Афроамериканцы в Голливуде. От презрения к главенству. Часть 1.

Все мы привыкли ругать современный Оскар за так называемый “Обратный расизм” в кинопроизводстве и награждении. На фоне новой волны феминизма и движения за права цветного населения в Америке и Голливуде, произошла тихая моральная революция, в результате которой белым гетеросексуальным мужчинам средних лет становится всё сложнее устроиться в кинобизнес, и их все чаще стали заменять не из-за навыков и таланта, а исключительно по принципу “Разнообразия”.

Первым вестников гендерного и расового апокалипсиса можно считать скандальные слова оскароносного Режиссера фильма “Прочь” Джордана Пила произнесенные им в 2018 году на церемонии награждения.
Первым вестников гендерного и расового апокалипсиса можно считать скандальные слова оскароносного Режиссера фильма “Прочь” Джордана Пила произнесенные им в 2018 году на церемонии награждения.
«Я просто не представляю себе ситуацию, в которой я приглашаю на главную роль в своём фильме белого чувака. Не то чтобы я не любил белых чуваков. Но я уже насмотрелся фильмов с ними».

Вспомним первую церемонию награждения с участием чернокожего победителя, узнаем тернистый путь непризнания, призрения и сегрегации темнокожих актеров и режиссеров, пройдем путь до современного их влияния на массовую культуру и кинематограф. Тема очень объемная, выпусков будет несколько. Первая часть будет вводная, с большим объемом истории, которая нам нужна для понимания дальнейшего.

Предыстория.

На стыке 19 века и 20, мировой кинематограф еще очень молодой и неокрепший, на фоне первой мировой войны американские компании увеличивают производственные мощности кинопроизводства , нацеленное на патриотического кино. Это позволило кино, стать главным развлечением для Америки и это же повлекло за собой появление первых кино звёзд, таких например как Чарли Чаплин.

Однако в таком молодом искусстве уже была масса законов, правил и противоречий. Нужно помнить, что становление Америки как государства, практически полностью зиждется на рабском труде Африканского населения и это не могло не отразится на кинематографии.

Знак Hollywoodland, изначально никак не относился к кинематографу и служил рекламой жилого района.
Оригинальный Джим Кроу
Оригинальный Джим Кроу

Нахождение в стране гигантского количества рабов, не могла остаться без законов ограничивающих их прав, самый важный из них это - “Закон Джима Кроу”.

Кроу (Crow - ворон) - это не имя сенатора или влиятельного человека, как было с кодексом Хейса, это имя нарицательное и означает оно любого бедного, ленивого и неграмотного чернокожего. Это закон о сегрегации, предписывающий всему “Цветному населению” отдельные места в общественном транспорте, отдельные умывальники и места на лавочке. Так же это и касается кинематографа. Чернокожим запрещено было сниматься в кино и большинство афроамериканцев в кино и театре играли белые актеры. Для соответствия образу на лица артистов наносился специальный грим — блэкфейс.

Фрагмент взят из мюзикла Vitaphone "Дни менестреля" (1941).

Блэкфейс - это тёмный грим, как правило для придания цвета использовали гуталин либо жженую пробку. Историю его создания часто сравнивают с шоу менестрелей в середине 19 века, где белые актеры изображали комические, уничижительные сцены из жизни чернокожих рабов, неизменно не обучаемых, ленивых и глупых. Песня Томас Райс под названием «Прыгай Джим Кроу» и послужила вдохновителем закона. Перед номером, автор красил свое лицо черной краской демонстрируя чернокожих.

Рождение нации

Одним из самых ярких примеров использования Блэкфейса можно считать фильм за авторством Дэвида Уорка Гриффита под названием “Рождение нации” (1915 год).
Одним из самых ярких примеров использования Блэкфейса можно считать фильм за авторством Дэвида Уорка Гриффита под названием “Рождение нации” (1915 год).

Фильм снят по мотивам книги “Человек клана” за авторством Дэвида Уорка Гриффита, который потом приобрел всем уже знакомое название книги “Рождение нации”. Гриффит был сыном офицера южной армии, с детских лет привыкшим к рассказам отца о героизме Южан и низости и дикарстве Северян, что само собой отразилось на его видении войны и книге.

В окончательном варианте сценария фильма, над которым работал Гриффит совместно с Ф. Вуддом насчитывал 12 эпизодов и шел больше 3 часов. Неслыханный объем для того времени. В картине снималась масса крупных актеров, такие как: Мэй Марш, Лилиан Гиш, Роберт Харон, Генри Уолтхолл, Мериэм Купер и другие. В массовых сценах участвовало до 1000 человек, тоже большая цифра для того периода. Гриффит прорабатывал с операторами каждый эпизод и постановку кадра, контролируя мельчайшие детали кинопроизводства, например; костюмы, мебель, эскизы декораций, все создавалось при его непосредственном участии. Кстати с приходом звука, фильм был озвучен и переиздан. На фоне финансового успеха было снято провальное продолжение “ Закат нации”.

Картина представляет собой искаженную и однобокую историю Америки, представляя темнокожие население в уничижительном ключе, охарактеризовав их как ненадежных, глупых и злых при этом обеляя и героизируя Ку-клукс-клан. Уже в момент выхода он вызвал множество споров и негодований в обществе.

Даже по меркам “того” Голливуда кино было слишком расистским. Но это не помешало ему при бюджете в 100 тысяч долларов, собрать порядка 100 миллионов долларов в прокате. Фильм однозначно имел гигантский финансовый успех, а значит поддержку и влияние на Американского зрителя. Популяризация и обеление Ку-клукс-клана в ленте, привела к его возрождения, именно в этом 1915 году, на пике в организации состояло до 7 миллионов человек.

Впервые афроамериканцы, сыгранные афроамериканцами, появились в картине «Самбо». Ее премьера состоялась в 1909 году( Картина считается утерянной). Шестью годами ранее актер Сэм Лукас обрёл известность как первый темнокожий актер, сыгравший главную роль в популярном фильме “Хижина дяди Тома”.

Фрагмент картины "Хижина дяди Тома" 1903 год.

Вот только признания у чернокожего населения они так и не получили, их обвиняли в потакании расовым стереотипам.

Уильям Д. Фостер (больше информации)

Первым Афроамериканцем кинорежиссером и вообще влиятельной фигурой, принято считать Уильям Д. Фостер (которого в некоторых источниках называют Биллом Фостером (1884–1940) организовавшего студию Foster Photoplay Company в Чикаго в 1910 году.
Первым Афроамериканцем кинорежиссером и вообще влиятельной фигурой, принято считать Уильям Д. Фостер (которого в некоторых источниках называют Биллом Фостером (1884–1940) организовавшего студию Foster Photoplay Company в Чикаго в 1910 году.

Фостер был первым афроамериканцем, основавшим кино производственную организацию The Foster Photoplay Company в 1910 году. Хотя его компания просуществовала всего несколько лет, Фостеру удалось совершить ряд новаторских проектов, которые проложили путь к «Расовым фильмам» 20-го века.

К 1917 году Фостер закрыл свою компанию. Затем он работал менеджером в Chicago Defender, самой влиятельной газетой для чернокожих, а позже продюсировал несколько музыкальных короткометражек с чернокожими артистами в Голливуде, но уже в эпоху звука.

В 1929 году Фостер был назначен директором Hollywood Pathe Corporation. Первым его фильмы выпущенным в новой студии был “Черный и загар” по тону, эта картина была куда более серьезная и мрачная , чем все его фильмы. Работа Фостера на Голливуд была очень прибыльной, но он мечтал вернуться снимать “Расовые фильмы”. Более поздняя попытка повторно создать новую киностудию провалилась. Однако успех Фостера стал важным примером для будущих продюсеров и режиссеров.

Первостепенной задачей всей авантюры "Расовых фильмов" Фостера, было разрушение стереотипов в кино, его лента “Железнодорожный носильщик” выпущенная в 1912 году считается самым первым фильмом в съёмке и производстве которого принимали участие только афроамериканцы. Кстати фильм также считается одним из первых в истории кинохроникой, в которой представлены кадры парада YMCA (YMCA (аббр. от англ. Young Men’s Christian Association — «ассоциация молодых христиан») — международная молодежная волонтерская организация.)

Такие фильмы снимались почти полностью с помощью чернокожих и для чернокожих. В отличие от лент, которые создавали белые кинематографисты, в этих фильмах афроамериканцы изображались не карикатурно, а с куда большей правдоподобностью и без расовых перегибов.

В фильмах для чернокожих почти никогда не изображались гетто, насилие и преступность. Зачастую они вообще не касались и не обсуждали расизм и их притеснение. Вместо всего этого, они демонстрировали чернокожих людей среднего класса, обсуждали важность образования и улучшения жизни чернокожих. Всего было выпущено около 500 фильмов и короткометражек, до нашего времени сохранилось менее 100. Подобные фильмы почти никогда не были популярны (если не брать в расчет афроамериканцев) именно поэтому большинство из них было утрачено и забыто.

Оскара Мишо.

Львиную часть их сохранившихся картин, было снято за авторством Оскара Мишо. Одним из самых влиятельных и плодовитых чернокожих режиссеров своего времени.
Львиную часть их сохранившихся картин, было снято за авторством Оскара Мишо. Одним из самых влиятельных и плодовитых чернокожих режиссеров своего времени.

За свою долгую карьеру, продолжавшуюся с 1918 по 1948 год, предприимчивый Оскар имел собственную продюсерскую компанию, под эгидой которой он и снял большую часть своих фильмов. Его картины практически всегда демонстрировались в черных гетто и охватывали порядка 700 кинотеатров, но тем не менее он оставался незамеченным Голливудом и СМИ. Фильмы Мишо - это мелодрамы с ярко выраженными расовым неравенством отделяющих белых от черных.

Желание Оскара Мишо контролировать все этапы производства и распространение своих фильмов стало визитной карточкой его карьеры. Он убедил лучших чернокожих актеров своего времени сняться его 44х, низкобюджетных картин которые он снял в период с 1919 по 1948 год и которые имели большой успех у черной городской аудитории, после Первой мировой войны . Большинство фильмов Мишо после первой мировой войны, представляли собой детективные рассказы, наспех снятые, смонтированные и выпущенные. Его афроамериканская аудитория редко жаловалась, поскольку им очень хотелось видеть на киноэкране людей, которые выглядели так же, как они с их же проблемами и бытом. Многие белые критики осуждали Мишо за его подход, однако зрители жадно поглощали его произведения, что сделало его самым успешным чернокожим писателем, продюсером и режиссером в Соединенных Штатах вплоть до его смерти Северной Каролине , в 1951 году.

Фрагмент картины “в нашем дворе”.

В картине “В нашем дворе” 1920 года который прямо изображает линчевания и расистское порабощение белых, а также высмеивает чернокожих проповедников, которые обещали рай вместо того, чтобы предложить людям образование.

Кроме того, Мишо — первый афроамериканец, снявший полнометражный игровой фильм: вышедший в 1919 году - «Поселенец» был основан на одноименном романе за авторством самого режиссера. ( Картина считается утерянной)

Когда в кино пришел звук, ”Расовые фильмы” сумели приспособиться к меняющейся действительности. Более того, темнокожие авторы активно эксплуатировали новые для себя жанры закрепляясь более крепко при этом в традиционных для них. В частности, особо популярным среди них стал мюзикл, а в одну из локальных кинозвезд превратился тогда еще молодой великий джазмен Луи Армстронг.

Мишо использовал звуковые фильмы, что бы более цепко задокументировать и популяризировать черных певцов, джаз-бенды и блюз певцов.

Звуковые фильмы Мишо, сочетающие в себе политическую критику и заманчивое зрелище, являются доморощенными американскими аналогами современных музыкальных сатир Бертольта Брехта.
Нью Йорк Таймс

В конце концов Голливуд признал как гениальность Мишо, так и его решающую роль в предоставлении чернокожим сниматься в кино и снимать его. В 1987 году память Оскара Мишо была увековечена на Голливудской Аллее славы. Два года спустя ему были посмертно вручены награды Зала славы чернокожих кинематографистов (1989) и Гильдии режиссеров Америки (1989). Каждый год в Грегори, Южная Дакота, родном городе Мишо, проводится кинофестиваль Оскара Мишо.

Авраам линкольн. Геттисбергская речь.
Авраам линкольн. Геттисбергская речь.

После Гражданской войны, основным результатом которой являлись отмена рабства и принятие Конгрессом США 31 января 1865 года поправок в Конституцию, ликвидировавшую рабство в национальном масштабе, перед страной встала серьезная задача поиска путей интеграции чернокожего населения в Американское общество. Естественно многолетние предрассудки и стереотипы не исчезли за одну минуту, это долгий, болезненный и мучительный процесс для Американского общества. Но желание Афроамериканцев на самоидентификацию и осознание важности образования и популяризации черной культуры через музыку и творчество , во многом повлияли на принятие этих законов в американском обществе.

Гарлемский ренессанс.

Гаарлем 1920 год.

Все эти обстоятельства, а также активизация расистских кланов и глобальное переселение негров на север из-за их преследования, напрямую повлияли на “Гарлемский ренессанс” (англ. Harlem Renaissance или New Negro Movement). Это золотой век афроамериканской культуры централизованный в своей основе в районе Гарлем, северного района Манхеттена. В то время его называли «Столицей Черной Америки», «Мировой столицей негритянской культуры» и даже «Землей обетованной».

Во многом благодаря деятельности афроамериканских риэлторов, в частности Филипа А. Пэйтона по прозвищу «отец Гарлема», многие дома в районе 125-й, 130-й и 135-й улиц, а также около Пятой авеню, были заселены афроамериканцами.
Во многом благодаря деятельности афроамериканских риэлторов, в частности Филипа А. Пэйтона по прозвищу «отец Гарлема», многие дома в районе 125-й, 130-й и 135-й улиц, а также около Пятой авеню, были заселены афроамериканцами.

Изначально район был нацелен на зажиточных белых американцев и Гарлем как нельзя лучше располагал своей богатой и современной инфраструктурой для культурного прогресса. Гарлемский оперный театр, стадион для игры в поло, Кафедральный собор Святого Иоанна Богослова, Колумбийский университет и другие достопримечательности сыграли большую роль в формировании культуры новых жителей района.

Гаарлем в цвете. 1930 год.

Ренессанс возник по ряду причин. Между 1890 и 1920 годами из-за коллапса сельхоз экономики юга в сочетании с нехваткой рабочей силы на Севере, побудили около 2х миллионов чернокожих мигрировать в северные города в поисках работы. Кроме того, Первая мировая война заставила целое поколение афроамериканцев задаться вопросом, зачем они вообще воевали и многие из них пали за свою страну, если их все равно считали людьми второго сорта.

Гарлемское Возрождение стало социальным, политическим и художественным взрывом продолжающимся с 1910 до середины 1930 годов. Благодаря Гарлему, чернокожие актеры получили возможность работать на сцене театров и сниматься в кино. Например до этого, в театре чернокожим отводилась роль статиста, актеров третьего плана и непременно рабов, слуг и негодяев. Именно в Гарлеме были поставлены спектакли «Всадник мечтаний» и «Бабушка Мауми», которые отказались от расовых стереотипов и дискриминации. Были созданы газеты только для чернокожих (The Voice), а поэт и драматург Лэнгстон Хьюз изобрел основанную на импровизации джазовую поэзию, которая позднее станет источником вдохновения для хип-хопа.

Поддержка ренессанса была не только инициативой чернокожих, многие белые деятели тоже поддерживали эти начинания, например Карл Ван Вехтен, Шарлотта Осгуд Мэйсон, не считая десятки и сотни музыкальных коллективов основанных белыми американцами, которые взяли в свои ряды талантливых афроамериканцев.

Самой успешной пьесой ренессанса является пьеса “Мулатка” за авторством Мерсер Лэнгстон Хьюза которая была написана в 1931, а впервые сыгранная в 1935 году.
Самой успешной пьесой ренессанса является пьеса “Мулатка” за авторством Мерсер Лэнгстон Хьюза которая была написана в 1931, а впервые сыгранная в 1935 году.

В это время чернокожие получили беспрецедентные творческие возможности ( хоть частично и ограниченные) выступать не только перед черной или смешанной , но и полностью белой публикой. К середине 1930-х годов сформировалась Гильдия черных актеров, а чернокожие актеры прочно закрепились в американском театре.

Забавно, что как по аналогии и появлением так называемых “ Новых русских” после развала СССР, в США тоже был похожий термин -“Новый негр”.

Оригинальная обложка сборника.
Оригинальная обложка сборника.

Новый негр - это термин который был популяризирован и введен Алеоном Лероем Локком. Локк был учёным написавший одноименную книгу. В данной книге представлены наиболее яркие и талантливые художники, актеры и поэты 1920х годов. Термин был использован для обозначения зарождающегося среднего класса. Вскоре термин бросил вызов стереотипам и дискриминации, которые долгое время определяли жизнь и творчество чернокожих. Книга Локка стала определяющим фактором гарлемского возрождения прославляющего Культуру чернокожих. Тем самым переложив акцент с социальных проблем, на их вклад в культуру.

Центральной фигурой этой маленькой кино и театральной революции был актер и певец по имени Поль Робсон.
Центральной фигурой этой маленькой кино и театральной революции был актер и певец по имени Поль Робсон.

Поль Робсон был одним из самых первых чернокожих которые поступили в престижный в те времена Радгерс Колледж, когда в США только разрешили обучение чернокожих студентов вместе с белыми вместе. Затем он стал бакалавром с правом заниматься адвокатской практикой, что уже само себе кажется дикостью, на фоне влиятельности Ку Клукс клана. Были ещё успехи и в спорте, но в первую очередь нам интересны его успехи в кино. Поль стал первым в истории чернокожим сыгравшим Отелло в театральной постановке в Гринвич-Виллидж , в Нью-Йоркске. После были роли фильмах "Император Джонс", "Копи царя Соломона", "Сказки Манхэттена" и так далее. Бродвей в драме британского театра, Поль покорит в 1942году, в тяжелейший период Великой Отечественной войны. За год до открытия второго фронта союзниками, Робсон исполнит на английском языке Гимн СССР.

Кстати Поль был очень популярен в Советском Союзе в 40-50-х годах. Сам американский певец и актёр с большой любовью относился к СССР, часто приезжал с концертами, пока ему не запретили выезжать из США.

Гарлемский ренессанс изменил не только культурное, но и социально-политическое положение афроамериканцев. Массовая миграция на север изменила образ афроамериканцев из деревенских, неграмотных «крестьян» в городских, образованных людей, представителей среднего класса. И именно посредством этого афроамериканцы вошли сначала в обще американскую, а впоследствии и в мировую культурную и интеллектуальную элиту.

Во времена интербеллума (Временной промежуток, между первой мировой войной и второй мировой), Афроамериканцы все, чаще и чаще стали попадать в популярные и дорогие картины, но как правило только на второстепенные роли и их до сих пор еще не принимали в союз кинематографистов.

Унесенные ветром.

Важной вехой того периода можно назвать картину “Унесенные ветром” (1939) за авторством Виктора Флеминга, о ней как важном кино-этапе мы поговорим подробнее.
Важной вехой того периода можно назвать картину “Унесенные ветром” (1939) за авторством Виктора Флеминга, о ней как важном кино-этапе мы поговорим подробнее.

Как и большинство масштабных и влиятельных картин, Унесенные ветром уже на этапе предварительной подготовки к съемкам успел обрасти скандалами и слухами, в первую очередь из-за идеологического содержания книги первоисточника. Книга была опубликована в 1936 году и практически сразу стала бестселлером и самой популярной американской книгой, на момент гибели автора в 1949, тираж по некоторым оценкам составлял порядка 4 миллионов, сейчас же он более 30 миллионов. Она была отмечена Пулитцеровской премией в 1937, а ее тиражи были огромными. Но куда большую роль в успехе Унесенных ветром сыграл замечательно выстроенный миф о «старом добром Юге». Этот роман внес гигантскую лепту в идеализацию Конфедерации и популяризации Расистских кланов. Продюсер Дэвид О. Селзник купил права на экранизацию книги за 50 тысяч долларов.

«Унесенные ветром» представляют собой уникальную проблему. У данного фильма не просто проблемы с репрезентативностью. Этот фильм прославляет довоенный Юг. Этот фильм, не игнорируя ужасы рабства, стремится увековечить некоторые из самых болезненных стереотипов о цветных людях. Этот фильм повествует об «утраченных мотивах»* и романтизирует Конфедерацию, продолжая легитимизировать представление о том, что сепаратистское движение было чем-то большим, лучшим, или же более благородным, чем то, чем оно было в реальности — кровавым восстанием, направленным на сохранение «права» владеть, продавать и покупать людей.
(Los Angeles Times).

Не смотря на массу новаторских кино решений и общее высочайшее качество картины и актерской игры (над картины работал практически вся страна), у нее присутствуют явные проблемы с репрезентативностью и однобокостью набившего нам всем сейчас оскомину “Расового вопроса”.

«Брошенные негритята носились по городу, как пугливые животные, и мягкосердечные белые люди забирали их к себе на кухню. Черные деревенские старики, брошенные и забытые детьми, напуганные и не находящие себе места в городе, плакали на обочинах, взывая к проходящим мимо женщинам: «Хозяйка, Христа ради, мэм, напишите старому хозяину в графство Фейет, что я тут. Пусть заберет своего старого негра домой. Видит бог, хватит с меня этой свободы!»
(Цитата из книги)

Не удивительно, что на в 2020 году, сервис HBO MAX, удалил ленту из своих стриминговых сервисов, а книги стали помечать дисклеймером о наличии в романе расизма, что конечно никак не помешали его популярности.

Фильм Унесенные ветром, как и в случае с книгой ждал оглушительный успех ,так при бюджете в 3 миллиона долларов, ему удалось собрать 400 миллионов. Она стала одной из самых кассовых лент в истории американского домашнего кинопроката. Потом последовали награды, 8 Оскаров (как лучший фильм,лучший режиссер, лучшая женская роль, лучшая женская роль второго плана, лучшая работа оператора, лучшая работа художника, лучший монтаж, лучший адаптированный сценарий) и почетные награды Американской киноакадемии. Статуэтку за лучшую роль второго плана получала актриса Хэтти Макдэниел, фактурно и гениально исполнившая роль Мамушки, строгой и сердобольной воспитательницы без которой невозможно представить картину. Это был первый Оскар который получил афроамериканец, но как вы понимаете все произошло не без шероховатостей.

Оскароносная актриса не явилась на премьеру картины в город Атланта из-за расовых законов присутствующих в то время в штате Джорджия 1940 году. Она не могла не то, что сидеть за одним столом с белыми, такими же актерами как она, она не имела права жить с ними под одной крышей гостиницы, вплоть до того, что ее могли посадить за решетку.

В 1940 и тем более в 1930 годы, ещё никакой речи о равенстве не шло. Хэтти Макдэниел хоть и состояла в гильдии актеров, но играла “классические” для негров того периода роли, а именно служанок, гувернанток и нянь. Она хваталась за любые роли лишь бы была работа, за это она часто подвергалась нападкам от "своих", за потакание политической конъюнктуре и, что не присоединяется к борьбе. На что она отвечала :

«Я лучше буду играть горничную, чем буду ею»
Говорила она в ответ.

Ещё не до конца сформированная оскаровская награда, довольно часто на первых этапах носили гордое название “впервые”, но 12 церемония проходившая 29 февраля 1940 года в гостинице “Амбассадор” Лос-Анджелеса, была особенной по целому ряду причин. Например на ней впервые была произведена съёмка торжественного банкета в ресторане, поэтому номинанты и гости той церемонии остались на пленке. Собравшихся приветствовал сам президент Франклин Рузвельт. Было ещё несколько новых номинаций (например, впервые была премия за спецэффекты). Ну и номинация чернокожей актрисы тоже была первой в истории награды. Но все было не так радужно.

Афроамериканцы в Голливуде. От презрения к главенству. Часть 1.

Гостиница “Амбассадор” наотрез отказалась пускать номинантку на Оскар, ведь темнокожие там появлялись только в качестве прислуги. Продюсеру картины пришлось вмешаться и попросить администрацию отеля пойти на небольшие уступки. В итоге ей накрыли небольшой стол возле стены , где она сидела со своим менеджером при условии, что она не пересядет к столику с белыми. Такое отношение кажется диким и мерзким, но 80 лет назад это, увы и ах считалось нормой.

Унесенные ветром гребли награда за наградой, ведущий даже шутил, что продюсеру Селзнику будет проще переобуться в роликовые коньки, чтобы быстрее передвигаться от сцены к своему столику. Второстепенные статуэтки, в том числе и награды артистов второго плана были запланированы на вторую половину церемонии и Макдэниел пришлось унизительно просидеть за своим столиком в конце зала почти до самого конца церемонии.

Когда ее объявили победительницей, у нее подкосились ноги, но ей удалось произнести пронзительную и милосердную речь:
Академия кинематографических искусств и наук, коллеги-представители киноиндустрии и почетные гости, это один из самых счастливых моментов в моей жизни, и я хочу поблагодарить каждого, кто сыграл свою роль в выборе меня для получения одной из своих наград; за вашу доброту, которая заставила меня чувствовать себя очень, очень скромно. И я всегда буду использовать это как маяк для всего, что я смогу сделать в будущем. Я искренне надеюсь, что всегда буду делать честь своей расе и киноиндустрии. Мое сердце слишком полно, чтобы выразить вам, что я чувствую, и позвольте мне сказать вам спасибо, и да благословит вас Бог.

Даже в момент своего наивысшего триумфа в карьере, актрисе пришлось терпеть массу унижений и лишений продиктованных проблемами внутри общества в 1930-1940 годов. Казалось, что ее внезапная победа сможет сдвинуть общество и изменить порядок вещей царивших в то время, но все это оказалось лишь мечтой, общество и кинематограф ещё не были готовы к этому .

Следующую награду пришлось ждать 24 года, ее получил 13 апреля 1964 года за фильм “Полевые линии”. Ключевым отличием Пуатье от Макдэниел состояло в том, что он целенаправленно отказывался от стереотипичных, унизительных ролей, которые предлагали ему как чернокожему, именно он протоптал дорожку для последующих за ним других чернокожих актеров. В 1958 году он уже получал номинацию на Оскар за фильм “Непокорные” , а его работа в фильме “Джунгли на доске” (1955), сделали его одной из первых успешных чернокожих звезд Голливуда. Очевидно к 1950-1960 общество стало более демократично относится к чернокожим, но премия Оскар все равно не обошлась без скандала.

Вручая актеру статуэтку, актриса Энн Бэнкрофт поздравила его поцелуем в щеку - этот жест вызвал скандал среди самой консервативной аудитории шоу. Чуть позже Пуатье принял участие в более знаменательном поцелуе три года спустя, когда он и Кэтрин Хоутон разделили первый межрасовый поцелуй на экране в картине “Угадай, кто придет на ужин?” 1967 года.

В этом же самое время, борьба афроамериканцев за свои права только набирала обороты. Согласно правилам царящим в то время, передняя часть автобуса отдавалась под “белое” население, а задняя под “цветное”. И в случае если белому пассажиру не хватало места, то водитель мог просто передвинуть табличку "места для цветных", что бы белый мог сесть, а черный либо пересесть на другое место, либо стоять. Но вечером 1 декабря 1955 года, Роза Паркс отказалась пересаживаться.

Афроамериканцы в Голливуде. От презрения к главенству. Часть 1.

Была вызвана полиция и Роза была арестована и оштрафована. Но, она решила не молчать и бороться за свои права в суде, что послужило впоследствии причиной множества митингов, акций протеста и бойкотов, повлияющих на восприятие в обществе цветных.

В итоге общество и Голливуд в частности не мог игнорировать запросы и прорывающийся голос чернокожего населении, запрос общества на запрет сегрегации и унизительные стереотипы в кино. Стоит уточнить, что , во время Второй мировой войны администрация президента Рузвельта приложила массу усилий для продвижения нового образа темнокожего. Стремление можно назвать скорее прагматичным, нежели идейным: темнокожие люди массово воевали в армии США, да и общая борьба мира с нацизмом... В культуре эти события привели к формированию направления эксплуатационного кино — блэксплотейшн.(Blaxploitation). Само это слово представляет собой комбинацию слов "черный" и "эксплуатация”

Фильмы блэксплотейшн врываются на кино сцену в начале 1970х годов, предложив зрителям новое представление о афроамериканцах. Это была небольшая культурная революция, которая имела отклик у общества в бурную, социально политическую эпоху. Первым фильмом новомодного поджанра принято считать картину “Свит Свитбэк: Песня мерзавца” 1971 года.

Характерно, что даже в то пору “оттепели” голливудские студии отказались финансировать ленту, и режиссер снимал ее за свои средства, заняв еще 50 тысяч долларов у знакомых. Причина запрета финансирования ясна, режиссер намеревался нарушить все имеющиеся табу. А именно: межрасовый секс, жестокое обращение с животными и убийство белых полицейских. Из-за недостатка финансирования и скандалов преследующих картину, желающих играть главную роль не нашлось и сам режиссер решил, сыграть главного героя. Второплановых актеры буквально находили на улице, их не смущало даже обилие реалистичных постельных сцен и общая провокационность фильма . Кстати главный актер, он же режиссер по совместительству, во время съёмок заразился венерическими заболеваниями и смог вытрясти из гильдии кинорежиссеров мелкую сумму на лечение, которую он тут же потратил на свою картину. Не смотря на смехотворный бюджет, плеяду скандалов и рейтинг картины “Х” , фильм имел оглушительный успех и смог заработать во много раз больше, чем было на него потрачено, став одной из самых прибыльных и обсуждаемых фильмов 1971 года.

Тогда уже и были сформированы основные составляющие жанра- максимально темнокожий кино состав, и координация себя личностно, политически, социально и расово. В большинстве своем, картины этого жанра имели хорошую кассу, а где есть деньги там и бизнес. Приход крупных компаний на это поле, был делом времени. Так в гонку за зрителем включились MGM, American International Pictures (AIP) и Warner Bros., выпустившие «Шафт» 1961, «Блакулу» 1972 1972. Влияние новых картин просачивалось в индустрию, создавая новые сочетания жанров и поджанров от хорроров до вестернов, от порнографии до приключенческих картин. Жанр обрёл такое влияние, что его отголоски начинали звучать и в очень крупных, традиционно европейских проектах, например в восьмом фильме в серии о Джеймсе Бонде «Живи и дай умереть».

Важным отличием эксплуатационного кино 1970х от расового кино 1910х годов, состоит в том, что эксплуатационное не пытается убежать от реальности, расовые проблемы тут не обходились стороной, а острые углы не скашивались. Фильмы активно показывали насилие, преступность, наркотики и секс, а зрители узнавали в актёрах себя.

В течении первой половины десятилетия было снято более 200 фильмов подобного типа, которые сломали устоявшиеся кино- стереотипы и окончательно укоренили афроамериканцев в американской кино культуре, возвысив традиционные для негров музыкальные жанры, такие как джаз и бибоп.

Решил сконцентрироваться на длинных статьях, а не коротких заметках. Буду стараться совмещать историю и кино, потому, что мне это интересно в первую очередь. На поп корн 2200700462291153 (Тиньков)

В любом случае, спасибо всем за любую активность под постом, буду рад советам и критике. Скоро увидимся, всех обнял. Кому интересно вот ссылка где меня еще найти. Обнял.

458458
506 комментариев

Хех, "афроамериканцы"... НЕГРЫ. Людей с тёмной кожей происхождения негроидной расы называют неграми. Если говорите на русском языке, в слове "негр" нет ничего оскорбительного. Не надо менять родной язык в угоду толерантности, насаждаемой откуда-то извне.

Статья хорошая, информативная, буду ждать продолжения, большой негритянский палец кверху 👍🏿

164

Слова «хач» и «чурка» тоже не были изначально оскорбительными, но ими стали. Можно просто «чёрный» говорить.
Ну и, учитывая, что речь была о черных в Америке, в чем проблема слова «афроамериканец»?

115

А слово "негр" типа исконно русское-православное? Точно также пришло извне.
Ты раз уж так топишь, чтобы "извне не навязывали", так пиши "арап" или типа того, борец за чистоту👍🏿

64

Комментарий недоступен

42

В моем городе довольно много студентов по обмену в том числе из Африки, ты им это в глаза повторишь, про ничего оскорбительного, мой язык и всё такое или ссыкливо пройдешь мимо?)

Вопрос риторический, ответ я и так знаю

22

Комментарий недоступен

17

В понятии афроамериканец уже заложен какой то смысл неполноценности. Я хуй знает зачем это понятие вообще начали культивировать, если человек живет на территории америки в 7 поколении, он американец, не зависимо от цвета кожи. Ведь ни кто не называет эмигрантов из франции франкоамериканцами

18