Историческая ценность (Да, среди маскулинных боевиков, но все же). Поговорим о фильме Грязный Гарри

Грязный Гарри (1971, dir. by Don Siegel)
Грязный Гарри (1971, dir. by Don Siegel)

Замечали, что просмотр культовых фильмов прошлого века постепенно становится очень специфичным занятием? Ты читаешь десятки статей, возможно, даже слушаешь несколько лекций о том, какой это культовый фильм. Как он изменил кино на «До, и после». Однако когда после всех восторженных слов ты сам пытаешься посмотреть это кино, то, конечно, видишь все эти приятные моменты. Видишь заслуги, за который фильм стал культовым. Но все же он для тебя не совсем работает...

Все дело в насмотренности человека в 21 веке. Все многомиллиардные блокбастеры, комедии, триллеры, и даже арт хаусное кино основаны на тех самых, "изменивших мир кино" лентах прошлого века.

А это значит, что то кино, которое ввергало зрителей и критиков в шок своей необычностью и новизной, сегодня не сравнится с теми фильмами, которые вышли через 20-30-40 лет эволюции жанра.

И это нормально. Классика есть классика. Она останется с нами как часть истории кино, как олицетворение своей эпохи. Как основа будущего развития. Так же, как люди ценят харизму старых мустангов и корветтов 60-х понимая, что управляются они ужасно и на каждый день лучше использовать гибридный приус.

Но бывают такие случаи, когда кино не просто рождает жанр, а вдобавок так идеально подходит своей эпохе, так выстраивает историю, режиссуру и каст, что фильм не устаревает. Что глядя его ты все еще думаешь "Черт, а вот это по настоящему крутое кино". И "Грязный Гарри" отличный тому пример.

Историческая ценность (Да, среди маскулинных боевиков, но все же). Поговорим о фильме Грязный Гарри

Гарри — полицейский с крутым нравом и строгими принципами, который легко может наплевать на правила и законы, чтобы не упустить преступника. Избиение и угрозы для него - хороший вариант допроса. За это его не любят в мэрии и СМИ, но ему все равно. И тут в городе появляется серийный убийца. Он хладнокровно убивает совершенно незнакомых случайных людей, оставляя записку - пусть мэрия заплатит ему 200 тысяч долларов, иначе каждый день он будет убивать по 1 человеку - темнокожих, детей, священников.Очевидно, что целей у него никаких. Ему просто нравится убивать. А Гарри нравится ловить людей вроде него. В дальнейшем нас ждет мрачный триллер, где герою приходится ходить в серой зоне закона, чтобы поймать маньяка. Казалось бы, это завязка стандартного холодного триллера о серийном маньяке. Вот только Грязный Гарри был первым фильмом, который показал такого убийцу в кино.

В штатах на стыке 60-ых и 70-ых был настоящий всплеск насилия. Общественность была на грани срыва из-за конфликта по Вьетнаме, убийств Кеннеди и Мартина Лютера. И возможно реакцией на это стало появление серийных маньков. Именно на конец 60-х пришлось убийство Шерон Тейт бандой Чарльза Мэнсона и убийства загадочного Зодиака.

Фотография двери машины, на которой убийца Зодиак написал подробности своего нападения на Хартнелла и Сесилию Шепард.
Фотография двери машины, на которой убийца Зодиак написал подробности своего нападения на Хартнелла и Сесилию Шепард.

Однако люди все еще не могли переварить новую, более жестокую действительность. Была своего рода стадия отрицания. В широком кино бравые полицейские все еще боролись только с грабителями банков или мафией, строящей бизнес. И еще никогда на большом экране не показывали человека, цель которого убивать в чистом виде. Просто, потому что ему это нравится, а не ради наживы. Именно этим Грязный Гарри вызвал такой резонанс. И между прочим вызывает до сих пор, даже после эталонных картин в этом жанре (Тот же «Зодиак» и «Семь» Дэвида Финчера. Ведь ты видишь - Гарри был не пробой пера в новом жанре, а настоящим вызовом миру. Он намеренно сделан так, чтобы шокировать зрителя, а не медленно готовить его к новому типу кино.

Это эталонная, выверенная и от того очень пугающая своей холодность работа (Удивительно пугающая для начала 70-х годов, где все еще царили мюзиклы и комедии). Даже первое появление убийцы вызывает невольные мурашки по коже.

Мы видим загадочного убийцу на фоне холодной и острой геометрии улиц, после чего нам показывают не лицо с эмоциями, а дуло винтовки на весь экран, которая направлена прямо на зрителя.

А общие планы теперь заменяются жуткими кадрами слежения за жертвой через перекрестие прицела. Это напоминает охоту на ничего не подозревающих и невинных животных.

Прибывшему на место преступления Гарри в исполнении несравненного Клинта Иствуда приходится пройти через темные коридоры и ржавые лестницы подсобных помещений, чтобы добраться до места стрельбы. После этих теней и холода обычно солнечный и яркий Сан Франциско вызывает только легкую дрожь неприятия. Лента сразу же задает нужную атмосферу, никак не подготавливая зрителя для погружения.

Весь дальнейший фильм город, несвойственно для 70-ых, играет важную роль в создании атмосферы. Это либо грязные крыши, либо переулки и ночные улицы, порой намеренно излишне затемненные для атмосферы. Сегодня это уже базовая черта для фильмов жанра, но благодаря этим ходам Гарри не выглядит устаревше и сегодня. А благодаря касту и персонажам даже выиграет относительно лучших представителей направления.

Великолепный и грубый Клинт Иствуд, только что сошедший с экрана культовых вестернов - идеальное воплощение героя с серой моралью. Ты веришь ему, даже если он просто молча стоит на месте. Актеров с таким уровнем харизмы и силы трудно найти даже раз в несколько десятилетий.

И вы только посмотрите, как Грязный Гарри может расправится с грабителями банков во время того, как доедает свой хот дог. Это должно было смотреться комично, но благодаря амплуа Иствуда смотрится просто чертовски круто!

Эндрю Робинсон в роли маньяка Скорпиона не менее бесподобен. От его улыбок, агрессии и попыток сыграть «Простого дурочка» становится некомфортно и страшно. Иствуд - Робинсон в фильме идеальный дуэт, дополняющий образы друг друга.

Персонажи вместе с образом города, выбором планов и отсутствия страха шокировать зрителя показом хладнокровных убийств (Фильм не стеняется крупным планом показывать нам тело изнасилованной и задушенной девочки подростка) делают Грязного Гарри не просто первооткрывателем жанра, но одновременно и эталоном, который работает даже спустя полвека. Редко когда в жарновом кино все настолько идеально подобрано и находится на своих местах. И за это стоит снять шляпу и отдать дань уважения.
Если вам было интересно чтение, милости прошу в свой бложик вконтакте и телеграме;) Постов там побольше, так как на ДТФ я стараюсь выкладывать только крупные статьи

1212
3 комментария

Ты читаешь десятки статейты упал что ли? ты ещё свежее на дтп почитай. смотришь фильм, если нравится и не смотришь, если нет

1

По мне так Грязный Гарри как раз тот самый фильм перешедший в разряд исторических, в основном за счет смыслов и художественных приемов, многократно повторенных. Картинка конечно на уровне, но и кино не так сильно убежало с тех времен.
Да и вообще сказать Гарри не такой уж нов, по сути это крутой герой из вестернов, только в городских джунглях. Думается Сигел потому и выбрал именно Иствуда на эту роль.

Абсолютно не согласен с первым пассажем, а именно:
"Однако когда после всех восторженных слов ты сам пытаешься посмотреть это кино, то, конечно, видишь все эти приятные моменты. Видишь заслуги, за который фильм стал культовым. Но все же он для тебя не совсем работает"...

"Все дело в насмотренности человека в 21 веке. Все многомиллиардные блокбастеры, комедии, триллеры, и даже арт хаусное кино основаны на тех самых, "изменивших мир кино" лентах прошлого века".

А теперь включим "Однажды на диком западе", первых двух "Терминаторов"; "Чужого" Устарели ли они ? В деталях - возможно; смотрятся ли они этого хуже - нет, а зачастую даже мощнее воспринимаются.
"Грязный Гарри" - велик, как мем, ибо это уже имя нарицательное, а во - вторых там Иствуд. Велик он для американцев своим сюжетом, но никак не тем, что это технически великое кино, или драматургически. Это просто фильм своего времени, который попал в струю. Всё.