"Метод" и "Шерлок": неожиданные сходства

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

Одним из немногих русских сериалов, которые стоит посмотреть, является «Метод», снятый Юрием Быковым. Вышедший в 2015 году, он моментально снискал одобрение зрителей и критиков. Проект, прямо скажем, нетипичный для отечественного кинематографа. Интригующий криминальный сюжет, глубокий социальный подтекст, атмосфера и актёрская игра ставят его на уровень зарубежных картин. И действительно, «Метод» часто сравнивают с американским «Декстером», «Настоящим детективом» и «Ганнибалом», а порой и вообще обвиняют в плагиате.

Сценаристы, конечно, не обошлись заимствований, но умело обыгранных. Да и на самом деле общего у «Метода» больше всего не с американскими проектами, а с английским сериалом «Шерлок». Я расскажу о 5 главных и не всегда заметных сходствах этих картин, а также поведаю о втором сезоне «Метода»: почему откладывают премьеру и стоит ли её ждать вообще.

Общие черты «Метода» и «Шерлока» многим бросаются в глаза. И, в первую очередь, это одновременно отталкивающий и притягательный образ главного героя. Начнём с того, что и Меглин, и Холмс – сыщики, которые раскрывают преступления и ищут маньяков, при этом сыщики непростые. Их прямолинейность, грубость и нелюдимость порой удивляет. Герои всегда говорят, нет, даже бросают правду в лицо. Неординарное мышление и безупречная дедукция делаю их особенными и выделяют на фоне остальных персонажей.

Посмотрев на место преступления всего пару минут, детективы способны определить мотив и практически проникнуть в сознание убийцы. Вспомним, как Меглин во второй серии нашёл в парке место, где как по книге смог прочитать прошлое маньяка и сразу вычислил, что побудило его так жестоко и бесчеловечно убивать девушек. Всё оказалось просто – отмщение и чувство власти, но никто кроме Меглина не смог это понять. А Шерлок в самой первой серии под названием «Этюд в розовых тонах», лишь взглянув на жертву, рассказал всю её историю – время приезда, его цель, даже подробности личной жизни. За это сыщиков не любят в полиции, однако терпят, потому что без них преступника либо будут искать очень долго, либо не найдут вообще.

Герои как будто отделены от остального мира, всё земное им чуждо: ни еда, ни сон, ни комфорт им просто не нужны. Об этом говорит постоянный, неисправимый бардак в доме и небрежный внешний вид обоих.

Кстати, о внешнем виде. Думаю, многие оценили стиль одежды Меглина: классическая рубашка, длинный бежевый плащ и немного забавная, старомодная кепка. Очень схоже со стилем мистера Холмса, правда вместо плаща у него чёрное пальто, но странная кепка тоже присутствует.

Какой же Шерлок без своего верного помощника доктора Ватсона. В нашем случае это Есения Стеклова, молодой и любопытный стажёр, который волею судьбы оказался рядом со знаменитым сыщиком. В разговоре со следователями она описывает историю Меглина и тем самым доносит её до зрителя, выполняя функцию рассказчика. Точно такая же роль, как мы помним, была и у Ватсона – именно он в своих записках рассказал людям о Шерлоке Холмсе. В обоих сериалах с самого первого кадра нам показывают этих героев, и зритель смотрит на происходящее как бы от их лица.

По сути, Есеня и Ватсон, эти полуглавные – полувторостепенные персонажи, создают историю Меглина и Шерлока. Последние, кстати, до встречи со своими подопечными, совсем не имели друзей. Окружающие воспринимали их как досадную, раздражающую необходимость, и только Джон и Есеня искренне восхищались их способностью раскрывать преступления, смотрели глубже, чем другие, поэтому и стали их единственными по-настоящему близкими людьми.

Кроме этого, очевидно, что ни Ватсон, ни стажёрка Стеклова в плане логических умозаключений не могут угнаться за своими друзьями, поэтому часто становятся объектами их манипуляций, сами того не подозревая. Когда Меглин интимным тоном звал Есеню на кровать, она и не думала о том, что в следующую секунду он заломает ей руки и будет учить самообороне. А Ватсон в серии «Собаки Баскервиля» думал, что находится в реальной опасности, не догадываясь, что участвует в эксперименте Шерлока. И таких моментов очень много.

Друзей главных героев объединяет ещё и то, что у них обоих насыщенная личная жизнь. У Есени помимо любовной линии с Родионом есть ещё безумно влюблённый бывший одногруппник Саша, который постоянно мельтешит перед глазами, и Женя, в объятьях которого она ищет утешения. В «Шерлоке» Ватсон тоже показан ещё тем Ловеласом. Его амурным похождениям уделяется немало внимания.

Ещё одним большим сходством сериалов является главный антагонист. И в «Шерлоке», и в «Методе» это один доминирующий маньяк, на которого ведётся охота, и который навязывает свою философию другим убийцам. В центре сюжета и там, и там находится противостояние, некая игра, которую с переменным успехом ведут герои. Только на кону стоят человеческие жизни, а следующий ход помогают совершить маньяки-пешки, устами и действиями которых говорит таинственный верховный злодей.

Не зря героя с именем «Ты меня не поймаешь» называют русским Мориарти. Даже их фразы во многом схожи. Мориарти говорит Шерлоку: «Я нужен тебе, без меня ты ничто. Мы одинаковые — ты и я». Загадочный убийца из «Метода» убеждает Меглина, что он тоже маньяк, такой же как и остальные, и нужно показать свою истинную сущностью, начать убивать для собственного удовольствия.

Игра, в которую играют преступник и сыщик, в каком-то извращённом смысле увлекательна. Поэтому неудивительно, что суровые следователи, которые допрашивали Есеню, предположили, будто Меглин не хотел её заканчивать, мол отпускал пойманных убийц, чтобы продолжить за ними гоняться. Вспомните, как Есеня негодовала, когда они сказали, что у Меглина сбился нравственный прицел, и он сам полностью перешёл на сторону маньяков.

Несправедливые обвинения были и в «Шерлоке». Полицейские, чтобы хоть как-то обосновать аномальную одарённость детектива, решили, что он слишком вошёл в азарт и начал сам совершать преступления, чтобы потом блестяще их раскрыть. В 3 серии 2 сезона Шерлоку приписали сначала похищение детей, а потом вообще все преступления, которые он когда-либо раскрыл.

И последним главным сходством Меглина и Холмса будет их смерть. В конце 2 сезона Шерлок падает с крыши, чем приводит в отчаяние Ватсона и своих фанатов. Но уже в следующем сезоне он оказывается жив и продолжает свои приключения. Меглин к концу сериала тоже умирает, и это становится трагедией для Есени, однако из трейлера и интервью актёров мы знаем, что в следующем сезоне персонаж Хабенского точно появится, неизвестно только, в каком виде – в воспоминаниях и видениях возлюбленной или он всё-таки выживет (на что многие фанаты очень надеются).

Сходства действительно сильные. Однако есть и существенные отличия этих проектов. В «Шерлоке» акцент сделан именно на детективной части истории и на гениальности главного героя, в то время как в «Методе» продюсерам важнее было показать психологию маньяков и донести до зрителя идею, что убийцами, как правило, не рождаются, такими их делают люди, ведь почти каждый маньяк – это обычный ребёнок, с которым когда-то сотворили страшные вещи.

Ну, а сейчас поговорим про 2 сезон, который нам обещали ещё в 2019 году, затем зимой-весной 2020, и вот уже середина осени, а сериал ещё не вышел и неизвестно, когда это случится. Хотя, нет, подождите, известно! Управляющий партнёр продюсерской компании «Среда» Иван Самохвалов всё-таки сказал, когда нам ждать 2 сезон, и это, внимание… очень скоро! Да-да, Самохвалов так и объявил: «Я не могу сказать, когда он выйдет, но могу сказать, что это точно будет уже скоро». Хмм, где-то мы это уже слышали…

Что же послужило причиной задержки? Как вариант, виной всему скандал, связанный с Паулиной Андреевой. Она отказалась сниматься в морге, но продюсеры её убедили, сказав, что трупов там не будет. Актриса согласилась, и... вскоре узнала, что её обманули – все тела были самыми, что ни на есть настоящими. Конечно, Андреева возмутилась, и этот вопрос решается до сих пор.

Постоянный перенос премьеры изрядно подпортил настроение зрителей. Ситуацию не улучшает и замена режиссёра. Гениальный Юрий Быков ушёл из проекта и вместо него появился... Александр Войтинский, который до этого снимал в основном комедии, такие, как «Джунгли», «Дед Мороз. Битва Магов» и что-то вроде боевика «Чёрная молния».

Войтинский никогда прежде не работал с жанром детектива и драмы, поэтому трудно предположить, что нас ждёт. Скорее всего, гораздо меньше социального подтекста. И, я думаю, не будет той глубины, того сопереживания главным героям и чувства безысходности, которыми пронизаны проекты Юрия Быкова.

Хотя по словам Константина Хабенского, второй сезон должен быть более убедительным. Актёр утверждает, что все изъяны и шероховатости первого сезона были учтены и исправлены.

Также нам стоит ждать более жестоких сцен и более изощрённых убийств, некоторые вообще пророчат второму сезону уровень «Пилы», но это, на мой взгляд, перебор. Будет много приглашённых звёзд, много насилия и обнажённого Александра Петрова, в общем зрелище не из лёгких.

Держится интрига и вокруг главного злодея. В книге нам уже дали спойлер, кто же этот загадочный «Ты меня не поймаешь». И пока неизвестно, изменят ли этот момент в сериале. А как считаете вы, выберут ли сценаристы другого злодея или оставят книжного?

Что ж, во всяком случае будем надеяться, что продолжение истории Меглина и Есени нас не разочарует.

1919
35 комментариев

Почему вы сравниваете с сериалом "Шерлок", а не с первоисточником?
Если так подумать, то и сериал "Шерлок" - плагиат с книг "Шерлок". Только Метод более заваулированный плагиат, а значит и более качественный

11

Потому что речь о кинематографе, а не о книгах)

5

Видимо потому, что они сравнивают именно сериалы, видя сходства меду ними больше, чем с книгами. Британский сериал интерпретация, русский — интерпретация интерпретации.

В Методе более все грубее и кровавике и со зрителями не церемонятся.

Больше всего понравилась интерпретация известных маньячных происшествий в ссср

6

Да, согласна, это очень крутой ход, жаль, что немногие это оценят)

1

Без Быкова не то будет

3