Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Добрый волшебник кино, подаривший «Союзмультфильму» логотип, а детям — много замечательных мультиков.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Мультфильмы Романа Абелевича Качанова без преувеличения можно назвать одними из самых узнаваемых и любимых, причём не только в России и странах бывшего СССР. Всем известна фанатичная привязанность японцев к Чебурашке, а над иностранными озвучками «Тайны третьей планеты» трудились такие звёзды, как Кирстен Данст, Джеймс Белуши, Адриано Челентано и Жан Рено.

Причём иногда даже трудно поверить, что настолько разные и визуально, и по атмосфере мультфильмы создавал один человек: Качанов работал и в кукольной, и в рисованной мультипликации, создавал на экране сказки, притчи и фантастику.

При этом режиссёр никогда не учился рисовать, да и внешне скорее походил на боксёра, чем на художника. Но за внушительной фигурой скрывалась бесконечная доброта и невероятный талант.

Рассказываем о жизни и творчестве великолепного автора.

Наколки для «блатных» и война

Роман Абелевич Качанов родился в 1921 году в Смоленске в семье сапожника. Когда ребёнку исполнилось 11 лет, у него умерла мать. Отец после этого начал много пить, поэтому Роману приходилось зарабатывать самому. К счастью, с раннего детства мальчик уже проявлял невероятный талант к рисованию.

Подрабатывал он, набивая простые наколки местным «блатным». Причём, в отличие от других от других мастеров, делал это без трафарета. И всё равно получалось очень аккуратно — клиенты-то были опасными.

Вскоре он уже рисовал афиши и плакаты. И, опять же, выходило у Романа значительно быстрее, чем у многих старших коллег. Всё просто: он не размечал листы, не делал предварительные наброски букв, просто сразу рисовал. Конечно, необходимость работать плохо влияла на его учёбу — Романа даже выгнали из школы. К счастью, вскоре взяли в другую.

В 1940 году Качанов пошёл в армию, попав в Красноярское лётное училище. На службе с ним произошла трагедия: во время одного из полётов самолёт разбился. Первый пилот погиб, а Роман, бывший стрелком-радистом, получил серьёзные травмы, у него начался перитонит. Врачи были уверены, что он не выживет, и даже позвали отца и сестру попрощаться с юношей.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Позже Качанов вспоминал об этом почти шутливо и говорил, что бояться нечего: «Да это как свет выключили. Раз, и всё». К счастью, судьба распорядилась иначе: Качанов поправился, а в 1941 году поступил МИИТ. Но вскоре крупного крепкого юношу, к тому же увлекавшегося боксом, забрали на фронт.

Там Роман инструктировал десантников и сам неоднократно выполнял диверсии в тылу врага. Причём он был «пристрелочным» — тем, кто прыгает первым и становится ориентиром для остальных парашютистов. Иронично, что, по признанию самого Качанова, он не умел плавать. И если падал в озеро, то просто задерживал дыхание и выходил по дну.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Позже его младшие коллеги, да и сын говорили, что Качанов не любил вспоминать и рассказывать о войне. Всё же во время неё он лишился всей близкой родни: отец и сестра погибли во время оккупации.

Однако именно во время войны Роман Качанов увидел первый в своей жизни мультфильм: солдатам показывали агитку, в которой сравнивали автопилот с ручным управлением самолёта. В частности, фантазии лётчика там показывали в виде анимации: пилот думал о еде и девушках и терял управление.

В военные времена американские аниматоры создавали множество агитационных фильмов

Именно тогда Качанов и задумался, что хотел бы научиться «оживлять» свои рисунки. Забавно, что годы спустя, когда аниматоры студии Disney приезжали в СССР, ему довелось встретиться с одним из авторов этого мультфильма Олли Джонстоном (именно он создал образы главных героев «Бэмби» и «Алисы в Стране чудес»).

Курсы в «Союзмультфильме» и первые работы

После демобилизации в 1946 году Роман Качанов поступил на курсы в «Союзмультфильм» и пошёл работать помощником к Александру Иванову — очень жизнерадостному и вдохновляющему режиссёру, чаще всего снимавшему мультфильмы про животных («Лиса и Дрозд», «Квартет»).

Первая работа Качанова в качестве художника-мультипликатора — «Путешествие в страну великанов» режиссёра Дмитрия Бабиченко. Но настоящим прорывом можно считать «Федю Зайцева», который создали сёстры Валентина и Зинаида Брумберг — одни из основателей советской анимации.

«Федя Зайцев», режиссёры Валентина и Зинаида Брумберг

Современная сказка с очевидной моралью «обманывать — плохо» покорила зрителей. Ну а стишок «Палка, палка, огуречик — вот и вышел человечек» тут же ушёл в народ.

Для сестёр Брумберг «Федя Зайцев» остался одним из самых узнаваемых мультфильмов. А для Романа Качанова он оказался важным этапом в продвижении по карьерной лестнице. В следующие годы он уже работал с мэтрами анимации — Михаилом Цехановским («Сказка о рыбаке и рыбке»), Львом Атамановым («Золотая антилопа») и Борисом Дёжкиным («Необыкновенный матч»).

Постепенно от простого мультипликатора Качанов дорос до художника-постановщика, а в «Золотой антилопе» он выступил уже ассистентом режиссёра. Но получить собственный мультфильм в рисованной анимации оказалось очень сложно — в «Союзмультфильме» работало около 30 режиссёров. Поэтому Роман Качанов перешёл в «Объединение кукольной анимации».

В 1958 году вышел его первый мультфильм «Старик и журавль» по мотивам русских народных сказок. Пока что в соавторстве с Анатолием Карановичем.

«Старик и журавль», режиссёры Анатолий Каранович и Роман Качанов

Разумеется, Качанов всё так же делал подробные раскадровки, сам придумывал образы героев. Позже он неоднократно говорил, что когда автор создаёт персонажа, он всегда ориентируется на каких-то знакомых ему людей. Даже если эта история о животных.

Вместе с Карановичем Качанов создал и «Влюблённое облако» — почти артхаусный мультфильм по сценарию турецкого поэта-коммуниста Назыма Хикмета, который в то время эмигрировал в СССР. Удивительно трогательную и изящную работу молодых авторов отметила даже Международная федерация кинопрессы «ФИПРЕССИ» — чуть ли не впервые в истории советской анимации.

В 1960 году вышла первая полностью собственная работа Романа Качанова — «Машенька и Медведь», снова по русской сказке. И с этого мультфильма начал формироваться так полюбившийся многим стиль повествования режиссёра.

«Машенька и Медведь», режиссёр Роман Качанов

Он любил рассказывать именно детские истории: простые и понятные абсолютно всем. В его сюжетах почти никогда не появлялись злодеи, лишь наивные и потерянные персонажи: трактор из «Новичка», который искал своё занятие, девочка из «Потерялась внучка».

Ну а сюжеты мультфильмов «Как котёнку построили дом» и «Лягушонок ищет папу» понятны из названий. Причём зачастую в историях даже отсутствовал текст: ставку делали на музыку, визуальный ряд и эмоции.

Всё это отлично сочеталось с характером самого Романа Качанова. Высокорослый, грузный, носящий прозвище Сундук, он был очень добрым. Режиссёр почти никогда не проявлял агрессию, максимум — мог возмущаться чем-то. Обожал розыгрыши, но, опять же, беззлобные.

Шарж, который Качанов нарисовал на себя<br />
Шарж, который Качанов нарисовал на себя

Однажды он развеселил всех, просто помыв калоши Льва Мильчина. Тот постоянно выглядел неопрятно, носил мятую одежду и грязную обувь. А Качанов просто вымыл калоши до блеска и поставил на то же место в гардеробе. Мильчин не узнал их, и очень долго искал «свои» (то есть грязные) калоши. Так и ушёл домой без них.

Даже участие Качанова в дружеском турнире по боксу среди мультипликаторов оказалось скорее анекдотичным. Он заранее сказал, что не будет соревноваться, поскольку явно выигрывал у остальных и в комплекции, и в технике. В итоге Качанов вышел против победителя и буквально с одного удара повалил того. После этого начальство отобрало у всех перчатки и запретило подобные турниры.

«Варежка»: детское одиночество и всеобщее признание

В 1967 году Роман Качанов выпустил одну из своих самых известных работ. Это мультфильм по сценарию Жанны Витензон, посвящённый девочке, которая очень хотела собаку. Поскольку строгая мама не разрешала ей заводить щенка, юная героиня начала играть со своей варежкой, представляя, что та живая.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

К этому моменту режиссёр уже отлично сработался с художником-постановщиком Леонидом Шварцманом, и они вместе придумывали образы персонажей. Авторы снова взяли за основу внешность знакомых людей. Например, мама явно срисована с Тамары Полетика — первой жены Льва Мильчина. Причём речь идёт не только о внешнем сходстве, сохранили и строгий деловой характер. Этакая внутренняя шутка для авторов.

А ещё ироничнее, что в виде одной из собак Шварцман явно изобразил самого Романа Качанова. Режиссёр это подметил и даже хвастался коллегам. Хотя художник не признавался в отсылке.

«Если вы хотите посмотреть, каков Роман Абелевич — возьмите фильм „Варежка“, найдите то место, где соревнуются собаки, и там на коврике стоит стоит бульдог с лицом Романа Абелевича. Постарался, конечно, Шварцман» Гарри Бардин
«Если вы хотите посмотреть, каков Роман Абелевич — возьмите фильм „Варежка“, найдите то место, где соревнуются собаки, и там на коврике стоит стоит бульдог с лицом Романа Абелевича. Постарался, конечно, Шварцман» Гарри Бардин

Кстати, именно тогда к команде Качанова присоединился ещё совсем молодой Юрий Норштейн — будущий создатель «Ёжика в тумане». В том же составе они и будут работать над легендарным «Крокодилом Геной»

«Варежку» нередко называют чуть ли не самым грустным и даже депрессивным мультфильмом. Качанов невероятно тонко показал детское одиночество: мама живёт в мире взрослых забот и даже не пытается понять свою дочь. И всё, что той остаётся — погрузиться в свои фантазии.

Но при этом режиссёр даже в таком сюжете не заходил на территорию «взрослых» историй. Его персонажи не сатирические, а очень реалистичные, в них нет злости или гротеска. Это во многом наивная история о детских мечтах.

Качанов умел тонко передавать эмоции. Самая трогательная сцена в мультфильме: девочка просто сидит на полу и гладит варежку. Именно поэтому сюжет одинаково близок и понятен как детям, так и их родителям.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

«Варежка» стала первым крупным успехом Романа Качанова. Премьера мультфильма состоялась вместе с «Неуловимыми мстителями» Эдмонда Кеосаяна. Потом тот в шутку обвинял Качанова, что после «Варежки» его работу никто не хотел смотреть.

Мультфильм получил второй приз на Московском международном кинофестивале, потом завоевал награду на Фестивале мультипликационного кино во французском Аннеси и два приза на фестивале фильмов для детей и юношества в испанском Хихоне.

После этого руководство «Союзмультфильма» перестало отправлять «Варежку» на конкурсы, чтобы дать хоть какой-то шанс работам других советских авторов.

Но за грандиозным успехом чуть не последовало разочарование.

«Крокодил Гена»: шедевр, который чуть не провалился

После успеха «Варежки» Роман Качанов выпустил уникальный мультфильм «Соперники», где показал основы кукольной анимации.

«Соперники», режиссёр Роман Качанов

Затем он выступил художественным руководителем первого выпуска «Весёлой карусели», организованной Анатолием Петровым. Эти сборники короткометражных мультфильмов помогали пробиться работам начинающих аниматоров. Экспериментальный проект со временем стал настоящей кузницей кадров: в общей сложности вышло 50 выпусков «Карусели».

Песенку из заставки, которую знал абсолютно любой ребёнок, написал Владимир Шаинский

А затем Роман Качанов взялся за экранизацию понравившейся ему книги Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья». Он обратился к самому автору с просьбой написать сценарий, но тот сначала отказывался, потому что впервые выпустил книгу в прозе и не представлял, как её адаптировать. На что Качанов ему просто сказал: «Да напишите хоть как-нибудь, всё равно я буду снимать по-своему».

За работу взялась ровно та же команда, что и создавала «Варежку». Но тут на плечи Леонида Шварцмана легла более серьёзная задача: адаптировать книжных героев к анимационной версии.

Когда Роман Качанов и Эдуард Успенский закончили сценарий, я его прочел и стал придумывать первые наброски персонажей, и если Крокодил у меня получился довольно быстро, Шапокляк тоже, то над Чебурашкой я работал почти весь подготовительный период, а он длился полгода.

Леонид Шварцман в интервью ТАСС

Всё дело в том, что Успенский описывал Чебурашку не очень конкретно. В книге это некий зверёк — «коричневый, с большими вытаращенными глазами и коротким пушистым хвостом». К тому же, он умел лазать по деревьям.

Во «Вступлении, которое можно не читать» автор описывал, что образ Чебурашки родился у него из воспоминаний о своей детской игрушке, которая выглядела очень странно: «Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый, такой, какой бывает обычно у маленьких медвежат».

Иллюстрация к книге «Крокодил Гена и его друзья», 1966 год. Чебурашка выглядит совсем не так, как мы привыкли Валерий Алфеевский
Иллюстрация к книге «Крокодил Гена и его друзья», 1966 год. Чебурашка выглядит совсем не так, как мы привыкли Валерий Алфеевский

Позже писатель рассказывал, что сочинил эту легенду специально для книги. По его словам, Чебурашку он придумал, наблюдая за дочкой друзей, которая надела пушистую шубу и постоянно падала, на что отец ей сказал: «Опять чебурахнулась».

Но всё это уже легенды. А вот то, что в экранизации образ Чебурашки сильно изменили — факт. Изначально Качанов и Шварцман придумали персонажа с обычными звериными ушами. Но постепенно их увеличивали в размерах, а потом сместили вниз, как у людей. Жёлтые глаза сделали тёмными, мордочку — оранжевой, отчего герой стал напоминать вечно удивлённого ребёнка.

Потом ходили слухи, что Качанов отчасти вложил в этот образ внешность своего только родившегося сына Романа
Потом ходили слухи, что Качанов отчасти вложил в этот образ внешность своего только родившегося сына Романа

Лапки превратили в короткие ножки. А вот от хвоста героя предложил избавиться Юрий Норштейн. Причём это обусловлено чисто практическими соображениями — во время съёмок кукольного мультфильма хвост мешал персонажам двигаться.

В случае с Чебурашкой всё оказалось просто — нового героя просто чуть изменили. Неожиданные сложности возникли с крокодилом Геной. Длинный хвост сильно мешал в моментах, где герой наклонялся, подпрыгивал и вообще совершал какие-то активные действия. Всё дело в том, что он крепился к спине и не двигался.

Норштейн снова предложил всё упростить: в таких сценах хвост убирали, а потом приставляли обратно. И странным образом большинство зрителей этого просто не заметили.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Озвучка героев подобралась идеальная: Гена заговорил хрипловатым голосом Василия Ливанова, а Чебурашка — детским высоким голоском Клары Румяновой.

Именно эта пара годом раньше озвучила других легендарных персонажей: Малыша и Карлсона. Над звучанием вредной старухи Шапокляк поработал артистичный Владимир Раутбарт — тот самый, который: «Профессор, может, и лопух, но аппаратура при нём».

Клара Румянова, Роман Качанов и Василий Ливанов<br />
Клара Румянова, Роман Качанов и Василий Ливанов

Авторам казалось, что получается великолепный мультфильм. Он близко следовал сюжету книги, но многое упрощал, делая больший акцент на юморе (иногда почти абсурдном), запоминающихся фразах и обаятельных героях.

Снова не обошлось и без личных отсылок — в экранной версии Гена полюбил шахматы, хотя в книге он играл с самим собой в крестики-нолики. Качанов, как и многие в СССР, увлекался ими и даже заставил композитора Владимира Шаинского сыграть пять партий, прежде чем они засели сочинять музыку ко второму мультфильму серии.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Продолжение, однако, могло и вовсе не состояться. После показа «Крокодила Гены» худсовет и редколлегия «Союзмультфильма» решили, что это полнейший творческий провал. Всю команду лишили премии, что сильно ударило в первую очередь по самому Роману Качанову.

Он жил в довольно стеснённых условиях в типичной «хрущёвке» с женой и маленьким ребёнком. Качанов-младший позже вспоминал, что отец писал сценарии, сидя в туалете на унитазе, пишущую машинку он ставил на стиральную машину.

Но потом случилось то, что в очередной раз подтвердило: Роман Качанов всё делает правильно, ведь он снимал мультфильмы в первую очередь для детей. Настоящий успех «Крокодилу Гене» обеспечила не редколлегия, а юные зрители. Они просто завалили Центральное телевидение письмами. Все хотели вновь увидеть Чебурашку и подружиться с ним.

«Чебурашка» и другие сиквелы и вечное наследие

Экранная версия, кстати, подняла популярность первоисточника. Успенский даже немного подредактировал книгу, сделав героев более похожими на персонажей мультика. А две следующие книги он уже выпустил в соавторстве с режиссёром — очень уж тот удачно придумывал сюжеты.

Один из самых удивительных фактов: знаменитая «Песенка Чебурашки» на самом деле в мультфильмах не звучала. Её написали Шаинский и Успенский для аудиоспектакля в 1975 году

Команда Качанова принялась делать вторую часть, которая уже называлась просто «Чебурашка». Именно к сиквелу написали знаменитую песенку крокодила Гены. Качанов заменил композитора первого мультфильма Михаила Зива (они много вместе работали над ранними картинами режиссёра) на популярного Владимира Шаинского.

Тот вспоминал, что упомянутые пять партий в шахматы режиссёр заставил его сыграть, чтобы отключить рациональное мышление. После чего композитор наиграл Роману Качанову свои наброски. Но тому они казались слишком сложными, он требовал упрощать мелодию. После нескольких отвергнутых вариантов Шаинский назло сыграл одним пальцем самый примитивный мотив. Это и была мелодия «Пусть бегут неуклюже...».

Стихи к песне написал редактор «Союзмультфильма» Александр Тимофеевский. И тут уже оказался недоволен композитор: Шаинский раз за разом требовал переписать стихи, считая, что они то слишком грустные, то очень уж очевидные.

Я говорю: «Да как же так? И так все видят, что он играет на гармошке, а не на контрабасе. [...] Ну чёрт с тобой! Но помни, никто, кроме твоего дурацкого крокодила, петь эту песню не будет».

Владимир Шаинский, композитор

За поэта вступился сам Качанов, предложив оставить самый простой вариант. В итоге Шаинский и Тимофеевский создали всенародный хит на все времена. В мультфильме его исполнил не Ливанов, а Владимир Ферапонтов, который озвучивал многих второстепенных персонажей. А потом композиция зазвучала по всей стране детскими голосами. Авторы получили премию на фестивале «Песня года» — и это первый в истории случай, когда из-за оваций публики номер повторили «на бис».

Выступление на «Песне года»

Разумеется, начальство уже более благосклонно относилось к Качанову и его команде. «Чебурашка» даже получил приз на пятом Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси.

Что интересно, во втором мультфильме не появлялась старуха Шапокляк. А в эту героиню, кстати, каждый из авторов вложил частичку своей иронии. Успенский говорил, что списывал образ с первой жены. А аниматор Шварцман при визуализации добавил намёков на свою тёщу.

Леонид Шварцман и легендарные герои<br />
Леонид Шварцман и легендарные герои

Но обаятельную злодейку (которая каждый раз искренне раскаивалась) очень полюбили зрители — поэтому ей посвятили следующий мультфильм. «Шапокляк» снимали по книге Успенского и Качанова «Отпуск крокодила Гены», и здесь злодейка уже окончательно вставала на путь исправления.

Но, увы, мультфильм получился не настолько ярким, как предыдущие два. У героини сменился голос, теперь её и правда озвучивала женщина — Ирина Мазинг. С этим немного пропала гротескность. Вырезали даже песню Шапокляк, которую предлагал Шаинский.

По утрам не ждёт меня работа,

Я давно на пенсии сижу.

Очень мне прославиться охота,

Только как? Ума не приложу!

песня старухи Шапокляк, которая позже тоже вошла в аудиоспектакль

А композицию «В Подмосковье водятся лещи» сильно урезали (в сети сегодня можно найти полную версию). Хотя, конечно, мультфильм вошёл в историю из-за финальной песни «Голубой вагон», которую исполнил Ферапонтов. Снова очень простая мелодия и текст, который одновременно понятен детям и очень цепляет их родителей почти философским подтекстом.

Но, скорее всего, мультфильм сделало немного тяжеловатым желание авторов добавить взрослых тем — в частности, герои здесь разбирались с загрязнением реки.

Ещё одна обманка: Шапокляк никогда не носила зонтик. Однако он так прочно привязался к образу героини, что <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fcopymuzeum.ru%2Fskulptura-staruxa-shapoklyak-s-kryiskoj-lariskoj&postId=268660" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">появился</a> даже на одном из памятников <br />
Ещё одна обманка: Шапокляк никогда не носила зонтик. Однако он так прочно привязался к образу героини, что появился даже на одном из памятников

Это, конечно, не означает, что «Шапокляк» получилась плохой или неинтересной. Новый мультфильм тоже полюбили юные зрители, а простая мораль выглядела понятной и полезной для всех.

Роман Качанов снял и четвёртую часть серии — «Чебурашка идёт в школу». Там выяснялось, что маленький герой не умеет читать, и Гена пытался отдать его учиться.

Но произошло это спустя почти 10 лет, когда режиссёр уже серьёзно болел.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Однако наследие Романа Качанова живёт до сих пор. «Союзмультфильм», чиновники которого не верили в успех первого мультфильма, сделал Чебурашку своим логотипом. С 2004 года он стал символом олимпийской сборной России. А в 2020 году ЦБ РФ даже выпустил монеты с изображением героев мультфильмов.

Для зрителей же Гена и его друзья превратились в по-настоящему народных персонажей: с ними придумывали анекдоты, сказки, создавали фанатские мультфильмы, просто рисунки и скульптуры. Есть даже «исследование», почему Чебурашка — еврей, но не сионист.

Со временем популярность мультика вышла далеко за пределы России и бывшего СССР. В Швеции ещё в семидесятых выпускали детские передачи про Чебурашку — там его называли Drutten.

Одна из шведских телепередач, с участием Drutten и Gena

Но наибольшую известность герой завоевал в Японии. Там очень полюбили Чебурашку, увидев в нём наивного и открытого всему новому ребёнка.

Компания SP International приобрела у «Союзмультфильма» права и создала собственную серию аниме Cheburashka Arere. Потом под руководством режиссёра Макото Накамуры аккуратно покадрово пересняли оригинальный кукольный мультфильм «Крокодил Гена» и добавили к нему собственные истории.

Ролик о создании японского «Чебурашки»

Накамура — настоящий фанат творчества Романа Качанова. Он утверждает, что просмотрел всю его фильмографию около 600 раз.

Это открыло мне его суть как человека и художника. Это был совершенный человек. Идеальный. Он был одновременно очень мягким и добрым, и в то же время обладал удивительной внутренней силой.

Макото Накамура, режиссёр

Но и это — далеко не все вложения Романа Качанова в развитие анимации. И дело даже не в том, что он между мультфильмами о Чебурашке выпустил «Аврору», где впервые прозвучал будущий неофициальный гимн Ленинграда (песню снова написал Шаинский на стихи Михаила Матусовского).

Режиссёр снял, возможно, самый известный и любимый отечественными зрителями фантастический мультик.

«Тайна третьей планеты»: Алиса Селезнёва впервые на экране

Несмотря на то, что Роман Качанов значительную часть своей жизни посвятил кукольной анимации и, фактически, стал тем, кто вывел её на новый уровень развития и популярности, он продолжал любить и рисованные мультфильмы.

Первая его работа в классической технике — сатирический «Портрет» 1965 года о заносчивом начальнике-осле, который хотел видеть себя тигром.

«Портрет», режиссёр Роман Качанов

В последующие годы режиссёр неоднократно возвращался к рисованной анимации: в середине семидесятых он выпустил «Наследство волшебника Бахрама». За ним — «Последний лепесток» по сказке Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Эту историю уже экранизировал Михаил Цехановский — наставник Качанова. Но в новой версии режиссёр решил сделать сюжет менее сказочным и более ярко показать, как воспринимает мир ребёнок и что он чувствует, впервые сталкиваясь с чужим горем.

«Последний лепесток», режиссёр Роман Качанов

Но главный успех Романа Качанова в рисованной анимации — «Тайна третьей планеты» по книге Кира Булычёва «Путешествие Алисы».

Ему хотелось вернуться туда, где начиналась его творческая деятельность. И доказать, что он способен создавать полнометражные фильмы.

Вячеслав Шилобреев

Сюжет книги в адаптации сильно сократили и упростили. Например, в оригинале капитанов трое, один из них и вовсе инопланетянин, а у говорунов два клюва. А ещё из команды корабля главных героев исчез капитан (его фамилия Полосков), вместо него «повысили» механика Зелёного. Но, строго говоря, все эти перемены вторичны.

Ведь Роман Качанов создал очень яркий и динамичный мультфильм с детективным сюжетом, где фантастические миры и существа соседствовали с очень живыми и знакомыми людьми.

Изначально движения основных героев и вовсе хотели срисовывать с живых актёров. Но потом от этой идеи отказались, позволив художнику-постановщику проявить больше фантазии.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

На сей раз с Качановым работала совсем молодая Наталья Орлова. Она была младше на 27 лет, и режиссёр ласково называл её Маленький. К себе он тоже просил не обращаться слишком официально, даже от младших сотрудников — только по имени и на «ты». Качанов считал, что группа, создающая мультфильм, а тем более полнометражный, должна чувствовать себя настоящей семьёй — им ведь предстояло работать вместе больше двух лет.

Режиссёр специально брал молодых аниматоров со свежим взглядом. Он хотел, чтобы мультфильм полюбило новое поколение, а для этого был необходим более современный подход.

Орлова последовала примеру предыдущих работ Качанова и взяла за основу внешности героев своих близких. Зелёный, согласно разным версиям, получился очень похожим то ли на мужа художницы, режиссёра-документалиста Тенгиза Семёнова, то ли на самого Булычёва, который жил в соседнем подъезде.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Хотя ворчуном и пессимистом Зелёный был изначально. В книге он даже отказывался бриться, поскольку где-то прочитал историю о купце, который порезался и умер от заражения крови.

Саму Алису Орлова срисовала со своей дочери — Екатерины Семёновой, будущей известной актрисы. И тот факт, что в мультфильме она скорее похожа на Зелёного, чем на собственного отца — ещё один намёк на родство прототипов.

Больше всего сложностей художнице доставил Громозека. У Булычёва этот инопланетянин описан в разных книгах самыми странными эпитетами.

Грозное чудовище, с виду похожее сразу на слона и осьминога, и добрейшее существо в душе.

Кир Булычёв «Лиловый шар»

Ещё у персонажа десяток щупалец, восемь глаз, полуметровая пасть, острые когти и панцирь на груди.

По легенде, решение пришло в голову Орловой, когда она увидела на столе консервную банку. Лицо персонажа упростили, а большую часть тела спрятали в эту самую банку.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

На дальнейшее творчество Натальи Орловой тоже стоит обратить внимание. В 1999 году она создала для «Би-би-си» невероятно красивый мультфильм «Моби Дик» в необычной технике живописи по стеклу. Там же вышел «Тимун и нарвал» по сказкам эскимосов. А потом она экранизировала и русскую классику — «Каштанку» А. П. Чехова.

Рассказывая о фантастических мирах, и режиссёр, и художники смогли дать волю своему воображению. Другие планеты и необычные существа в мультфильме получились яркими и почти психоделичными. И всё это отлично дополнял электронный саундтрек, написанный знаменитым Александром Зацепиным.

На этот раз Качанов, очень любивший своего сына, не удержался и дал ему небольшую роль для озвучки. Его голосом говорит Ушан, подаривший Алисе шапку-невидимку.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Для Качанова-младшего совместная работа отца с Киром Булычёвым оказалась очень полезной. Благодаря этому знакомству он пошёл работать к писателю. Роман перепечатывал рукописи Булычёва и одним из первых читал его произведения.

Да и самому писателю «Тайна третьей планеты» помогла. Последовавшая популярность мультфильма окончательно убедила его не стесняться своих работ. Булычёв, а на самом деле Игорь Можейко, работал в Институте востоковедения и боялся, что его уволят из-за детских книжек.

После выхода «Тайны третьей планеты» об Алисе Селезнёвой и её приключениях узнали все. Это открыло путь и автору, и будущим создателям «Гостьи из будущего» и других экранизаций.

В середине девяностых Булычёв даже выпустил упрощённую версию своей книги, где приблизил сюжет к мультфильму. Он, кстати, так же поступил и с «Ржавым фельдмаршалом».

В 1987 году «Тайна третьей планеты» попала в прокат в США. Но, как это нередко бывало в Америке, при первой адаптации авторы слишком перестарались, сильно изменив текст в озвучке. Настоящую славу за рубежом мультфильм обрёл уже в девяностые.

Англоязычная версия «Тайны третьей планеты»

А в СССР он стал легендой моментально. Ведь авторы отлично выдержали баланс: на первом плане юная, любопытная и энергичная героиня — как раз такая, которая понравится детям. При этом в мультфильме огромное количество остроумных шуток и фраз, которые могут цитировать и взрослые. Чего стоили только высказывания Зелёного или Громозеки.

И вдобавок ко всему потрясающе яркий видеоряд: роботы, летающие коровы, инопланетяне самых странных и неправдоподобных видов, планеты с живыми зеркалами, записывающими прошлое, и невероятные технологии. Возможно, Качанов не совсем точно передал описания Булычёва. Но он сумел сохранить ощущение детской фантастики на грани фантасмагории и сказки.

«Тайна третьей планеты» стал рекордсменом проката СССР среди полнометражных мультфильмов. В кинотеатре «Баррикада» на Красной Пресне он шёл пять лет подряд, постоянно собирая полные залы.

Однако сам автор не ожидал такого успеха. Закончив работу, Качанов считал «Тайну третьей планеты» своей неудачей. Это окончательно подорвало здоровье уже немолодого режиссёра.

Болезнь и последние работы

Со временем у Романа Качанова начались проблемы с координацией, начинали трястись руки. Идя на обследование, он очень боялся, что у него рак. По воспоминаниям Орловой, режиссёр странным образом даже обрадовался, когда врачи обнаружили у него болезнь Паркинсона. Возможно, он просто понимал, что у него осталось чуть больше времени.

Роман Качанов: режиссёр, создавший «Чебурашку», «Тайну третьей планеты» и депрессивную «Варежку»

Несмотря на ухудшающееся самочувствие, Качанов снял ещё четыре мультфильма. Среди них финальная часть франшизы о Чебурашке. Остальные три мультфильма — рисованные, и они не так известны, как предыдущие легендарные работы.

Вместе с Орловой режиссёр поставил «Волшебное лекарство» — немного морализаторский, но всё же светлый мультфильм о мальчике, который неожиданно нашёл положительные качества даже в своих обидчиках.

Качанов ещё раз обратился и к творчеству Кира Булычёва, перенеся на экран «Два билета в Индию». В отличие от «Тайны третьей планеты» здесь действие разворачивалось на Земле, поэтому такого простора для яркого видеоряда не нашлось.

«Два билета в Индию», режиссёр Роман Качанов<br />
«Два билета в Индию», режиссёр Роман Качанов

Последней же работой режиссёра стали «Чудеса техники» по сценарию сына. Это уже посвящение развивающимся технологиям. Потом даже шутили, что Качанов придумал электронные письма задолго до их реального появления.

Увы, на этом фильмография Романа Качанова закончилась. По состоянию здоровья он уже не мог работать. А в 1993 году режиссёр скончался, оставив после себя множество узнаваемых образов и цитат из мультфильмов.

«Добрый волшебник экрана». Вот Роман Абелевич полностью соответствовал этому определению.

Гарри Бардин
, режиссёр

Все, кто работал с Романом Качановым, вспоминают о нём с восхищением. Он всегда искренне радовался успеху и спешил показать коллегам каждую удачную сцену. Всё, что ему было дорого, Качанов называл «лучшим»: помощников, жену, сына, скромную квартиру.

Этот режиссёр действительно создал если не лучшие, то уж точно самые узнаваемые образы в советской анимации. Возможно, найдутся единицы, которые упустили «Варежку» и даже «Тайну третьей планеты». Но «Чебурашку» не знать просто невозможно.

Он не успел всерьёз заняться преподаванием, хотя хотел этого. Возможно, потому после смерти Качанова кукольная анимация в нашей стране постепенно теряла свою популярность. К счастью, его мультфильмов осталось достаточно много.

Он всегда производил впечатление надёжности мира.

Юрий Норштейн о Романе Качанове
233233
44 комментария

Комментарий недоступен

26
Ответить

Да, Роман Романович тоже блеснул

1
Ответить

Всё руками рисовали, душу вкладывали - ну тупые

нет чтобы сделоть в 3Д за 600 лямов, баблишка распилить дача яхта как положено

3
Ответить

Ну вот к чему это? О хорошем же говорим.

44
Ответить

а детям — много замечательных мультиковдепрессивную «Варежку» Воистину.

8
Ответить

Он невероятно грустный. Но невероятно прекрасный.

11
Ответить

Никогда бы не подумал, что у Чебурашки и Тайны третьей планеты один режиссёр. Приятно почитать о человеке и коллективе, который создавал моё детство. Спасибо!
Оффтоп: а можно с приложения поддержать денежкой?

9
Ответить