Не человек и не машина — нечто большее: обзор фильма «Апгрейд»

Авторский киберпанк-экшен, который одновременно умудряется быть «Джоном Уиком», «Терминатором», «Бегущим по лезвию» и даже классическим бадди-муви.

Не человек и не машина — нечто большее: обзор фильма «Апгрейд»

Ли Уоннела вы знаете — он тот самый фотограф из первой «Пилы», который с ужасом наблюдал, как его сокамерник творил с собой страшные вещи в кульминационной сцене фильма. Но далеко не всем известно, что Уоннел был ещё и соавтором сценария, а позже писал сюжеты и к другим хоррорам и продолжал играть в них («Астрал», «Заклятие»). До «Форсажей» и киновселенной DC, как его компаньон Джеймс Ван, Уоннел пока не добрался. И это скорее хорошо.

Снимая «Апгрейд», — свой второй фильм в качестве режиссёра — он бросил вызов всему Голливуду и попытался сделать авторский экшен. С недавних пор это перестало быть оксюмороном — достаточно вспомнить самобытный, стильный, ни на что не похожий «Джон Уик», шедевральный «Сикарио» Вильнёва или же «Дорогу ярости» Миллера. Всё это авторские проекты. У Уоннелла, правда, денег было в шесть раз меньше, чем у самого дешёвого из перечисленных фильмов. Но он всё-таки выкрутился.

Главное достижение Уонелла — он не просто смешал знакомые жанры, но подал их по-новому. На кассовом успехе, правда, пришлось поставить крест — в «Апгрейде» нет ни раздутых бюджетов, ни звёзд первой величины, ни вылизанных CG-сцен за миллионы долларов. Зато при затраченной сумме, равной бюджету одного типичного скверного хоррора (ну или случайной части «Ёлок»), тут есть и полноценный киберпанк, и кровавая история о мести с красивейшей боевой хореографией. И чёрт возьми, насколько же это всё круто смотрится!

Здравствуй, Грей

Недалёкое будущее «Апгрейда» мало отличается от привычных нам киберпанк-произведений. Почти все аспекты жизни здесь автоматизированы: в полиции служат полуразумные дроны, ручное управление автомобилями использовать не рекомендуется, даже кофе самому себе наливать не надо — умный дом ловкими металлическими клешнями сделает всё за вас. И посреди всего этого технического прогресса пытается заработать себе на хлеб главный герой по имени Грей (Логан Маршалл-Грин). Он обычный трудяга, который будто бы попал сюда по ошибке, прямиком из 60-х.

Грей чинит и собирает масл-кары для коллекционеров и недоумённо вскидывает бровь при виде очередной хайтек-штучки. Но без инноваций не может жить его жена Аша, работающая в корпорации Cobalt — компании, специализирующейся на имплантах. Она посмеивается над своим старомодным мужем, но у них всё прекрасно — не просто так ведь говорят, что противоположности сходятся. Однако идиллии приходит конец — в результате нападения Ашу убивают неизвестные, а Грей остаётся парализованным.

Не человек и не машина — нечто большее: обзор фильма «Апгрейд»

Герой и дальше лежал бы в койке, однако одним из его бывших клиентов оказывается Эрон Кин — владелец компании Vessel Computers, крупнейшего игрока в IT-сфере. И у него как раз есть новейший компьютерный чип STEM. Эрон не против прямо сейчас испытать STEM, вживив его в Грея и вернув тому способность двигаться. Идти законным путём через тесты и патенты Эрон не хочет — тогда его разработка увязнет в бюрократии на долгие годы. Поэтому он убеждает героя начать всё с начала здесь и сейчас и берёт с него согласие о неразглашении.

Чип возвращает Грею способность передвигаться, и он начинает собственное расследование. Копы будущего не самые шустрые, а автоматизация, как ни парадоксально, их только сильнее тормозит. Грей сам изучает материалы дела и его глазу тоже как будто бы не за что зацепиться. Но тут из ниоткуда в его голове возникает голос — «Позволь помочь».

STEM оказывается разумным устройством, способным брать контроль над телом Грея по его согласию, а также способным взламывать электронику и проделывать на лету сложнейшие логические операции. ИИ предлагает помощь в поиске убийц Аши. И, конечно, Грей не в силах ему отказать. Олдскульный автомеханик по иронии судьбы вынужден работать вместе с суперкомпьютером у себя в голове — такую идею очень трудно спустить в унитаз. И, к счастью, не спустили.

Действуй, пока есть преимущество

Взаимодействие Грея и STEM держит на себе весь фильм, в нём — источник его многогранности. По трейлерам «Апгрейд» кажется всего лишь боевиком, но на самом деле это не так, всё благодаря странному дуэту главных героев. Фильм на полную катушку использует союз человека и разумного компьютера. Вместе «напарники» даже делают детективную работу: компьютер подсказывает Грею верные реплики в разговорах с полицией и бандитами и указывает на возможные улики.

Из-за строгих бюджетных рамок Уоннелл был вынужден переписывать сценарий на ходу, что фильму пошло только на пользу. Даже сам режиссёр уверен, что в результате не осталось ничего лишнего
Из-за строгих бюджетных рамок Уоннелл был вынужден переписывать сценарий на ходу, что фильму пошло только на пользу. Даже сам режиссёр уверен, что в результате не осталось ничего лишнего

В бою же STEM полностью берёт под контроль тело Грея — в эти моменты фильм превращается в довольно своеобразный и очень красивый экшен. Поскольку дерётся Грей в основном с такими же «апгрейднутыми», бои ни с чем не спутаешь: ИИ не думает о красоте движений из восточных единоборств или передышках — тело под его контролем направлено лишь на скорый результат.

Отсюда и «рубленый», механический стиль драк, будто героем управляет кровожадный кукловод, точно знающий, после какого удара противник расколется или умрет. Все движения автоматизированы и просчитаны, но не лишены какой-то больной и притягательной грациозности.

Временами это даже напоминает фильм «Смокинг» с Джеки Чаном, только без детского рейтинга. Благо, фильм сам этого не скрывает и временами подаёт чужеродность ИИ в смешном ключе. Не забывая, конечно, о трагичности основной сюжетной линии.

Общение Грея со STEM — отдельная тема. Голосом ИИ подозрительно напоминает суперкомпьютер из «Космической одиссеи» Кубрика, что забавно по ряду причин. Ли Уоннелл упоминал, что пытался избежать схожести голоса STEM с голосом HAL 9000 — мол, с актёром из «Одиссеи» тягаться никаких шансов нет, слишком уж виртуозно тот воплотил отстранённость и хладнокровие машины. Однако и в тени того образа свой STEM режиссёр оставлять не хотел.

Когда проводился кастинг на роль STEM, актёров не снимали на камеру, а лишь записывали голос. В итоге выбрали Саймона Мейдена. Для подготовки к роли он изучил десятки интервью с известными серийными убийцами. А все сцены с героем Маршалла-Грина были отыграны в реальном времени, просто сам Мейден находился в другой комнате
Когда проводился кастинг на роль STEM, актёров не снимали на камеру, а лишь записывали голос. В итоге выбрали Саймона Мейдена. Для подготовки к роли он изучил десятки интервью с известными серийными убийцами. А все сцены с героем Маршалла-Грина были отыграны в реальном времени, просто сам Мейден находился в другой комнате

Так у компьютерного напарника Грея появился пассивно-агрессивный характер, а ещё куча обаяния и иронии. Сам же брутальный автомеханик в фильме больше выступает пацифистом — на насилие его подталкивает именно ИИ, прикрываясь расчётом и логикой. И разгадывать его истинные мотивы — та ещё задача. «Апгрейд» великолепно работает на уровне экшена, саспенса и юмора — всё благодаря STEM.

Мы — одно целое

Если же подходить к «Апгрейду» как к расслабляющему боевику на вечер, то он вряд ли вас удовлетворит. Экшен-сцены изначально даже не планировались режиссёром. Главной идеей Уоннела было рассказать историю о том, как парализованный мужчина возвращается к обычной жизни, используя имплант. Да и всё. Остальное получилось само собой.

Во время просмотра лишний раз убеждаешься, что Уоннеллу намного ближе эстетика малобюджетных хорроров — боевые сцены здесь хоть и важная часть фильма, но далеко не в приоритете. Это всего лишь способ показать «на натуре», на что способен STEM, и раскрыть его характер в действии.

Но даже те драки, что есть — очень хороши. Уоннелл и Логан Маршалл-Грин в своих интервью часто говорили, что проблема была не столько в деньгах, сколько во времени. Его попросту не хватало, чтобы отточить всё до уровня больших студийных фильмов, не прибегая к помощи каскадёров. Как следствие — экшен-сцены пусть и приближаются к уровню «Джона Уика», но подпорчены вынужденным «перемонтажом». До уровня «Заложницы 3», к счастью, не доходит.

Продакшн-дизайнер «Апгрейда» раньше работала над историческими фильмами и никогда не занималась фантастикой. Как считает Уоннелл, у них получилось нечто уникальное именно благодаря её свежему взгляду
Продакшн-дизайнер «Апгрейда» раньше работала над историческими фильмами и никогда не занималась фантастикой. Как считает Уоннелл, у них получилось нечто уникальное именно благодаря её свежему взгляду

Фильм не ощущается дешёвым ещё и благодаря грамотному построению вселенной и выбору художественных средств. Например, места для съёмок: за исключением дома Грея и логова Эрона, всё было снято на реальных локациях и дополнено графикой. Мир будущего в представлении Уоннелла не слишком отличается от нашего. По крайней мере, для низшего и, частично, для среднего класса. А вот избранные уже сейчас живут в будущем.

Здесь нет гигантских небоскрёбов или футуристичных помещений из «Бегущего по лезвию». Мир «Апгрейда» делают детали — случайные электронные письма на навороченном журнальном столике, бегущие строки на экранах, внешний вид техники и эпизодические безымянные герои. Собирая информацию по крупицам, можно легко понять, что во вселенной фильма даже есть апартеид в духе Deus Ex — многие люди выступают против всех этих супернавороченных технологий (напрямую в фильме не говорится об этом ни слова). В этом «Апгрейд» по-хорошему похож на «Безумного Макса» с его культом визуального нарратива.

Для сцены, где герой Маршалла-Грина разрезает лицо одному из наёмников, у команды было лишь две фальшивых головы. Они запороли сцену на первой же попытке, из-за чего Уоннел, не религиозный человек, начал молиться Богу, чтобы со второго раза сцена удалась
Для сцены, где герой Маршалла-Грина разрезает лицо одному из наёмников, у команды было лишь две фальшивых головы. Они запороли сцену на первой же попытке, из-за чего Уоннел, не религиозный человек, начал молиться Богу, чтобы со второго раза сцена удалась

Одна из главных тем — тупик технологических революций, которые не факт, что делают жизнь лучше. Фильм не настаивает на конкретной позиции, но успешно раскрывает очевидные вещи всего лишь парой сцен. Чего стоит эпизод когда, детектив Кортез (Бетти Гэбриел) пыталась, следуя своей человеческой логике, внести Грея в список подозреваемых в специальной полицейской программе. Однако система не дала ей этого сделать, так как официально герой парализован, а значит не мог совершить преступление.

Или же сцена, где хакер перепрошивает STEM, пока на фоне люди, которые больше похожи на бездомных, играют в какие-то сверхреалистичные VR-симы, позабыв обо всём. И даже не замечая, как наш герой беспомощно лежит на земле в ожидании смерти. Во время просмотра этой сцены случается какое-то странное прозрение. Нечто похожее у меня было только при просмотре «финальной» версии «Бегущего по лезвию».

Не человек и не машина — нечто большее: обзор фильма «Апгрейд»

Временами фильм обращается к вопросам бытия, а по своей сути он многогранен — местами здесь чуть ли не нео-нуарная эстетика в связке с уже упомянутой комедийной составляющей. Да и обилие затрагиваемых тем делают «Апгрейд» отчасти претенциозным — во многом фильм говорит о тупиковости технологического развития.

Но всё же это не гиперсложное для восприятия визионерское высказывание в духе «По ту сторону чёрной радуги» и не дешёвый (не по бюджету, а по сути) триллер «Люси». «Апгрейд» — это замечательный гибрид всего хорошего, что вообще есть в кинофантастике, с киберпанком, мощными идеями, хорошим сюжетом и отличным экшеном. И с совершенно опустошающим финалом, само собой.

Если бы фильм добился кассового успеха, это могло бы помочь возвращению кино с малым и средним бюджетом — индустрия как никогда страдает от засилья блокбастеров и копеечных хорроров. Однако успеха в прокате не последовало — 12 миллионов сборов при бюджете в пять, все надежды теперь на носители и «цифру». Сам же Уоннелл, к сожалению, теперь посматривает в сторону высокобюджетного кино, по примеру Джеймса Вана, у которого скоро выходит «Аквамен».

Но хочется верить, что настоящие фанаты киберпанка обязательно посмотрят «Апгрейд», возьмут копию на физических носителях и поставят если не рядом, то на одной полке с «Бегущим по лезвию». Само собой, фильм далеко не так хорош, как и «Бегущий», но когда он достигает своего эмоционального пика, не думать о сходстве с картиной Ридли Скотта просто невозможно.

В российском прокате «Апгрейд», к сожалению, не появится. Зато с сегодняшнего дня фильм будет доступен в «цифре», а с 28 августа — на физических носителях.

228228
72 комментария

STEM, ненавижу блять STEM.

26
Ответить

Комментарий недоступен

17
Ответить

Сколько ещё Грину надо сняться в годноте, чтобы шутники про "Харди на минималках" успокоились? Хороший актёр со своей интересной карьерой. Тем более, сравнение с Харди - это всё равно что смеяться что Ламборгини всего лишь(!) в базовой комплектации, а не в полном фарше. Это по-прежнему Ламборгини.

8
Ответить

Ближайшее будущее. Главный герой мужик, который не очень любит прогресс. А жена работает в компании-производителе имплантов. На нее нападают, убивают, а он при смерти. Его спасают вживлением импланта, который наделяет его способностями. И он начинает собственное расследование.

Извините, немного I never asked for this

5
Ответить

Мне показалось, или Гоблин должен был его переводить?

2
Ответить

Вроде как. Но никто не занёс, поэтому и переводить не стал.

9
Ответить