Как открыть фильм?

Как начать фильм? Первые несколько минут картины сегодня можно назвать самыми важными – если трейлеры могли привлечь зрителя, то именно пяти или десяти минутам в начале предстоит удержать его. Какое впечатление вы захотите на него произвести?

Как открыть фильм?

(видеоверсия для обедающих в конце поста)

На самом деле "Как открыть фильм?" - не такой простой вопрос. Когда мы говорим о хорошем кино, мы очень часто вспоминаем именно открывающие сцены – будь то «Крёстный отец», «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» или даже «Монти Пайтон и Священный Грааль». По сути, открывающая сцена задаёт характер всему фильму, она говорит нам, что это будет за фильм. Первые минуты работают как миниатюрная версия картины, как её превью.

Давайте обратимся к, например, Альфреду Хичкоку. Его “Окно во двор” - отличный тому пример. Вступление сразу же вызывает ассоциации с театром: можно сказать, перед нами поднимается занавес, и мы готовы смотреть на представление - хотя на самом деле, конечно, поднимаются шторы, открывающие вид во двор.

И, забегая вперёд, мы отчасти оказываемся правы: мы действительно смотрим за людьми. Только это скорее не спектакль, а вуайеризм. Камера, словно скучающий взгляд, рассматривает пустой двор, следует за кошкой, будто бы привлекшей наше внимание, окидывает пустым взором соседние дома, и возвращается в комнату. Пара планов - и мы вновь рассматриваем теперь уже ожившие квартиры напротив: вот музыкант, вот пожилая пара просыпается, вот девушка роняет бюстгалтер (конечно, таким видом нельзя не полюбоваться). Наконец, камера возвращается к главному герою, попутно представляя его: у него сломана нога, и на гипсе написано его имя. Чувства юмора ему явно не занимать.

"Здесь покоятся сломанные кости Л.Б.Джеффриса"
"Здесь покоятся сломанные кости Л.Б.Джеффриса"

Мы продолжаем знакомиться с Джеффом: мы понимаем, что он - фотограф, и, видимо, покалечился при съёмке одного из кадров: на фотографии прямо в камеру летит колесо. А наш герой - не слабак! Рядом - негатив и куча журналов со снимком женщины. Жена? Подруга? Просто модель?

И из таких деталей складывается картина. Хичкок хитёр, и скрывает, что “Окно во двор” будет триллером, но открывающая сцена настраивает нас на неспешный ритм фильма, знакомит с персонажами и даже заставляет поверить в реальность происходящих событий. В конце концов, кто из нас не рассматривал людей из окна?

Но раз уж это кино, то мы знаем: что-то должно произойти. И раз уж герой заперт в своей комнате, а его единственное развлечение - окно во двор, то значит, он что-то там увидит…

Самое удивительное в “Окне во двор” - это то, какими минимальными средствами Хичкок смог обойтись. Не произнеся ни слова, не показав никакого действия, он пробудил вуайериста внутри нас и привлёк наше внимание, и мы с нетерпением ждём, что же будет дальше.

Вы ведь это хотели увидеть, да?
Вы ведь это хотели увидеть, да?

А теперь давайте посмотрим на другой пример - «Матрицу» тогда ещё братьев Вачовски. В отличие от многих других картин, «Матрица» не тратит время на экспозицию. Здесь нет объёмного жёлтого текста, уходящего вдаль, слайдов с описанием мира и его истории или даже закадрового монолога главного героя. Нет, «Матрица» начинается с экшен-сцены. Но вы скажете: «Да в половине блокбастеров первые десять минут – безостановочное мочилово»… и будете абсолютно правы.

Однако «Матрица» более амбициозна, чем летний блокбастер, и, в отличие от условных «Трансформеров» или Бондианы, где экшен нужен ради самого экшена и слабо связан с историей, в творении теперь уже сестёр Вачовски есть определённый замысел.

Дело в том, что «Матрица» раскрывает историю своего мира постепенно - примерно за первую половину фильма, и в самом начале мы ничего не знаем ни о нём, ни о персонажах.

Как открыть фильм?

Первое, что мы слышим – голоса двух людей, мужчины и женщины. Они говорят, что нашли Избранного и убьют его. Затем, когда камера пролетает через строчки кода в реальный мир, первое, что мы видим – яркий свет и человека на стоп-кадре сверху. Офицера полиции.

А первый диалог между полицейскими и «людьми в чёрном» - банальнейшим, типичнейшим «старым» полицейским – опытным и немного сексистом – и, кажется, агентами ЦРУ или ещё какой секретной службы (и это ещё один архетип), которые сверхсерьёзно воспринимают происходящее – этот первый диалог сразу отдаёт в нас паранойей.


Думаю, мы справимся с одной девчонкой

Полицейский

Мы привыкли, что полицейские обычно – хорошие парни, и мы хотим симпатизировать офицеру, но одновременно с этим понимаем, что в кино обычно такие ситуации ничем хорошим не заканчиваются, а значит, наверняка агенты тут неспроста. Более того, вся сцена отдаёт добротным нуаром, и у зрителя в голове уже тут могут закрасться сомнения о правильности одних и других.

Полицейские должны арестовать странно одетую бледную женщину – мы предполагаем, что это она говорила ранее по телефону – она, по всем признакам, которыми мы располагаем, вероятно, виновна в убийстве. Или не в одном – после фразы Смита "Your men are already dead". И мы тут же находим подтверждение этим словам: эта хрупкая женщина убивает целый отряд «хороших» копов.

А говорили - "девчонка, девчонка"...
А говорили - "девчонка, девчонка"...

Однако тут есть одно большое и волосатое «но». Мы начинаем сопереживать этой женщине. Не потому что она убила кучу невинных людей, конечно, но обратите внимание: полицейские сняты урывками, быстрыми и тёмными планами. А вот Тринити мы можем рассмотреть детально, её лицо показано с близкого расстояния и хорошо освещено. Мы видим её глаза, и откуда-то с периферии к нам приходит мысль «А что если на самом деле всё не так?»

Эта мысль буквально через несколько секунд трансформируется в «Какого чёрта тут всё не так?» и дополняет уже имеющийся у нас перечень вопросов: Кто такая Тринити? Почему её хотят арестовать и убить? Почему она может летать и бегать по стенам? Почему У АГЕНТОВ такие же сверхспособности? Как она сбежала? Ну и разумеется, что такое «матрица»?

За буквально шесть с половиной минут мы так ничего и не поняли о синопсисе картины или мире, в котором происходит её действие. Но мы понимаем, что это «жж» неспроста и мы заинтересованы. Мы хотим узнать, что только что произошло и найти ответы на свои вопросы.

Тринити "удостаивается" длинного плана с хорошо освещённым лицом
Тринити "удостаивается" длинного плана с хорошо освещённым лицом

И ровно в этот же момент нам представляют Нео, который, как и мы, тоже ничего не знает о мире «Матрицы» и будет пытаться найти ответы на те же самые вопросы, что и мы.

Открывающая сцена «Матрицы» и хороша тем, что она даёт нам представление о стилистике, тоне, ритме фильма, но вместе с тем вызывает у нас вопросы о его вселенной.

И самое интересное, что все элементы сцены мы уже видели раньше: визуал – слабое освещение, резкие вертикальные линии, длинные изломанные тени - отсылает нас к нуару сороковых, агенты срисованы с типичных агентов ФБР или ЦРУ, которые всегда знают больше, чем остальные персонажи, даже отдельные планы чуть ли не под копирку взяты из работ Джона Ву или Альфреда Хичкока. Однако Вачовски, смешав устоявшиеся стили и шаблонные элементы, получили на выходе совершенно уникальный результат, который даже 20 лет спустя выглядит по меньшей мере современно.

Конечно, это только два примера того, как можно открыть фильм. На самом деле их великое множество, и все они будут разные. Но когда вы будете в следующий раз смотреть свою любимую картину, обратите внимание, как первые её минуты отражают её ритм и всё последующее содержание.

Видеоверсия, как и обещал
1616
27 комментариев

Как открыть фильм?
Открываешь папку с файлом и двойной клик по иконке.

11

По какой иконке? Их слишком много!

6

Автор ничего не понимает в вопросе, который обозревает

9

Хотя мне стоило написать в стиле "Как начать комментарий? Первые слова комментария должны заинтересовать читателя, удержать его." =)

Другими словами - автор, если ты такой умный, то почему начало твоей статьи не пытается заинтересовать? Льешь воду несколько абзацев и топчешься на самом неинтересном, захламляя свою мысль ненужными оборотами

12

Комментарий недоступен

2

Первые минуты работают как миниатюрная версия картины, как её превью.

А иногда бывает, как 13й район или Кингсман 2 - кроме вступительной сцены смотреть нечего.

2

А иногда - как в Отряде самоубийц, все лучшее - в трейлере

2