25 лет назад - "Расплата"

25 лет назад - "Расплата"

23 марта 1998 год. Брайан Хелгеленд поднимается на сцену «Шрайн-Аудиториум», чтобы забрать «Оскар» за «Лучший адаптированный сценарий» («Секреты Лос-Анджелеса»). Два дня спустя. Брайана выгоняют с пост-продакшна «Расплаты», его режиссерского дебюта по собственному сценарию.

«Расплата» состоялась благодаря случаю. Брайан Хелгеленд часто работал над сценарием в офисе Ричарда Доннера на студии Warner Brothers. Как раз шёл пост-продакш «Теории заговора», где они были соответственно сценаристом и режиссером. Однажды Ричард попросил Брайана встретить Мэла Гибсона. Брайан взял распечатанные страницы сценария и отправился встречать Мэла. Тот в свою очередь поинтересовался, что за распечатку таскает с собой Брайан.

Выслушав общую идею и просмотрев наброски первого акта, Мэлу понравился проект. Брайан также сказал, что собирается поставить фильм. Мэл пообещал, если сценарий ему понравится, он согласится сыграть главную роль. Когда Брайан отослал готовый скрипт, на многое он не рассчитывал. К его удивлению, через пару недель Гибсон ответил положительно, но съёмки нужно было начинать через 12 недель.

В «Расплате» Мэл сыграл парня по фамилии Портер, имя которого мы так и не узнаем. После того как его подставили, Портер возвращался с того света, чтобы разобраться с делами, отомстить и вернуть причитающиеся ему деньги – 70 тысяч долларов и ни центом более.

«Расплата» запоминалась благодаря необычному визуальному ряду: холодные синие тона; автомобили 1970-х годов; дисковое телефоны, но при этом одежда и прически 1990-х годов. Картина создавала прекрасную иллюзию остановившегося времени. Фильм словно застревал в какой-то своей внутренней временной шкале, где перед нами, вроде бы, современный Нью-Йорк, а с другой стороны – странное, но притягательное совмещение разных временных эпох.

В мире «Расплаты» нет хороших персонажей. Обычные люди остаются на заднем плане. В кадре – одни лишь преступники с разным статусом в криминальной иерархии. Портер – хороший парень, только потому что он парень со своим внутренним кодексом чести. А еще у него своеобразное черное чувство юмора, находящее свое воплощение в закадровых комментариях о том, как он оказался в такой ситуации, и что собирается делать дальше.

Посмотрите начальные титры – по сути, небольшая короткометражка о возвращение Портера. Он внаглую крадет деньги у бездомного. Ведёт себя, как полный мудак. К людям относятся, мягко говоря, пренебрежительно. Не типичный главный герой.

25 лет назад - "Расплата"

Первые десять минут задают тон всего фильма. Неудивительно, что студия очень быстро пришла в ужас от увиденного. Студийные боссы ожидали легкий летний боевичок в стиле «Смертельного оружия», а получили жесткое и временами жестокое кино, направленное на узкую аудиторию.

От Брайана стали требовать уменьшить мрачность. Но Хелгеленд стоял на своём – либо делаю фильм по своему сценарию, либо никак. Переговоры с Брайаном вести не стали. По словам Хелгеленда, студию большего всего бесило убийство собаки, «отношение» персонажа Люси Лью к одну из злодеев и сцена ближе к концовке фильма в грузовике, где Портер холоднокровно убивает безоружного.

Уволив Хелгеленда, студия столкнулась с большой проблемой – как закончить фильм? Изначальный сценарий не годился, а другого не было. Скрипт быстро переписали, чтобы изменить третий акт. Вернее сказать, его пришлось полностью переснять. Сделать это было непросто. Гибсон уже был занят на съёмках «Смертельного оружия 4». Поэтому премьера «Расплаты» переехала с середины 1998 года на февраль 1999.

25 лет назад - "Расплата"

Фильм вышел на экраны. В коммерческом плане его вряд ли можно назвать успешным: при девяностомиллионном бюджете, который заметно вырос из-за пересъёмок и переносов, картина заработала 162 миллиона долларов в мировом прокате. На малых экранах (продажа/прокат VHS/DVD) фильм нашёл своего зрителя.

Спустя шесть лет студия решила примириться с Брайаном Хелгелендом и позволила ему вернуться в монтажную, для того чтобы Брайан мог воссоздать свое первоначальное и, по его словам, правильное видение фильма. В 2006 году на свет появилась режиссерская версия.

Театральная и режиссерская версии – два совершенно разных фильма, как по настроению, так и по содержанию. Примечательный визуальный ряд театральной версии канул в небытие. «Расплата» стала похожа на фильмы, которым она должна была соответствовать по духу, – криминальные картины 1970-х годов.

Исчез закадровый голос Портера. Фильм частично потерял свою нуаровскую атмосферу, но, с другой стороны, приобрел нечто совершенно новое, чего не было в нём прежде.

25 лет назад - "Расплата"

Театральная версия часто давала нам повод посмеяться, что во многом достигалось закадровыми комментариями Портера. С начальных титров не покидало ощущение, что всё будет хорошо, и хэппи-энд для главного героя обеспечен. Режиссерская версия, напротив, сразу же убивает веселое настроение: нет войс-овера – нет объяснений, что случилось с Портером. Его историю мы узнаем чуть позже, но сначала мы только лишь догадываемся, что его кто-то крупно подставил.

В этом плане очень показательная сцена в доме его жены, которая сильно сокращена в театральной версии. Портер жестко колошматит свою «любимую». Да так, что при съёмках избиения Дебора Кара Ангер сломала пару рёбер. Если главный герой творит такие вещи в самом начале, что будет дальше? После нам расскажут о том, что случилось с Портером, и каким образом во всём этом замешена его жена. Интересный приём знакомства с главным персонажем – сначала показать, что он жесток и бесцеремонен, а затем убедить зрителя в правильности его поступков.

25 лет назад - "Расплата"

Разумеется, основные отличия между театральной и режиссерской версиями лежат в третьем акте. Из-за разительных изменений некоторые персонажи, которые погибали в театральной версии, остаются в живых; либо наоборот. В режиссерской версии полностью отсутствует главный босс в исполнении Криса Кристофферсона и вся сюжетная линия, связанная с его сыном. В режиссерской версии Портер не стал придумывать оригинального способа получения денег (как в театралке), а отправлялся в западню, из которой у него практически не было шансов выбраться живым.

Театральная версия заканчивалась на мажорной ноте с очередной очередным остроумным комментарием Портера. В режиссерской версии финал не такой радужный: как было модно говорить в нулевые - too dark too realistic.

25 лет назад - "Расплата"

Сложно сказать, какая версия получилась лучше - студийная или авторская. Как гласит название одного из дополнительных материалов к режиссерке: та же самая история - другое кино.

25 лет спустя точно можно констатировать одно: современный Голливуд не способен сделать такое же жесткое, бескомпромиссное и циничное кино со звездами первой величины.

2626
23 комментария

Мне кажется, можно еще было дополнить, что Брайан Хелгеленд тут же не над своим сценарием работал, ну или точнее не с нуля что-то оригинальное писал, а вновь адаптировал книжный первоисточник, а именно первый роман из серии о Паркере, правда, видимо, что-то пошло не так, и ГГ пришлось слегка переименовать, "legally different name". А вот Джейсон Стэйтем, много лет спустя, смог сыграть того же персонажа, но уже под оригинальным именем, в одноименном фильме "Паркер".

3
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Про связь с фильмом Стейтема не знал. Интересно.
Можно еще вспомнить старенький "В упор" (Point Blank) 1967 года, который также основан на той же самой книге Дональда Уэстлейка.

Ответить

Получается, надо обе версии смотреть

1
Ответить

Да
И нельзя сказать, какая версия лучше
Мне больше режиссерка нравится
Но обе версии - отличное жанровое кино

1
Ответить

Он внаглую крадет деньги у бездомного.Не у бездомного, а у уличного жулика, притворяющимся раненым ветераном.

Театральная и режиссерская версии – два совершенно разных фильма, как по настроению, так и по содержанию."Совершенно" разные - это совершенно неверное заявление. Вобщем, фильмы те же. Различия - другая цветокоррекция, другой саундтрек, добавлена вырезанная ранее сцена с женой, где Портер посидел с ней за столиком, потом дал ей в репу за предательство. Добавлена удаленная реплика с подельником-предателем Портера, когда его бросили разбираться с Портером в одно лицо. И переснята концовка (на мой взгляд, менее крутая), которая, происходит на железнодорожной станции. Еще босс синдиката теперь женщина, которую мы толком не увидим, поэтом телефонные разговоры с боссом переозвучены.

1
Ответить

Я бы поспорил. Для меня характер главного героя разные, тк смещены акценты в его действиях. Последняя треть фильма другая. Общая атмосфера более безнадежная, что ли. Ну и финал совсем нерадужный.

Ответить