Звуки из ада: обзор фильма «Кольская сверхглубокая»

Не выдающийся, но и не слишком стыдный отечественный боди-хоррор, основанный на легенде о советских учёных, пробуривших «колодец в Ад».

5 ноября в кинотеатрах вышел фильм «Кольская сверхглубокая» — российский хоррор, основанный на известной городской легенде. Согласно ей, на экспериментальной научной станции в Советском союзе, расположенной на глубине более 7,5 тысяч метров, работники добурили до самого Ада. И даже записали странные звуки, похожие на стоны грешников.

Разумеется, легенда та давно уже объявлена ловкой мистификацией — Кольская сверхглубокая скважина действительно существует, но никаких странных звуков на ней никто не записывал. А те аудиозаписи, что вы вполне найти на просторах интернета, взяты из фильма «Камера пыток» Марио Бава.

Кадр со съёмок «Кольской сверхглубокой»
Кадр со съёмок «Кольской сверхглубокой»

«Кольская сверхглубокая», впрочем, и не повторяет легенду слово в слово. По сюжету, на научной станции исчезает несколько человек, после чего власти начинают подозревать, что там обнаружился некий неизвестный науке вирус. Поэтому, вместе с отрядом солдат и офицером спецслужбы туда отправляют эпидемиолога, главную героиню по имени Анна.

На месте их сразу встречает сбежавший со станции учёный, пытающийся взорвать вертолёт вместе с собой, а начальник объекта говорит странные вещи про то, что Кольскую сверхглубокую никто не должен покинуть — иначе оттуда вырвется что-то страшное.

Этим страшным оказывается не Сатана собственной персоной, как в оригинальной легенде, а некий грибок, что был законсервирован в вечной мерзлоте сотни тысяч лет. От религиозного ужаса «Кольская сверхглубокая» уходит к биохоррору а-ля The Last Of Us: тут и про кордицепс вспоминают, кстати, и нечто похоже на Крысиного короля мы тоже увидим.

Звуки из ада: обзор фильма «Кольская сверхглубокая»

Как только герои попадают на саму станцию, начинается классический герметичный хоррор: паранойя, жуткие звуки, ругань и попытки понять, какого чёрта тут вообще происходит. Тут становится заметна, вероятно, одна из главных проблем «Кольской сверхглубокой» — у авторов, как и у многих до них, не получается помирить русский язык со спецификой жанрового сценария. Проще говоря, герои тут звучат как дублированные на русский персонажи голливудского хоррора категории «Б».

В этом, пожалуй, даже можно найти свой шарм — хотя и сложно. Вполне очевидно, что здесь это баг, а не фича, не намеренный артистический приём, как в каких-нибудь «Семи пьяницах». В «Кольской сверхглубокой» играют хорошие актёры (Николай и Кирилл Ковбас, например, очень классно смотрелись в недавней «Хандре»), но сценарий выставляет их в невыгодном свете, заставляет вслух проговаривать банальности и общаться исключительно экспозицией.

Звуки из ада: обзор фильма «Кольская сверхглубокая»

Из-за сеттинга позднего СССР и элементов sci-fi «Кольскую сверхглубокую» часто и справедливо сравнивают со «Спутником». Оба фильма в рамках хоррора осмысляют эпоху, оба ориентированы на международного зрителя: «Спутник» в итоге на Западе оценили куда лучше, чем на родине, а премьера «Кольской сверхглубокой» прошла на престижном жанровом фестивале в испанском Ситжесе.

Оба, в конце концов, легко воспринимать как оммажи к научно-фантастическим хоррорам 80-х. «Спутник» был, разумеется, российским «Чужим». «Кольская сверхглубокая» — явная любовная открытка к «Нечто» Карпентера. Камерный боди-хоррор с практическими эффектами, прорывными для своего времени и места производства. Другой вопрос, что для российского кино прорывные практические эффекты — это, ну, любые практические эффекты.

Сравнение со «Спутником» в принципе идёт совсем не в пользу «Кольской сверхглубокой». В фильме слишком заметна бюджетность, визуально картина местами напоминает телевизионную, к тому же, создатели будто толком не разобрались, как работать с хромакеем. В иных любительских видеороликах он не настолько заметен, как тут.

А финального монстра авторы специально показывают деталями, никогда — целиком. Это в целом неплохой метод: мы всегда боимся того, чего не знаем, и по этой причине, скажем, в «Челюстях» Спилберг долго не демонстрирует акулу в полный рост.

Звуки из ада: обзор фильма «Кольская сверхглубокая»

Но в «Кольской сверхглубокой» интрига так толком ничем и не разрешается, катарсиса не происходит, чудовище не предстаёт во всей своей устрашающей «красе». Только в виде маленьких аниматроников, загримированных лиц, ну и, в парочке быстрых кадров, как CGI-модель.

Это, конечно, не делает «Кольскую сверхглубокую» автоматическим «плохим» кино. Фильм Арсения Сюхина — в общем-то, не ужасный, просто невыдающийся хоррор категории «Б» с отдельными удачными пластическими решениями. Да, дёшево, но пока в России слабо развито жанровое кино, больших бюджетов взять особо неоткуда. Да, это не слишком интересно сделано, но пока у нас нет школы и в принципе опыта в боди-хорроре, радоваться стоит хоть каким-то попыткам овладеть его инструментарием.

И да, поступки героев тут чаще оправданы сюжетными условностями, чем их характерами. Но зато — специально для всех, кого сверх меры обижает любое указание на то, что в Красной Армии служили не исключительно герои-смельчики — солдаты тут показаны (что неожиданно) очень положительными персонажами. И даже местная «гэбня» в итоге жертвует протоколом ради людей.

Звуки из ада: обзор фильма «Кольская сверхглубокая»

«Кольская сверхглубокая» интереснее как явление, чем как фильм — и с таким мы ещё не раз столкнёмся по ходу развития отечественного жанрового кино. Нам всё ещё приходится, говоря о хоррорах, использовать надоевшие конструкции вроде «ну, для России — неплохо». Если смотреть на «Кольскую сверхглубокую» с такой перспективы, то работа Арсения Сюхина — опыт определённо положительный, первый полноценный отечественный боди-хоррор, осмысляющий уникальный для страны миф.

Вообще радует, что в нашем кино есть запрос на хоррор, и есть люди, которые научились нестыдно его снимать. «Кольской сверхглубокой» далеко до условного «Нечто», но ему так же далеко до того убожества, что у нас выдавали за фильмы ужасов в нулевые или даже начале десятых.

В принципе тот факт, что в текст о фильме про сверхглубокую скважину совсем не хочется вставить шутку про «со дна постучали», уже показательный. Дно осталось внизу, и последние годы отечественный хоррор явно стремится вверх. Может быть, не на скоростном лифте, как герои «Кольской сверхглубокой», но хоть что-то. Хоть что-то.

172172
141 комментарий

удачное превью для статьи о фильме с названием "Сверхглубокая скважина"

201
Ответить

Актриса замечательная, но проникнуться не получается. Потому что работа со звуком в фильме ужасная, и они как будто в дубляже все — часто реплики не совпадают с движениями губ.

Ну и там её очень нелепо по канонам жанра в конце раздевают до нижнего белья, что аж грустно становится. Штамп ещё со времён «Чужого» идёт.

24
Ответить

Напомнило

8
Ответить

ну хоть не только я подумал что наконец-то русские сняли высокобюджетное порно

5
Ответить

Мне вообще показалось, что это Катя Кловер.

1
Ответить

А "Кольская" это её фамилия

1
Ответить

Сверхглубокая глотка

Ответить