Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Вы должны кое-что понять. Кино опустилось до разочаровывающей позиции, тотально-индустриальной. Дегенерация. Американское кино - раковая опухоль, поразившая всю планету и ставшая инструментом для достижения политических идей, экономической силы и духовным испражнением. Внезапно погибают все надежды, как только вы замечаете, что все фильмы снимаются совершенно одинаково. С присущей для Стивена Спилберга дегенерацией. И когда вы замечаете единственного творца, способного выдержать все это, несмотря на то, что он должен как-то зарабатывать на жизнь, в этот момент вы испытываете искреннюю радость. Этот мальчик, Николас, спас меня от кинематографической депрессии.
Алехандро Ходоровски

NWR

Николас Виндинг Рефн родился в 1970 году в Копенгагене. Его отец, Андерс Рефн, работал монтажером в кино, а мать, Вибеке Вендинг, была фотографом. В детстве у Рефна была дислексия, он не умел читать и почти не разговаривал до 13 лет. Возможно, это объясняет его любовь к кино. В фильмах были сплошные картинки, и он мог понимать, о чем идет речь.

В 1978 году он с мамой и отчимом переезжает в Нью-Йорк. В Америке он поступил в академию драматических искусств для обучения актерскому мастерству, но был исключен через год за то, что кинул стол в стену во время импровизации. Когда родители ругали его и заставляли делать домашнее задание, он представлял, что в этот момент снимают кино, представлял, где бы стояла камера, свет, какая бы играла музыка.

В переходном возрасте его способом бунтовать против родителей был просмотр фильмов ужасов. Его родители жили в эпоху хиппи и не понимали, как он может смотреть такие жестокие фильмы. В 14 лет он посмотрел "Техасскую резню бензопилой" и с этого момента решил для себя, что станет режиссером. Он и по сей день считает его лучшим фильмом из когда-либо созданных.

В 17 лет он возвращается в Копенгаген, заканчивает школу и начинает снимать короткометражки. Мать всегда поддерживала его и говорила, что он гений. После Манхэттена родной город начинает казаться ему деревней.

Его первым опытом работы в кино стала подработка в Каннах. Его дядя взял его туда своим помощником на 3-4 года. Он учился тому, как правильно покупать и продавать кино. Рефн видел, как покупатели из студий приходили в кинотеатр, смотрели фильм несколько минут, а потом вставали и уходили из-за того, что предложение их не интересует. Так он научился правилам рынка. В 23 на показе "Клерков" он встретился с Кевином Смитом, и тот долго рассказывал о том, как он ушел из киношколы, чтобы снять эту картину. Посмотрев фильм, Рефн решил, что сможет сделать также. Тем вечером, возвращаясь домой, он понял, что хочет занять кресло режиссера.

В 23 года он поступает в Датскую школу кино. Это была очень престижная школа, которая принимала всего 6 студентов раз в 2 года. Но перед самым началом обучения он отказывается учиться, так как раздобыл денег на съемки собственного фильма "Дилер". Для школы кино этот отказ стал первым за всю историю. Дания - очень маленькая страна, и такой слух распространился быстро. Люди начали шептаться о таком поступке Рефна, но его не волновало чужое мнение.

В Дании есть такое понятие как закон Янте.

1. не думай, что ты особенный
2. не думай, что ты нам ровня
3. не думай, что ты умнее нас
4. не воображай, что ты лучше нас
5. не думай, что ты знаешь больше нас
6. не думай, что ты важнее нас
7. не думай, что ты все умеешь
8. тебе не следует смеяться над нами
9. не думай, что кому-то есть до тебя дело
10. не думай, что ты можешь нас поучать

Суть этого выражения состоит в том, что в Дании не любят выскочек. Некий свод негласных правил о том, что ты не лучше других, ты не особенный и не умнее других. Но Николасу было все равно, он не слушал никого и хотел снять "Дилера" так, как хотел.

Дилер (1996)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

В центре сюжета наркоторговец Франк, который задолжал денег сербскому бандиту Мило. Чтобы расплатиться, он берет еще товара в долг, но на сделке появляется полиция, и ему приходится утопить весь порошок. У Франка нет ни товара, ни денег, и ему нужно как-то выкрутиться из ситуации, иначе его убьют. На протяжении недели в документальной манере мы будем ходить по улицам Дании вместе с Франком и погружаться в атмосферу криминального Копенгагена.

Сначала "Пушер" был короткометражным фильмом, который Рефн сделал практически самостоятельно. Его показали на телевидении, и главе телеканала так понравилась идея, что они решили снять полный метр. Он хотел сделать боевик в черно-белом цвете с непрофессиональными актерами. Стоило это 700.000 крон, которые Рефн одолжил у матери. Но бюджет увеличился до 6 миллионов, и тогда Николас переписал сценарий и сделал его более драматичным. В процессе съемок он понял, что его не интересуют преступления, куда интереснее мир этих людей. Рефна поразило то, насколько они уязвимы, и как быстро их мир может рухнуть.

Первый "Пушер" - это своего рода два фильма. В какой-то момент картина резко меняет направление и становится историей эмоционального истощения Франко.

Рефн совсем не понимал, как надо снимать кино, поэтому они просто ходили из одной квартиры в другую, снимали сцены, выходили на улицу, снимали еще сцены и шли на другую квартиру. Они носились по улице, и люди воспринимали их за настоящих бандитов.

В своём первом фильме Николас старался, чтобы всё выглядело как можно более правдоподобным. Он созванивался с членами группировки Ангелы Ада и предлагал им поучаствовать в съемках, но они отказались. Потом он начал заводить контакты с восточными этническими бандами, пытаясь упросить их сняться в своем фильме. Он даже ходил на встречи анонимных алкоголиков и наркоманов, чтобы подобрать себе там актеров. В первом "Пушере" даже весь кокаин был настоящим.

Когда фильм был снят, многие люди, которые были знакомы с криминальной Данией, поразились тому, насколько правдоподобно был отражен преступный мир Дании. При том условии, что Николас никогда не имел отношения к преступности и даже не пьет, не говоря уже о наркотиках.

Отсутствие стабилизатора и постоянно трясущаяся камера хоть и смотрится дешево, но придает фильму реализма. Ты будто сам выходишь на улицы Дании, чтобы провернуть пару сделок, а затем отправиться в ближайший кабак или клуб с Тонни. Тогда еще никому не известный Мадс Микельсон здесь играет легкомысленного безответственного болвана, который участвует в криминальной жизни Копенгагена. Их диалоги в фильме не несут в себе никакого смысла, они обсуждают секс, кто с кем спал, и с кем бы переспал, но от этого фильм воспринимается еще более натурально. Первую часть Дилера стоит посмотреть каждому. Это уникальный в своем роде криминальный фильм, в котором нет бесконечных перестрелок и поставленных драк на уровне Ван-Дамма. В Пушере акцент делается на внутреннем состоянии героя, как обстоятельства вынуждают его идти на крайние меры в попытках сохранить свою жизнь.

Истекающий кровью (1999)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Истекающий кровью рассказывает 2 истории. Первая сюжетная линия - это Ленни, персонаж Мадса Микельсона. Очень тихий и замкнутый человек, который работает в кинопрокате. Его единственным увлечением в жизни является кино. Он смотрит фильмы на работе, с друзьями или дома в одиночестве. И говорит он со всеми тоже только о кино. Но в какой-то момент, возвращаясь домой, он замечает девушку, которая работает в кафе, и влюбляется в нее.

Вторая же сюжетная линия рассказывает о Лео. Он обычный парень с обыкновенной работой. У него есть жена Луиза, которая ждет ребенка. Но однажды в клубе, который принадлежит брату Луизы - Луису, он становится свидетелем перестрелки и жестокого избиения человека. Сначала он был потрясен увиденным, но со временем тяга к насилию начинает брать верх, и он срывается на Луизу.

Идея о том, чтобы снять "Истекающий кровью" началась с того, что Рефн захотел снять фильм о парне и девушке, которые должны были встретиться. Между ними не будет ни секса, ни сложностей в отношениях. Ему хотелось сохранить кристальную чистоту отношений, чтобы получился детский взгляд на любовь, фантазия об отношениях.

Во время съемок “Истекающего кровью” атмосфера на площадке была разрушительной. Ким Бодния переживал не лучший этап в своей жизни. Он погряз в саморазрушении, из-за чего с ним было сложно работать. После этого фильма Рефн перестанет сотрудничать и звать в свои проекты Кима.

Мадс Миккельсен во всех фильмах Рефна играет самого Николаса. “Истекающий кровью” не стал исключением. Персонаж Ленни был стопроцентным отражением Рефна. Замкнутый и неуверенный в себе парень, работающий в кинопрокате, единственным увлечением которого являются фильмы. Ему сложно общаться с людьми как на работе, так и в личной жизни. Когда Мадс впервые увидел сценарий, в нем было много сцен, где Ленни был очень крутым. Тогда он подошел к Николасу и сказал:

- Ник, ты не настолько крут, надо убрать эти моменты.

Рефн тогда сильно рассмеялся, потому что не подозревал, что перегибает.

“Истекающий кровью” получился более вдумчивым фильмом, нежели Дилер. Главной идеей в нем выступает то, что быть человеком куда важнее, чем быть настоящим мужиком. Главное - это признавать свои слабости, признавать ошибки и брать ответственность за свои поступки. В фильме отлично сочетаются две кардинально разные линии персонажей. Жестокость, безумие и одержимость Лео против замкнутости, страхов и отчужденности Ленни. Но самый большой восторг после просмотра вызвала трогательная концовка фильма.

Страх Х (2002)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Несколько месяцев назад беременная жена Гарри была убита на парковке торгового центра, где он работает охранником. Полиция так и не смогла найти убийцу, и с тех пор Гарри пытается выяснить, что произошло в тот роковой день, просматривая пленку с камер наблюдения. Он тщательно изучает кадры, вглядывается в расплывчатые силуэты «подозреваемых» и прикрепляет их фотографии к стене в своей комнаты. Мрачная одержимость, с которой Гарри вычисляет убийцу, все чаще вызывает у него видения и галлюцинации. Но несмотря ни на что, в его сознании складывается все более четкая картина преступления, и он все ближе подбирается к разгадке.

После "Истекающего кровью" у Рефна была первая попытка снять фильм за пределами своей родины, и эту попытку до сих пор многие в Дании оценивают как полнейший провал. В "Страхе Х" Рефн начинает прослеживаться больше, нежели в своих первых работах. Мрачный тон, минимум диалогов, сцены, вгоняющие в медитативный транс. Этого всего оказалось слишком много, из-за чего начинает страдать сюжет. Рефн считал, что этот фильм сделает из него величайшего творца, вместо того чтобы подумать о самом фильме.

Во время съемок фильма один из итальянских дистрибьютеров вышел из игры. Рефну пришлось прибегнуть к персональной гарантии, но гарантия оказалась выше стоимости фильма на рынке. После выхода фильма он разошелся по всем кинотеатрам, но с финансовой стороны фильм не принес никакой выгоды. Рефн потерял все. Он полностью обанкротился, и на нем оказался долг в миллион долларов. Помимо этого у него рождается первый ребенок.

"Страх Х" был жестоким уроком, показавший Рефну, что даже если тебе удалось выпустить пару удачных фильмов, это не означает, что теперь ты можешь ходить по воде. Сам Рефн сказал, что лучше однажды утонуть пока ты молод, чем двадцать лет спустя.

Неудача с фильмом "Страх Х" унизила его и сделала скромным. В итоге ему пришлось начать все с нуля. Он вернулся в Данию и принялся снимать вторую часть "Дилера". Его раздражало то, что он вернулся к истокам, но обстоятельства вынудили взяться за продолжение.

“Страх Х” начинается как хороший триллер, уже в привычном стиле Рефна наших дней. Долгие планы, симметрия, немногословные герои. Но в середине фильма становится слишком мало сюжета и слишком много Рефна. От чего теряется нить повествования и понять, что случилось в конце фильма становится практически невозможно. Этот фильм не для всех и понравится не каждому. Дело даже не в том, что повествование слишком медленное, и Рефн решил сделать фильм в своем стиле. Проблема в том, что нет привычных крючков в сюжете, за которые зритель зацепится и будет ждать с интересом раскрытия тайны.

Дилер 2 (2004)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Вторая часть “Дилера” рассказывает о Тонни, друге Франко из первой части. Он только что освободился из тюрьмы и пытается наладить отношения со своим отцом и друзьями. Его отец - криминальный авторитет, и он всячески пытается произвести на него впечатление, чтобы отец гордился им и принял его. Но что бы Тонни не сделал, все идет наперекосяк. Вдобавок ко всему он узнает, что стал отцом.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, Рефн не впал в депрессию, не относился ко всему негативно. За две недели он написал сценарий ко второй части “Дилера”. Работа его оживила. Он с удовольствием снимал вторую часть, потому что он мог сделать ее такой, какой хотел видеть первый фильм.

Приступая к съемкам, Рефн уже четко знал, что хочет сконцентрироваться на социальных проблемах людей, связанных с криминалом, а не на преступлениях, которые они совершают.

Во многом персонаж Мадса Микельсона отражает Рефна. Тонни, выйдя из тюрьмы пытается начать жить с чистого листа, как и Николас после съемок “Страха Х”. У Тонни рождается сын, когда он полностью на мели, так же как и у Рефна рождается дочь в тот момент, когда на нем висит долг в миллион долларов.

В фильме Тонни пытается заслужить уважение отца, но что бы он не сделал, ничего не выходит. В конечном итоге Тонни убивает своего отца, и это убийство - акт мести Рефна своему отцу и всему поколению мужчин 70-ых, которые были отцами. Многие друзья Рефна столкнулись с такими же проблемами в юношестве, когда родители разводились, так как девиз мужчин того поколения был "Живи свободным". Рефн также пытался добиться внимания со стороны родителей, но между воспитанием и карьерой они выбирали карьеру. Из-за этого он чувствовал себя брошенным и никому ненужным. Вдобавок ко всему дислексия мешала ему заводить друзей и девушек. Сам Рефн описывал то время как жизнь в аду. Поэтому он захотел стать известным, чтобы почувствовать себя хотя бы кем-то.

Если сравнивать с первой частью, то вторая получилась в чем-то лучше. Здесь больше динамики, в фильме постоянно что-то происходит, но фильм лишился самобытной эстетики первой части. Главный герой Тонни кардинально поменялся после отсидки в тюрьме. Он хоть и пытается казаться все тем же дурачком, но по лицу видно, что это уже другой человек. Весь фильм он находится в погоне за уважением, но в конечном счете понимает, что это не то, что ему нужно.

Когда родилась моя дочь Лола, я впервые почувствовал такую любовь. Не ту любовь, которую ты испытываешь когда женишься, а безусловную любовь, за которую ты готов умереть или убить.
Николас Виндинг Рефн

Дилер 3 (2005)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Третья часть “Дилера” рассказывает один день из жизни Мило, сербского наркоторговца на закате своих лет. Он ждет партию порошка, но вместо нее получает таблетки, в которых ничего не понимает. Его коллеги по бизнесу пользуются этим и пытаются навариться на нем. К тому же сегодня день рождения его дочери, и все организационные моменты вместе с готовкой висят на нем.

После выпуска ленты “Дилер 2” Рефн всё ещё не был готов оплатить миллионный долг, оставшийся у него после съемок нео-нуара "Страх X". Режиссера с его супругой и новорожденной дочерью обеспечивали родители. В ожидании согласия кинокомпаний профинансировать “Дилера 3” Николас Виндинг обыскивал укромные места своего дома в поисках завалявшейся иностранной валюты, которую можно было поменять на датские кроны.

В Дании фильм возненавидели и раскритиковали из-за большого количества иммигрантов в картине, а в Дании терпеть не могут иммигрантов. Несмотря на это, доход от ленты на мировом кинорынке позволил Рефну, наконец, погасить задолженность и заняться новыми проектами. В поздних интервью он решительно отказывался от идеи возвращения к героям трилогии “Дилер”. Огорченный, по собственному выражению, “расизмом датского правительства”, Николас поклялся больше никогда не снимать кино в Дании. Планировалось снимать четвертую часть фильма, но актер, игравший Мухаммеда, сел в тюрьму на 7 лет.

Третья часть “Дилера”, пожалуй, самая лучшая из всей трилогии. Но такой эффект достигается только после просмотра предыдущих частей. Уже постаревший дилер Мило продолжает вести дела с новым поколением. В повседневной жизни по нему не скажешь, что он занимается таким бизнесом. Он по-прежнему любит готовить, хоть это и получается у него с натяжкой. Ходит на встречи анонимных наркоманов и пытается завязать со своей зависимостью. Он любит свою дочь и готов сделать для нее все. Но когда на его глазах мелкий сутенер совершает звериные действия в отношении 18-летней девушки, тут то и включается характер привычного для всех дилера. В своих фильмах Рефна не интересует насилие, ему интересны причины, которые приводят к насилию. Его герои не бывают только черными или белыми. Каждый из его персонажей жесток и готов пойти на крайние меры. Но за всей этой жестокостью всегда можно разглядеть светлые мотивы, от чего герои становятся живыми и настоящими.

Бронсон (2008)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

История жизни британского заключённого Майкла Гордона Питерсона из благополучной британской семьи среднего класса, более известного как Чарльз Бронсон. Бронсон провёл в одиночной камере за различные нарушения почти 40 лет.

Рефн тогда был в Великобритании, в его жизни был очень сложный период, и он снимал серию для сериала "Мисс Марпл". Один из его знакомых сказал ему, что знает о том, что Рефн хочет снять фильм о викингах, но у него есть сценарий об одном парне, Бронсоне, и он думает, что этот проект создан для Николаса. Рефн понятия не имел, кто такой Бронсон, и он был на грани отказа от участия в проекте, потому что в то время он не хотел больше снимать кино, в котором было бы насилие.

Сам Бронсон - это фильм фетиш для Рефна. В нём он говорит о своей одержимости идеей стать знаменитым, сам не зная зачем. Ему всегда казалось, что мир звезд состоит из лицемерия, гламура, блеска и сексуальности. Музыки, тусовок, насилия, хаоса и комедии. Но всё это создают режиссеры, поэтому он всегда хотел им быть.

Как и Чарльз Бронсон, Рефн не знал как достичь славы, не имея талантов. Бронсон решил прославиться, став самым жестоким заключенным Британии. Его сценой становится тюрьма, а его выступлением - избиение людей. В этом фильм очень автобиографичен для Рефна.

Том Харди общался по телефону и встречался лично с Чарльзом Бронсоном. Для этой роли он набрал 19 килограммов мышечной массы. В ходе их встреч Бронсон был настолько впечатлен подготовкой Харди к роли, а также мыслью, что его жизнь увековечат в фильме, что сбрил свои усы и отправил их Тому, чтобы тот мог носить их на съемках.

“Бронсон” - это биографический фильм, который не пытается оправдать главного героя в совершаемом им насилии, а пытается понять истоки этой тяги к насилию. В фильме нет замысловатого сюжета, он не настолько красив как последующие работы Рефна, но фильм стоит посмотреть из-за Тома Харди, который только начинал свою актерскую карьеру и передал безумную тягу Бронсона к насилию и его желание стать знаменитым.

Вальгалла: Сага о викинге (2009)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

1000 год н. э. Немой воин по прозвищу Одноглазый вырывается из рабства. Вскоре он встречает викингов, с которыми направляется в Иерусалим. Путешественники переживают страшный шторм, затем их судно попадает в необычный туман, а выбравшись из непроглядной пелены, викинги оказываются около неведомых земель.

Рефн хотел снять кино о войне между викингами и индейцами. Идея противостояния казалась классной, но потом она ему наскучила. Он начал искать что-то другое, сам не зная чего. Он представил себе эту историю как научную фантастику. Фильм о человеке, который просто появляется в нашем мире, как монолит в "Космической Одиссее". Он в плену, его содержат как животное, но он сбегает и становится воином, а после Богом. Но в итоге он жертвует собой и снова становится человеком. Эта эволюция и стала тем, что его заинтересовало.

Идея Вальгаллы заключалась в том, чтобы снять научно-фантастический фильм без науки. Это так словно, на дворе ночь, вы лежите, смотрите на небо и видите звезды. Но если вы будете и дальше всматриваться в звездное небо, всматриваться в пространство за звездами, то где то за их пределами вы замечаете черную пустоту. И в этот самый момент звезды становятся интересными. Это чувство стало предпосылкой для создания Вальгаллы. Каково это, путешествовать в тех мирах? Вера дает нам ответы.

В то время Мадс Микельсон уже стал мировой звездой и снялся в качестве антагониста в фильме про Бонда "Казино Рояль". У Рефна дела хоть и постепенно налаживались, но таких высот, каких достиг Мадс, он еще не достиг. Однако когда Рефн позвонил и предложил ему сняться в своем новом фильме, Мадс сразу же согласился.

“Вальгалла” также демонстрирует определенный период жизни Рефна. Немой воин в исполнении Мадса Никельсона отсылает нас к скандинавской мифологии и символизирует собой бога Одина. Он плывет на новые земли и приносит себя в жертву, чтобы переродиться в нового бога. Рефн, считавший себя почти богом в киноиндустрии, после второго фильма отправляется за океан, на новые земли, чтобы снять "Страх Х", но терпит неудачу и перерождается в новом обличии.

Я считаю, что снимать фильмы на подобную тематику - очень смело. В основном потому что такие фильмы часто похожи друг на друга, снимаются по одинаковой схеме и с одними и теми же клишированными героями. “Вальгалла” Рефна - это одновременно и арт-хаус, и в какой то степени слэшер, и историческое кино. Но, наверное, лучше всего этот фильм поймут люди, которые разбираются в вопросах религии, викингов и скандинавской мифологии. Этот фильм явно не для всех, и смыслы, которые есть в фильме, скрыты что называется между строк, но в данном случае между кадров.

Драйв (2011)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Фильм о водителе, который днем работает каскадером на съёмочных площадках Голливуда, а по ночам оказывает услуги водителя грабителям. Но один опасный контракт – и за его жизнь назначена награда. Теперь, чтобы остаться в живых и спасти свою подругу, он должен делать то, что умеет лучше всего – виртуозно уходить от погони.

Рефн был в Голливуде, так как собирался снять фильм с Харрисоном Фордом. Во время поездки он простудился, и Харрисон Форд дал ему сильные лекарства, от которых Рефна почти накрыло. Узнав, что Николас в Голливуде, Райан Гослинг пригласил Рефна на ужин. До этого они никогда не виделись, и это было почти как свидание вслепую. Они встретились в ресторане в Лос-Анджелесе, Рефн опоздал на час и не был настроен на эту встречу. Из-за его плохого самочувствия они не смогли даже нормально поговорить, в итоге ужин был испорчен. Затем Рефн попросил Гослинга отвезти его домой. Пока они ехали, они почти не говорили. Чтобы не сидеть в тишине, Райан включил музыку, и по радио играла песня Can't Fight This Feeling. Рефн объяснял, что когда ты под кайфом, все звуки кажутся тебе очень тихими, поэтому он прибавил громкость на максимум. Все это было полной катастрофой, от чего он начал плакать. А Райан просто продолжал молчаливо вести машину. Николас посмотрел на него и из-за громкой музыки закричал ему в лицо, что они должны снять фильм про мужчину, который катается по городу и слушает поп-музыку, потому что это его способ выплеснуть эмоции. И Райан, подумав пару секунд, ответил: “Я в деле”.

Однажды они были в гараже, где Райан проходил обучение по работе с автомобилями. И Николас показывал кому-то вступление к Scorpion Rising, там он увидел логотип скорпиона и сказал, что они должны прикрепить это на спину его куртки.

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

На протяжении всей жизни у Рефна была только одна девушка, которая впоследствии стала его женой. Сам Николас говорит, что она является основой всего, что он делает в своей жизни. Она основа всего, что у него есть. И "Драйв" повествует о том, на что он готов ради нее.

“Драйв” стал золотым билетом для Рефна. За этот фильм он взял золотую ветвь каннского фестиваля в номинации лучшего режиссера. В этом фильме я считаю идеальным все. Сюжет, музыка, персонажи, Рефновский стиль. Но в то же время, на мой взгляд, это фильм на один раз. Мне никогда не хотелось заново посмотреть “Драйв”, в то время как “Дилера” я пересматривал много раз.

Из пресс-конференции "Драйв"

- Пару лет назад вы были на мели и рассказали на национальном ТВ, что дела идут плохо, а теперь сидите передо мной, не расскажете о таком сказочном превращении?
- Я словно гадкий утенок.
- В каком смысле?
- Он превратился в лебедя. Следующий вопрос.

Только бог простит (2012)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Идея для нового проекта появилась у Рефна в 2010 году после окончания съемок “Вальгаллы” во время тяжёлого экзистенциального кризиса. Он ожидал рождение второго ребенка и с трудом переживал этот томительный период. Чувствуя гнев и отчаяние, он желал поговорить с Богом, который знает ответы на все вопросы, и сразиться с ним.

Во время съемок “Драйва”, Рефн уже проводил кастинг на фильм “Только бог простит”. И изначально в главной роли должен был быть Люк Эванс. Но после премьеры “Драйва” в Каннах за три месяца до старта съемок “Только бог простит” Люк отказался сниматься. В этот период Николас был в Лос-Анджелесе, и как-то раз они сидели с Райаном в кафе. Рефн жаловался на актеров и говорил, что им нельзя доверять. Но этот разговор быстро превратился в идею о том, что они могут снять еще один совместный фильм. Николас отложил съемки фильма на несколько месяцев, чтобы дождаться, когда Гослинг сможет к ним приступить.

Гослинг говорил, что если в “Драйве” он был водителем, который управляет ситуацией, то в “Только бог простит” он машина, которую ведут.

Во время съемок с режиссером случилась странная история. Рефн утверждает, что его младшая дочь способна видеть призраков, и она увидела одного из них в квартире, которую семья снимала в Бангкоке. Каждую ночь она просыпалась с криками и указывала пальцем на стену. Рефн позвонил тайскому менеджеру, и для очищения квартиры от злых духов прислали шамана, который провел обряд. Таинственность и мистицизм этого события дали режиссеру понять, какая атмосфера должна быть у фильма. Он увидел, насколько другое отношение к этим вещам сложилось в Азии, и хотел передать это чувство через фильм.

В одном из интервью Рефн рассказывал, что сжатый кулак является доминирующим элементом в фильмах о насилии и драках, как признак мужской агрессии. Но также это проявление мужской сексуальности, своего рода мощный фаллос. Таким образом, этот жест в движении представляет собой секс и насилие. А раскрытие ладони - подчинение, как кульминационный момент.

Рефн говорил, что “Драйв” - это очень хороший кокаин, в то время как “Только бог простит” - это кислота. И не та кислота, от которой вам хочется танцевать, а от которой вы чувствуете себя стулом.

“Только бог простит” рассчитан не на каждого зрителя. Сам Гослинг говорил после прочтения сценария, что это самая странная вещь, которую он когда-либо читал в своей жизни, а перед началом съемок и вовсе ничего не понимал. Здесь нет привычной структуры повествования, и на первом плане стоит эстетика кадров. В фильме много отсылок - здесь и легенда о Каине и Авеле, и Леди Макбет, и Эдипов комплекс, и карающий бог. С уверенностью можно сказать лишь, что Рефн кардинально поменял свой стиль, и в неоне он нашел свое призвание. Справедливости ради надо сказать, что это не самый тяжелый фильм, который он делал.

Неоновый демон (2016)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Шестнадцатилетняя школьница мечтает стать моделью. Для осуществления своей мечты она приезжает в Лос-Анджелес. Почти сразу она обращает на себя внимание крупного агентства и известных фотографов и дизайнеров. Все они восхищаются ее свежей, неиспорченной пластическими операциями, красотой, и Джесси вскоре начинает отбирать работу у более опытных моделей.

Сняв несколько фильмов о жестоких мужчинах, Рефн понял, что хочет снять что-то совершенно другое. И он решает снять кино про шестнадцатилетнюю девочку, из-за которой в Голливудских холмах прольется огромное количество крови.

Когда Рефн создавал Неонового демона, у него было очень много идей, и он не знал, как их все связать между собой, и какая тема фильма должна быть главной. В один день он понял, что у него очень красивая жена, и он задумался о том, каково это быть красивым. Он стал думать, что красота является валютой, которая постоянно растет, с тех пор как образовалось человечество. А цифровая революция привела к одержимости и необходимости быть красивым. И тогда он понял, что хочет сделать фильм о безумстве красоты, и все идеи слились воедино.

Рефн не хотел, чтобы его кино стало похоже на что-то конкретное, иначе оно получилось бы односторонним. Поэтому в этом фильме модельный бизнес лишен таких атрибутов как алкоголь, наркотики, селфи и т.д.. Он не о наших днях, он о будущем. А будущее надвигается с такой скоростью, что оглянуться не успеешь, и оно уже реальность.

Все путешествие Джесси по миру Лос-Анджелеса можно рассматривать с двух сторон. Возможно, она трясущаяся от страха овечка, погружающаяся в мир греха, одержимости, конкуренции, разврата, и сама является жертвой. Но с другой стороны она может быть волком в овечьей шкуре, который отравляет и развращает всех окружающих.

Красота - это общедоступная тема для всего мира. Все мы слегка тщеславны, самовлюбленны и мечтаем о том, чтобы нас хотели. Нарциссизм - это та вещь, которая есть в каждом из нас. Конечно, мы стараемся подавлять в себе это качество, но его невозможно уничтожить. Рефн хотел снять фильм, который будет близок каждому человеку на планете. Решение пришло само собой. Все хотят быть красивыми.

В “Неоновом демоне” Рефн задал новую визуальную планку для себя. Фильм выглядит более привычно в отличие от “Только бог простит”, а за его сюжетом интересно наблюдать. Еще очень юная Эль Фаннинг не теряется на фоне молодых девушек модельной внешности, а в какой-то степени разбавляет их выточенную красоту своей естественной внешностью. Ближе к концу фильма Рефн добавил немного нестандартных сцен в стиле Линча, но эти сцены не настолько тяжелые, чтобы не понять их интерпретацию, и в целом смотрятся органично в фильме.

Слишком стар, чтобы умереть молодым (2019)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Полицейский Мартин во время службы становится свидетелем убийства напарника. Пытаясь расследовать дело, он ввязывается в войну между картелем и гангстерами.

После просмотра сериала у меня сначала возникло двоякое ощущение. Вроде бы сериал мне зашел, а вроде бы и нет. Но после прокручивания его в своей голове могу однозначно сказать, что сериал очень хорош. Ему просто надо дать время настояться и осесть в голове. А еще лучше посмотреть несколько раз.

Единственным минусом для большинства будет медленное повествование, но я на это уже перестал обращать внимание. Я бы назвал этот сериал попыткой сделать арт-хаус, который понравится всем. Здесь сложно выделить главного персонажа, вокруг которого бы строился весь сюжет. Есть просто несколько мужчин и женщин, главным призванием которых является убивать. Но мотивы у всех разные.

Каждый кадр - произведение искусства, вбирающий в себя целую палитру неона. Насилие обретает настолько хладнокровный окрас, что для персонажей это как сходить за хлебом.

Сериал об упадке морали, о том, что в наше время самый хороший человек - это не безгрешный, а наименее грешный.

“Слишком стар, чтобы умереть молодым” - не самый легкий к просмотру, но очень глубокий и красивый сериал, отражающий современность. Рефн словно выжимает суть наших дней в эссенцию и консервирует в оболочку из 13 часового фильма. В двух словах очень сложно рассказать, о чем этот сериал, даже описание на Кинопоиске не совсем правильно отражает сюжет сериала и немного искажает его. Но если вас не пугает медленный темп повествования, то однозначно стоит обратить внимание на этот сериал.

Ковбой из Копенгагена (2022-2023)

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Загадочная девушка Миу много лет провела в неволе. Она хочет отомстить своему заклятому врагу и для этого знакомится с преступным миром Копенгагена.

После просмотре сериала складывается ощущение, что Рефн потерял себя и решил сделать так, будто сериал снимал Линч и Триер. Но даже у Линча не все так тяжело. Сериал отрывает сам от себя куски, после всего увиденного вообще непонятно, для чего нужны были первые две серии. Диалоги иногда превращаются в такой фарс, что даже пытаясь найти какой-то иной смысл слов, ты приходишь к пустоте. По визуальной составляющей сериал в основном уходит в красный и синий цвет, тот же “Слишком стар, чтобы умереть молодым” сделан в разы лучше. Наверное, это самое худшее, что когда-либо снимал Рефн. В сериале явно есть какая-то интересная интерпретация, но разобрать ее просто невозможно. Слишком много секретов, слишком много не рассказано, и слишком много наркомании, от чего интерес к сериалу очень быстро пропадает.

Nicolas Winding Refn

Неоновый демон из Копенгагена / Фильмография Николаса Виндинга Рефна

Лично для меня Датский период Рефна выглядит более интересным, в частности трилогия “Дилера”. Третья часть “Пушера” занимает для меня первое место в списке всех фильмов Рефна. Второе место делят “Неоновый демон” и “Драйв”. Они оба красиво сняты и имеют интересный сюжет. На третье место я бы поставил “Слишком стар, чтобы умереть молодым”. Если говорить о трех картинах, которые бы я не советовал смотреть вообще, то на первом месте безоговорочный победитель - “Ковбой из Копенгагена”. Второе место - “Страх Х”, хотя немного обидно его сюда ставить, так как начинается все очень интересно, но быстро скатывается в никуда. На третьем месте “Вальгалла”. Не сказать, что фильм плохой, просто он мало кому понравится в наше время.

Рефн снимает жестокие фильмы. В каждой последующей его работе мораль стирается все больше и больше. Все насилие в фильмах освещается яркими, сочными цветами неона. Он, словно дьявол-искуситель, заставляет смотреть на происходящее в надежде, что нам понравится его искусство. И по большей части ты поддаешься этому искушению. Рефна можно назвать неоновым демоном из Копенгагена. Но за всем этим фасадом скрывается молчаливый датчанин, который хочет стать настоящим героем.

Я знаю, что получил бесценную возможность быть родителем. Хотя я из-за этого переживаю. Каждый день возникает чувство вины, но его можно использовать для творчества. В итоге понимаешь, что смысл всей жизни в том, чтобы постараться быть просто хорошим человеком, насколько это возможно.
Николас Виндинг Рефн

Если вам понравилась статья буду рад, если подпишитесь на канал в Telegram и YouTube.

1111
6 комментариев

Драйв пожалуй самый лучший, но одновременно и самый мейнстримный и простой фильм у Рефна.
Мне больше всего нравится "Неоновый Демон"и сериал “Слишком стар, чтобы умереть молодым”.
"Ковбой из Копенгагена" очень ждал, но там конечно Рефн конкретно заигрался с формой, в ущерб содержанию.
Трилогию Пушер смотрел очень давно, но сейчас пересматривать бы не стал, только если в качестве ознакомления с творчеством режиссёра или какого-нибудь киномарафона.
На мой взгляд на сегодня от них сложно уже получить удовольствие, особенно если смотреть первый раз.

С «ковбоем из Копенгагена» полностью согласен. Сначала думал, что Рефн снова снимает про самого себя, некий байопик, где Миу - это и есть Рефн (она возвращается в Копенгаген / Рефн вернулся в Данию, чтобы снять этот сериал). Вдобавок к этому здесь присутствует много актеров из его старых работ, и Златко, и Славко. Местами визуально сериал копия «Только бог простит», но в какой-то момент появляется персонаж с именем Николас и все рушится.

В любом случае Рефн, Линч, Кроненберг входят в топ моих режиссёров и любой новый фильм/сериал от них всегда очень жду.

Хорошая статья, дам ссылочку на неё у себя в канале)

По теме: очень интригует описание Вальгаллы, до которой я так и не добрался, а датскую трилогию действительно периодически пересматриваю. Я бы ещё добавил немного про влияние Дилера 2 на Death Stranding и дружбу с Кодзимой, которая обернулась обоюдным участием в проектах друг друга.

Спасибо)