Какие темы и идеи в тренде в сай-фай кино

Я решила пораскинуть мозгами и подумать, как обстоит ситуация с жанрами и поджанрами сай-фай. Какие из них сейчас в топе, а какие пытаются реанимировать или просто доят корову, которая уже при смерти и нуждается в длительном отпуске.

Какие темы и идеи в тренде в сай-фай кино

Старалась брать для "анализа" проекты последних нескольких лет и старалась ничего и никого не упустить и не забыть. Но возможно, кто-то ускользнул. Так что если что пишите в комменты, если согласны/не согласны, а также если вспомните проекты, о которых я подзабыла.

Про супергероику и анимацию не говорю сознательно.

На самом деле у нас есть два выбора: смотреть сай-фай или не смотреть. А все эти жанры и поджанры — мелочи вкуса.

Какая у нас ситуация с жанрами сай-фай в последние несколько лет?

Зомби

Любимая мной зомби-тема сходит с пьедестала после яркого бума 2010-х. Кроме того, неудачные ребуты "Обители зла" в формате фильма ("Обитель зла: Раккун-Сити") и сериала от Netflix поумерили пыл киноделов. Хотя AMC пытается верить в лучшее и продолжает расширять вселенную "Ходячих" [хотя казалось, что этот бобик уже сдох]. Я не смотрела, но спин-оффы как будто хвалят.

Но надо отметить, что у жанра все не очень хорошо в традиционном формате развития, когда зомби — враги, которые пытаются добить остатки человечества. Тут особо чего-то нового сложно придумать, а от старого все подустали, слишком много было зомби-апокалипсисов.

Но вот если вспомнить попытки нового взгляда на зомби, то тут жанр хотя бы пытается эволюционировать.

Прежде всего, это ромкомы. Пожалуй, первой нормальной попыткой был фильм аж 2013 года "Тепло наших тел", зомби-версия Ромео и Джульетты. И с тех пор вышло еще несколько фильмов, где условный Гарри встретил свою зомби-Салли [или наоборот]. Но на мой взгляд, "Тепло наших тел" было пока самым удачным вариантом, во многом благодаря актерам.

Какие темы и идеи в тренде в сай-фай кино

Также пытаются реанимировать вселенную зловещих мертвецов, но новый фильм 2023 года вышел как-то слабоват.

Из зомби-муви делают комедии типа "Убойного монтажа" или чуть более меланхоличные "Мертвые не умирают", но жаль, их единицы в последние годы. Не хватает чего-то типа "Зомби по имени Шон" или хотя бы "Диета из Санта-Клариты".

А главное в мире зомби последних лет — "Одни из нас". Не пустышка в жанре выживальщиков, а глубокая драма с проработанными персонажами. И зомби, наконец, с новым внешним видом. Если кто и будет продолжать зомби-род, то не "Ходячие", а Педро Паскаль и Белла Рамзи.

Если все же сказать пару слов про традиционный формат зомби-фильмов, то тут, наверно, если только "Армия мертвецов" Снайдера порадовала. Не сюжетом, а экшеном. Корейская вселенная, начатая с "Поезда в Пусан", увы, скатилась.

Time Travel

Что по путешествиям во времени? Они сейчас тоже мало кого интересуют. Из последних можно вспомнить неплохой сериал "Жена путешественника во времени", неординарный "Сдвиг" и комединый хоррор "Конкретный убийца".

Искуственный интеллект

Активно возрождается интерес к ИИ, но не в контексте противостояния человека и ИИ, а скорее как улучшение и помощь человеку. Что можно вспомнить? Из фильмов — "Я создан для тебя", "ИИ любит тебя", "Иллюзия превосходства", "Капсульное поколение" и "Апгрейд". Еще про нейросети удалось порассуждать в сериалах "Игрушка для взрослых", "Разрабы", "Загрузка", "Миссис Дейвис", "Маяк 23" и HALO.

Но противостояние ИИ и человека все же еще присутствует: в номинанте на "Оскар" "Создатель", в грядущем "Атласе" от Netflix, в авторском "Мой создатель", а также в недавно закрытом "Мире Дикого запада".

Какие темы и идеи в тренде в сай-фай кино

Постапокалипсис

Переживает второе рождение тема жизни в постапокалипсис — сериалы "Скрежет металла" и новый Fallout, грядущая "Фуриоса", эппловское "Укрытие", "Периферийные устройства", "Станция одиннадцать" и даже климатические "Экстраполяции". И не забудем главного фаната этого поджанра — Роланда Эммериха, упорно выпускающего фильмы-катастрофы, которые ставят человечество на грань апокалипсиса.

Космос

Немного теряет в популярности, но все еще в топе тема космоса, причем в разных ипостасях: не только чисто научный, но и фантазийный. Приближенные к реальности околонаучные — "Ради всего человечества", "Задача трех тел" (там не только космос), новый сериал "Созвездие". Фантазии о других мирах — "Мятежная Луна", HALO, "Орвилл", "Основание".

Хотя здесь далеко не всегда и не всем везет:

"Ковчег" был слаб и не оригинален, дерзкое "Авеню 5" не оправдало финансовых вложений, хоть и порадовало зрителей, еще есть невнятное "Вторжение" (хоть его и продлевают) и ретрофутуристический скучный "Здравствуй, будущее".

Плюс часто в проектах про ИИ или постапокалипсис есть что-то и про космос, но без сильных акцентов.

Монстры

Монстры как поджанр стали чаще возвращаться на экраны, а в последнее время активно повысился интерес к Годзилле (почему бы это). "Годзилла -1", сериал "Монарх: Наследие монстров" и грядущий блокбастер про Конга и Годзиллу — это только проекты 2023-2024 года.

Но, пожалуй, главная надежда монстро-поджанра — грядущий "Чужой: Ромул" (который и про космос тоже).

Какие темы и идеи в тренде в сай-фай кино

Что еще можно сказать?

В кино не забывают про вампиров и оборотней, хотя всеобщий бум уже прошел и вряд ли вернется. Например, в сериале "Стая" была попытка в каком-то смысле дублировать "Волчонка" и похожие проекты, но увы, неудачная.

А вот с кровопийцами пытаются работать уже в менее консервативном формате. В этом году выйдет "Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца", в прошлом году выходил "Граф" Пабло Ларраин и комедийный "Ренфилд". А в 2022 году хоррор "Кровь" пытался говорить о вампиризме через призму семейной драмы. Из скучного были "Клыки ночи" и "Дневная смена", все от Netflix, так что ничего удивительного.

Еще есть "Разделение", которое сложно отнести к какому-то из этих жанров. И сериал "Сила" о женщинах, наделенных суперспособностями [но это не про супергероев].

Отдельно про идеи, темы и причины развития/упадка каждого жанра и поджанра я буду писать у себя на канале.

Какие темы и идеи в тренде в сай-фай кино

Отдельно стоит отметить, что лидером по качественному сай-фаю как минимум пару лет продолжает быть Apple TV+. Стриминг регулярно выпускает красивые масштабные проекты и берется за самые амбициозные цели, например, экранизацию "Нейроманта" Гибсона. Как будто в правлении стриминга сидят мечтатели, которые не смогли попасть в HACA, но очень хотят прикоснуться к миру будущего.

77
8 комментариев

Мне очень зашёл зомби сериал Чёрное лето 1 и 2 сезон. Имхо именно этот сериал близок по духу к The Last of Us, даже 2 сезон начинается также как 2 часть игры как будто дракман тоже этот сериал смотрел и слизал зимний антураж. Жаль что продолжения не будет.

5
Ответить

Второй раз за неделю в комментах замечаю Чёрное лето. Как раз осталось 2 серии досмотреть финал новых ходячих. Вчера такую книгу ещё нашёл.

1
Ответить

Я усмотрел основную тенденцию в научпопе+как будет выглядеть жизнь людей в будущем. Очень хочется возврата к теме робототехники, киборгов и фантазий на технологии будущего. Короче всего того что есть в Бегущем по лезвию, Назад в будущее, Киберпанк, Джонни-Мнемоник и тд

4
Ответить

Робототехника и киборги уже устарели. Будущее за редактированием ДНК и созданием новых биологических видов...

1
Ответить

Вывод: Ничего нового

2
Ответить

Странно, что жанр меха не популярен. В своё время дико доставил "Тихоокеанский рубеж", мехи в "Аватаре" классные. Казалось бы, классный концепт для блокбастера, но громких проектов вообще нет помимо грядущего "Атласа"

2
Ответить

а что невнятного во Вторжении.
Уж всяко лучше многих сериалов в обзоре.

Ответить