«Терминатор 2». Не просто боевик
«Терминатор 2. Судный день» — один из лучших боевиков. Мы привыкли воспринимать этот фильм как простую, даже банальную историю о противостоянии человека и машин, наполненную тонной спецэффектов и ярким экшеном. Но что если этот фильм чуточку сложнее и интереснее?
Некоторые эксперты заявляют, что в 2020-х компьютеры достигнут вычислительной мощности человеческого мозга, К 2029 году компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании слова, а к 2050-му году они станут намного умнее нас. Мы несомненно приближаемся к технологической сингулярности, и мы должны задуматься, как машины воспримут нас - будем ли мы для них богами-создателями или же зло, творимое человечеством, заставит их пойти на нас войной и избавить планету от человеческой угрозы?
Возможно, вы удивитесь, но одним из фильмов, которые лучше всего раскрывают эту тему, является… известный боевик.
“Терминатор 2: Судный день” - один из лучших, если не лучший, представитель своего жанра. Прекрасно поставленные экшен-сцены, разнообразие локаций, потрясающие для своего времени спецэффекты, шуточки, наконец - всё это мгновенно поставило фильм Джеймса Кэмерона на высшую ступень экшен-пьедестала.
Но вообще-то картина чуть сложнее. Конечно, это вам не Дэвид Линч или Андрей Тарковский, но Кэмерон, выставляя напоказ компьютерную графику, вообще-то говорит о человечности, её обретении и потере, о морали. И о взаимоотношении человека и машины, конечно - не только явственно между Джоном Коннором и Т-800, но и в более общем смысле.
Отличным примером этого является уже начало фильма. Нам показывают типичное утро в Лос-Анджелесе, пробки, куча людей, дети играют. Но вот детские голоса прерываются, и мы видим мрачное, апокалиптическое будущее. Эта сцена работает на контрасте между отрывками: это как будто бы два разных мира, но ведь на самом деле оба они - наша Земля. Лицо человека исчезает в огне, и на экране появляется он. Терминатор. Идеальная машина для убийств, созданная не кем иным, но человеком.
И это одна из центральных тем фильма - у технологии самой по себе нет морали или нравственных принципов. Их определяет то, как мы пользуемся этой технологией.
У Терминатора как у машины, продукта технологии, тоже нет нравственных принципов. Он - компьютер. Ему поставили цель и он должен её выполнить. Но… это не совсем так.
В начале фильма - да, он просто машина, которая калечит людей, грабит неудачливого байкера и отправляется к своей цели. Но секундочку, на кой чёрт ему тёмные очки посреди ночи - ну помимо того, что это дополняет образ и выглядит круто? Вообще-то на это есть причина: надев очки, Т-800 ещё сильнее подчёркивает свою сущность. Он просто машина для убийства, и очки здесь окончательно лишают его всего человеческого - закрывают его глаза, “зеркало души”. Ну и да, Арни в них выглядит ещё круче.
И неслучайно Терминатор снимает очки, когда делает первый хороший поступок - спасает Сару Коннор из лечебницы. Именно здесь он начинает свой путь к очеловечиванию. И заметьте - он ведь так никого за фильм не убил, хотя Джон так и не смог ему объяснить, ПОЧЕМУ этого делать нельзя.
Это и делает персонажа Шварценеггера настолько интересным - да-да, не Ферлонга, а именно Шварценеггера. Т-800 не чувствует жалости, но он должен научиться и понять, почему убивать - плохо. Обрести нравственные принципы.
Напротив Терминатора - Сара Коннор. Сара постоянно появляется в различных топах крутых персонажей (не в последнюю очередь благодаря первому фильму), но в сиквеле она - обычный человек, на которого давят тяжёлые обстоятельства. И она разительно отличается от Т-800. Она начинает забывать, что значит - быть человеком.
Она по сути превращается в машину, но её цель - не защитить, но убить. Убить Майлза Дайсона, учёного, чья работа позднее приведёт к наступлению конца света. Теперь она становится эдаким терминатором, существом с единственной целью - ликвидировать человека, которого она даже не знает. И уже сама Сара надевает солнечные очки, будто бы отрекаясь от своей человеческой сущности. Сейчас она планирует убить человека, который ещё пока ничего не сделал - ровно это же происходило и в первом фильме, только там она была этой жертвой. К счастью, она не завершает свою трансформацию.
А вот Т-800 из холодной машины становится почти человеком (обратите внимание на цвета - это холодный синий в начале и тёплый оранжевый в конце). Он понимает ценность жизни, понимает слёзы. Машина, созданная для убийства людей, жертвует собой, чтобы спасти этих самых людей и изменить ход истории, чтобы никогда больше не появиться на свет.
И здесь же Сара вновь обретает себя. Да, она опять убивает Терминатора, но теперь, вместо смеси страха и гнева она чувствует жалость.
“Терминатор - 2” - конечно, очень важный для киноиндустрии фильм. Все его достижения в графике, постановке и спецэффектах, несомненно, запомнятся нам. Но одновременно с этим мы не должны забывать, что этот фильм - равно как и первый “Терминатор” - больше про персонажей, а спецэффекты лишь помогают картине двигать вперёд историю и взаимоотношения персонажей.
И “Судный день” - не история о вреде технологий. Он лишь предупреждает нас об опасности зависимости от них. Ведь этот самый Судный день случился не потому что человечество достигло высокого уровня прогресса, а потому что человечество позволило Skynet принимать решения за себя. И если уж машина смогла оценить ценность человеческой жизни, то и мы тоже должны сделать это.