На игле - Выбери жизнь / Trainspotting

Trainspotting

Трейнспо́ттинг — это вид хобби, практикующийся в странах, где поезда ходят по постоянному расписанию: энтузиасты проводят время у локомотивных депо, на вокзалах или наблюдательных пунктах вдоль железнодорожного полотна, записывая серийные номера проходящих поездов. Это хобби наиболее популярно в Великобритании и США.

В свою очередь, Ирвин Уэлш назвал свою книгу в честь эдинбургского жаргонизма, который родился из-за того, что в 1980-х многие городские наркоманы собирались на заброшенной железнодорожной станции, чтобы без помех колоться, нюхать и курить. Когда их спрашивали, что они делают на станции, наркоманы отвечали, что наблюдают за поездами. Понятно, они никого этим не могли обмануть, и со временем жители Эдинбурга начали называть прием наркотиков «трейнспоттингом».

"Трейнспоттинг" имеет много разных значений, поскольку на сленге означает "колоться героином". Главный герой, Марк Рентон ищет разные поезда, чтобы иметь возможность выбрать жизнь.

Однако “Трейнспоттинг” - это также другое слово, обозначающее случай, когда наркоману вводят героин в вену, и это оставляет темную линию на стороне пораженной вены, также известную как "след". К тому же в сленге, ввод инъекции сначала вверх, а затем вниз - в вену, называется "От станции к станции".

Scotland

С момента включения Шотландии в состав Великобритании в 1707 году Шотландия находилась под неофициальным правлением британцев. Хотя некоторые граждане Шотландии выступали за присоединение к Великобритании, многие шотландцы сопротивлялись без особого успеха. За десятилетия, последовавшие за этим новым союзом, появился глобальный образ, изображающий шотландцев как “сельских, уютных, спокойных людей”. Однако шотландский народ на самом деле находился в состоянии тихой неудовлетворенности, которое только усугубилось с появлением бунтующей молодежи и контркультур в 80-ых.

Это “несогласное ворчание” наиболее очевидно в “Трейнспоттинге". Например, когда одного из друзей Марка - Томми бросает его девушка, он без видимой причины уводит друзей в Высокогорье. Глядя на прекрасный пейзаж, Томми спрашивает:

Разве вы не гордитесь тем, что вы шотландцы?

На что Марк отвечает:

Шотландия - дерьмо. Даже хуже, чем дерьмо. Мы срань этой гребаной земли. Мы самые жалкие, убогие, презренные, вонючие отбросы когда-либо осквернявшие цивилизацию. Некоторые ненавидят англичан, а я - нет. Они просто дрочилы.

Друзьям Марка нечего на это сказать, но они коллективно решают вернуться домой и снова сесть на героин. Речь Марка прекрасно отражает шотландский взгляд на колонизацию. Хотя Марк заявляет, что на самом деле не испытывает ненависти к англичанам, он демонстрирует свое разочарование по поводу “дерьмового положения дел”. Томми, Кайфолом и Спад ничего не говорят, потому что они согласны с Марком, даже если они слишком боятся признать это. И поскольку им трудно противостоять удручающему характеру их ситуации, они решают употреблять героин, чтобы облегчить боль.

Многие персонажи "Трейнспоттинга" также отражают неудовлетворенность колониализмом и глобальным образом шотландского народа. Марк, например, является идеальным образцом двусмысленности и морального безразличия. Эти характеристики перекликаются с общими чертами многих шотландцев. Вместо того, чтобы активно пытаться улучшить свою жизнь или избавиться от своих “друзей”, Марк предпочитает пассивно принимать свою ситуацию. Он знает, что хочет счастья, просто не знает, как его достичь, поэтому прибегает к героину.Он не вызывает ни сочувствия, ни отвращения, он наиболее точно представляет шотландский народ: недоволен своим положением, но не желает или неспособен его изменить.

Томми - единственный персонаж, представляющий глобальный взгляд на типичного шотландца. Он добрый, отзывчивый и пассивный персонаж, который помогает справляться с выходками друзей. Однако в фильме Томми используется, чтобы опровергнуть этот волшебный образ. Несмотря на то, что Томми начинает как самый симпатичный персонаж, он теряет свою девушку, и внезапно его жизнь резко падает до уровня его друзей. Он выбирает героин и в конце концов умирает из-за осложнений, связанных с ВИЧ. Образ уютного, легкого на подъем шотландца буквально убивают прямо на наших глазах.

Кайфолом и Бегби - единственные центральные персонажи, которые напрямую не отражают шотландский народ, но они служат антитезой счастью Марка и, в свою очередь, счастью Шотландии. После того, как Марк обосновывается в Лондоне и, наконец, чувствует, что он “почти доволен”, Бегби появляется без предупреждения и переезжает к нему. Вместо того, чтобы проявить милосердие, он унижает Марка и приказывает ему купить еще сигарет и пива. Вскоре после этого появляется Кайфолом и тоже переезжает к нему. Он продает телевизор Марка без разрешения и вовлекает Марка в незаконную торговлю наркотиками, чтобы быстро заработать немного денег. Кажется, что они отражают Великобританию и Соединенные Штаты: Бегби - жестокий, властный персонаж - Великобритания, а Кайфолом - хитрый, обаятельный, жадный персонаж - США, которые служат барьерами на пути к благополучию Марка.

Thatcherism

Консервативная партия правила Великобританией с конца 1970-х до середины 1990-х годов, а Маргарет Тэтчер возглавляла наиболее идеологически доминирующее движение того периода. Называемое “тэтчеризмом”. Это политическое движение поддерживало капиталистическую экономику свободного рынка и веру в то, что люди должны брать на себя личную ответственность за заботу о себе и своих семьях, а не полагаться на государственную поддержку, что привело к сокращению государственных средств на социальные услуги, здравоохранение, образование и жилье. Сначала тэтчеризму было оказано большое сопротивление, особенно со стороны молодежной культуры. Однако консервативная повестка дня продолжала преобладать в Великобритании на протяжении 1990-х годов, и противодействие ей значительно ослабло, оставив позади разочарованную молодежь, которая, особенно в более бедных районах, обратилась к наркотикам и преступности.

"Трейнспоттинг" делает особый акцент на этом политическом климате благодаря обстановке и безразличному отношению к употреблению наркотиков. Действие фильма происходит в особенно бедном районе Эдинбурга, столицы Шотландии. Вместо того, чтобы использовать живописные холмы и долины Северного нагорья, в фильме используется фон серого мегаполиса, чтобы отразить плохие условия жизни в городе, которые являются прямым результатом тэтчеризма. Марк даже делает прямую ссылку на тэтчеризм, когда заявляет:

“Не было такого понятия, как общество, и даже если бы оно было, я больше чем уверен, что я к нему не принадлежу.

В этот момент Марк ссылается на речь, в которой Тэтчер заявила:

“Такого понятия, как общество, не существует. Есть только отдельные мужчины и женщины, и есть семьи”.

В начале фильма персонажи решают не участвовать в капиталистическом обществе. Они отвергают идею о том, что человеку нужно работать, чтобы иметь возможность покупать определенные предметы роскоши.

American culture

В то время как британское господство служило угнетению и разочарованию шотландского народа, вторжение культуры США лишило их чувства национальной идентичности. Американская поп-культура стала настолько распространенной в современной Шотландии, что идентифицировать явно шотландскую культуру стало практически невозможно. Американские тенденции, мода, фильмы, музыка и даже политика почти полностью заменили любую присущую Шотландии культуру, которая, возможно, когда-то существовала.

“Трейнспоттинг” ссылается на это культурное "поглощение", а также является жертвой этого как в повествовании, так и в визуальном стиле. Трейнспоттинг также демонстрирует свое американское влияние через отсылки к американской поп-культуре.

Персонаж Кайфолома особенно известен этими отсылками, особенно его отсылками к Джеймсу Бонду и Шону Коннери. Хотя Шон Коннери сам шотландец, он стал огромной кинозвездой, сыграв Джеймса Бонда, британского секретного агента. Такое использование звезды, которая является частью американской, британской и шотландской поп-культуры, сильно перекликается с глобальным влиянием фильма и путаницей шотландской идентичности.

Другая часто упоминаемая звезда - американский панк-рокер Игги Поп. Он неоднократно обсуждается в фильме, а его концерт служит катализатором, который непреднамеренно подталкивает Томми к героину. Во время сцены в танцевальном клубе Марк стоит у стены прямо перед картиной с изображением персонажа Роберта Де Ниро в "Таксисте".

Во время двух отдельных сцен фильма на заднем плане обеих квартир Томми видны постеры с Игги Попом.

На игле - Выбери жизнь / Trainspotting

Помимо прямого повествования и визуальных отсылок, саундтрек фильма почти полностью состоит из американских и британских групп, включая Игги Попа, Лу Рида, Blondie, Underworld и New Order.

Во время одной из сцен, действие которой происходит в парке, Марк и Кайфолом обсуждают неизбежный упадок американских исполнителей, таких как Элвис Пресли, Лу Рид и даже Игги Поп. Позже в фильме Дайан ошибочно утверждает, что “Игги Поп мертв”.

Изображая американских артистов неудачниками, фильм наносит удар по собственному культурному влиянию. Стратегически размещенные постеры Игги Попа продолжают эту критику американского влияния. В сцене, где Томми и Лиззи ругаются из за кассеты, на заднем плане виден большой плакат с Игги Попом.

На игле - Выбери жизнь / Trainspotting

Позже, после того, как у Томми обнаружился ВИЧ, Марк приходит навестить его в темную, унылую квартиру, где единственным украшением является постер Игги Попа на стене.

На игле - Выбери жизнь / Trainspotting

Связывая американского художника с падением и смертью Томми, возможно, самого симпатичного и стереотипно “шотландского” персонажа, фильм косвенно обвиняет вторжение американской поп-культуры в падение и “смерть” шотландской национальной идентичности.

Choose life

В начале фильма Рентон высмеивает и осуждает скучную жизнь своим знаменитым монологом. Но в конце фильма, он выбирает именно ее, вместо героина. Всю жизнь он был лишь "Трейнспоттером" - или же наблюдателем. Вместо того что бы быть пассажиром, он смотрел на уходящие вагоны возможностей, так и не решавшись запрыгнуть в один из них. Он только и делал, что загружал свои ветки тяжелым составом. Но в конечном итоге, Рентон смог сесть в последний уходящий вагон, иначе его место было бы занято его друзьями. Осталось лишь задать вопрос себе. Кто ты? Пассажир или трейнспоттер.

Если вам понравилась статья буду раз если подпишитесь на канал в Telegram и YouTube.

3333
11 комментариев

Великий фильм

7
Ответить

величайший

2
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

Ну такое мы лайкаем, пост хороший

1
Ответить

Связывая американского художника художника

Подвёл переводчик, да?

Ответить

Перевод, кстати, более менее, но видно, что текст не адаптирован под русский язык

Ответить