Фуриоса
Не ожидал я много в основном из-за каста. Все таки Том Харди и Шарлиз Терон - профессионалы, у них хороший диапазон и они умеют играть персонажей. В то время как, по моим наблюдениям, Крис Хемсворт и Аня Тейлор Джой умеют играть только самих себя. Смотреть на них весело, у них есть сильная харизма. Но они больше знаменитости, чем актеры. И в целом, нет ничего плохого в том чтобы позвать на роль актера без диапазона, но харизматичного. Если роль ему подходит. И когда ты зовешь в свой фильм Тора из Марвел, нужно быть готовым к тому, что ты получишь Тора из Марвел. На мой скромный взгляд ни Крис Хемсворт, ни Аня Тейлор Джой в своих обычных амплуа в мир Безумного Макса не вписываются. Но так я думал до того, как посмотрел фильм. Не то чтобы мое мнение изменилось, скорее я увидел все под новым углом.
Безумный Макс - он как поэзия, в нем есть рифмы. Воин дороги был культовым фильмом, который изобрел жанр постапокалипсиса со всеми его клише вроде пустыни, бдсм-разбойников, и машин-мутантов. Стал вдохновением для множества других фильмов и сериалов и даже тематических фестивалей.
Под куполом грома был бессмысленным и пустым фильмом, пародией на вторую часть, потерявшем важные элементы и принесшим гору мусора и свиного дерьма.
Дорога Ярости изобрела множество совершенно новых техник съемок и показала как нужно снимать боевик в XXI веке - динамично, драматично. Как можно показать глубоких героев почти без слов, лишь через их действия.
Пришло время новой рифмы. Фуриоса повторяет основные проблемы купола грома. Приносит новые, очень серьезные. Выглядит плохо. И в целом не имеет никакого смысла. Но обо всем по порядку.
Звук и визуал
Давайте сразу разберем эффекты потому что это моя самая простая претензия к этому фильму. Они просто плохие. Тут сложно что-то добавить. Если Дорога ярости бесшовно связывала графику и практические эффекты, то здесь графика видна и очень очевидна. Как зритель, ты не ощущаешь присутствия. Машины выглядят нарисованными даже в те моменты, когда в этом, казалось бы, нет необходимости. Не во время экшена, взрывов и столкновений. А просто потому что машину проще было нарисовать чем действительно ее делать.
И это еще не все. В фильме есть трюки, которые нарисованы целиком. Не потому что их было слишком опасно снимать, а потому что они в принципе невозможно в реальности. Момент когда Криса засыпает патронами или, мое любимое - летающие мотоциклы. Они не только выглядят плохо, они еще не делают смысла с точки зрения сеттинга. Летательные аппараты - не нечто новое в мире Безумного Макса. Но по большей части это были технологии из былых времен. Здесь же нам показывают что кочевники в шатрах собрали себе летающие мотоциклы. Зачем? Это выглядит нелепо и неуместно. Разрушает погружение и напоминает зрителю что он смотрит мультик в стиле марвел, а не серьезный фильм.
Музыка в кино тоже не впечатляет. Она…ну очень обычная. Да, если бы ее совсем не было, может быть, было бы хуже. Но никакого запоминающегося впечатления она не производит. Интересный факт - в Дороге ярости у разных машин были свои темы. Когда на экране показывали фуру Фуриосы, на фоне можно было расслышать крики китов. Машины баззардов буквально жужжали как пчелы. Тут ничего подобного нет.
В результате, фильм выглядит как видео игра. И хуже того, его сюжет подчеркивает сходство потому что оперирует логикой видео игр. Но об этом чуть позже.
Тут же прикопаюсь, раз выдалась такая возможность. В Фуриосе, как и в Дороге Ярости есть фура (в оригинале war rig - боевая платформа.) Фура выглядит плохо. Большую часть времени она нарисована и это очевидно. Но графоний я уже обсудил, окей. Ее дизайн плох. На ней изображены какие то сцены битв, это картина на колесах. Это не боевая машина. Она уместнее выглядело бы в мире Вархаммера, вселенной с гиперфокусом на насилие и эпичность, а не в бомжатском апокалипсисе Mad Max. И да, я понимаю что нам пытаются показать богатство и могущество Несмертного Джо. Просто получается довольно нелепо. При том что аналогичная машина из Дороги Ярости выглядела намного лучше т.к. во-первых была настоящей и во вторых отражала мир, в котором она была собрана. Тут фура отражает мир разве что буквально, но выглядит катастрофически неуместно.
Дизайн Криса Хэмсворта
Окей, окей, ПЕРСОНАЖА Криса Хэмсворта…Да, у него, как и у Ани, есть какое то имя, я даже его помнил первые пару часов как вышел из кино. Но в конце концов, это Крис Хэмсворт, он играет одного и того же персонажа. С небольшими вариациями, но действительно создать впечатление кого-то другого у него не получается.
Не помогает даже огромный накладной нос. С носом персонажа все в порядке, он не сломан, на нем нет шрамов. Единственная причина, по которой Крису прилепили этот нос - сделать его менее похожим на самого себя. Но два обстоятельства помешали реализации этого плана:
Во-первых, нос выглядит странно. Да, он здоровый, но при этом ноздри у него несоразмерно маленькие. Потому что это настоящие ноздри Криса. Наверно, был способ сделать их больше, может быть закрасить часть зеленой краской и нарисовать с помощью графики. Но этого делать не стали и слава богу, может быть это отвлекало бы еще больше. Хотя я подозреваю, что для постеров их все-таки подрисовывали.
Во-вторых, актерская игра Криса. Его персонаж кажется несерьезным и смешным просто потому что Крис так его играет. Ну и написан он тоже под актера, это видно. Ему позволяется иногда отпускать шутки и кривлять “смешные” лица, несмотря на сеттинг.
Весь фильм он носит с собой плюшевого мишку. Вроде как это игрушка его мертвого сына. Но вот у меня есть серьезные сомнения что такое реалистично. Если бы настоящий живой отце скорбил по своему ребенку, он не носил бы игрушку на поясе. Это очень интимная вещь, которую имеет смысл держать в максимально безопасном месте, среди личных вещей. Такие штуки достаешь время от времени чтобы вспомнить ушедшего близкого, в редкие моменты когда ты один, когда ты можешь позволить себе быть уязвимым. В данном же случае очевидно что это какая то случайная идея, которая показалась кому то забавной. Пусть наш антагонист ходит с плюшевым медвежонком на поясе. Это сбивает с толку, ведь антагонист весь такой накаченый и сильный, а медвежонок - детская игрушка. Но это добавит персонажу ГЛУБИНЫ!
Не добавило.
Такая же история с белым плащом Криса. Он есть. Сначала он белый. Потом он красный. Его много в кадре и на нем делается большой акцент. Символизирует это что либо? Трансформацию персонажа? Нет, это просто эффектно выглядит, вот и все.
Персонажи второго плана
Лучше момента не будет, чтобы поговорить про обилие пустых персонажей в этом фильме. Помните, как в Дороге Ярости было много ярких персонажей, для каждого из которых было написано много страниц предыстории? И этот объем продуманности не выливался на зрителя, а наоборот, им владели только актеры. Несмотря на то что зритель не знал истории слепого парня с гитарой, мы верили в то что он - интересный персонаж. Потому что история была. И актер ее знал.
В Фуриосе тренд сохраняется и даже развивается. Плотность ярких персонажей тут очень высокая: это и сам Крис, и его генерал в черном, и его библиотекарь. Джо в цитадели тусит со своими генералами, хотя в этом не много смысла, ведь по идее они должны находится совсем в других местах. Но фильм считает важным показать нам как толстяк в костюме теребонькает себя за соски, даже если у него нет никакой роли, кроме как стоять на фоне. Ну и вот старый адмирал мелькает на десять секунд.
Фильм переполнен персонажами, которые пытаются убедить зрителя в том, что они интересные. Но сделано это при помощи дизайна костюмов, по принципу “Поналепливать и смешать все подряд.” Зритель сам должен придумать значение для себя - классическая отговорка плохих авторов, которые поленились вложить смысл в свои творения.
Сюжет
Как и Купол грома, Фуриоса разделена на отдельные слабо связанные части. Эти части не ощущаются ни началом ни серединой ни концом фильма. Да и внутри этих частей нет какой то четкой структуры, просто события происходят. Это делает фильм безумно скучным. Ты не чувствуешь ни развития персонажей, ни движения к какой то цели. Просто события. Я буду пересказывать события фильма только для того чтобы дать контекст темам, на которые я буду рассуждать дальше. Поэтому буду краток. Для более полного опыта вы всегда можете посмотреть сам фильм. Чего я не могу порекомендовать, с чистой совестью. Но как бы вкусы различаются, не знаю.
Похищение
Открывается фильм с того, что маленькая Фуриоса и ее сестра Валькирия собирают персики. Признаюсь, меня смутили их имена. В Дороге Ярости Несмертный Джо называл Фуриосу своей Валькирией и я был уверен что и имя и прозвище рождены в брутальном мире, который Джо построил для себя - смешивающем культ насилия и скандинавскую мифологию. То, что эти имена существовали в мирном Зеленом Месте сбило меня с толку. Но в любом случае, младшая сестра в фильме больше не появится, а старшую я буду называть Аней чтобы не путать с Фуриосой в исполнении Шарлиз Терон. И да, я знаю что маленькую Фуриосу играет не Аня Тейлор Джой, это просто условность.
Так вот, сестры нападают на вооруженных бандитов. Нет, я ничего не перепутал. Это оказывается не удачным решением. Бандиты похищают Аню. Ее мама бросается в погоню. Днями и ночами она гонется за бандитами, врывается в их лагерь и спасает Аню. Но в конечном итоге это не помогает. Бандиты нагоняют их, маму казнят а Аня оказывается в плену.
Девочка перехитрила мужланов
Маленькая Аня какое то время живет в клетке у Криса. Злодей пытается узнать где та обетованная земля, откуда они с матерью пришли. Но потом забивает на это.
В пустыне разбойники Криса находят уор-боя Несмертного Джо. Они никогда не слышали про Цитадель и удивлены существованием этой фракции в целом. Что я нахожу чертовски неправдоподобным. Но окей, допустим что они кочевники которые приехали очень издалека.
Приехав в Цитадель, Крис вступает в перепалку с Несмертным Джо. Это выглядит как очень жалкая пародия на какой то другой фильм. Их диалог, как я и боялся, звучит очень по марвеловски, многословно, “остроумно” с какими то неуместными и неловкими шутками. Если у зрителя было хоть какое то погружение в мир, то тут оно полностью разрушается. А это самое начало фильма.
По команде Джо, один из уор-боев жертвует своей жизнью чтобы показать Крису фанатичную преданность этих самых уор-боев этому самому Джо. В этой сцене нет никакой необходимости т.к. через две минуты уор-бои прекрасно пересилят армию Криса без лишних жертв. Полагаю, что тут авторы пытались нам напомнить насколько эпично и трагично выглядели эти фанатики-камикадзе в Дороге Ярости. Но там они оформлены совершенно иначе, глубже. Ты чувствовал что они чувствовали, когда кричали ‘Запомните меня!’ Тут я ничего не почувствовал.
Крис отступает, но затем проводит ловкую операцию по захвату другой важной точки на карте, Газтауна. Происходит очередная экшн-погоня, единственная задача которой - показать нам в очередной раз какой же Крис мудак. Смотрите, он стреляет по своим людям! Которые ему доверяли! Буквально в прошлой сцене мы видели как Несмертный Джо промыл мозги своим подчиненным чтобы они жертвовали собой ради него. А вскоре, в Дороге Ярости Фуриоса сама поступит так же с сопровождающими ее уор-боями. Это нормально для этого мира. Но конкретно в этой сцене сетап и актерская игра - все направлено на то чтобы мы осудили Криса. Ну ок.
Газтауном управляет старый адмирал в каком то историческом костюме. Нам показывают что он рисует картины по учебнику, а потом он умирает. И это все. Просто еще один пример персонажа, которого пытаются сделать интересным визуально, забыв прописать что-либо про его личность.
Крис захватывает Газтаун и теперь возвращается к переговорам с Несмертным Джо, но с более сильной позиции. Аню продают Джо как часть политической сделки. Да, теперь в Безумном Максе есть политика. Крис становится лидером одного из трех поселений а Аня - женой Джо. Но она ловко сбегает от мужланов и притворяется мальчиком.
Как ей удалось сбежать? Это очень интересный вопрос. Аня заметила что Риктус - один из сыновей Несмертного Джо - проявляет к ней внимание. Она сделала себе парик из собственных волос. И когда тот отвел ее к себе в комнату - просто убежала. После этого она 15 лет притворялась мальчиком и жила в Цитадели. Изи-пизи.
Девушка спасает своего мужчину
Проходит пятнадцать лет. Аня спокойно живет в Цитадели. Носит платок на волосах и закрывает свое небритое лицо шарфом. Делает вид что она не умеет говорить. Собирает запасы чтобы сбежать. Но в день побега на их караван нападают злодеи и всех убивают и только благодаря силе и смелости Анечки удается их победить.
Эта история бессмысленна. На конвой напали бывшие подчиненные Криса, которые вышли из под контроля. Нам действительно показывали завязку этого конфликта, когда Крис убил людей своего генерала в черном. И генерал обиделся на Криса. И вот решился на бунт. Пятнадцать лет спустя.
Ииак, сюжет продолжается. Водитель фуры - Джек - красивый и добрый мужчина, замечает Аню и берет себе в ученики.
У них вроде любовь, но может и нет, фильм в этом отношении уходит в черный экран удивительно часто. Словно бы стесняется показать что героиня может быть уязвимой или иметь интимный момент с мужчиной.
В Дороге ярости между Фуриосой и Максом была очень своеобразная химия. Они быстро нашли какой-то общий темп. Один ведет, другая стреляет. Она наводит, он перезаряжает. И это все без лишних слов или жестов. Не романтика. Но боевое товарищество с первого взгляда. И где то глубоко внизу все таки скрывалась романтика, может быть, в другом мире…
Я могу предположить что Джек был введен чтобы показать нам почему Макс и Фуриоса нашли свой ритм так быстро - потому что у нее уже был человек, похожий на Макса, с которым она уже научилась взаимодействовать. Джек - это не Макс. Он одет как Макс и выглядит как Макс. И ведет себя как Макс в свои более осознанные моменты. Но не Макс. Джек добрый, смелый и грустный. И это интересная идея сама по себе. Я даже не могу придраться к исполнению. Возможно просто остальные проблемы этого фильма придавливают своей тяжестью хорошие идеи, а может быть загадка отношения Макса и Фуриосы попросту лучше выглядит как загадка. Я не знаю.
Итак, Джек учит Аню искусству войны. В чем именно его обучение состоит нам не говорят. Но через 4 минуты экранного времени обучение закончено.
Эти четыре минуты они ездят по заданиям Джо. Нам показывают одну из таких поездок, из которой мы снова узнаем что Крис - плохой человек. Он получил власть над Газтауном но не умеет им управлять потому что он ленивый и вредный. А потом он врет что это все не он. И окей, спасибо нам за характеризацию персонажа. Но откровенно говоря, на мой взгляд франшиза не нуждалась ни в этом персонаже, ни в политических кризисах.
Затем, Джек помогает Ане бежать из цитадели. На одной из миссий он приказывает выдать ей машину с топливом и припасами, говорит мол она поедет на разведку в соло. Но тут их конвой попадает в засаду Криса. Всех убивают кроме Ани и Джека. Что на самом деле грустно. Ведь это сразу подрывает доверие к этому миру. В Дороге Ярости один из главных персонажей был Накс, который начинал в общем то как простой солдат, один из сотен. В нем не было ничего особенного изначально. Но через него мы увидели, что каждый живой человек испытывает страх, любовь, способен на смелость и жертвы. И это делает мир более правдоподобным. Здесь же мы сразу видим что Джек и Аня одеты как главные герои и ведут себя как главные герои. Все остальные - просто массовка.
Аня начинает зачищать базу и без особого труда спасает своего мужчину и они вдвоем сбегают. Крис следует за ними.
Они ловко путают следы и поднимают пыль в воздух. Джек стреляет по Крису из снайперского ружья, на ходу высунувшись из машины. Но ничто не может остановить злодея.
Он ловит героев, казнит Джека на глазах у Ани и только благодаря невероятному (буквально) стечению обстоятельств нашей героине удается бежать.
Девушка мстит за своего мужчину
Далее у нас есть камео самого Макса. Нам его покажут на долю секунды со спины. В лучших традициях камео плохих фильмов - чтобы напомнить о существовании фильма, который заметно лучше и может быть зритель спроецирует свои эмоции от фильма получше на этот. Это не последний раз, когда Фуриоса использует этот прием.
Нам предлагают самим додумать что именно произошло. В одном кадре Аня шла по пустыне. В другом нам показали Макса со спины. И в следующем она уже в цитаделе. Спас ли ее Макс, который довез ее до цитадели и потом уехал оттуда? Или ей это лишь померещилось? Может нам, зрителям просто показалось? Столько вопросов…
В Цитадели Аня приходит в себя среди трупов и личинок. Личинки объедают обрубок ее руки, что выглядит страшно. Но меня этот момент сбил с толку так как, я когда то слышал что есть такая техника - когда не доступны нормальные средства - позволить личинкам выесть гниющую плоть чтобы инфекция не распространилась дальше. Понятия не имею как это работает в реальном мире, но это звучит как что-то, что работало бы в мире Безумного Макса. Поэтому остается непонятным, милые старики, которые затащили Аню в эту яму пытались ей помочь, или собирались ее сьесть? Аня не знает, фильм не знает и я не знаю.
Аня идет прямо к Несмертному Джо и говорит ему воевать. Тут же все машины отправляются на войну, а закадровый голос очень коряво сообщает нам что война никогда не меняется. Это еще одна попытка авторов напомнить нам о произведениях, лучших чем этот фильм. Знаменитая фраза из Фоллаута очень неловко перефразирована, примерно как дядя Бен в Удивительном Человеке Пауке пытался жонглировать словами сила и ответственность, так чтобы не скопировать точно фразу из человека паука Сэма Рейми, но примерно передать смысл. Тот факт, что совсем недавно вышел блестящий сериал Фоллаут, где авторы смогли инкорпорировать фразу органично и изящно - совсем не помогает авторам Фуриосы.
Затем Аня делает себе кибер-протез и на машине с тремя колесами приезжает на войну. Недостаток колеса - это проблема, которая существует только чтобы героиня ее решила. Я не могу себе представить ни чтобы такая ситуация и правда произошла в цитадели, ни чтобы решение Ани сработало в реальной жизни.
Естественно, показав это, авторы не могут оставить героиню на таком мусоре. Добравшись до фронта, Аня угоняет машину сыновей Несмертного Джо. Глупые мужланы слишком увлечены спорами чтобы помешать нашей целеустремленной героине.
Наконец победа. Крис без оружия, без средства передвижения, без воды. Аня, как бэтмен или Спаун - дух мести, не знающий преград, готовый терзать своего обидчика вечность. По крайней мере в такое впечатление целились авторы. И да, получилось. Я бы точно не хотел бы перейти дорогу существу с божественной силой получать все, чего она хочет.
И вот эпический финал. Все пролитые слезы и годы мучений вели к этому. Это грандиозная погоня? Схватка двух могучих воинов? Нет, это диалог. И не поймите неправильно, иногда диалог может быть хорошим финалом. Но тут это даже не очень эмоциональный диалог.
Крис умудряется не узнать Аню в лицо. Называет ее своим ребенком и говорит классическое злодейское “Мы с тобой не такие уж разные.” Аня говорит: “Нет, я не такая как ты.” Этот диалог длится и длится и длится и потом он не заканчивается а затем длится еще. Как и весь этот фильм.
И наконец нам говорят что Аня приковала Криса к скале в Цитадели посадила дерево где то в области его гениталий, обрекнув его на участь хуже смерти - каждую секунду испытывать боль, наблюдая как из твоей плоти растет дерево. Может быть в этом должен быть какой то смысл, что вот он компост или что то про круговорот жизни.
Заканчивается фильм снова напоминая нам что мы могли провести время лучше - показывая кадры из Дороги Ярости. Фуриоса не в выигрыше от сравнения. Фильм плохо написан, плохо выглядит, его тяжело смотреть и из него сложно что либо вынести. Визуальная разница бросается в глаза прямо болезненно остро.
Так, теперь у вас есть весь необходимый контекст. Вооружившись им, мы разберем некоторые аспекты этого кино, начиная, по традиции с самых простых.
Это компьютерная игра
Фуриоса (фильм) действует по логике компьютерной игры. Аня подбирает бомбу, добавляет ее себе в инвентарь и спустя несколько минут использует в подходящей ситуации. Мама героини зачищает форпосты из Фаркрая. Позже сама Аня делает тоже самое на Ферме Пуль. Аня прячется в толпе мальчишек словно Хитмен или Эццио. Никто из героев никогда не промахивается, даже когда они стреляют из тяжелых снайперских ружей, высовываясь из окна машины на ходу.
Это все примеры вещей, которые происходят в компьютерных играх, но не происходят в реальности. Для зрителя, который много играл такие события могут показаться естественными - ведь у него был подобный опыт. Но для человека, который живет в реальности все это выглядит дико и абсолютно невозможно.
Я могу понять почему так получилось. Ведь фильм сам не про реальность, а про вымышленный мир. Где взять релевантный опыт, чтобы описывать события правдоподобно? Почему бы не из игр. И все же, в предыдущих фильмах франшизы такого не происходило. Невероятные элементы были, да. Но они были уникальны, придуманы специально для Безумного Макса, а не заимствованы из массовой культуры. И все эти элементы сами стали культовой классикой и уже их другие произведения заимствовали к себе. Как например БДСМ-бандиты и машины-мутанты. И даже само выражение машины-мутанты.
Возникает ощущение что авторы попросту отвыкли и от логики реального мира и от логики самого Безумного Макса. При написании сценария они регулярно возвращаются к логике игровой. Но это не игровой фильм, и из-за этого у меня в голове возникает диссонанс. А человек, который меньше играл в компьютер и не распознает этот стиль мышления с первого взгляда - ему это все вообще покажется несвязным бредом.
Это обманутые ожидания
Это такой прием, когда зрителя готовят к какому-то событию, а потом происходит совсем другое событие и зритель такой: “Уау! Я этого не ожидал!” Прием очень сложный, ведь если сделать его просто как я описал, то зритель одновременно почувствует себя обманутым - ему не дали того, что обещали - и потеряет эмоциональную связь с повествованием - другое событие произошло без предупреждения и зритель не готовился к нему.
Чтобы этого избежать, нужно готовить зрителя и ко второму событию. Но так, чтобы он и сам не понял до самого события. Показывать знаки, которые он заметит, но не соединит в единую картину. И плюс, другое событие должно быть намного значительнее и интереснее первого, чтобы затмить его и зритель не ощущал себя обманутым.
Авторы Фуриосы использовали этот прием удивительно часто, посмотрим, как они справились.
В открывающей сцене нам показали что Аня успела испортить очень характерный мотоцикл с радиаторной решеткой спереди. Нам показали его несколько раз, с разных ракурсов. Он сильно отличается по форме от остальных. И теперь мы крепко запомнили что он сломан. Дальше мы увидим как ездока именно на этом мотоцикле мать Ани убьет из снайперской винтовки. Именно на этом мотоцикле мама будет преследовать похитителей день и ночь. И когда я увидел что мама садится на этот мотоцикл, я подумал что это неплохо написанная трагическая ирония - мама не сможет продолжить погоню потому что мотоцикл сломала ее дочь. И горько и сладко.
Но нет. Либо фильм об этом забыл, либо я пропустил момент когда мама починила мотоцикл, но никаких проблем у нее не было. И снова мне непонятно, авторы пытаются показать что мама настолько крутая, что даже сломанный мотоцикл едет у нее как новенький? Или они тоже забыли?
Другой момент, который обманул мои ожидания - противостояние на Ферме Пуль. Аня на своей машине может уехать, Джек приказывает ей ехать. И наш герой оказывается перед выбором. Наконец осуществить свою мечту и сбежать домой. Либо поехать предупредить Несмертного Джо в надежде спасти своего мужчину.
Это был один из многих моментов, где я на долю секунды увидел какой то проблеск характера у персонажей. Только для того чтобы через секунду фильм отнял у меня надежду на такую роскошь. Аня сама врывается на Ферму Пуль, убивает неисчислимое количество врагов и спасает своего мужика.
Делать тяжелый выбор - это для слабых людей. Аня сильнее любых обстоятельств. Ане не нужно принимать тяжелых решений, она - неостановимая сила. У нее всегда все получается. А если не получается то только потому что мир жесток и несправедлив.
Но чемпион фильма по обману ожиданий - рука Ани. Рука Ани в этом фильме имеет свой собственный сюжет. Авторы играют с ожиданиями зрителя. Мы знаем что у Фуриосы руки нет и соответственно, ожидаем что Аня ее как то потеряет. Но как? Не то чтобы это было очень интересным вопросом, если честно. И авторы стараются немного его подперчить.
Сначала Аня выбивает у себя на руке татуировку со звездами. Закадровый голос говорит нам что по этим звездам Аня сможет найти дорогу домой. Во-первых, я почти уверен что звездные карты так не работают, но ладно, допустим. Это же все таки сюрреализм. Но во-вторых, мне непонятно зачем Аня это сделала. Она боялась забыть дорогу? Ни разу в фильме, ни до ни после, Аня не испытывает ни малейших сомнений в своих способностях. И вполне обосновано - у нее всегда все получается. У меня как у зрителя нет оснований думать что она может бояться забыть дорогу домой. Она хотела оставить напоминание? Фильм неоднократно показывает нам что Аня повсюду носит с собой косточку от абрикоса. Иметь сразу два эмоциональных якоря для персонажа в истории ослабляет эффект от обоих.
Ну ладно, сделала и сделала, окэй. Я знаю что она руку потеряет и соответственно, готовлюсь к тому, что теперь у этого будет какой то символический смысл. Может быть какой нибудь злодей поймет значение карты и ей придется отрезать себе руку чтобы не дать злодею найти дорогу к ее дому. И этот акт будет означать ее выбор - отказаться от дома ради того чтобы защитить своих близких. Тяжелый выбор, который отражается в столь же тяжелом акте отрезания себе руки.
Или может быть этот злодей сам отрежет ей руку, как злодей из Водного Мира грозился срезать карту вместе с кожей со спины девочки?
Вариантов много. Но вот, во время очередной погони рука Ани оказывается зажата между крышей машины и вращающимся колесом. В этом нет никакого символизма, это просто несчастный случай. Но вот проходит еще секунда и оказывается что это нас снова обманули - рука Ани в порядке. Немного крови, да. Но очевидно что хрупкие металлические машины не могут нанести вред стальной плоти главной героини.
А еще через минуту Аня и правда теряет руку. За кадром. За этим нет никакого выбора, никакого решения. Она забыла про тату с картой, возможно оно испортилось во время первой аварии. Фильм нам ничего этого не показывает. Это просто набор событий и я чувствую себя дураком из-за того что пытался найти там какой то смысл.
Ну и финальная погоня. Увидев героиню, Крис решает спасать свою жизнь, подставляя своих подчиненных - как поступил бы любой трусливый мужлан. Его команда разделяется на три и все трое едут в разных направлениях. Героине придется сделать рискованный выбор. Довериться своему инстинкту? Просто рискнуть, не зная повезет тебе или нет? Применить какие то знания о Крисе, которыми она обладает из опыта своего заключения?
Нет, Аня слишком хороша для всего этого. Она успеет настигнуть всех троих. Как я уже много раз отметил, ей не нужно делать никакого выбора, у нее всегда все получится. Потому что…
Это фанфик
Очень плохо написанный фанфик про Мэри Сью. И мэрисьюшность в этом фильме передается генетически. Мама Ани - это вообще идеальный персонаж, она всемогуща как Иисус. Она на ходу ремонтирует байк стреляет из снайперской винтовки без промаха, опять таки на ходу. Когда она увидела, что на базе больше людей чем у нее патронов, она перешла на стелс, нашла свою дочку, всех победила все преодолела. И только ее собственная доброта позволила злым врагам ее победить. Предательский нож в псину, воткнутый женщиной, которую она пощадила. И даже после этого, мама героически убила стопятдесятпятсоттысяч мужланов, прежде чем ее схватили и распяли на кресте.
Это было очень плохо. Да, мальчики тоже пишут про себя истории, про то какие они крутые и неостановимые. Такие фильмы тоже есть. Но никто не считает их хорошо написанными. Таким персонажам просто сложно сопереживать. Близкими и человечными персонажей делают их ошибки. Сожаления. Необходимость делать сложный выбор. Ничего этого в фильме нет и первая часть нас об этом предупреждает.
Другой хороший пример - это побег Ани из гарема Джо. Она ловко придумала сделать себе парик из собственных волос. И в этом есть смысл. Аня знала что ей предстоит прятаться среди бритоголовых мальчиков. Но если бы она побрила волосы заранее, это привлекло бы внимание. Плюс, она заметила что сын Несмертного Джо проявляет внимание к ее волосам. Так что ок. Но. Для того чтобы этот побег сработал, нужно оооочень много везения. И сценаристы именно столько везения и выдают Ане. В итоге, эта идея выглядит не как хорошая, а как единственная. Оригинальный план, который в реальности скорее всего не сработал бы, но авторы заставляют его работать, потому что ничего лучше не придумали.
Бонусом замечу, что фильм фокусирует наше внимание на абрикосовой косточке, которую Аня носит в волосах. Она дважды за фильм бреется налысо и оба раза нам показывают эту косточку. Где она ее прячет пока волосы не отросли обратно фильм умалчивает.
Итак, Аня сбежала из клетки, но решила остаться в Цитадели. Как получилось что ее не искали, когда Джо недосчитался своей последней жены? Может быть он просто их не различает? Как Аня смогла устроиться жить среди мальчиков в Цитадели? Я понимаю что со стороны может показаться что они все настолько одинаковые что сами забывают кто они и путают самих себя друг с другом. Но изнутри то это не так. Где она спала? Что она ела? Она первая в истории девочка, выдающая себя за мальчика? Мы знаем что в цитадели царит определенный порядок. Довольно средневековый, да. Но есть иерархия, есть должности. И каждый понимает свое место в этой иерархии и знает людей вокруг. Я сильно подозреваю что человек вне этой иерархии там не получит ни еды ни воды и вообще будет вышвырнут наружу. Но фильм не заморачивается с такими деталями. Наша девочка всех перехитрила.
И дальше об этой истории все забудут. Никто не будет искать пропавшую жену Несмертного Джо. Никто не узнает Аню в лицо, даже когда она будет говорить с Джо и его сыновьями лично. Что такое последствия поступков фильм не знает, у Ани всегда получается все, что она задумала. И если она решила жить в Цитадели и при этом не хочет быть опознанной - так и будет.
Сценарий пишется задом наперед - сначала авторы думают над результатом, которого они хотят добиться, а потом думают как привести туда персонажа. И сам по себе подход может работать. Но вот беда - они делают это плохо. Не органично и топорно. Перегружают своих любимых героев суперспособностями и сюжетной броней. И когда ничего из этого не помогают, вещи просто сами по себе складываются так, как это нужно персонажу. Ане не нужно преодолевать неожиданные препятствия, все всегда будет ей на руку. Ей не нужно развиваться как персонажу. Ведь рост персонажа происходит в поиске. А Аня ничего не ищет, она идет к заданной цели.
Еще пример, который я уже упоминал, но в другом контексте. Аня врывается на Ферму Пуль, убивает всех на воротах, берет снайперское ружье, убивает еще пару сотен человек. Она никогда не промахивается, кроме как в Криса. И то, только потому что по-звериному хитрый мужик подставил под огонь своего соратника. Аня успешно спасает своего мужчину и они уезжают. Но злой мужик не может их отпустить. При помощи чистой злости он ломает ворота, которые в прошлой сцене не могла преодолеть тяжелая боевая фура. И следует за героями.
Он ловит героев. Подвешивает Аню за руку и приказывает казнить Джека у нее на глазах. И отворачивается. Спустя какое то время он устает просто сидеть и останавливает хоровод мотоциклистов, который носился вокруг них все это время. И тут оказывается что Аня отгрызла себе руку. Прицепила машину Криса цепью к земле. И украла мотоцикл. И все это просто потому что Крис отвернулся и еще сотня его головорезов просто не смотрели? С одной рукой? Я не знаю, если честно что тут думать…да, франшиза находится на грани сюрреализма, но это уже просто плохо.
Вишенка на торте - Аня на мотоцикле въезжает на гору, куда никто из преследователей подняться не может. Просто потому что она лучше. Окей, сейчас, немного подумав об этом, я понимаю что она еще и легче и это может служить объяснением этой сцены. Но сам фильм ничего не объясняет, тонкости управления мотоциклом никак не упоминаются. Если бы в середине был момент, где например Джек сказал бы ей что она может заехать на гору на мотоцикле потому что она легче - это было бы здорово. Это наполнило бы этот бессмысленный момент эмоциями. Но нет, Аня просто лучше всех.
Когда Аня приходит в себя в начале четвертой части, она сразу же направляется в покои Несмертного Джо. Она сильная женщина, тот факт что только что она чуть не умерла от жары и кровопотери, что она потеряла руку - это ее не замедляет, ей не нужны ни вода ни еда ни медикаменты ни отдых. Тот факт, что она по сути никто в иерархии тоже ее не останавливает. Она говорит с Несмертным Джо на равных, он может лишь скромно кивать в ответ и со всем соглашаться. Аня объясняет Джо как правильно управлять страной и как правильно воевать. Указывает незадачливому старику кто его настоящий враг и где он.
Отношения между Фуриосой и Джо в Дороге ярости - тема интересная. Им не уделяется много внимания, но зритель может понять что Джо как минимум уважает ее. Он назывет Фуриосу своей валькирией, продолжая уклон в скандинавскую мифологию. Можно предположить, что Фуриоса обладает заметной популярностью в цитадели, что дает ей политический вес. Джо, может быть, опасается ее, но и избавится от Фуриосы не может - его империя сильно зависит от ее боевых навыков.
С другой стороны Фуриоса испытывает лишь ненависть к Джо, за то что он делает с людьми, за то что он делает со своими женами. Но эта ненависть прячется за маской уважения - она понимает что хоть и собрала определенную поддержку, прямого столкновения с Джо она не выдержит. Поэтому она решается на побег, а не на перевоторот. Хотя по иронии, именно переворотом все и заканчивается.
Отношения Ани и Джо тоже не обозначены. И того, что нам показали, достаточно, чтобы понять что авторы об этом просто не думали. У Ани пока нет политического веса, ничто не защищает ее от Джо. Поэтому фильм не может нам показать что он ее любит или ненавидит - иначе непонятно почему он ничего не сделал на этот счет. Джо - главный антагонист сиквела, а значит Аня не может испытывать к нему никаких ярких эмоций. Ведь она обладает властью над реальностью в этом фильме и если бы она ненавидела Джо, то убила бы его без малейших усилий.
Возникает дилемма, которую авторы решить даже не пытаются. Аня просто говорит Джо что делать и он послушно делает. Все это напоминает фанфики, где авторы вписывают себя например в мир Гарри Поттера и там объясняют Дамблдору как правильно управлять школой и романсят Снейпа.
Это размытый сеттинг
Момент не хуже других чтобы поговорить о сеттинге. Да, Безумный Макс находится немного вне привычной нам логики, часто оперирует чувствами больше чем фактами. Но этот эффект обычно не заметен, большинство зрителей не воспринимают эти фильмы как поток сознания. Зрители видят в них нормальные истории, происходящие в сай-фай мире после конца света. Иногда события, продиктованные художественными причинами совпадают с логически верными. Иногда нет. Посмотрим на пару примеров.
Во франшизе всегда было мало огнестрельного оружия. Помните с каким трепетом в Воине Дороги Лорд Гомункус относился к своему Смит-н-Вессен? Это была практически реликвия. В Дороге Ярости дробовик Макса играет довольно заметную роль в сюжете, но большую часть фильма он даже не заряжен. Собственно, как и в Воине Дороги. Помните, когда Несмертный Джо передал Наксу револьвер - инструмент его святой миссии? Уор-бои Несмертного Джо вооружены самодельными огнеметами. Самое разрушительное их оружие - это копья, к которым приделана взрывчатка. Они незатейливо называют их Громовые палки.
Это все логично, для нормального огнестрельного оружия нужна промышленность. Нужны заводы по производству патронов и мастерские, которые бы оружие обслуживали. И этим заводам в свою очередь нужны другие заводы - по производству пороха и гильз, металлопрокатные цеха и т.д. и т.п. Это логично, но на самом деле не настоящая причина. Ведь для автомобилей по большей части нужно все тоже самое, а их довольно много.
Настоящая причина в том, что дефицит огнестрельного оружия показывает нам плачевное состояние этого мира. Вещи, к которым мы привыкли в других боевиках тут - редкость. Ну или это можно трактовать как “Они настолько одичали что даже не могут воевать цивилизованными методами, а дерутся как варвары.”
Авторы Фуриосы забыли все это. Они забыли о логике, но что важнее, они забыли что именно они тут пытаются нам рассказать. Оружия и боеприпасов в фильме очень много. Вооружены все вплоть до самого мелкого приспешника злодеев. Аня и Джек увешаны пистолетами обрезами и винтовками. У Криса есть базука.
Никто в фильме не переживает о патронах. Это очень класный троп в постапокалипсисе - когда у героя всего три патрона и в каждой ситуации он должен решать, пора потратить еще одну пулю или же попытаться обойтись без этого потому что впереди может быть ситуация еще опасней. И каждый потраченный патрон становится важным этапом сюжета. Я говорю об этом здесь потому что нам тут показывают не только перестрелку героев с читами на неуязвимость и бесконечные патроны. Тут же присутствует сцена, где Криса буквально заваливает патронами, сцена не очень симпатично нарисованная, но активно использовавшаяся в трейлерах и промо.
И да, Дорога Ярости установила нам что существуют такие места как Ферма пуль и Город бензина. Обе эти локации мы впервые видим именно в Фуриосе (хотя Газтаун был в игре). Но учитывая оснащенность уор-боев, я всегда полагал что Ферма пуль это скорее название. Что там в мастерских делают какое то совсем небольшое количество пуль для оружия, но по большей части сосредоточены на производстве взрывчатки для громовых палок.
В конечном итоге, мир потерял одну из своих фирменных особенностей. Не то чтобы ключевую, но довольно важную. Ни логические причины, ни художественные при создании этого фильма учтены не были. Ну то есть, может были как раз таки новые художественные - нужно показать больше пиф-паф.
Или вот другой хороший пример. Аня решает сделать себе протез на место потерянной руки. И это не очень удачно выглядящий протез. Пытаться показать эту руку крупным планом явно было ошибкой. В целом, я бы сказал что таким вещам не место в этой вселенной. Робо-протезы - это пока что территория научной фантастики. В Максе, я напомню, конец света произошел где то в 80х - 90х. Модели машин, показанные в этих фильмах это хорошо отражают, они все довольно устаревшие по нынешним меркам. Это фантастика, конечно, но такая, которая не предполагает каких то продвинутых технологий.
При съемках Дороги ярости как будто это понимали. Рука Фуриосы находится очень далеко от фокуса внимания зрителя. Иногда она мелькает, но скажу честно, я заметил что это протез только во время второго просмотра. Такой подход также позволяет не заострять внимания на эффектах и качестве графония. Можно спросить, зачем тогда вообще нужен этот сюжет элемент и я скажу что он в общем то и не нужен. Но в такой форме рука протез добавляет некоторой экзотичности сеттингу и персонажу. Буквально щепотку.
Рука Ани - это настоящий киберпротез. И сделала она его сама, тут, на коленке. Одной рукой, кстати! Позже мы узнаем что в руку встроены гидравлические кусачки и крохотный мотор внутреннего сгорания. По утекшим наброскам сценария мы знаем что позже она должна была сделать себе шляпу, которая бы открывалась чтобы из нее выскакивала механическая рука с гигантским молотком.
Ну и это просто дичь
Итак самое начало фильма. Девочки замечают злых бандитов на мотоциклах. Аня инструктирует сестру ждать в кустах и в случае чего бежать за помощью. А сама начинает подкрадываться к бандитам и пытается незаметно повредить их мотоциклы. Вам это может показаться странным - почему не послать сестру сразу же бежать за помощью? Я добавлю странностей - позже мы узнаем что у Ани есть свисток, который имитирует пение птицы, но который предупреждает жителей селения об опасности. Она могла свистеть в этот свисток с самого начала и бандиты бы ничего не заподозрили. Но она выбрала сначала попасться им в руки и только потом звать взрослых.
Это начинает тренд, который продлится весь фильм. И который меня очень фрустрировал. Персонажи совершают глупые поступки, но остается непонятным это персонаж совершил ошибку или это авторы заставили его поступить глупо потому что искренне думали что это верный путь. Маленькая Фуриоса платит за то что она была самоуверенна и она научится впредь быть осторожней? Или это не часть развития персонажа, а авторы и правда думали что маленькой девочке есть смысл пытаться незаметно напасть на группу вооруженных взрослых мужчин? Непонятно. И дальше будет только непонятней.
Кроме того, очень ярко проявляется сюжетная броня на девочке. Крис убивает ее мать у нее на глазах, довольно бессмысленно. Но ведь его цель была - узнать где находится их дом. Не проще ли было ему пытать девочку на глазах матери, чтобы получить эту информацию? Я не говорю что фильм был бы лучше если бы в нем было больше жестокости, я не сторонник такого. Но для его персонажа такое поведение кажется более подходящим.
Ну и самая большая проблема такого рода - это МОРАЛЬ фильма. Некий итог, который обычно подводится в финальной конфронтации между протагонистом и антагонистом. СМЫСОЛ! Напомню, у Ани и Криса был диалог в конце. Он сказал классическое “Теперь ты такая же как я.” Она сказала мол нет, не такая. После этого она обрекла его на участь хуже смерти.
Но получается что Аня обманула Криса, нет? Она стала не просто столь же жестокой как он, а даже более жестокой. Как и наш антагонист, она убивает. И делает это не из необходимости, а из личных целей. И даже не может сказать что она не получает от этого удовольствия - получает. Когда Крис сжег маму Ани - что тоже было бессмысленно - он не получал от этого видимого удовольствия. И саму Аню он тоже не обижал, хотя сеттинг предполагается как очень опасное место для маленькой девочки. Получается, морально, наш протаганист уступвет антагонисту?
У Ани нет никакого морального превосходства над Крисом и такие вещи меня всегда тревожат потому что я не понимаю это позиция персонажа или автора. Аню нам показывают как образец для подражания и я могу лишь сделать вывод что автор сценария сам не видит здесь проблемы. В этой истории получается что принципиальной разницы между протагонистом и антагонистом нет - герой это та, кто в центре экрана. Злодей - это тот, с кем у нее плохие отношения. Оба персонажа совершают ужасные поступки. Любая претензия на мораль, тут смотрится в лучшем случае…тревожно.
Тонкая тема
Осталась еще одна важная тема, которую я задевал пару раз в тексте. Настало время обсудить ее в полной мере. Фильм старается сохранять определенную умеренность в том, что касается сексуализированного насилия.
Это очень тонкая тема, и не поймите меня не правильно, я не хочу смотреть на изнасилования и педофилию. Но сам сеттинг такой, что эти темы очень сложно обойти. Опять таки, в Дороге Ярости это удалось сделать достаточно органично. Зрителя все время отвлекали экшеном, тема изнасилований обозначалась, но не поднималась прямо. В Фуриосе, особенно в первой ее части этого сделать не удается. Наш протагонист - несовершеннолетняя девочка. В каждой новой ситуации, куда она попадает обязательно разыгрывается одна и та же сценка, когда один злой персонаж пытается выдвинуть идею изнасиловать ее, но другой злой персонаж оказывается джентльменом и накладывает свое вето. Спасибо, конечно. Но выглядит это всегда топорно.
Можно ли было сделать лучше? Я хз, мне явно не хватает экспертизы чтобы рассуждать на такие темы. В 80х снимали более жесткое кино где тема сексуализированного насилия поднималась более явно и жестко. Но такое кино просто страшно и неприятно смотреть, спрос на него не особо высокий. Так что увеличение жести - это не путь.
Уменьшение жести могло бы помочь, но нужно было бы снизить обороты во всех аспектах этого мира. А вот на взрывы и убийства люди смотреть еще любят. Так что это тоже не путь.
Постараться не акцентировать внимание на этом аспекте данного сеттинга было бы экстремально сложно, учитывая кто наша героиня. Может быть тут был путь, если бы Аня все детство находилась бы под чьей-то защитой. Матери, семьи, какого нибудь приемного отца. Но нет, ребенок все время оказывается в ситуациях, где грязные мужики смотрят на нее хищными взглядами, но благодаря каким то мистическим стечениям обстоятельств девочка остается невредима. Я уже говорил что я думаю о таком стиле написания сценариев.
Насколько мне известно, актер, игравший Риктуса - сына Несмертного Джо - получал угрозы в твиттере, его называли извращенцем, педофилом и ему пришлось оправдываться и объяснять людям что это всего лишь роль и в жизни он не трогает волосы несовершеннолетних девочек. Да, при том, что и сам фильм тут очень перестраховывается. Нам показывают что у парня в комнате много кукол и ведет он себя как то очень девиантно - все это должно немного размыть смысл происходящего в глазах зрителя. Может быть он не собирался насиловать Аню, а хотел поиграть с ней в куклы.
Любопытно, почему вообще так происходит - в боевиках всегда творится много ужасных вещей. Бывают убийства, пытки, казни. Но именно на сексуализированное насилие в последние годы действует определенное табу. Это, в принципе, естественно - ведь для большинства людей погони и взрывы - такая же фантастика как и космические корабли. В то время как сексуализированное насилие остается реальностью для многих. Боевики в целом очень сильно романтизируют происходящее на экране, делают взрывы и убийства привлекательными. И тут приходится идти на определенный компромисс. Мы готовы романтизировать насилие, вероятность которого в реальном мире все равно очень низка. Но мы не хотим рисковать и романтизировать насилие, которое действительно происходит и жертвами которого становятся миллионы людей. И это правильный подход.
Это не Безумный Макс
Все темы, которые были подняты в Дороге Ярости - роли мужчин и женщин, насилие, обретение себя - это вроде как есть. Но если там это были очень тонкие и умные комментарии, поданные под крайне необычным соусом из экшена, то тут это очень прямые и примитивные мнения. Высказанные между экшеном, т.е. ровно то качество, за которое Дорога ярости прославилась, тут отсутствует. Сами мнения, как я сказал выше, очень примитивные, сводятся к “Аня куртая, мужики плохие.”
История Фуриосы может быть рассказана, хотя я в целом считаю что этот персонаж в Дороге ярости раскрыт достаточно и любая новая информация только вредит ей. В данном случае вредит настолько, что Фуриосу в исполнении Шарлиз Терон и Ани Тейлор Джой невозможно воспринимать как одного персонажа.
Но главная проблема не в этом. Помните, разрушенный мир в Безумном Максе отражает внутреннее состояние разрушенного человека. И этот человек - Макс Рокатански. Не Фуриоса. Это такой мощный художественный прием, настолько мощный что задает сеттинг фильма. Показывать историю другого персонажа в этом же мире - бессмысленно без самого Макса. Это как если бы авторы Головоломки сняли бы спин офф про персонажа в голове Райли, но у самой Райли было бы лишь крохотное камео. Да, такое возможно. Но зачем? Ради эффектов? Чтобы рассказать совершенно другую историю? Не проще ли было использовать и какой нибудь другой мир и другого персонажа?
Итого
Фуриоса - это плохо снятый фильм с плохими эффектами, непродуманным и глупым сюжетом и пустыми персонажами. Я жалею что я посмотрел его. Мне жаль людей, которые над ним работали. Возможно не всем, но хотя бы кому то из них было не все равно. Я рад что наконец закончил этот текст. Я явно уделил этому кино слишком много времени.