"Американское чтиво"
В мире, который так гонится за трендами и модой, стало слишком много дерьмовой литературы. Дерьмовой настолько, что даже брать её с собой посидеть на унитазе – история сомнительная.
В угоду трендам и стремлению людей к упрощению, появляется всё больше «одноразовых романов», которые вполне можно считать конвейерными – прочитав один из них, можно смело браться за новый, в котором будет похожая картина. И будь то книги для подростков или книги для более возрастной аудитории – картина примерно та же. В фильме «Американское чтиво» нам показывают и рассказывают о том, что случилось с афроамериканской литературой, и почему упрощение и клишированность стали её основным почерком.
Подобное вполне поддаётся пониманию, ибо слишком многое в нынешнее время приходится людям осознавать и осмыслять, приходится постоянно принимать решения или же принимать на веру чью-либо точку зрения, а порой и вовсе занимать нейтральную сторону в том или ином вопросе. Но повод ли стремление к упрощению и к клишированности заполнять рынок литературы всякого рода шлаком? Ведь, если его будет подавляющее большинство, то люди вполне могут разучиться думать, грамотно говорить, беседовать о важном друг с другом. Потому как именно книги во многом способны научить человека видеть суть, искать выход из ситуации, размышлять и думать, анализировать.
Фильм «Американское чтиво» берёт на себя смелость подсветить описанную выше проблему с помощью сатиры и многогранности личности Телониуса «Монка» Эллисона – писателя и преподавателя в университете. Сразу стоит сказать, что Монк моментами тянет на среднестатистического душнилу в очках, своеобразного педанта, не лишённого привлекательного остроумия и глубины размышлений. Образ получился цельным и неоднозначным, в достаточной степени сложным и интересным для наблюдения.
Будучи писателем, создающим осмысленные и философские произведения, которые порой пестрят отсылками к древнегреческим творцам (не даром в фильме появляется упоминание Эсхила – автора знаменитой тетралогии «Орестея», где всепоглощающая трагедия при прочтении уничтожает любой позитив, что ни есть плохо в рамках контекста), Телониус решает примерить на себя новый образ. Он пишет трендовую историю, которую сначала называет «Моя пафология», а после переименовывает в «Говно», дабы банально поглумиться над всей писаниной в духе своего собственного творения. Она написана в стиле клишированных представлений о «чёрных в Америке»: с перестрелками, копами и нецензурной лексикой.
Относится к этому писатель как к эксперименту: берёт псевдоним, отправляет рукопись своему агенту, тот рассылает её по издательствам и дело в шляпе. Забавно и вместе с тем грустно, что высокоинтеллектуальные романы Монка никому особо не были нужны, а вот книга о перестрелках с афроамериканцами – вполне себе. И именно от этого факта у самого творца волосы стают дыбом, он крайне разочарован обществом, при этом высмеивая окружающее его безумие. Очень зацепил диалог Телониуса (Джеффри Райт) с коллегой - Синтарой Голден (Исса Рэй) о том, что её история и лично его творение ничем друг от друга не отличаются, хотя писательница рискнула оспорить это утверждение. Монк прямо и чётко говорит о том, что в такой литературе нет ничего привлекательного, что она преувеличено хорошо воспринимается обществом.
Самая главная мысль – это его отношение к тому, как его соплеменники выставляют себя жертвами в таких книгах или в кино, что игра на жертве уже порядком надоела и что в этом нет совершенно ничего хорошего. Постоянно прибедняясь и выставляя себя униженными, афроамериканцы словно выпрашивают некую милостыню. Телониус Эллисон очень устал от этого, подобная патетика его доконала. И «Говно» в данном контексте – это как раз его протест против всей этой возни и унижения. Напоминает проблему лишнего человека в классической русской литературе, где условный Рахметов или Чацкий в своё время шли против системы, а после порядочно за это огребали. Будь то общественное мнение или личные драмы, любовь и прочее. В «Американском чтиве» мы видим примерно такой же контекст, адаптированный под современность.
Трагедия в «Американском чтиве» показана на стыке с комедией. Вот сестра Телониуса (Трэйси Эллис Росс) смеётся и рассказывает очередную шутку, а через пару секунд у неё случается сердечный приступ. И так во всём, практически в каждой сцене. Хорошо показано, насколько раненым может быть человек, но при этом ему не обязательно тыкать в эту рану как в орден. Не обязательно постоянно говорить о своих проблемах, чтобы они решились. Проблемы нужно решать теми или иными методами, действиями. Об этом сигнализирует и то, что трагичность и сатира идут в этом фильме рука об руку. Справляться с чем-то страшным всегда помогает старый и добрый юмор.
Картина получилась очень достойной, интересной, с прекрасным юмором, хорошими диалогами и крепкими персонажами. Советую к просмотру и ставлю крепкую девятку. В данном случае пять номинаций на Оскар кажутся вполне оправданными.
Мне кстати фильм понравился, да специфичный. Но очень такой классический. Таких сейчас не много.
Мне недавно хвалили этот фильм тоже, надо глянуть, раз такое дело 👍
Знаешь, после такой рецензии, думаю, ты заценишь фильм Bodied - это была такая сатира над современным состоянием баттл-рэпа в США, в продюсерах Эминем был. Фильм очень едкий, мне прямо очень понравился, и не как фильм про рэп, а как драма. Ну и по возможности, лучше смотреть в оригинале, а то там очень много игры слов и всяких непереводимых выражений, что отдельное удовольствие
Я смотрела, когда он вышел. Не скажу, что сильно понравился. Баттлы давно люблю, KOTD - моё почтение (Rone vs Illmac - один из любимых). В России баттлы тоже были хорошими когда-то, но всё это вылетело в трубу, увы.
Комментарий недоступен
За что?)
Ничего так фильм, но не было ощущения целостности. Как будто поняли, что главной сюжетной линии не хватает хронометража и событий, поэтому решили разбавить второстепенными персонажами.