«Американский вандал» — истина в дерьме
Или ещё одна причина не судить по обложке.
Первый сезон «Американского вандала» было трудно рекомендовать друзьям. Сериал начинался с такого количества бесстыдных шуток про члены, что многие зрители могли не добраться до восьмого эпизода, где сценаристы наконец-то объясняли, зачем это всё затевалось.
Во второй раз режиссёр и автор идеи шоу Тони Ясенда подошёл к вопросу изящнее. Теперь сюжет не монотонно движется от туалетного юмора к настоящей драме, а совмещает обе тональности в рамках каждого эпизода.
Именно поэтому второй сезон «Вандала» на несколько голов выше первого. Здесь меньше пошлых шуток, но зато больше осмысленных высказываний и злободневных замечаний.
Только за первые два часа повествования авторы умудряются серьёзно углубиться в природу буллинга в школах, а затем резко переключиться на тему несовершенства следственной практики в США, где подозреваемого могут и без всяких пыток довести до любого признания.
В это трудно поверить, но неожиданно увлекательная детективная история о терроризме с использованием слабительного — это ещё и одно из самых пронзительных высказываний о жизни современных подростков.
Пока зрители сдерживаются, чтобы не захохотать над очередной диаграммой с заголовком «Кто съел дерьмо?», сценаристы готовят почву для целого каскада сюжетных поворотов в финале.
Второй сезон строится на контрасте между двумя школьниками — странноватым, но обаятельным изгоем Кевином Макклейном и любимчиком публики Демаркусом Тиллманом. Поначалу кажется, что между двумя парнями лежит социальная пропасть, но чем дальше развивается сюжет, тем яснее то, что они оба в равной мере страдают от общей напасти — одиночества.
Одиночество — центральная тема второго сезона. Ближе к концу выясняется, что почти все ключевые персонажи этой истории носят маски, а со своими собственными демонами сражаются без какой-либо поддержки. И нет никакого значения, сколько у тебя денег или друзей в социальных сетях. От снежного кома комплексов, которые когда-то зародились от одной невинной ошибки, не поможет скрыться ничто.
«Американский вандал» был придуман как остроумная пародия на сериал «Создавая убийцу», но только во втором сезоне — уже с более самостоятельным сюжетом — шоу наконец-то обрело себя.
Это тот редкий случай, когда люди, начавшие с шутливого паразитирования на чужом контенте, неожиданно оказались способны на самостоятельные высказывания.
Пока не ясно, куда сценаристы заведут шоу в потенциальном третьем сезоне, но есть ощущение, что во втором они прыгнули выше головы и очень удачно закольцевали свою идею.
«Американский Вандал» — это псевдодокументальное расследование, рассказывающее о людях, которые живут «псевдодокументальной» жизнью в соцсетях.
Это сериал о подростках, который говорит с ними на одном языке. Сериал, чьи сценаристы знают, что на важные сообщения лучше отвечать в заметках, чтобы собеседник не видел «три точки», и понимают, каким образом раздражающий баг в iOS может стать событием для целой школы. Даже комичная аналитика на основе использованных эмодзи здесь кажется не шуткой, а лингвистическим анализом ближайшего будущего.
Второй сезон «Американского вандала» заканчивается изящной мыслью о том, что вся наша жизнь, вся показуха в соцсетях, все образы, которых мы держимся на публике — это и есть «Американский вандал», и во всех нас, как и в «Американском вандале» есть немного дерьма, с которым лучше смириться, нежели пытаться спрятать. Потому что в эпоху всеобщей социализации правда всегда выходит наружу.