Взлети же к небу — что такое «Черная молния»
Как на рубеже нулевых и десятых Бекмамбетов создал первого русского супергероя.
Сейчас супергеройский жанр переживает не лучшие времена. Если 5-6 лет назад весь мир с огнем в глазах ждал релиз «Мстителей: Финал», то сейчас такие супергеройские фильмы, как «Флеш», «Капитан Марвел 2» и «Аквамен 2» полностью проваливаются в прокате. В России ситуация получше: первый «Майор Гром» хоть и провалился, но благодаря успеху на Netflix и любви фанатов совсем скоро мы увидим продолжение.
Но давайте перенесемся в нулевые, а если быть точным, то в 2009 год. Жанр фильмов о супергероях набирает обороты за счет успехов «Железного человека» и третьего «Человека-Паука». Заметив достижения Голливуда, российские кинематографисты тоже решили попробовать себя в новом жанре. Пробовать начали с фильмов вроде «Индиго» и «Меченосец», но прорыв случился на рубеже десятилетий. Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о том, как Тимур Бекмамбетов и Universal создали первый в России супергеройский боевик — «Черная молния».
Почему в России долгое время не было супергероев
В России долгое время супергероев не существовало, как и культуры комиксов. Если в Америке комиксы о парнях в трико выпускались с 30-х годов, то в Россию комиксы о них попали лишь на рубеже девяностых и нулевых, а свои герои стали появляться лишь в десятых. Но почему так получилось?
Русская культура прославляет героизм простых людей, совершавших подвиги во имя общего блага: древнерусские былины, истории героев Великой Отечественной войны и так далее. Долгое время идея некоего сверхчеловека, который изначально выше остальных людей из-за особенностей, считалась чуждой для нашей культуры.
Однако нельзя сказать, что в России не было комиксов. Например, в советском журнале «Наука и жизнь» выходили французские комиксы про Пифа и Геркулеса. Помимо этого, наши художники освоили технику комиксов — вспомните журнал «Веселые картинки». Но культуры комиксов так таковой не было, так как комиксы воспринимались как нечто детское.
Плюс немаловажную роль сыграла политика: в разгар Холодной войны супергерои сражались с коммунистами, что не нравилось СССР. В глазах ЦК КПСС Супермен, Бэтмен и другие герои комиксов прославляли насилие, используя современные технологии, которые могли бы использоваться во благо общества. Об этом сказал великий детский писатель Корней Чуковский в статье для «Литературной газеты».
Массовая фашизация детей вполне соответствует видам нынешних хозяев Америки. Дети – это завтрашняя армия. Нужно внушать им при помощи этих бандитских книжонок, что человек человеку – мерзавец, что бандитизм есть норма людских отношений, что вся великая современная техника идет на потребу преступникам, помогая им грабить, убивать и насильничать.
С распадом СССР положение дел изменилось. Во-первых, в Россию потоком хлынула западная культура, а вместе с ней и комиксов, в результате чего дети познакомились Человеком-Пауком и Бэтменом напрямую. Во-вторых, стала развиваться русская комикс-культура благодаря таким журналам как «Велес» или «Муха», а также кучи комиксов про чудовищ, про Рэмбо и тому подобное.
Но несмотря на это, в 90-х в России так и не появилось супергероя в западном, американском понимании. Например, в «Велесе», который издавался в моем родном Екатеринбурге, выходили разные комиксы: «Красная кровь», рассказывающая о войне в Афганистане; комедийно-фантастический «Агент Z», адаптации народных сказок вроде «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо». Но ни одного комикса о супергерое.
В какой-то степени русским супергероям стал Данила Багров из дилогии «Брата» Балабанова. Герой Бодрова проповедовал важные для людей в те годы ценности: слабых защищай, сильных усмиряй. Данила стал символом 90-х, который въелся в память народа настолько, что в 2017 году Данилу признали «национальным супергероем». Но Данила не супергерой, так как у него не было сверхспособностей, поэтому его стоит воспринимать как осовремененного богатыря.
В нулевых все российское поп-культурное пространство захватили западные супергерои — стали выходить официальные комиксы Marvel и фильмы вроде «Бэтмен: Начало» и «Человек-Паук», поэтому русские супергерои никого не интересовали. Но однажды продюсер Тимур Бекмамбетов сказал «Хватит это терпеть!» и решил снять первый российский фильм о супергероя.
Ни пуха ни пера
Идея фильма пришла в голову Бекмамбетову, пока тот работал в Голливуде. На тот момент режиссер не мог выделить время на проект и предложил его своему другу Александру Войтинскому. Александр познакомился с Тимуром, когда последний снимал те самые рекламные ролики банка «Империал». Потом пути ребят разошлись: Тимур пошел снимать «Дозоров», а Александр стал продюсером «Зверей», попутно снимая для группы Ромы Билыка клипы.
В середине нулевых Войтинский решил попробовать себя в большом кино и объявил о начале работы над большим историческим блокбастером о Дмитрии Донском. Как говорил сам режиссер, решение снять подобный блокбастер вызвано желанием найти национальную идею, некогда потерянную нами, и рассказать её современной молодежи. Создатели обещали масштабные сцены боев, вдохновленные «Властелином колец», съемки должны были пройти в Италии, Генуе и в Подмосковье, а бюджет должен был составлять 4 миллиона долларов.
Это масштабный исторический блокбастер, обращенный к молодежи, к тем, кто сегодня находится в поисках героя, в поисках образца для подражания, к тем, кто в 2008 году выберет себе президента и будет отвечать за Россию завтрашнюю.
Но всех удивило то, что роль Дмитрия Донского получил Рома Зверь. Войтинский объяснил свое решение тем, что с молодежью необходимо говорить на её языке, а Рома был очень популярен среди молодежи в середине нулевых.
Рома Зверь — самый востребованный и любимый молодежью герой, которому будут доверять, которому поверят.
Сценарий уже был готов, и создатели должны были скоро приступить к съемкам, но проект отменили. Как говорил сам Войтинский, причиной отмены стала линия войны с татарами, которая таила в себе «зерно раздора». Но долго без работы Александр не сидел: к нему снова обратился Бекмамбетов с предложением поработать вместе. Тимур хотел снять триллер о стритрейсерах, где один из персонажей ездил бы на «Волге». Подумав, Войтинский согласился на предложение Тимура, но при двух условиях:
- в фильме не будет стритрейсеров;
- «Волга» должна летать.
Тимур, конечно, сначала опешил. Но потом мы набросали синопсис и решили рискнуть.
Сценарий «Черной молнии» был написан за год, а чуть позже к проекту подключился второй режиссер — Дмитрий Киселев, для которого «Черная молния» стала дебютом в кино. После завершения работ над сценарием студия Бекмамбетова Bazelevs обратилась к Universal Pictures с предложением профинансировать будущий фильм. Universal согласилась и дала денег через свое подразделение Focus Features, которое отвечает за независимое кино. Тимур уже имел опыт работы с Universal до «Черной молнии»: он снял для студии «Особо опасен» с Анджелиной Джоли, собравший 341 миллион при бюджете в 75.
Изначально главный герой должен был летать на ГАЗ-3110, но было решено поменять машину на старенькую ГАЗ-21. Бекмамбетов объясняет это решение тем, что 21-я «Волга» была массовой, но при этом классической машиной, которая вызывала и вызывает уважение.
Вначале это была современная 31-я модель. Потом машина превратилась в некий абстрактный автомобиль, у которого вообще не было названия. И только тогда, когда сценарий сформировался, стало понятно, что это должна быть звезда советского автопрома 70-х годов.
Студия находила старенькие модели «Волги» по всему Подмосковью, и по словам Киселева, было использовано 10 автомобилей ГАЗ-21. Одна модель использовалась для съемок изнутри, другая — для съемок полетов, а остальные использовались для каскадерских съемок. Также создатели купили 3 автомобиля Mercedes Benz C-класса (если точнее — модель C-230).
Машины куплены и готовы к съемкам, и теперь у создателей появилась новая задача — заставить их летать. Для этих целей к проекту были подключены ученые из жуковского Центрального аэрогидравлического института, и по итогу конструкторы ЦАГИ разработали модель летающей «Волги» и летающего «Мерседеса». Киселев вспоминает, что специалисты сделали настолько правильные с точки зрения аэродинамики крылья «Волги», что в один из дней съемок машина пролетела на 4 метра дальше.
Так как в фильме предполагался большой объем графики, Бекмамбетов организовал при «Базелевсе» студию по визуальным эффектом, которую возглавил Дмитрий Токояков. До «Черной молнии» Токояков успел поработать только на «Особо опасном» и по его словам, за пять месяцев работы было создано 700 кадров с CGI. Помимо студии Bazelevs в работе над визуальными эффектами участвовало 10 студий.
Говоря про актеров, то создатели пригласили как молодых ребят, так и звезд российского кино. Роль Димы, главного героя, досталась Григорию Добрыгину, для которого «Черная молния» стала дебютом в кино. Роль любовной пассии Димы, красавицы Насти, досталась Екатерине Вилковой, а роль богатея Макса получил Иван Жидков.
Помимо молодежи к проекту подключили и «старую гвардию» в лице Сергея Гармаша, Валерия Золотухина и Виктора Вержбицкого. Гармашу досталась роль отца Димы, а Вержбицкий сыграл злодея, миллиардера Крупцова.
Человек-Паук встречает Конька-горбунка
Дима — обычный студент факультета экономики МГУ. На свой день рождения он получает от отца свою первую машину — старый ГАЗ-21. Наш местный Питер Паркер явно не в восторге, потому что он хочет понравиться однокурснице Анастасии Светловой, в которую влюблен Макс, богатенький друг Димы с «Мерседесом». Чтобы понравиться Насте, Дима решает заработать на свой «Мерседес», работая доставщикам цветов, как посоветовал ему миллиардер Купцов, выступивший с лекцией в университете.
Но в один из дней Дима обнаруживает, что его «Волга» умеет летать. Об этом узнает Купцов и требует от своих подручных поймать машину. Машина нужна злодею не просто так — дело в том, что в «Волге» находится устройство под названием «нанокатализатор», способное превратить обычное топливо в нанотопливо с увеличенным энергопотенциалом. Нанокатализатор необходим Купцову, чтобы запитать свой бур, дабы добраться до скрытых под землей алмазов.
Дима решает использовать способности «Волги» в свою пользу и потихоньку его жизнь налаживается: новый IPhone, свидания с Насте в ресторанах, что не нравится Максу. И Дима так бы и продолжал быть эгоистом, но все меняется после смерти отца, после которой Дима решает использовать свою силу во благо обществу, тем самым становясь «Черной молнией».
Купцов решает создать свою «Черную молнию» и приглашает ученых, работавших над проектом во времена Советского Союза. Ученые успевают разработать прототип машины на базе «Мерседеса» с ограниченным запасом нанотоплива. Купцов успевает похитить Настю, забрать нанокатализатор и вот, казалось бы — главный герой пал и не сможет спасти близких людей. Но Дима не сдается и дает ответный бой главному злодею.
Если говорить о сюжете, то это типичная история становления героя. Сценаристы решили не рисковать и просто взяли концепцию «Человека-Паука» Сэма Рейми или любого другого фильма о становлении супергероя. Такой ход можно понять — все же первый фильм о супергерое, надо придумать простую и понятную историю.
Главный герой получает что-то, что дает ему силы, и после какого-то события он решает использовать что-то во имя добра.
Киселев в некоторых интервью сравнивал сюжет «Черной молнии» с сюжетом «Конька-горбунка»:
Здесь есть элемент русской сказки «Конек-горбунок». Как Ивану досталась неказистая лошадка, так нашему герою старая ржавая «Волга».
Однако при всей схожести с многими другими проектами, мало кто задумывается, что наша сказка похожа на «Конька-Горбунка». Просто потому, что многие современные зрители его не читали. А ведь на самом деле в «Чёрной молнии» есть и Иван-дурак, и лошадка.
Мысль понять можно: комиксы в какой-то степени можно назвать современными сказками. Но я не заметил сильных сходств у фильма Войтинского с произведением Ершова. Кроме начала, где герой получает неказистую на первый взгляд вещь, и сцены, где Дима читает Пуговке «Конька», «Черная молния» по концепции и по сюжету является супергеройским фильмом.
От фильма веет той самой атмосферой России нулевых, которую нам не вернуть. Тут тебе и попсовые песни от популярных групп тех лет, и Москва тех лет с недостроенной «Москвой-Сити». Но несмотря на это, в плане графики и качества съемки фильм ни капельки не устарел.
Все персонажи — архетипы стандартного фильма про супергероя:
- Дима — неудачник, которому предстоит стать героем;
- Настя — красотка, за которой бегает главный герой;
- Макс — друг, который позднее станет врагом для героя;
- Купцов — главный злодей, который хочет убить героя;
- отец Димы — близкий человек, дающий главному герою важный урок, что изменит его мировоззрение;
- даже свой комик-релифы есть в лице Бахрама, владельца цветочного магазина, в котором работает Дима, и Ефремова, который играет алкоголика, решившего бросить пить, увидев машину в воздухе.
Говоря про то, как прописали персонажей, то тут все сложно. Я не зря назвал Диму «обычным», потому что по фильму складывается ощущение, что главный герой и не неудачник, что не характерно для фильмов о становлении супергероя. Есть пара моментов, где героя Добрыгина подкалывают, но его нельзя назвать аутсайдером в отличии от того же Паркера в первом «Пауке» Рэйми.
Плюс конфликт с отцом, после которого главный герой меняется, забывается после двух сцен и они спокойно продолжают общаться. То же можно сказать про конфликт Димы с Максом: он заявляется, но никуда не ведет. В какой-то момент Дима начинает вести себя как полный мудак, хоть это и объясняется тем, что он вдохновился советом Купцова «Живи ради себя», но справедливости ради Дима проходит свою арку от эгоистичного парнишки до супергероя.
Также понятна мотивация героя Вержбицкого, и конфликт между ними походит на конфликт Зеленого гоблина и Человека-Паука из первой части трилогии Рейми. В остальном же все герои прописаны очень слабо: мы не знаем ничего ни про героиню Вилковой, ни про героя Жданова, ни про других персонажей.
Если смотреть на «Черную молнию» с высоты наших дней, то это средний фильм со слабым сюжетом и персонажами, с простенькой моралью о важности близких, но с неплохим визуалом. Но его стоит рассматривать, как попытку перенести концепцию американского супергеройского фильма на российские реалии. И на мой взгляд, со своей работой Бекмамбетов, Войтинский и команда справились на «четверку» с минусом: есть шероховатости, но основная «база» — развитие главного героя, конфликт героя и злодея — сделана неплохо для первого раза.
Русская «Бэтмания»
Бекмамбетов и команда верили в «Черную молнию», поэтому в рекламную кампанию фильма было вложено солидные 7 миллионов долларов. И вот тут хотелось бы остановиться поподробнее, так как я лично застал весь хайп по «Черной молнии». Но обо всем по порядку.
Как я писал выше, в фильме огромное количество рекламы: Макс жует леденцы Mentos, Дима сидит в «МойМир@Mail.ru», а Купцов пьет водку, да не простую, а водку «Русский стандарт». Ниже будут скриншоты со всей рекламой, которую я нашел в фильме:
У этого есть объяснение. В 2007 году Бекмамбетов вместе с «Первым каналом» выпустил «Иронию судьбы: Продолжение», который при общем бюджете в 9 миллионов (5 — бюджет и 4 — маркетинг) собрал безумные по тем меркам 55 миллионов долларов. Одну из главных ролей сыграл product-placement: в «Иронии судьбы 2» насчитали 20 объектов рекламы, а некоторые критики называли фильм рекламным роликом «Билайна». После выхода второй «Иронии судьбы» многие эксперты заявили, что в кино будет больше рекламы, поэтому удивляться такому количеству брендов в «Черной молнии» не стоит.
Продакт-плейсмент — неотъемлемая часть новогоднего праздничного кино и она связана с тем, что мир, в котором мы живем, наполнен всевозможными предметами, которые говорят о нас больше, чем слова и поступки. Поэтому мы дружим с брендами, в картине много партнеров, они помогли нам его сделать.
За рекламу фильма отвечали «Газпром» и Universal. Благодаря участию двух крупных корпораций, в частности, «Газпрома», который потратил 1,5 миллиона долларов на продвижение, фильм получил масштабную поддержку на ТВ за всю историю российского кино, а объем совместной рекламы составил 300 GRP (gross rating point, показатель для измерения масштаба воздействия рекламы). Помимо рекламы Universal взяла на себя обязательства по борьбе с пиратством.
Учитывая масштабный характер релиза «Черная молния», принимаются практически беспрецедентные меры по обеспечению безопасности продукта.
Помимо рекламы, «Газпром» и «Базелевс» организовывали благотворительные показы для детей-сирот, а также спецпоказы для депутатов Госдумы. Чуть позже ГАЗ-21 из фильма выставили на благотворительный аукцион, деньги с которого пошли в фонд Бекмамбетова «Подсолнух».
В Интернете запустили сайт, к созданию которого приложил руку сам Варламов (признан на территории РФ иноагентом). «Новый диск» выпустил целых две игры по мотивам фильма — для мальчиков и настоящих мужчин, которые сейчас вспоминают по обзорам Мэддисона. К релизу фильма на прилавках магазинов было огромное количество товаров с «Черной молнии» — от раскрасок до новеллизации.
Все это застал лично я, будучи семилетним пацаном: в те годы я буквально фанател по «Черной молнии», и под Новый год мои родители подарили настольную игру от «Звезды» и спецвыпуск «Трансформеров». Журнал я зачитал до дыр, а вот правила настолки ни мой брат, ни моя мама не поняли. В те годы я фанател по фильму, ибо мелкий я считал, что нет ничего круче, чем летающая машина.
К фильму было записано несколько песен от популярных тогда групп: Salvador, А-Студио и легендарные «Ранетки». Главную песню фильма «Супергерой» исполнил победитель «Евровидения-2009» Александр Рыбак. Создатели объяснили свой выбор соответствием Рыбака образу Григория Добрыгина. Тогда на радио каждый пять минут обязательно включали «Я не верю в чудеса», и я буквально запомнил ее наизусть.
Когда мы записывали песню на студии, мне сказали, что она станет саундтреком к фильму «Черная молния», снятому Тимуром Бекмамбетовым. Я был очень польщен тем, что мне выпала возможность поучаствовать в таком проекте.
Все указывало на будущий успех. Бекмамбетов заявил, что совсем скоро зрители увидят продолжение фильма. К сиквелу хотели подключить продюсера Билла Конга, ответственного за «Крадущийся тигр, затаившийся дракон». Более того, продюсер планировал снять американский ремейк о противостоянии Димы и международного криминального синдиката, который описывали как «смесь славянских «Трансформеров» и «Бэтмена».
И вот фильм выходит 28 декабря в мире, а 31 — в России. Все ожидают, что он разорвет прокат и…
Не взлетел?
За первый уикенд фильм не смог окупить свой бюджет, собрав лишь 7,9 миллионов долларов. Это меньше, чем было у продолжения «Иронии судьбы» — в первый уикенд продолжение фильма Рязанова собрал 9 с половиной миллионов долларов. По итогу проката «Черная молния» собрала 21 миллион долларов при общем бюджете в 15 миллионов, хотя Бекмамбетов заявлял, что фильм должен собрать не меньше второй «Иронии судьбы», то бишь 50 миллионов.
Есть две причины, по которым фильм провалился:
Высокая конкуренция. Если посмотреть на декабрьский график премьер за 2009 и январский за 2010, то получиться следующая ситуация. 17 декабря выходит «Аватар» Джеймса Кэмерона, который за свой первый уикенд в российском прокате собрал 8,5 миллионов долларов, а по итогу собрал 119 миллионов долларов. Также 31 декабря, рядом с «Черной молнией» вышел «Шерлок Холмс» Гая Ричи, а 1 января 2010 года вышла «Принцесса и лягушка» от Disney. Когда фильм выходит рядом с одним из самых кассовых фильмов в истории и двумя сильными конкурентами, остается надеяться на чудо.
- Слабая реклама. В те годы ходили слухи, что «Черная молния» не очень понравилась продюсеру «Первому каналу» Константину Эрнсту, в результате чего фильм лишился мощной рекламы и протекции ОРТ. В результате за раскрутку фильма отвечала СТС. Рекламной мощи и спецвыпуска «Даешь молодежь» явно не хватило, чтобы завлечь людей в кинотеатры. Это немного контрастирует с тем фактом, что у фильма был партнер в лице ГМП, но возможно вся реклама была сосредоточена больше на ТВ, нежели в быстро развивающемся Интернете.
Но вот что интересно: «Ведомости» пишут о том, что фильм окупился, хотя цифры показывают обратное. Я решил разобраться и вот что у меня получилось.
«Базелевс» и Universal потратили на фильм 8 миллионов долларов (на РИА Новости пишут, что бюджет составил 8,5). Бекмамбетов официально заявил, что 10 процентов было покрыто партнерами, решившими прорекламировать себя в фильме. Вычитаем 10 процентов от 8 миллионов и мы получаем 7,2 миллиона долларов. Говоря про рекламный бюджет, то тут цифры разнятся: «Ведомости» пишут о 5,5 миллионах долларов, «Кинопоиск» указывает 7 миллионов, а Media News — вообще 10 миллионов. Если взять известную цифру в 7 миллионов, то итоговый бюджет фильма составил 14,2 миллиона долларов, и при таком раскладе сборы в 21 миллион говорят скорее о явном недоборе.
Также Бекмамбетов и компания заработала 1,5 миллиона долларов на продаже прав на показ фильма СТС Media. Также не стоит забывать о носителях: управляющий директор Bazelevs Никита Трынкин сказал «Ведомостям», что доход от продаж DVD-дисков и международный прокат, за который отвечала Universal (фильм показывали в Китае), принесут компании чистую прибыль, обеспечив не менее 15 процентов рентабельности.
Мы довольны проектом. Сборы в $20 млн показывают, что на телепоказах мы соберем достаточную аудиторию, чтобы отбить затраты на покупку прав.
Получается, что фильм стал вполне успешным за счет мерчендайза и носителей и принес «Базелевс» и Universal неплохие деньги. Но Бекмамбетов явно ожидал от фильма большего, и возможно из-за слабых цифр решил не снимать продолжение, а после 2010 года никаких новостей ни о американском ремейке, ни о сиквеле не поступало.
Это классика! Это знать надо!
После выхода фильма ни с кем из работавших над проектом ничего плохого не случилось. Бекмамбетов выпустил в Голливуде «Девять» и «Президента Линкольна: Охотника на вампиров». Войтинский продолжил снимать и сейчас вышел его новый фильм «По щучьему велению». Григорий Добрыгин получил «Серебряного льва» Берлинского кинофестиваля за «Как я провел этим летом», а потом снимался в крупных голливудских фильмах вроде «Самый опасный человек» с Филипом Сеймуром Хоффманом и в российских как, например, «Матильда» Учителя.
Но возникает вопрос: почему сейчас люди не вспоминают «Черную молнию», а если вспоминают, то в контексте истории развития супергеройского кино в России? На мой взгляд, о «Черной молнии» забыли, потому что она банально затерялась среди больших и более важных для истории кино проектов — тот же «Аватар», который популяризировал 3D, или «Принцесса и лягушка» — фильм, ставший последним крупным нарисованным проектом мышиного дома.
Но влияние «Черной молнии» нельзя не отрицать: фильм показал, что супергеройский жанр может жить в России — нужны только опытные люди. Наши киноделы решили попробовать снова лишь в 2016 году с фильмом «СуперБобровы», объединив кинокомикс с семейной комедией. Получилось неплохо, но после второй части все скатилось в тартарары. С чем связан перерыв в 6 лет неясно. Может, боялись конкуренции со стороны голливудских фильмов, а может, финансовый кризис 2014 помешал планам — честно, я не знаю.
В 2017 году выходят легендарные «Защитники», по которым я тоже фанател. У Сарика Андреасяна были наполеоновские планы по созданию целой вселенной «Защитников», ибо книга, комикс и три игры (одна от российских разработчиков для Андроид и iOS, вторая для VR и третья от Gameloft) делали намеки на это. Более того, Сарик планировал запустить еще одну вселенную — на этот раз на основе книг Александра Беляева. Но провал фильма о медведе с миниганом помешал планам Сарика, так как создатели откусили слишком большой кусок, сразу замахнувшись на командный фильм.
Но своя супергеройская вселенная у нас появилась, а именно Вселенная «Последнего богатыря». Несмотря на то что это фэнтези в сеттинге сказочного Белогорья, у «Последнего богатыря» от Disney есть все признаки супергеройской франшизы, только оформленной в старославянский сеттинг и совсем скоро нас одарят приквелом и сериалам.
В 2020 году вышел «Майор Гром: Чумной доктор», которому, несмотря на все составляющие успеха (комиксная основа, хороший сценарий, красивая картинка и работа актеров), просто не повезло с выходом: пандемия, конкуренция в прокате и критика со стороны либеральных медиа. Но все последующее, что случилось с фильмом Олега Трофима, доказало, что в России умеют снимать супергеройское кино, которое отличается оригинальностью и самобытностью. Также, как и в случае с «Последним богатырем», у «Майора Грома» есть все для создания супергеройской вселенной, которую скоро пополнят сериалом про Красную Фурию и сиквелом «Игра».
И вот какая интересная ситуация выходит: в то время, пока в Голливуде жанр супергеройского кино находится в кризисе и все пророчат ему скорую кончину, этот жанр у нас только набирает обороты. Есть масштабные проекты от крупных студий вроде того же сиквела похождения Майора Грома, есть микс супергеройки и славянской мифологии вроде «Невского», а есть российские супергеройские фильмы со своим колоритом, которые создаются при народной поддержки — как пример, «Настоящий герой».
Итог
По итогу можно сказать, что «Черная молния» является вехой в развитие нашей индустрии кинокомиксов. Он показал, что в России можно создать своего супергероя. Фильм появился в важное время, когда стране необходимы были свои герои, так как забугорные парни и девушки в плащах не отражают ценности, исповедуемые русской культуры, а именно героизм простого человека. Ведь основная мораль фильма такая:
Даже самый обычный человек способен на героические поступки
Но нужна ли «Черная молния» сейчас в виде сиквела? Нет, «Черной молнии» нужен перезапуск, который бы отражал нынешние реалии нашего мира. Поэтому я хочу, чтобы больше людей обсуждали «Черную молнию» и разговаривали об этом фильме как можно чаще. Не только как о фильме, где «Волга» летает без разрешения по Москве, но и как о простой истории о том, что в обычной жизни есть небольшое место геройству.