью местной природы.

Ключевой здесь становится арка андроида Леваи. Это плод человеческого разума, который перенимает часть эмоций и чувств человека, идентифицирует себя и при этом осознает частью Весты (и в итоге эта планета и воскрешает робота, превращая его в полноценного местного жителя). И именно Леваи произносит фразу, отражающую трансцендентность «Царства падальщиков»

– Почему ты жива?

– Не знаю, это за гранью моего понимания.

Вопрос уже бывшему роботу задает человек – друг Ази. Но даже искусственный интеллект не способен осмыслить происходящие на планете природные процессы (может быть, потому что перестал быть просто искусственным интеллектом?).

Андроид Леваи – материальное воплощение человеческой идеи в чистом виде (насколько это вообще возможно без примеси биологического). Соприкосновение продукта человеческого интеллекта с инопланетным обогащает его. Физическое соприкосновение с инопланетным человеческого организма в целом заражает и губит его (арки Сэма и Кэймена).

Для «Царства падальщиков» идеи (хотя бы воплощенные человеком в роботе) как нечто живое могут меняться и существовать дольше, адаптируясь в новых условиях; тело же пытается убежать из незнакомой среды и почти всегда проигрывает в этой гонке. Но простого превосходства идеализма над материализмом «Царству падальщиков» мало (иначе бы всех кожаных персонажей поубивали в первом же эпизоде), поэтому и возникает спасительный путь для человека: исследование мира, даже если всех ответов он не знает и не узнает.

308308
1111
44
155 комментариев

Поначалу заинтересовало, но по итогу осилил 6 серий и забил, разочаровало, чем дальше тем скучнее да же неинтересно стало чем закончится.

58
9

Согласен пока существует интрига и в целом ощущение нового мира всё отлично.
Но как только начинается сюжет и попытки в развитие персонажей.
Становится заметно как у авторов это не получается (всё-таки они пилот растягивают до сериала).
Неожиданные телепортации в угоду сюжета, странные поступки, рояли из кустов.
Вау эффект анимации пропадает со временем и приходится смотреть на не самых интересных персонажей.

31

Я досмотрел, но прекрасно понимаю, о чем ты. Было такое ю, что ловил себя на скуке

3

+
осилил две

4

Надеюсь, смеющийся смайл это завуалированный клоун?

1

Комментарий недоступен

Царство буквально лучший сай-фай не знаю последних лет 5, если не больше. Но и конечно говоря нем для меня нельзя не вспомнить Лема. У него такие же парадоксально-живые миры и взаимоотношения со смотрящей в тебя бездной.
Ну и классный заход в рецензии и прикольный подход)

44